пень понимания населением экономического, социокультурного значения туризма, роль хозяйствующих субъектов, администрации в его развитии.
В настоящее время в продвижении туризма в Бурятии задействованы в основном административные ресурсы, степень участия населения и бизнеса незначительна. Индивидуальная и коллективная рекреация существуют независимо друг от друга, в то время как должны составлять сбалансированную устойчивую систему, что является еще одним условием формирования ОРП.
Таким образом, главным приоритетом при формировании государственной рекреационной политики является воспроизводство рабочей силы, восстановление трудового потенциала. рыночный механизм позволяет использовать новые формы и методы организации функционирования рекреационных предприятий путем сочетания широкой доступности рекреационных услуг для населения с одновременным обеспечением специализированного, элитного, дорогостоящего обслуживания граждан со средним и высоким уровнем доходов.
Действие экономических и неэкономических факторов способствует или препятствует выполнению функций рекреации. Условия формирования ОРП в регионе следующие.
1. Сочетание рыночной самоорганизации и государственного регулирования.
2. Формирование пространства готовности должно происходить в пространстве готовности населения, хозяйствующих субъектов, государства, для чего необходимо:
- выявление и использование пространства актуального уровня готовности и верхней границы пространства готовности на уровне населения, хозяйствующих субъектов, государства для повы-
шения эффективности ОРП;
- выявление пространства готовности, освоение которого требует вмешательства извне или государственного регулирования;
- выявление пространства готовности, самостоятельное освоение которого потребует специальных методов и приемов (обучение, информирование и т.д.).
3. Уровень концентрации экономического пространства должен способствовать увеличению уровня рекреационной освоенности пространства.
Литература
1. Бережная И.В., Калькова Н.Н. Подходы к оценке уровня конкурентоспособности регионального рынка рекреационных услуг // Экономические науки. - 2008. - №4.
2. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004.
3. Воронцова Д.С. Коммуникационно-рекреационные пространства торговых центров: научные определения // Ар-хитектон: известия вузов. - 2009. - № 25.
4. Кузьмичев В.Е. Рекреация и природные рекреационные ресурсы. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007. - С. 71-80.
5. Кусков А.С, Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М.: Изд-во МПСИ, Флинта, 2005. - 496 с.
6. Симонов В.С. Формирование и регулирование рынка рекреационных услуг в России: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - СПб., 2006.
7. URL: http//www. archipelag.ru/authors/lopuhina
8. URL: http//www. Industrial tourism.ru
Брюханова Валентина Борисовна - старший преподаватель кафедры «Макроэкономика, экономическая информатика и статистика» экономического факультета ВосточноСибирского государственного технологического университета, е-mail: [email protected].
Bryukhanova Valentina Borisovna, senior teacher of department «Macroeconomy, economic computer science and statistics», East-Siberian State Technological University, е-mail: [email protected].
А.Э. Нартуева
УДК 338.48
Развитие туризма в Российской Федерации: необходимость концептуального осмысления
В статье рассматриваются важнейшие аспекты развития туризма на территории России, обладающей огромными туристскими ресурсами. Огромное значение придается включению высокоэффективного туризма в перечень основных направлений экономики. Определена туристская привлекательность территорий и установлены факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами.
Ключевые слова: туристский ресурс, высокоэффективный туризм, туристская привлекательность территорий.
A.E. Nartueva
Tourism development in the Russian Federation: necessity of conceptual comprehension
The article deals with the tourism development on the territory of our country, possessing huge tourists ’ recourses. A great attention is paid to the inclusion of highly effective tourism in the list of key economy areas. Tourist attraction of the territories is defined, and the factors caused the difficulties in its visits by tourists are founded out.
Keywords: tourist resources, high-tourism, tourist attraction areas.
Современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Так, и в России огромное значение стало отводиться развитию высокоэффективного туризма за счет включения его в перечень основных направлений экономики, привлечения инвестиций, предоставления налоговых и таможенных льгот, благоприятных условий для кооперации туристических, банковских, транспортных, гостиничных услуг в целях развития мощной материально-технической базы отрасли.
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
В государственном нормативном акте «О реорганизации туризма в Российской Федерации» были выработаны перспективные направления, одним из которых стало проведение районирования.
Территорию России с ее разнообразными природно-климатическими условиями в соответствии с районированием подразделяют на четыре туристические зоны:
I зона - юг европейской части страны;
II зона - средняя полоса европейской части;
III зона - средняя и южная полоса азиатской части;
IV зона - Сибирь и Дальний Восток.
В результате начавшихся социальноэкономических преобразований в стране произошел разрыв устоявшихся связей и изменение геополитической ситуации на Северном Кавказе. Если раньше карта юга выглядела очень внушительно, то сейчас I зона представлена лишь наиболее посещаемыми горнолыжными курортами, куда входят заснеженные склоны с горными центрами в Приэльбрусье, Теберде, Домбае, Архызе, на Красной поляне и российское побережье Чер-
ного моря, Азовское побережье, Кавказские минеральные воды. Российское Черноморское побережье отличается широким набором рекреационных ресурсов, оказывающих оздоровительный эффект на человека.
Курортный бизнес во всем мире является одним из самых привлекательных для инвестиций. На территории Краснодарского края ранее не было ни одного отеля, соответствующего мировым стандартам. Лишь в последнее время российские инвесторы - в основном газовики и нефтяники - начали вкладывать деньги в гостиницы Черноморского побережья. Похоже, что их стараниями в России удастся создать курортную индустрию, не уступающую мировым аналогам.
II зона - средняя полоса европейской части от западных границ страны до Урала. В настоящее время в эту зону, имеющую значительный экономический и культурный потенциал, входят следующие центры международного всероссийского значения: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Тула, Волгоград, Брест, Пермская, Свердловская, Челябинская области.
III зона - средняя и южная полоса азиатской части - охватывает территорию, простирающуюся от Урала до Тихого океана. Располагает богатыми природными комплексами, современными производственными объектами - Братская, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, Каракумский канал. В пределах зоны расположены рекреационные образования - оз. Байкал, юг Красноярского края и Тува в Сибири.
На территории российской средней и южной полосы азиатской части страны выделяются следующие туристические районы: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный.
IV зона - север страны (Сибирь и Дальний Восток). Север играет исключительно важную роль в экономике России: здесь добывается 91% газа, подавляющая часть золота, алмазов; производится почти пятая часть национального дохода.
Север становится специализированной зоной туризма. Туристов привлекают такие необычайные явления, как белые ночи, северное сияние, экзотика Северного Ледовитого океана. Есть условия для развития лыжного и водного туризма.
На севере действует 20 турбаз, 7 из них -предприятия круглогодичного режима работы. На Кольском полуострове пролегает 7 всесоюзных маршрутов, из них - 3 лыжных. Летние автобусные маршруты проходят по городам Мурманск, Кировск, Мончегорск. Действует 2 круизных маршрута по Северному Ледовитому океану, 1 маршрут - по Белому морю, 4 - по рекам Лена и Витим. Для туристического освоения большое значение имеет ввод БАМа. Наличие уникальных возможностей для зимних видов спорта может превратить север в район массового туризма.
Получают развитие новые формы организации рекреационного отдыха, среди которых перспективным является создание самых разнообразных типов природных парков.
В Прибайкальский туристический район входят Бурятская, Иркутская, Читинская области. В Бурятии предстоит осуществить несколько перспективных проектов. Наиболее значимый из них - проект развития туризма на торговом «Чайном пути ХУШ века» из Китая через Монголию в Россию, имеющий все предпосылки для превращения в крупный международный проект, в котором могут участвовать многие регионы России. Значительным экскурсионным потенциалом располагает Иркутская область и Забайкалье, где представлены памятные места, связанные с пребыванием декабристов, событиями Гражданской войны, а также уникальные природные объекты: пещеры (Ольховская - 850 м), каскады и водопады впадающих в Байкал рек (Кичерский - 60 м), бухта Песчаная, исток р. Ангары, Байкальский и Баргузинский заповедники. Значительный интерес представляют также крупные сибирские ГЭС с живописными водохранилищами на Енисее и Ангаре.
Район имеет благоприятные туристские маршруты, создаются условия для развития лыжного туризма. Здесь располагаются объекты, используемые при организации познавательного туризма. В районе озера Байкал развит иностранный туризм, этот объект занимает первое место в Сибири по посещаемости иностранными туристами.
Дальневосточный туристический район охватывает Приморский и Хабаровский края, Амурскую и Сахалинскую области. Район имеет бла-
гоприятные климатические условия для развития туризма.
Исследования природно-климатического потенциала России и определение зон, наиболее благоприятных для развития туризма, рекомендуют отдельным регионам и территориям приоритетные типы и направления туризма. Определена туристская привлекательность территорий и установлены факторы, влияющие на уровень сложности их посещения туристами.
В число этих факторов входят:
- климатическая и экологическая ситуация в регионе;
- развитие гостиничного бизнеса и состояние инфраструктуры;
- транспортное сообщение;
- наличие объектов культурно-исторического значения и показа для туристов;
- наличие функционирующих курортнорекреационных комплексов.
Интегрирование данных параметров позволило определить туристический потенциал региона
- гипотетическую условную величину, отражающую механизм возврата (окупаемости) ресурсов в случае реализации инвестиционных проектов. Имеется в виду, что адресные инвестиции приведут к востребованности турпродукта со стороны его потенциальных потребителей.
Как видно из системы районирования, Россия обладает колоссальным туристским потенциалом для развития внутреннего и международного туризма. С точки зрения материальной базы, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российский Федерации.
К первому уровню относятся часть СевероЗападного региона, Москва, Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавмин-воды; второй уровень включает часть СевероЗападного региона, Балтийское побережье, маршрут Золотое кольцо России по древним русским городам, Поволжье и Северный Кавказ; третий -Север, горный Алтай, горную Шорию, оз. Байкал, Сахалин, Курилы, Камчатку.
Несмотря на огромные туристические ресурсы, Россия занимает сегодня весьма скромное место на мировом рынке. На ее долю приходится 1,5% мирового туристского потока. По самым оптимистическим данным, в 1991-1996 гг. в тури-
стической индустрии создано и сохранено около 600 тыс. рабочих мест. В современной российской индустрии туризма занят лишь один работник из трехсот, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.
Дефицит платежного баланса туристской отрасли России в 1994 г. составил около 8 млрд долларов, т.о., прибыль от въездного туризма в 4 млрд долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд.
В 1995-1996 гг. экономика отечественного туризма постепенно стабилизировалась. Изменилось отношение государства к туристической отрасли, были выдвинуты новые международные требования к сервису в туризме, разработана стратегия развития иностранного туризма.
Основанием для реализации данной концепции стала активная поддержка государства, подход к туризму как к одной из самых приоритетных отраслей, дающей быструю окупаемость вложенных средств и получение доходов в свободно конвертируемой валюте.
В данном случае доход от обслуживания туристов уступает только доходам от экспорта нефти и автомобилей.
Методами усиления экономических выгод развития отечественного туризма, по мнению исследователей, должны быть:
- планирование туризма - разработка экскурсионных маршрутов, группирование достопримечательностей и организация работы на рынке;
- планирование трудовых ресурсов, при котором необходимо учитывать все разновидности специальностей - персонал для гостиниц, работников общественного питания, организаторов туров и поездок, в том числе гидов (экскурсоводов). Сюда входят также и смежные области, связанные с туризмом: таможенные, пограничные службы, магазины туристов. Стимулируя местную занятость в сфере туризма, можно применять различные образовательные и учебные программы с обучением на рабочих местах, разрабатывать соответствующие стандарты;
- разработка стратегии маркетинга - создание потока товаров и услуг от производителя к потребителям. Маркетинг в туризме включает также выявление желаний потребителя (спроса), создание комплексных услуг (предложений) и продвижение услуг на рынок;
- организация рекламного маркетинга с помощью средств массовой информации - радио, телевидения, газет, журналов, видеороликов; прямая
почтовая рассылка плакатов, открыток с целью привлечения туристов в определенный регион;
- организация работы туристических представителей за границей и местных туристических информационных бюро, освоение интеренет-пространства;
- статистика и исследовательская деятельность;
- создание необходимой законодательной базы по выделению региональных туристических зон, контролю за землепользованием и применением норм застройки в конкретных регионах развития туризма; по охране окружающей среды, противопожарной безопасности, эксплуатации объектов, по ответственности администрации за гостей и их имущество; трудового и налогового законодательства, служащего для защиты туристов от плохо функционирующих туристических предприятий. Данные вопросы должны регулироваться государством, без этого невозможно профессионально и квалифицированно управлять всеми процессами;
- финансирование, необходимое для развития инфраструктуры, подготовки кадров гостиниц и сферы туризма, развития туристических объектов и услуг, приносящих коммерческие доходы, в частности средств размещения, ресторанов, туристических агентств и бюро путешествий, магазинов;
- прямые зарубежные инвестирования. Это нечто большее, чем простое финансирование, ведь производя инвестиции в Россию, иностранный капитал привносит новые технологии, способы организации производства и предоставляет возможности прямого выхода на мировой рынок.
Однако наряду с положительными изменениями существуют барьеры, отрицательно влияющие на сферу туризма:
• Образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; отсутствие системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения турпродукта на внешний рынок, государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом до 2002 г.; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма.
• неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ
существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, несоответствие цены и качества гостиничных услуг.
• неэффективная государственная система регулирования туризма; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; налоговый пресс; бесконтрольное увеличение тарифов на тепло- и энергоносители; криминализация туристического бизнеса.
• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, острый дефицит квалифицированных специалистов.
Для преодоления трудностей необходимо создание эффективной системы государственного регулирования процессов развития туризма и активизация государственной политики с целью увеличения валового национального дохода от туристической деятельности. В 137 странах мира вопросы туризма решаются на государственном уровне, т.е. министерствами, агентствами на основе законодательства.
На пути достижения этих целей должны быть сделаны следующие шаги:
- разработка мониторинговой системы слежения за развитием спроса и выявления новых потребителей;
- создание правовых и экономических основ формирования современной индустрии туризма;
- льготное налогообложение (снижение величины НДС и местных налогов);
- регулирование вопросов защиты потребителя туристских услуг;
- разработка новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
- разработка и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современ-
ных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
- создание и реализация учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
- реализация специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организация стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
- поддержка перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.
Для реализации перечисленных в концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма.
Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, с другой, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики, повышение занятости населения.
Литература
1. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристического рынка. - М., 1998.
2. Волков Ю. В. - Гостиничный и туристический бизнес. Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 637 с.
3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Нартуева Анна Эдуардовна, аспирантка Бурятского государственного университета. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 8 (301-2) 21-35-06.
Nartueva Anna Eduardovna, post-graduate of Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8 (301-2) 2135-06.