Научная статья на тему 'Развитие туризма в России'

Развитие туризма в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
15622
828
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / СФЕРА УСЛУГ / TOURISM / DEVELOPMENT MANAGEMENT / SERVICE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

Проведен анализ развития туристической отрасли России. Раскрыты основные причины низкой эффективности российской индустрии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

The tourism development in Russia has been analyzed. The key reasons for low efficiency of Russian tourism industry have been found.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в России»

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

М.А. ВИНОКУРОВ

ректор БГУЭП, доктор экономических наук, профессор

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ

Россия располагает громадным туристским потенциалом. Мировую туристскую известность имеют Москва, Санкт-Петербург (Северная Пальмира), старинные русские города «Золотого кольца», Валаам, Кижи, Волга, Байкал, Урал, обширные просторы Сибири, Алтай, Камчатка, Приморье... И это далеко не полный перечень совершенно уникальных достопримечательных мест, каждое из которых, даже взятое в отдельности, может стать своеобразной туристской Меккой, привлекающей в Россию большое количество иностранцев.

Становление отечественного туризма

Советский период. Данный сектор экономики в СССР не являлся приоритетным (в отличие от сырьевых и оборонных отраслей промышленности), что отражало экономическую политику государства того периода. Управление сферой туризма осуществлялось неэффективно, командно-административными методами. Финансирование туристских предприятий и фирм производилось в централизованном порядке. Опыта работы в условиях рынка не было.

В те годы туристский сектор полностью контролировался тремя государственными монополистами:

— Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС (внутренний туризм);

— системой «Интурист» (международный туризм);

— Бюро международного молодежного туризма «Спутник» (международные обмены молодежными и детскими группами).

Туристская деятельность также не отличалась разнообразием и осуществлялась по трем существовавшим независимо друг от друга направлениям:

1. Самодеятельный («дикий») туризм, когда инициатива путешествий и их организация принадлежали самим гражданам. Данный вид туризма являлся преобладающим, на его долю приходилось более 60% всего туристского потока в стране.

2. Организованный внутренний туризм, когда выбор места путешествия определялся общественными организациями в рамках перечня предлагаемых маршрутов и в зависимости от наличия свободных мест на профсоюзных и ведомственных турбазах, в пансионатах и домах отдыха. Доля этого вида туризма составляла примерно 30% туристского потока.

3. Иностранный туризм (въездной и выездной). Осуществлялся только в рамках систем «Интурист» и «Спутник». На его долю приходилось не более 10% суммарного туристского потока в стране (включая иностранных гостей и выезжающих за рубеж советских граждан). В период с 1985 по 1990 г. «Интурист» ежегодно приносил СССР около 2 млрд дол.

В целом же к началу перестройки индустрия туризма страны обслуживала примерно 50 млн туристов (в том числе около 5 млн иностранных) и более 300 млн советских экскурсантов.

К сожалению, в то время как в Западной Европе, Америке и Японии индустрия туризма бурно развивалась, отечественный туризм находился в изоляции от других стран и в застое, а отрасль была ориентирована в основном на внутренний спрос. Рыночные механизмы не действовали. Вместо них существовало централизованное планирование и распределение, что обеспечивало стабильный спрос. Но при этом отсутствовала конкуренция, а иностранным турфирмам запрещалось работать на территории СССР. Советский туристский продукт, как и вся продукция потребительского рынка, не выдерживал конкуренции на зарубежных рынках.

В итоге уровень развития отечественной индустрии туризма был существенно ниже, чем в других странах мира. Инфраструктура была развита слабо. К началу реформ на 1 тыс. жителей в СССР приходилось 3,8 гостиничных места (для сравнения: в США — около 40 мест, или в 10 раз больше!). Качество

© М.А. Винокуров, 2004

18

М.А. ВИНОКУРОВ

обслуживания тоже оставалось крайне низким и существенно отличалось от западного. Даже на престижных советских приморских курортах, где были построены достаточно комфортабельные (по советским меркам) пансионаты и гостиницы, уровень сервиса заметно уступал зарубежному.

Реформы (1991—1998). В рассматриваемый период туристская отрасль, как и вся экономика страны, претерпела существенные изменения, которые имели положительные и отрицательные последствия.

Страна приступила к рыночным преобразованиям, стала более открытой, в том числе и для иностранных туристов. Была упразднена государственная монополия в сфере туризма, упрощена процедура выезда российских граждан за рубеж. Вместо трех господствующих на протяжении многих лет монополистов («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС) появились тысячи частных туристских фирм. Около 70% из них разместились в Москве и Санкт-Петербурге.

У граждан России наконец-то появилось право свободных поездок за границу. Существенно вырос объем выездного туризма. Это привело к тому, что некогда популярные отечественные курорты не выдержали конкуренции с зарубежными (по цене и по качеству обслуживания) и опустели. Российские туристы, вкусившие более качественный зарубежный туристский продукт, стали требовать от отечественного сервиса столь же качественного обслуживания.

Экономический кризис и социальная нестабильность вызвали уменьшение потока зарубежных гостей в Россию. Пик спада пришелся на 1992 г. (2,5 млн иностранных туристов). И это также отразилось на финансовом благополучии отрасли.

Существенные изменения претерпел въездной туризм. Ранее полностью монополизированный «Интуристом», он стал более диверсифицированным. Для посещений иностранцев открыли закрытые прежде города и регионы страны (Владивосток, Приморский край, Екатеринбург и др.). Начал расти интерес к путешествиям в Россию. После заметного спада, с 1993 г., поток интуристов стал постепенно увеличиваться. Уже в 1996 г. он достиг 5,1 млн человек, что было сопоставимо с количеством интуристов, приезжавших в СССР.

На первых этапах реформ в 3—4 раза уменьшился объем внутреннего туризма, ранее организуемого по линии ведомств и профсоюзов. Это произошло из-за сокращения централизованного финансирования баз отдыха и пансионатов, которые никогда не работали в режиме самоокупаемости и оказались совершенно не готовыми к рыночным условиям. Качество обслуживания здесь оставалось очень низким, а цены постоянно повышались. Кроме того, в результате распада СССР было утрачено свыше 10 тыс. объектов социального туризма, ранее доступных для широких слоев населения.

Изменилась и география самодеятельного туризма. После распада Союза наиболее престижные места отдыха «диких» туристов (Крым, Кавказ, Карпаты, Прибалтика, Памир, Тянь-Шань, Иссык-Куль, Средняя Азия) оказались за границей. К тому же быстро выросли цены на билеты на всех видах транспорта, что сделало практически недоступными дальние поездки в некогда традиционные места отдыха. Так, доля транспортных услуг в общей стоимости туров увеличилась с 20—25% в 1988 г. до 40—50% в 1998 г. Все это привело к сокращению дальних потоков внутреннего самодеятельного туризма примерно в 4—5 раз (внутренний туризм приобрел региональную направленность).

В результате реформ было разрушено единое туристское пространство бывшего СССР, а из-за прекращения централизованного финансирования (на принципах такого финансирования держалась советская индустрия туризма) в упадок пришла обширная инфраструктура туризма.

Отдельно взятые бывшие республики Союза (Прибалтийские, Закавказские и Среднеазиатские, а также Украина и Белоруссия) потеряли прежний интерес для интуристов. Были утрачены наработанные десятилетиями единые маршруты (от Бреста до Владивостока и от Таймыра до Кушки), которые имели неоспоримое конкурентное преимущество на мировом рынке турпродуктов. Ведь только на одной шестой суши земного шара можно было всего за несколько дней получить разнообразные впечатления: увидеть величие европейских архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и древнерусской киевской Софии, познакомиться с самаркандскими медресе, древней могилой Улуг, поохотиться на дичь северной тундры и сибирской тай-

19

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

ги, побывать на Иссык-Куле, отдохнуть в тени кипарисов Закавказья и полюбоваться неповторимыми очертаниями Кавказского хребта.

Современный этап. В настоящее время положение в сфере отечественного туризма меняется к лучшему. Наблюдается рост числа успешно работающих гостиниц и туристских баз, которые получили самостоятельность, научились работать в условиях рынка, ориентируют свою деятельность на конкретного потребителя. Предлагаемые в настоящее время отечественные туры становятся более привлекательными для интуристов и доступными для россиян. Качество обслуживания постепенно приближается к западным стандартам. Все это позволяет увеличивать масштабы внутреннего и въездного туризма, удовлетворять потребности некогда самодеятельных отечественных любителей путешествий.

Начиная с 2001 г. количество зарубежных туристов, ежегодно посещающих Россию, превышает 6 млн человек (больше, чем в советский период).

Происходит процесс выхода на отечественный туристский рынок охраняемых природных территорий (национальных парков, заказников, заповедников), где, хотя и с запозданием, начинают понимать выгоду качественного обслуживания посетителей.

Важность туризма все больше осознается во властных структурах всех уровней. При этом федеральная власть проводит политику развития отрасли при минимальной вертикальной структурированности. То же происходит и на региональном уровне, где наиболее продвинутые в туристском отношении субъекты Федерации ограничили систему управления сферой туризма до выполнения только координационных, информационно-статистических и рекламно-издательских функций, осуществляемых небольшим числом специалистов туристских департаментов. Комплексное развитие туризма в этих регионах начинается с разработки и принятия концепций и программ, определяющих стратегию и тактику действий по поддержанию и совершенствованию региональной туристской сферы.

К сожалению, в России пока преобладает выездной туризм. Это приводит к отрицательному сальдо платежного баланса по статье «Туризм» в сумме 4—6 млрд дол. (в СССР — всего 0,5 млрд дол.).

Что касается внутреннего туризма, то в настоящее время поездки по России с туристскими целями ежегодно совершают 15—20% населения страны. При этом наиболее популярными продолжают оставаться самодеятельные походы и отдых «диким» способом. Но, в отличие от советского периода, сегодня самодеятельный туризм все более приобретает цивилизованные формы. Путешествия все чаще осуществляются на личном автомобиле, с более широким использованием элементов обновляемой инфраструктуры (гостиниц, турбаз, мотелей, кафе, закусочных и т.д.). Причины низкой эффективности российской индустрии туризма

Ресурсы для развития туризма в России огромны, но они почти не востребованы, не вовлечены в оборот, а значит — не приносят прибыли. Несмотря на громадную территорию и наличие множества уникальных объектов туристского показа, Россия занимает пока весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1% мирового туристского потока (около 5—7 млн туристов в год). Это уровень таких небольших стран, как Чехия, Турция, Венгрия, с гораздо меньшими туристскими ресурсами. (Интересно отметить, что доля России на мировом рынке высоких технологий тоже составляет около 1%.)

Тот факт, что по количеству приезжающих иностранных туристов мы располагаемся на 13-м месте, а по доходам от международного туризма — на 16-м, свидетельствует о низкой эффективности российской индустрии туризма. Гигантский туристский потенциал России практически не используется. Отечественная сфера услуг пока еще не может предоставить зарубежным гостям необходимый сервис, который они готовы оплачивать. Поэтому не все деньги иностранных туристов остаются в России. А ведь есть страны, преуспевшие в этом: находясь по потоку туристов, скажем, на 11-м месте, они могут занимать 5—6-е места по доходам (например, Германия).

На рис. 1 и 2 показан туристский потенциал некоторых стран мира. Хорошо видны очень скромное место России в мировом туристском бизнесе (ниже среднемирового уровня), а также очень низкая эффективность использования российского туристского потенциала и наличие громадных резервов для развития сферы туризма.

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

20

М.А. ВИНОКУРОВ

Сингапур Австрия 1

1 1 506

Швейцария 1 1 1 171

Австралия 1 :□ 1 036

Испания 1 1 731

Италия 1 1 531

Франция 1 1 507

Греция 1 385

Великобритания 1 362

Чехия 1 340

Канада 1 301

США 1 □ 279

Венгрия 1 255

Польша 1 218

Мексика 0 87

Египет □ 65

Россия □ 48

Китай D11

В среднем в мире □ 77

2 241

Рис. 1. Доходы от туризма на одного жителя страны, дол.

Сингапур Швейцария Австрия Италия Великобритания Испания Франция Германия Чехия Г реция Венгрия Польша

1100,6 187.0

158.6

153.4

147.0

144.4

□ 30.3 Ц 28.0 ] 26.9

США □ 7.9 Мексика □ 4.0 Египет □ 3.9 Китай □ 1.3 Австралия □ 1.1 Канада о 0.9 Россия о 0.4

145.4

В среднем в мире □ 3.0

Рис. 2. Доход от туризма с 1 км2 территории, тыс. дол.

199.0

] 10 833.31

21

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Если России удастся повысить эффективность данной отрасли и подтянуться до уровня таких стран, как Канада, Египет, Мексика, Польша, то это существенно увеличит доходы населения страны и положительно скажется на ее социально-экономическом развитии.

Почему, несмотря на уникальный природно-ресурсный и культурно-исторический потенциал, Россия занимает столь скромное место на мировом туристском рынке? Какие факторы мешали использованию громадного туристского потенциала и развитию отечественной индустрии туризма? Их несколько.

Во-первых, отсутствие опыта работы. В бывшем СССР сфера туризма не считалась приоритетной. Наличие «железного занавеса» и идеологические догмы сдерживали интеграцию нашей страны в мировой туристский рынок.

Во-вторых, слабым звеном являлась недостаточно развитая инфраструктура (транспорт, связь, питание, торговля, страхование и др.). Капитальные вложения в развитие индустрии туризма, в том числе и международного, были крайне незначительны и осуществлялись по остаточному принципу.

В-третьих, сфера обслуживания в стране всегда отличалась очень низким качеством. Это проявлялось и в туризме. Идеология классовой борьбы и «враждебного окружения» формировала у советских людей чувство подозрительности к гостям из зарубежных капиталистических стран. Отсутствовала культура гостеприимства: когда турист и покупатель приветствовались, причем не только сотрудниками туристских фирм, но и чиновниками, работниками таможни и др. Приезжающие в страну иностранные туристы сталкивались с убогим сервисом, завышенными ценами, нехваткой информации о маршрутах следования. В местах массового посещения туристов не хватало общественных туалетов, возникали проблемы с их уборкой. Отсутствовали дополнительные услуги (оплата которых является главным источником доходов в сфере туризма многих стран). Не случайно поэтому иностранцы не могли долго терпеть советский сервис.

В-четвертых, уровень развития сферы услуг по территории страны был крайне неравномерным. Если в центральных и курортных районах, а также в столичных городах уровень туристского обслуживания еще мог считаться приемлемым, то в отдаленных районах страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, инфраструктура туризма практически

не развивалась. Комфортность жилья оставалась очень низкой, отсутствовали коммунальные удобства и надежная связь. В некоторых гостиницах обеспечение электричеством, водой, средствами связи осуществлялось только несколько часов в сутки.

В-пятых, развитие международного туризма в России до сих пор сдерживают излишние административно-чиновничьи барьеры (сложность поездки, длительность и трудоемкость процедур въезда и выезда из страны, получения виз и т.д.). Эти процедуры остаются еще слишком хлопотными и непривычными для иностранных туристов. Кроме того, их пугает криминогенная обстановка в стране.

В-шестых, развитие туризма в какой-то степени тормозит суровый климат, длительная зима и короткое лето. Однако мировой опыт свидетельствует, что компенсировать неблагоприятные природно-климатические факторы можно более развитой инфраструктурой туризма, разнообразием и высоким качеством дополнительных услуг.

Все перечисленные факторы сказались на имидже СССР (а затем и России) как страны с примитивным уровнем обслуживания туристов и высокой степенью риска.

Современной России приходится преодолевать наследие прошлого, стимулировать приток в отрасль инвестиций, модернизировать материально-техническую базу туризма, повышать культуру обслуживания, готовить для этого соответствующие кадры. Необходимо создавать новый положительный туристский имидж страны, заново рекламировать уникальные туристские ресурсы, формировать более конкурентоспособный национальный турпродукт и продвигать его на мировом рынке.

Современное состояние

Международный туризм. Сейчас в Россию приезжает гораздо больше иностранных туристов, чем когда-то в Советский Союз, включавший 15 республик. Так, в разгар перестройки, в 1989 г., СССР посетили около 6 млн иностранных туристов. Начало рыночных реформ и распад Союза резко сократили количество приезжающих в страну иностранцев: в 1992 г. Россию посетило всего 2,5 млн интуристов. Затем начался рост: в 1996 г. — 5,1 млн человек, в 2001 г. — 6,4 млн. Это очень хорошая динамика.

Зарубежных туристов в России интересуют в основном культурно-образовательные и экологические туры. Существенный рост ту-

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

22

М.А. ВИНОКУРОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ристского потока наблюдается на рынке речных круизов. Однако, несмотря на быстрое возрождение российских курортов, иностранцы пока не спешат в нашу страну на отдых, предпочитая проверенные туры.

Из посещающих Россию иностранных туристов на первом месте по численности гости из Польши, затем следуют Финляндия, Германия, Китай, США, Италия, Латвия и др.

География посещений. В настоящее время иностранные туристы чаще всего посещают столичные города и наиболее «раскрученные» регионы страны. В числе основных маршрутов — Москва, Санкт-Петербург, Карелия, города «Золотого кольца». Часть иностранных гостей посещают Сибирь (прежде всего Байкал) и Дальний Восток (Камчатку и Приморский край).

Примерно 70% всех прибывающих в Россию иностранных туристов обязательно проезжают через Москву.

В последние годы проявляют все большую активность на туристском рынке такие города, как Самара, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград.

Внутренний туризм. Во всем мире (даже в странах, активно принимающих иностранных гостей) на долю внутреннего туризма приходится 60—80% всего туристского потока, а совокупные расходы граждан на внутренний туризм превышают расходы на международный туризм в 10 раз. При этом внутренний и международный туризм не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.

В СССР на одного отправляющегося за рубеж туриста приходились восемь иностранных и 20—30 внутренних (включая самодеятельных) туристов, что свидетельствовало о несбалансированности туристского рынка.

В современной России ситуация изменилась до наоборот: на десять выезжающих за рубеж российских туристов приходятся четыре въездных иностранных туриста и один внутренний, что также не может считаться нормальным. При этом отрицательный баланс между въездным и выездным туризмом оценивается, как уже указывалось, в 4—6 млрд дол. ежегодно. Если подобное положение сохранится, то Россия, обеспечивая значительный поток выездного туризма за рубеж, будет терять свои потенциальные доходы.

Наиболее оптимальной и типичной для большинства стран считается следующая пропорция: на одного выездного туриста должны

приходиться один въездной и четыре внутренних туриста. Подобное соотношение приемлемо и для России. Чтобы обеспечить указанную пропорцию, необходимо максимально стимулировать въездной туризм (в том числе путем отмены налога на добавленную стоимость и упрощения визовых и таможенных формальностей), а также оказывать поддержку развитию внутреннего туризма.

Сезонность и продолжительность путешествий. Основной поток туристов (въезжающих и внутренних) отмечается в летние месяцы. Наибольшую долю в суммарном турпотоке составляют туристы, путешествующие в выходные дни (2—3 дня). Далее следуют туристы, отправляющиеся в средние по продолжительности поездки (6—7 дней). Значительно меньше туристов, совершающих длительные туры (8—14 дней и дольше).

Инфраструктура для отдыха. Существующая инфраструктура, используемая для отдыха туристов, оценивается в России в 1,4 млн мест (включая гостиницы, санаторно-курортные учреждения, пансионаты, дома и базы отдыха).

Вклад туризма в экономику России. В настоящее время вклад туризма в консолидированный бюджет России оценивается по-разному — от 1 до 8%. Неоднозначно оценивается и количество работающих в сфере туризма — от 1 до 8 млн человек (без учета рабочих мест на транспорте и в производстве сувениров).

Объем реализованных населению платных туристско-экскурсионных услуг (внутренний туризм) составлял в середине 1990-х гг. около 3-5 млрд дол.

По мнению экспертов, на территории России иностранные туристы тратят в среднем по 100-150 дол. в день. Самыми щедрыми являются японцы — они расходуют примерно 300 дол. в день (не считая оплаты проживания в гостинице), на втором месте по тратам — испанцы (140 дол.), а самые «прижимистые» — голландцы (60 дол.). Суммарные доходы от иностранного туризма составили в 1998 г. 7,1 млрд дол.

Перспективы

Международный туризм. По прогнозам Всемирной туристской организации, Россия к 2010 г. войдет в десятку наиболее посещаемых стран мира, а к 2020 г. сможет принимать до 50 млн зарубежных гостей со всего земного шара.

23

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Въездной туризм. В течение 10—15 лет поток приезжающих в Россию туристов может в 1,5 раза превысить поток выезжающих из нее. Но для этого следует стимулировать въездной туризм, привлекая в первую очередь туристов из экономически развитых стран. Необходимо снизить визовые сборы и отменить другие платежи (в частности, сбор за пограничное оформление). Очень важно более активное продвижение национального турпродукта на мировой туристский рынок, а также создание имиджа обновленной России как страны с уникальными туристскими возможностями.

Внутренний туризм. По оценкам зарубежных экспертов, в России, при соответствующем уровне жизни, примерно 80% населения смогут участвовать в путешествиях по стране. При этом внутренний туризм будет все больше переходить от самодеятельных, «диких» форм к вполне цивилизованным и комфортным формам активного отдыха при максимальном использовании обновляемой туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма. Слабое развитие материальной базы туризма сдерживает вовлечение в оборот уникальных туристских ресурсов России — природных и культурно-исторических. Мировой опыт свидетельствует, что без современной материальной базы, составляющей основу высокоэффективной и конкурентоспособной индустрии туризма, невозможен разнообразный и качественный сервис. Поэтому скорейшие модернизация и расширение инфраструктуры, которая на 80% нуждается в реконструкции, являются одной из приоритетных задач в сфере отечественного туризма.

Для этих целей возможно привлечение ресурсов из других отраслей хозяйства, а также средств зарубежных инвесторов. Кроме того, для скорейшего развития инфраструктуры туризма при ограниченных финансовых возможностях целесообразно сосредоточить основные усилия в наиболее посещаемых регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», северо-запад, оз. Байкал и др.). Здесь необходима в первую очередь модернизация гостиничного хозяйства.

Созданные крупные отели и гостиничные цепи, которые уже стали общепризнанной и неотъемлемой частью международного туризма, следует дополнить небольшими (до 50 мест) гостиницами. Ведь проблема Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других привлекательных городов страны — отсутствие дос-

таточного количества трехзвездочных гостиниц при большом количестве пятизвездочных (в Туле, например, их целых пять, а в Италии, наиболее посещаемой стране мира, пятизвездочных отелей вообще нет). Гостиницы в городах должны быть рассчитаны не только на бизнесменов, но и на отдыхающих, иметь недорогие и удобные номера туристского класса.

Кроме гостиниц важно завершить реконструкцию и начать строительство современных туристских баз и объектов в местах с наиболее высоким туристским потенциалом.

Культура обслуживания и подготовка кадров. В нашей стране следует существенно повысить культуру обслуживания туристов, сформировать атмосферу добродушия и гостеприимства. Число отелей с квалифицированным персоналом, владеющим иностранными языками, должно постоянно расти. Для этого необходимы современные системы подготовки кадров, причем не только менеджеров, но и квалифицированных метрдотелей и горничных, которых так не хватает в российских гостиницах. Их можно готовить, заключая контракты с ведущими отелями мира.

Туризм только со стороны кажется легким делом. В действительности это высокотехнологичная индустрия, серьезный и ответственный конвейер. Производство и потребление туристских услуг совмещены во времени и в пространстве. В одном месте сбой — все рассыпалось, заменить и исправить трудно. Мы научились готовить кадры для заводов, фабрик, шахт, рудников, но там работают с металлом, деревом, углем... В туризме надо работать с людьми, а это намного сложнее.

Государственная поддержка. Предполагается проведение единой политики формирования современной и конкурентоспособной индустрии туризма (создание дополнительных стимулов к развитию инфраструктуры, привлечение инвестиций, подготовка кадров, «раскрутка» национального турпродукта в СМИ, продвижение его на зарубежный рынок и др.).

Важная составляющая господдержки — это сокращение излишних административно-чиновничьих барьеров и разбюрокрачивание туристского бизнеса. Подобные меры повышают туристскую привлекательность страны, увеличивают поток приезжающих в Россию туристов и инвестиции в туристский бизнес.

При участии государства возможно также воссоздание некогда единого туристского пространства СССР, но на иных основах. Дан-

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

24

М.А. ВИНОКУРОВ

ная мера возродит популярные маршруты по бывшему Союзу, даст неоспоримые преимущества в конкуренции перед международными поставщиками туристского продукта.

Благодаря наличию богатейших туристских ресурсов (природных и культурно-исторических), а также росту интереса зарубежных туристов к новым туристским направлениям Россия имеет все шансы занять достойное место на международном туристском рынке. Большая роль в этом процессе принадлежит регионам Сибири и Дальнего Востока.

Активная реклама. Для развития туристского бизнеса требуются его постоянное рекламное и научное сопровождение, активное продвижение регионального и национального туристского продукта на российском и мировом рынках.

Это тем более важно, что, с точки зрения иностранного туриста, Россия продолжает оставаться малоизвестной страной, особенно ее Сибирь и Дальний Восток. О достопримечательностях востока России мало знают даже туристы из Японии, находящейся вблизи дальневосточных границ России. Например, за истекшие десять лет выездной туризм в Японии вырос на 68%, количество же выезжающих в Россию японцев увеличилось всего на 6%, а в Китай — на 320%.

Обеспечение безопасности. Власти всех уровней должны обеспечивать безопасность туристов в своих регионах. При этом целесообразно воспользоваться опытом других стран, где создана так называемая туристская полиция, к которой гости могут обращаться со всеми жалобами независимо от того, обсчитали ли их в магазине или оскорбили.

Важность развития туризма для России

В современной России туризм является молодой отраслью, которая пока малоконкурентоспособна на мировом рынке. Очень важно сделать ее конкурентоспособной, причем в кратчайшие сроки.

Условия для этого благоприятны. Социально-экономический кризис в России преодолен (именно он отпугивал иностранных туристов). Растут масштабы въездного и внутреннего туризма. Началась модернизация туристской инфраструктуры. Повышается культура обслуживания. Все это открывает возможности для более полного и эффективного использования российского туристского потенциала.

А потенциал в России огромный. Прежде всего здесь сохранились еще нетронутые угол-

ки дикой природы, обладающие большой туристской привлекательностью (обширный Арктический бассейн, тундра, тайга, горные районы, множество национальных парков, особо охраняемых природных территорий и др.). Россия располагает значительным количеством памятников истории и культуры, пока еще малоизвестных или экзотических для западного туриста. То же можно сказать о богатой и разнообразной культуре проживающих в Российской Федерации народов.

Создаваемая в стране современная индустрия туризма может стать важным сектором национальной экономики. Она не только принесет экономический эффект, но и обеспечит открытость страны, сделает процесс ее демократизации необратимым, будет способствовать ликвидации последствий закрытости общества, устранит остатки враждебности к иностранцам, познакомит россиян с более развитыми странами мира, обогатит культуру. Все это очень важно для обновленной России.

Развитие туризма необходимо и в плане привлечения дополнительных валютных ресурсов, причем без продажи сырья. По оценкам некоторых экспертов, для придания динамизма отечественной промышленности и аграрному комплексу нужны внешние инвестиции в сумме 20—30 млрд дол. в год. Подобные ресурсы способна привлечь в Россию высокоразвитая индустрия туризма (ведь такие страны, как Франция, Италия, Испания, ежегодно получают от въездного туризма от 20 до 30 млрд дол.).

Такая возможность реальна и для России. Вот цифры. Сейчас в мире свыше 700 млн туристов. По прогнозам Всемирной туристской организации, через 15—20 лет их будет 1,6 млрд. При этом российский рынок оценивается как весьма перспективный. На его долю (если развивать инфраструктуру туризма, повышать качество сервиса, устранять излишние чиновничьи барьеры) может прийтись до 3% мирового туристского потока, около 50 млн человек, которые могут ежегодно приносить стране 60—80 млрд дол.

Эффективная эксплуатация туристских ресурсов очень важна для России, которая сейчас продает за рубеж в основном сырье и полуфабрикаты (нефть, газ, металлы) и имеет от них главный доход. Но это — невозобновляемые ресурсы: добыли, продали — и все. Туристы вывозят из страны только впечатления, а оставляют реальные деньги.

25

Известия ИГЭА. 2004. № 2 (39)

РЕГИОНАЛЬНОЕ И ОТРАСЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Мировой опыт свидетельствует, что увеличение притока туристов всегда сопровождается приходом в страну инвестиций. Например, Венгрия, которая вся величиной с район Иркутской области и имеет один Балатон, получает от туризма до 4 млрд дол. в год. А из России капиталы, к сожалению, все еще уходят. Эту ситуацию нужно исправлять.

Итак, современная высокоэффективная и конкурентоспособная индустрия туризма способна обеспечить широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристских услугах. Она вносит значительный вклад в развитие экономики страны (в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока финансовых ресурсов).

Развитие международного туризма способствует демократизации страны, интеграции ее в мировое сообщество, дает дополнительные средства для сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.

Создавать современную индустрию туризма в России необходимо не вообще, а начиная с конкретных территорий, уже имеющих опыт развития данной сферы и располагающих привлекательными туристскими ресурсами. Такой территорией является Иркутская область и Байкальский регион. Подобные регионы могут стать своеобразными экспериментальными полигонами. Здесь могут отрабатываться эффективные механизмы и стимулы ускоренного развития туризма на востоке России.

А.П. СУХОДОЛОВ

начальник департамента внешних связей администрации Иркутской области, профессор

ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

Современный туризм — явление общемировое. Ему тесно в национальных границах. Он все больше превращается во влиятельный фактор социально-экономического развития всего мирового сообщества.

Международный туризм — посланник мира, сближающий континенты, страны и народы. Он развивает экономику целых государств, интегрирует общество и делает его терпимее, заставляет понимать и ценить культуру других народов. Он трансформирует прежде закрытые государства в открытые универсальные общества, где дружеские отношения между людьми разных национальностей становятся повседневной реальностью.

Динамика развития

Туризм — быстро развивающийся сектор мировой экономики. На его долю приходится свыше 10% мирового валового продукта, 32% мировой торговли услугами, 8% мировых инвестиций, примерно каждое 20-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 10% суммарных налоговых поступлений. В индустрии туризма заняты более 200 млн человек (10% мирового рынка занятости), большинство из них работают на малых и средних частных предприятиях.

С 1950-х гг., когда в послевоенной Европе, Америке и Японии начался быстрый рост уровня жизни населения и оказались доступными заграничные путешествия, туристский поток и доходы от международного туризма тоже стали быстро увеличиваться. При этом явно проявлялась общая тенденция: степень интереса населения к туристским путешествиям повышалась по мере роста урбанизации общества.

На рис. 1 и 2 показана динамика количества международных туристских прибытий и возможных доходов от международного туризма.

1 600

(прогноз) (прогноз)

Рис. 1. Динамика количества международных туристских прибытий, млн человек

И А.П. Суходолов, 2004

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.