Научная статья на тему 'Развитие туризма в Куйбышевской области во второй половине 1940-х - 1960-е гг'

Развитие туризма в Куйбышевской области во второй половине 1940-х - 1960-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СССР / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баишев Н. И.

В статье рассмотрен процесс развития туризма в Куйбышевской области в послевоенный период, основные виды туристской деятельности, роль официальных структур в организации и контроле за туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tourism in the Kuibyshev Region in the second half of the 1940 - 1960-ies

In the article the development of tourism in the Kuibyshev region during the post-war period, main types of tourist activity, role of official structures in the organization and control of tourism is viewed.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Куйбышевской области во второй половине 1940-х - 1960-е гг»

УДК 94 (47)

Н.И. Баишев*

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х - 1960-Е ГГ.

В статье рассмотрен процесс развития туризма в Куйбышевской области в послевоенный период, основные виды туристской деятельности, роль официальных структур в организации и контроле за туризмом.

Ключевые слова: туризм, СССР, повседневность, власть.

Многие исследователи склонны видеть в туристическом аспекте советской повседневности стремление к поддержанию порядка, «залог стабильного существования тотальной авторитарной власти» [1, с. 154]. С началом «сталинской модернизации» в СССР начинает распространяться концепция «пролетарского туризма», суть которой сводилась к подчинению путешествий задачам социалистического строительства. Начиная с 40-х гг. и далее на протяжении 50—60-х гг. массовый спортивный туризм постепенно все ближе оказывался к спорту, нежели к идеологии, как это было в предшествующий период.

Работа туристско-экскурсионного управления (ТЭУ) возобновилась сразу после войны в 1945 г. Они были созданы во многих крупных городах. Перед ТЭУ стояла задача восстановления разрушенного войной туристского хозяйства страны, создания условий для широкого развития туризма. В послевоенное время восстанавливалась и налаживалась система туристско-экскурсионных учреждений.

В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий. С 1960-х годов получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия, отдельно стоит отметить туристские путешествия по путевкам на маршруты, носивших статус Всесоюзных. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов [12, с. 31—48].

Это был период, отмеченный послевоенной разрухой и бедностью основной части населения страны. Властью создавались условия для отдыха горожан двумя разными способами: поощрительным — создавались санатории, здравницы, куда направлялись люди за определенные достижения в работе или безусловную лояльность государству, партийные и комсомольские работники; «разрешительным» — появилась возможность организовывать походы по родному краю, где люди могли проявить свои личностные, спортивные и творческие качества (туристская песня), чаще всего это относилось к интеллигенции.

Работа президиума Куйбышевского областного совета по туризму, как и других властных структур в СССР, была исключительно формализованной. Возникало как бы две параллельно существующие субкультуры, связанные с туризмом: субкультура власти и субкультура походного романтизма простых советских граждан. Каждая субкультура создавала свой дискурс. Если в советской повседневности он определялся романтизмом походов и авторской песией, то протокольный язык властного дискурса в области туризма ничем не отличался от языка всей партийной номенклатуры.

* © Баишев Н.И., 2016

Баишев Никита Игоревич ([email protected]), кафедра российской истории, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Развитие туризма в Куйбышевской области во второй половине 1940-х — 1960-е гг.

В газетных передовицах часто можно было встретить высказывания следующего содержания: «Верный друг и соратник Ленина и Сталина В.В. Куйбышев, чье светлое имя носит наш город, писал: "...Мы должны узнать свою страну... Нужно увлечь этой мыслью миллионы молодых рабочих и колхозников, студентов, школьников и пионеров, туристов и физкультурников"» [6].

В плане мероприятий областного совета профсоюзов по организации отдыха трудящихся Куйбышевской области на 1960 г. были зафиксированы следующие действия: организовать с помощью профсоюзных организаций предприятий 13 постоянных мест отдыха трудящихся, 34 туристических лагеря, куда направить 8 750 чел., 18 домов рыболовов, 11 домов охотника, организовать 675 туристских походов по области, организовать прокат лодок и палаток, в предвыходные и выходные дни организовать массовые выезды в зеленую зону [18. Л. 5]. Начальнику Куйбышевского областного ТЭУ В.В. Патрикеевой начальником ЦТЭУ ВЦСПС В. Орфаницким было предложено решить вопрос с низким качеством и высокой стоимостью городских экскурсий, организуемых местным обществом по распространению политических и научных знаний [19. Л. 45].

В справке о состоянии туристской работы в Куйбышевской области на 1 июня 1960 г. отмечалось, что общее количество туристских баз и лагерей — 29, кроме того, предприятиями области организовано 22 базы отдыха; 6 клубов туристов; 78 туристских и альпинистских секций, подготовлено 1 680 значкистов «Турист СССР» [19. Л. 114—116]. В плане обслуживания туристско-экскурсионной работой трудящихся на 1961 г. отмечалось, что походами выходного дня должны быть охвачены 70 000 чел., должно быть организовано 50 туристско-оздоровительных лагерей, которые бы обслужили 7 500 чел. Планировалось организовать 30 домов рыбака и охотника, которые бы обслуживали 10 000 чел. В 1961 г. должно было быть проведено 5 слетов туристов с охватом 1 300 чел., подготовлено 380 организаторов и инструкторов туризма, охватить походами 1,2,3 категории трудности 3 000 чел. [18. Л. 4].

В отчете в ВЦСПС Куйбышевского областного совета по туризму от 1 марта 1963 г. отмечалось, что под его руководством работает 10 клубов туристов: Куйбышевский клуб туристов, клуб туристов ДСО «Спартак», клуб туристов при ДСО «Буревестник», клуб туристов Кировского района при районном Дворце культуры, клуб туристов спортклуба «Волга», клубы туристов городов Куйбышевской области [20. Л. 12—13].

В постановлении президиума Куйбышевского областного Совета профсоюзов от 9 июня 1966 г. «О мерах по дальнейшему улучшению организации активного отдыха трудящихся и развитию туризма в области» отмечалось, что в «истекшем году в самодеятельных походах, путешествиях и экскурсиях приняло участие более 600 тысяч трудящихся и учащейся молоежи» [21. Л. 1].

Но не все слаженно происходило в структурах власти в отношении туристского движения в области. К примеру, в 1969 г. произошел конфликт, связанный с туристским клубом «Горизонт». Клуб открылся в 1965 г. в Советском районе Куйбышева. При клубе работали филиал центральной школы по подготовке инструкторов, а также комиссии по слетам и соревнованиям, маршрутно-квалификационная, агитации и пропаганды. Советский райисполком предоставил клубу помещение, но неожиданно оно оказалось занятым народным судом. Клуб стал просить помощи у областного совета по туризму, но советские властные структуры никак не могли между собой договориться. Поэтому в «Волжской заре» появилась гневная статья Д. Бакка «"Горизонт" в тумане. Почему прекратил свою деятельность районный клуб туристов» [2].

В Куйбышевской области в рассматриваемый период времени практиковались так называемые «походы одного дня» и «тренировочные походы». К примеру, предлагался маршрут: Куйбышев — Студёный овраг — Коптев овраг — Куйбышев. Целью похода объявлялось «ознакомление с наиболее живописной частью Сокольих гор» [15, с. 7]. Всего было разработано 26 маршрутов [15, с. 11—35]. Также среди жителей области были чрезвычайно популярными туристические походы на майские праздники. Туристические походы организовывались и комитетами комсомола различных предприятий.

В «Жигулёвскую кругосветку» обычно туристы отправлялись в начале мая после открытия навигации на Волге. В 1955 г. она начиналась с Рождественского острова и пляжа. «Жигулёвска кругосветка» была самым заманчивым туристским маршрутом в летний период. В рассматриваемый период это излюбленное место отдыха жителей города: «целыми семьями приезжают сюда трудящиеся с удочками, сетями, ружьями; рыболовы и охотники бродят по заливным лугам, среди болот и озер зеленого острова» [13, с. 138—139]. Участие в данном походе принимали не только местные жители, но и гости из Москвы и Ленинграда. В отношении «Жигулёвской кругосветки» существовали проблемы. Так, в 1969 г. в редакцию «Волжского комсомольца» поступило письмо от жителя Куйбышева с жалобой, что отказывают в лодках для кругосветки, и молодые туристы собираются идти по маршруту пешком. К этому времени на кругосветку стали продаваться путевки по предприятиям стоимостью 30 руб., льготные — 7—8 руб. [10].

В июле 1955 г. в Жигулях проходил II Всероссийский слет туристов. В нем приняли участие 62 команды из 40 городов. Палатки участники съезда разбили на Бахило-вой Поляне. Слет проходил 6 дней, с 28 июля по 2 августа. Была предусмотрена программа туристических соревнований [7]. Для слетов туристов был введен специальный приз «Золотая палатка», разжигались «костры дружбы». Туристы собирались в круг, пелись песни: «Ой, ты, родная русская сторонка! Леса, горы и долины рек! Шагает к вам с веселой песней звонкой Задорный, беспокойный человек» [8].

Куйбышевский туристский клуб «Жигули» провел в 1968 г. в Каменной чаше на правом берегу Волги первый фестиваль туристской песни им. Валерия Грушина. Свыше 600 самодеятельных исполнителей пели песни собственного сочинения о счастье туристских дорог, о борьбе за мир, о любви, о Валерии Грушине [11].

Безусловно, город на Волге сосредотачивал основные туристские маршруты именно по великой реке. В многочисленных газетных статьях звучала тема «Туристы на Волге»: «Отдых на Волге — один из лучших. Поэтому наибольшую популярность приобрел туризм на этой великой реке... И сейчас, когда совсем недавно река освободилась ото льда, когда только что открылась навигация, на Волге уже начался туристский сезон» [17]. К концу 60-х гг. многие горожане Куйбышева имели моторные лодки, а туристские маршруты оказывались связанными с путешествиями на лодках по Волге, ее притокам и заводям. Куйбышевский областной совет по туризму организовал туристическую поездку на теплоходе по новому Волго-Балтийскому пути. Работники Куйбышевского обкома профсоюза торговли организовали в 1966 г. свой туристско-оздоровительный лагерь на берегу Жигулевского моря «Турист» [16].

Особая роль в системе организации властью туристической деятельности отводилась пионерским лагерям и туристической работе с детьми. Причем в официальных документах честно сообщалось, что «за последнее время участились случаи гибели детей при проведении школами массовых мероприятий (экскурсии, туристские походы...) и случаи получения детьми травм. В результате преступно-халатного отношения со стороны руководителей школ и органов народного образования города Куйбышева к организации и проведению массовых выездов школьников на реку Волгу 30 мая на городской переправе погибло 4 учеников школ № 66 и 75. Также вследствие проявленной безответственности со стороны учительницы школы №° 151 города Куйбышева т. Мяминой и медицинской сестры т. Грулёвой к проведению двухдневного похода учащихся 7 «б» класса этой школы 31 мая в озере у деревни Бовинки утонула ученица Павлова Лиля....» и т. д. [20. Л. 60]

В 1960 г. жителям Куйбышева предлагался и поход на автомашинах, так называемый туристский автопробег. Ранним утром все участники похода собрались у ворот завода КАТЭК на своих автомобилях. В первый день им предстояло добраться до Саратова, проехать почти 500 км. На «Волгах» участников похода висели таблички: «Автомотоклуб ДОСААФ Куйбышев. Туристский автопробег» [3].

Куйбышевские туристы уходили и в дальние альпинистские маршруты. К примеру, куйбышевский инженер-конструктор К.В. Королёв в составе альпиниады Ка-

Развитие туризма в Куйбышевской области во второй половине 1940-х — 1960-е гг.

бардино-Балкарской АССР совершил в июле 1960 г. восхождение на Эльбрус. В юбилейную «Кировскую альпиниаду» включился отряд куйбышевцев, взойдя на Эльбрус и Казбек. Самым значительным альпинистским достижением 1960 г. стало восхождение на пик Ленина техника центрального телеграфа Д.А. Кузнецова и инженера Волжской ГЭС В.Н. Бочкова [4]. Большую роль в данном виде туризма играли секции, созданные при высших учебных заведениях.

Помимо спортивного туризма в городе активно развивалось направление экскурсионного туризма по различным историческим местам края. В 1967 г. одним из главных маршрутов становятся «Ленинские места» [5]. В этот год СССР отмечал 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции. В методических указаниях по культурно-массовой и физкультурной работе говорилось: «юбилейный год предъявляет повышенные требования также и к работникам туристских баз. — ко всему комплексу обслуживания туристов» [22. Л. 55].

В Куйбышевскую область приезжали туристы и из других стран и городов. Как отмечала газета «Куйбышевский нефтяник», в июле 1956 г. в Куйбышеве побывало более 400 иностранных студентов [14]. В 1964 г. город посетила почти сотня тысяч туристов, о чем докладывалось в «Волжском комсомольце», при этом выражалась надежда, что «в 1965 г. наш город туристам еще более понравится» [9].

Туризм в городе продолжал активно развиваться — было создано Бюро путешествий и экскурсий. Для зимнего туризма был запущен поезд «Снежинка», с 1969 г. он отправился по расписанию. Он вез горожан на лыжные маршруты [22]. Излюбленным местом лыжников был Золотой Бор.

За период 1940—1960-х гг. туризм в Куйбышевской области активно развивался в качественном и количественном отношении. В области существовал знаковый туристический объект: «Жигулёвская кругосветка». Романтизация туристического образа жизни нашла воплощение в созданном в 1968 г. Грушинском фестивале. Таким образом, сконструированное властью пространство туристической сферы занятости советских людей трансформировалось в повседневности в жизнь, не подчиненную власти, несмотря на внешнее сохранение контроля в виде различных партийных и государственных органов и обязательных агитаторов и пропагандистов.

Библиографический список

1. Блюм А. Родиться, жить и умереть в СССР. М.: Новое издательство, 2005.

2. Волжская заря. 1969. 4 января.

3. Волжская коммуна. 1960. 30 июня.

4. Волжская коммуна. 1960. 19 ноября.

5. Волжская коммуна. 1967. 23 сентября.

6. Волжский комсомолец. 1952. 11 июня.

7. Волжский комсомолец. 1955. 27 июля.

8. Волжский комсомолец. 1959. 21 октября.

9. Волжский комсомолец. 1964. 1 ноября.

10. Волжский комсомолец. 1969. 2 августа.

11. Волжский комсомолец. 1988. 3 июля.

12. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006.

13. Емельянов М.А. Самарская Лука и Жигули. Куйбышев, 1955.

14. Куйбышевский нефтяник. 1956. 21 августа.

15. Оранко Г.С., Ванчуров А.Ф. Туристские маршруты по Куйбышевской области. Куйбышев, 1956.

16. Советская торговля. 1966. 15 октября.

17. Советский танкер. 1961. 18 мая.

18. СОГАСПИ. Ф. 927. Оп .1. Д. 2.

19. СОГАСПИ. Ф. 927. Оп. 1. Д. 5.

20. СОГАСПИ. Ф. 927. Оп. 1. Д. 12.

21. COrACnH. O. 927. On. 1. fl. 57.

22. COrACnH. O. 927. On. 1. fl. 92.

References

1. Blyum A. Rodit'sia, zhit' i umeret' v SSSR [To be born, live and die in the USSR]. M.: Novoe izdatel'stvo, 2005 [in Russian].

2. Volzhskaia zaria, 1969, January 4 [in Russian].

3. Volzhskaia kommuna, 1960, June 30 [in Russian]

4. Volzhskaia kommuna, 1960, November 19 [in Russian].

5. Volzhskaia kommuna, 1967, September 23 [in Russian].

6. Volzhskii komsomolets, 1952, June 11 [in Russian]

7. Volzhskii komsomolets, 1955, July 27 [in Russian].

8. Volzhskii komsomolets, 1959, October 21 [in Russian]

9. Volzhskii komsomolets, 1964, November 1 [in Russian].

10. Volzhskii komsomolets, 1969, August 2 [in Russian].

11. Volzhskii komsomolets, 1988, July 3 [in Russian].

12. Dolzhenko G.P. Ekskursionnoe delo [Excursion business]. M.: IKTs «MarT»; Rostov n/D.: Izdatel'skii tsentr «MarT», 2006 [in Russian].

13. Emel'yanov M.A. Samarskaia Luka i Zhiguli [The Samara Bend and the Zhiguli Mountains]. Kuibyshev, 1955 [in Russian]

14. Kuibyshevskii neftianik, 1956, August 21 [in Russian].

15. Oranko G.S., Vanchurov A.F. Turistskie marshruty po Kuibyshevskoi oblasti [Tourist routes in the Kuibyshev Region]. Kuibyshev, 1956 [in Russian].

16. Sovetskaia torgovlia, 1966, October 15 [in Russian].

17. Sovetskii tanker, 1961, May 18 [in Russian].

18. SOGASPI. F. 927. Op. 1. D. 2. [in Russian].

19. SOGASPI. F. 927. Op. 1. D. 12 [in Russian]

20. SOGASPI. F. 927. Op. 1. D.12 [in Russian].

21. SOGASPI. F. 927. Op. 1. D. 57 [in Russian].

22. SOGASPI. F. 927. Op. 1. D. 92 [in Russian].

N.I. Baishev*

DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE KUIBYSHEV REGION IN THE SECOND HALF OF THE 1940-1960-IES

In the article the development of tourism in the Kuibyshev region during the post-war period, main types of tourist activity, role of official structures in the organization and control of tourism is viewed.

Key words, tourism, USSR, daily routine, power.

Статья поступила в редакцию 15/XII/2015. The article received 15/XII/2015.

* Baishev Nikita Igorevich ([email protected]), Department of Russian History, Samara University, 34, Moskovskoye Shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.