Научная статья на тему 'Развитие туризма в Иране'

Развитие туризма в Иране Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
630
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шенаса Х.

Среди всех туристических стран, Иран всегда имел предпочтительное положение благодаря своему особому потенциалу в привлечении внимания людей во всем мире из-за своих возможностей в удовлетворении различных интересов. Можно отметить, что поездки и туризм в Иране строятся на двух основах: 1. Деятельность, основанная на привлечении туристов. 2. Попытка передачи положительного отношения туристов к туристическим достопримечательностям Ирана и историческим местам. Но то, что должно быть изучено и выполнено во всех видах деятельности, заключается в обеспечении возврата туризма в Иране к жизни с помощью основной кампании по восстановлению того, что было искалечено политическим и социальным кризисами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Иране»

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ИРАНЕ

Х. Шенаса

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Среди всех туристических стран, Иран всегда имел предпочтительное положение благодаря своему особому потенциалу в привлечении внимания людей во всем мире из-за своих возможностей в удовлетворении различных интересов. Можно отметить, что поездки и туризм в Иране строятся на двух основах:

1. Деятельность, основанная на привлечении туристов.

2. Попытка передачи положительного отношения туристов к туристическим достопримечательностям Ирана и историческим местам.

Но то, что должно быть изучено и выполнено во всех видах деятельности, заключается в обеспечении возврата туризма в Иране к жизни с помощью основной кампании по восстановлению того, что было искалечено политическим и социальным кризисами.

Ключевые слова: туризм, туристический центр, исторический центр, развитие туризма, туристическая зона

TOURISM DEVELOPMENT IN IRAN

H. Shenasa

Moscow institute of architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract

Among all tourist countries, Iran has always had a remarkable position thanks to its special potential in attracting the attention of people all over the world due to its capabilities in satisfying different favorites. It can state that the travel and tourism industry in Iran are under construction on two bases:

I. Activities based upon attracting tourists.

2. Attempting of carrying positive attitude by tourists about Iran's tourist attractions and historical places.

But what should be studied and executed prior to all activities, is to bring Iran's tourism back to life through a fundamental campaign, something that has faced a downfall as it has been mutilated in political and social crises.

Keywords: tourism, tourist center, historical center, development of tourism, tourist area

1. Введение

Путешествия и туризм с точки зрения социальных наук - это вопрос отдыха, досуга и отвлечения людей от работы, преследующий познавательную, научную, спортивную и другие цели. После того, как произошла техническая революция и сфера машиностроения быстрыми темпами начала свое развитие, у населения заметно увеличилось время для свободного досуга, и возник вопрос, как качественно его провести. Этот вопрос приобрел всеобщее значение.

В прошлом основной целью общественной жизни считалось: в первую очередь усердно трудиться, стремиться к большему производству и быть активным. Досуг же считался второстепенным и маловажным вопросом. Это объяснялось тем, что в прошлом вся работа выполнялась при помощи физической силы трудящихся, а отдача производства была очень ограничена. Больше труда - было залогом производства большего количества продукта.

По мнению французского социолога, насколько общество становится технически прогрессивным, настолько вопрос досуга и отдыха становится важнее и серьёзней [1]. Многие западные социологи также считают, что «общественное освобождение» стало следствием технического прогресса.

Путешествие должно быть событием, неотделимым от общества и полностью соответствующим и подчиняющимся ему. В исламской культуре путешествия и поездки занимают особое место, и об этом очень много сказано: "... путешествуйте по земле, дабы узнать о её сущности и происхождении." [2].

Путешествуя, по земле, по морям, по воздуху, человек познает величие происхождения мира, приобретает мудрость, и тогда он поклоняется тому Единственному и Всемогущему, который создал этот непостижимый мир. Он покорил и обуздал его, чтобы мы могли передвигаться по его обширным путям. Также и ислам, отмечая достоинства путешествий, придает значение обеспечению потребностей странников, дает наставления и поощряет строительство дорог, караван-сараев и других привилегий для них.

Исходя из этого завета, мусульмане, после покорения Иранской империи, нашли пути соединения Ирака со Средней Азией, Хамадана с берегами Средиземноморья, Балха с Индийским океаном, Тисфуна с Китаем. Преодолевая эти пути, они определили жизненную важность этих дорог в существовании великого государства. Мусульмане не только восстановили исторические пути, существующие в пределах ислама, но и открыли новые многочисленные дороги.

С другой стороны, существует множество природных предпочтений и привлекательных экскурсий в такие места, как леса, моря, реки, памятники и исторические строения, старинные мечети и историческое наследие. Все это, согласно законоведению ислама, находится под руководством и контролем исламского государства, которое стремится квалифицированно организовать структуру туризма и получить источник дохода с валютной прибылью.

История человечества за всё время своего существования преодолела множество высот и падений общественных преобразований, и оставила глубокий след в сфере экономики, политики, культуры и общественной жизни народов. Следствием этих преобразований стали такие явления, как многочисленные войны, переселения, переезды и путешествия, что и стало одной из причин массового передвижения населения в прошлом.

В наше время массовое передвижение обретает другой смысл и называется туризмом. Он тесно связан с различными экономическими показателями, такими как скрытый экспорт, и другими географическими, политическими, информационными факторами.

Современный туризм тесно связан с техническим прогрессом и общественно-экономическим законодательством. Нельзя отрицать причастность и роль автоматизации и промышленности в зарождении нового туризма.

Создание нового скоростного транспорта, улучшение и развитие связей между народами, сокращение времени, проведенного в путешествии, рост экономической прибыли и создание новых рабочих мест - все эти факторы стали причиной огромных преобразований в современном туризме. Путешествия в нынешнее время, наряду с хорошей почвой для приобретения знаний, обмена накопленными знаниями, идеями и культурой, являются очень прибыльным делом и с точки зрения экономики. Многие страны при помощи туризма смогли получать огромную прибыль.

Государство Иран имеет особое географическое положение, и поэтому всегда привлекало к себе внимание народов мира. В различных местах можно увидеть следы путешественников и туристов, оставленные еще в древние времена. С давних пор, ещё до появления ислама, греки и римляне совершали свои путешествия в древнюю Персию. Геродот и Казенфун очень много писали об этих путешествиях. Позже, во времена ислама, различные люди по разным причинам ступали на эту землю. Это были путешественники, политические и военные посланники, торговые представители и многие другие. Из восточных стран Ибн Худел и Ибн Батута, из западных стран Дею Лафа и Марко Поло, являлись великими путешественниками, которые оставили заметки о своих наблюдениях в этой стране [3].

Иран с древних времен и по настоящее время считается страной с древнейшим наследием природных, культурных, исторических и духовных сокровищ. Самобытные и многочисленные возможности представляют огромный потенциал по привлечению туристов с разными интересами и вкусом. Природный курорт Масоле, которому нет аналогов ни в одной точке мира, может стать основным источником дохода в бюджет государства, не считая нефтяной доход, и может стать самой достойной альтернативой экспорту нефти.

Иран имеет в разных местах и в разное время года разность температуры в 40° С, поэтому он известен как страна с четырьмя временами года. Очень разнообразна природа и фауна страны. Различные пейзажи представляют единое целое. Высокие горы Заграс и Альбурз, пустыни Лут и Намак, Каспийское море и многое другое относятся к этим достопримечательностям. Здесь находятся горячие и холодные источники минеральных вод, которые по химическим и биологическим показателям обладают лечебными свойствами.

Ценные воспоминания, культурное наследие, изумительные кустарные и ремесленные изделия - все это придает особенное значение Иранской земле. Если предоставить хорошую и обширную возможность обслуживания в различных сферах туризма, то можно привлечь миллионы туристов со всего мира.

Исходя из свойств природных ресурсов, туризм в стране имеет несколько (приведенных ниже) направлений.

2. Туристический религиозный центр

Особенностью нашей страны является наличие центров притяжения паломников, привлекающих любителей паломничества исламской культуры, как зарубежных, так и местное население.

Каждый из этих центров имеет своеобразные традиции, как например, город Мешхед, который является центром губернии Кудс Разави, куда направляются паломники, чтобы отдать дань уважения и преклонения восьмому Имаму ислама. Это место может принять не только миллион паломников нашей страны, но и более миллиона мусульман, стремящихся ежегодно посещать это священное место. (Рис. 1)

Рис. 1. Мавзолей Шах-чераг, город Шираз

3. Мемориально- исторический центр

Иран является древней исторической и культурной цивилизацией. Его история, со всеми взлетами и падениями, насчитывает несколько тысячелетий. Всемирно известные памятники древности «Тахти Джамшид», «Накши Рустам», «Бисутун», площадь «Накши Джахон», Дворец Бама и другие, являются наследием и достоянием страны.

Великолепные шедевры искусства дошли до наших времен и привлекают к себе внимание очень многих любителей истории, науки, культуры. (Рис. 2)

Рис. 2. Мемориально-исторический памятник Персеполис

4. Туристический центр побережья

Великолепное местоположение областей Гилан и Мазандаран, а также притягивающая природа южного побережья Каспийского моря являются в Иране основным местом отдыха туристов. Можно увидеть много благоприятных качеств для привлечения туристов, как например, песчаный берег и неглубокая прибрежная часть моря, отсутствие камней, благоприятная морфология побережья, отсутствие источников загрязнения, возможность добраться до лесов и гор без помощи средств передвижения и многое другое, что имеет немаловажное значение. (Рис. 3)

Рис. 3. Город Рамсар, находится на севере Ирана

5. Туристический центр торговли

Если правильно проводить политику привлечения туристов, то свободные торговые зоны могут стать хорошим поводом для потока туристов и привлечения капитала. Опыт таких стран как Гонконг, Сингапур, Турция показал, что приток туристов и посещение свободных торговых зон является примечательной особенностью таких туристических центров. В Иране такие острова Персидского залива, как Киш и Кешм, имеют привлекательные туристические особенности и поэтому могут ежегодно принимать до миллиона туристов.

6. Спортивно-развлекательный туризм

Отмечая различные природные ресурсы туризма в Иране, мы не должны забывать и о спортивно-развлекательном туризме. Горнолыжные базы Дизин и Шемшак на Юге страны, по словам специалистов, могут соперничать с горнолыжными комплексами в Швеции и Австрии. Можно отметить и многие другие природные развлекательные центры, представляющие большой интерес для иностранных и местных туристов.

7. Выводы

7.1. Значение туризма в комплексной программе развития страны

Индустрия туризма в Иране имеет два основных направления:

1. Активные действия, связанные с привлечением туристов.

2. Интерес иностранных туристов к достопримечательностям Ирана.

7.1.1. Активные действия, связанные с привлечением туристов

Шираз обладает высоким потенциалом для возможного развития туризма, что гарантирует превращение города в центр туризма Ирана. Но для этого необходимо решение ряда конкретных проблем. [4]

Эти проблемы можно классифицировать по нескольким группам:

1. Необходимость вывода за пределы города работающих промышленных предприятий.

2. Адаптация иностранных туристов к религиозно-этическим нормам мусульманства.

3. Организация оформления улиц, площадей, набережных, садов и парков.

4. Упорядочение разнообразных функций города и городской среды.

5. Транспортные проблемы.

6. Организация объектов обслуживания туристов. Остановимся на конкретном анализе отдельных проблем.

Существуют природно-климатические сложности, неблагоприятные для развития туризма:

- во-первых, резкие перепады температур;

- во-вторых, наличие на территории города русла реки, которое заполняется водой только в зимнее время, а в остальное время оно служит местом слива отходов промышленных предприятий, больниц и жилых домов, что неблагоприятно для экологии города.

Условия, необходимые для создания зон туризма:

- социальный фактор;

- фактор привлекательности для туристов.

7.1.2. Содействие городских административных органов туризму в создании благоприятной пространственной среды

Основные и второстепенные цели:

- сохранение естественных природных ресурсов и формирование их зон в городах;

- установление качества социальной жизни в городе.

Важен процесс программирования зон туристической деятельности. Без этого невозможно упорядочить и определить проблемы, необходимые для развития туризма и определения целей и методов этого развития.

7.1.3. Проблемы и трудности

1. Проблема жизни в городской среде, роль различных загрязнений в потенциально естественной и искусственной среде.

2. Невозможность реализации привычного для европейца внешнего образа действий в зоне с её общественной ограниченностью.

3. Различные проблемы организации перспективного развития города.

4. Различные проблемы организации функциональной деятельности.

5. Неупорядоченность туристской городской среды.

6. Дефицит основного оборудования и средств транспортного обслуживания.

7. Отсутствие упорядоченности в организации туристских потребностей.

8. Международные проблемы и снижение времени и количества выдачи справок. 7.1.4. Программа предусматривает

1. Увеличение количества иностранных туристов.

2. Повышение продолжительности времени пребывания туристов в городе.

3. Создание благоприятных условий для туристов ( гостиницы, транспорт, сфера

обслуживания; и т.д.).

4. Улучшение архитектурного облика туристических центров.

5. Формирование зон туристской деятельности.

6. Организация менеджмента туризма.

7. Подбор перспективных, квалифицированных кадров и создание налаженных контактов с организациями, занимающимися проблемами туризма.

Для увеличения потока туристов необходимо:

- улучшение природной среды, связанной со средой города;

- совершенствование культурно-материальной среды в интересах развития туризма;

- сохранение и реставрация культурно-исторических памятников;

- развитие, улучшение утилитарно-функциональной среды города. 7.2. Исторические памятники Шираза

Шираз - древний исторические город, который в настоящие время является культурной столицей страны и крупным религиозным центром, притягивающим все возрастающие потоки туристов. Город богат (можно сказать, насыщен) многочисленными историческими памятниками, относящимися к разным эпохам.

Все памятники можно разделить на 2 группы:

- к первой относятся объекты доисламского периода;

- ко второй - послеисламского периода.

Памятники обоих периодов классифицируются по нескольким видам:

- объекты культуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- религиозные памятники;

- памятники, связанные с событиями истории;

- дворцы в окружении садов.

Среди памятников (а их более четырёхсот) следует выделить те, которые важны для организации зон туризма. Например:

Пасаргад (мавзолей Кира), Персеполис, памятник городу Эстахр, памятник городу Бишапур, мавзолей Хафиза, Саади, арка Корана, несколько религиозных храмов, дворцов, а также традиционная жилая застройка, расположенная в старом городе.

Особый интерес представляет старый город, сохранившийся с тех времён, когда Шираз был столицей Ирана ( 300-350 лет назад ). В комплекс старого города входит Дворец, Мечеть, Базар, Баня, Площадь, официальные здания, погребальные сооружения. На территории старого города можно обнаружить следы его ранней планировочной структуры. (Рис. 4)

Рис. 4. Памятники старого города Шираза и его окрестностей

7.3. Интерес иностранных туристов к достопримечательностям Ирана

На этом основании была разработана программа развития благоустройства страны. Первый этап программы благоустройства (1953-1955г.). На втором этапе (1955-1962г.) не было отмечено ощутимого прогресса. И только на третьем этапе программы (1963-1967г.) были сделаны первые шаги развития страны. Это произошло одновременно с началом работы по организации туризма. Цель четвертого этапа соответствовала общему направлению программы. [5]

Программа была направлена на выполнение изученных потребностей для развития сферы туризма. Итог пятиэтапной программы развития благоустройства страны в сфере туризма привел к активному росту внутреннего туризма, но, к сожалению, было уделено меньше внимания международному туризму. Это объясняется тем, что в то время существовали потенциальные ограничения для привлечения иностранных путешественников.

Переворот в Иране и победа Исламской революции стали причиной и необходимостью изменить взгляд на туризм в целом. Проблема туризма состояла в том, что кроме экономической выгоды, он должен иметь также свою культуру и идеологию, основанную на исламском вероисповедании. Эти принципы стали основой первой программы развития туризма (1989-1993г.)

Политика осуществления этой программы была направлена на анализ культурной идеологии, вытекающей из общей политики государства. «Основная точка опоры первой пятилетней программы развития туризма объясняется как экономическое, общественное и культурное явление».

По завершении этой программы специалисты подвергли анализу пути выполнения намеченных целей. При этом были выявлены недостатки по различным направлениям. Недостатки заключаются в следующем:

1. Часть специалистов считает, что при выполнении первой программы развития туризма было уделено больше внимания социальной части, чем экономической стороне. «Во второй программе развития также основной целью являлось ознакомление с Ираном и его историческим прошлым». Если иметь в виду только эту точку зрения, то нужно рассматривать туризм, как часть целевого направления культуры и искусства, тогда как туризм является совсем другим предметом. Ведь когда туризм развит в стране и туристы посещают её, то они непроизвольно начинают знакомиться с историческими памятниками и другими достопримечательностями. Поэтому нет необходимости проводить дополнительную деятельность в этом направлении. Но во время пребывания туристов необходимо проявить стремление и разнообразить программу их пребывания в Иране.

2. Другая часть специалистов считает, что самый большой недостаток в развитии туризма - это неопределенность его идеологической направленности. Они считают, что в первую очередь, необходимо обозначить политическое управление, определить основную структуру и организационные принципы туризма. То, что является необходимым и на что следует обратить внимание - это выполнение ряда принципиальных мер для возрождения и развития туризма.

7.4. Методика превращения Иранских городов и загородных зон в туристические центры

7.4.1. Юридическая основа

Нужно исследовать и по возможности усовершенствовать существующие законы.

7.4.2. Анализ города и природной зоны

При этом выделить:

- памятники или туристические ценные места в городах и вне городов (фиксация);

- определить степень активности того или другого места;

- определить наличие в городе (пригороде) туристических мест, ресторанов, стоянок и т.д.

7.4.3. Предложения по совершенствованию данного города (пригорода):

- создать новую карту туристических зон;

- определить прогноз количества посещений;

- рассчитать прогноз гостиничного строительства;

- создать прогноз развития дорог, стоянок, ресторанов и т.д.;

- определить маршруты (существующие и на перспективу).

7.4.4. Структура общеиранского туристического движения:

- определить маршруты движения в аэропорты, гостиницы, зоны развлечений и отдыха. Литература

1. Фаллахи К. Журнал Иранзамин, № 2,1999, Тегеран, Иран

2. Журнал путешествий, №5-6,1999, Тегеран, Иран

3. Дибаии Р. Туризм в Иране, № 24, 2001, Тегеран, Иран

4. Генеральный план развития туризма в Ширазе, 1991, Шираз, Иран

5. Журнал развития туризма, № 2, 2000, Тегеран, Иран

6. Зангене М. Развитие туризма в Иране, 1971, Тегеран, Иран

7. Ахмади Б. Туризм в Иране, 1991, Тегеран, Иран

8. Замани М. Роль туризма в Иране, 2001, Тегеран, Иран

9. Раннамаи К. Журнал истории и реставрации, № 1, 1991, Тегеран, Иран

10. Раннамаи М. Журнал Иранзамин, № 1, 1998, Тегеран, Иран

11. Журнал Туризм, № 5, 1991, Тегеран, Иран

12. Аштиани А. История Ирана, 1986, Тегеран, Иран

References (Transliterated)

1. Fallahi K. Zhurnal Iranzamin, № 2,1999, Tegeran, Iran

2. Zhurnal puteshestvij, №5-6,1999, Tegeran, Iran

3. Dibaii R. Turizm v Irane, № 24, 2001, Tegeran, Iran

4. General'nyj plan razvitija turizma v Shiraze, 1991, Shiraz, Iran

5. Zhurnal razvitija turizma, № 2, 2000, Tegeran, Iran

6. Zangene M. Razvitie turizma v Irane, 1971, Tegeran, Iran

7. Ahmadi B. Turizm v Irane, 1991, Tegeran, Iran

8. Zamani M. Rol' turizma v Irane, 2001, Tegeran, Iran

9. Rannamai K. Zhurnal istorii i restavracii, № 1, 1991, Tegeran, Iran

10. Rannamai M. Zhurnal Iranzamin, № 1, 1998, Tegeran, Iran

11. Zhurnal Turizm, № 5, 1991, Tegeran, Iran

12. Ashtiani A. Istorija Irana, 1986, Tegeran, Iran

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Х. Шенаса

Аспирант, каф. Градостроительства, Московский архитектурный институт

(Государственная академия), Москва, Россия

e-mail: avgoonrad@yahoo.com, townplaning@markhi.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR H. Shenasa

Post-graduate student, chair of Town-planning, Moscow institute of architecture (State academy), Moscow, Russia

e-mail: avgoonrad@yahoo.com, townplaning@markhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.