Научная статья на тему 'Развитие туризма и культуры досуга как фактор экономического развития сельских территорий'

Развитие туризма и культуры досуга как фактор экономического развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
864
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / ДОСУГ / БИБЛИОТЕКА / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Панарина В. И., Полухина М. Г.

В статье проанализировано состояние туризма и культурно-досуговой сферы на разных уровнях. Обоснованы приоритетные направления развития культурно-досуговой и туристической сферы посредством стратегическогоSWOT-анализа. В Орловской области достаточно большое внимание уделяется развитию туризма, массовой культуры и досуга, реализованные государственные программы поддержки создали базис для дальнейшего развития отрасли. В результате проведенных исследований были определены, точки роста туризма, а так же сферы массовой культуры и досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма и культуры досуга как фактор экономического развития сельских территорий»

«Рейтинг» и журналом «Отдых в России» учитывающий в себе такие показатели как: уровень развития туристического бизнеса; оборот туристических услуг; популярность региона у россиян; популярность региона у иностранцев; туристическая уникальность; экологическое «здоровье» региона; криминогенная ситуация; развитость транспортной и социальной инфраструктуры, обеспеченность объектами культуры; популярность региона как туристического бренда в интернете позволяет выявить общую картину состояния сферы туризма [5]. Согласно результатам данного рейтинга области ЦЧР распределились следующим образом:

- 50 место занимает Воронежская область;

- 59 место Липецкая область;

- 60 место принадлежит Белгородской области;

- 68 место Курская область;

- 69 место занимает Орловская область;

- и 73 место отдано Тамбовской области.

По результатам данного рейтинга 3 региона - Тамбовская, Орловская и Курская области попали в группу аутсайдеров начинающих работать в направлении развития туризма.

Причинами такого положения Орловской области в рейтинге является отсутствие уникального туристического бренда, неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия, неразвитость социальной инфраструктуры.

Орловская область имеет богатую историю и прежде всего она известна как литературный край. Здесь работали и жили такие знаменитые люди как Тургенев И.С., Бунин И.А., Лесков Н.С., Фет A.A., Андреев Л.Н., Апухтин А.Н., Бахтин М.М., Грановский Т.Н. Якушкин П.И., Пришвин М.М. и др. Однако самым известным и посещаемым местом в области является Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» во Мценском районе [6]. Также часто посещаемым местом на Орловщине является с. Клейменово, где похоронен A.A. Фет. С 1976 года здесь проходит праздник «Фетовская весна».

Не менее привлекательным для туристов является и Национальный парк «Орловское полесье». Особенно в день ежегодного праздника «Троицкие хороводы». В рамках Международного фольклорного праздника можно увидеть не только национальные костюмы, танцы и послушать русские народные песни, но и познакомиться с работами мастеров народных промыслов. А для любителей экотуризма Национальный парк «Орловское полесье» предлагает своим посетителям маршруты и экотропы.

Имеются в Орловской области и возможность для организации паломнического туризма. Это, прежде всего, город Волхов с его храмами, а также множество святых источников.

Медленными темпами развивается и сельский туризм. На сельских территориях Орловской области в этом направлении работают: спортивно-оздоровительный комплекс «Гармония» (п. Первомайский, Верховский район); гостевой дом «Другая жизнь» ИП Шпакова Г.А. (Бородинское с.п., с. Бородино, Дмитровский район); Гостевой дом в поселке Белый Колодец (Мценекий район) и Гостевой дом в Подбелевце (Мценский район) [1].

В области имеются возможности для развития туризма как одного из направлений малого предпринимательства в альтернативной сфере деятельности на селе. Что подтверждается проведенным SWOT-анализом несельскохозяйственной сферы деятельности на сельских территориях (табл. 1).

Таблица 1 - SWOT-анализом несельскохозяйственной сферы деятельности на сельских территориях

Сильные стороны Слабые (А) стороны

1. Действуют такие программы как: «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области» (постановление правительства Орловской области № 353 от 08.10.2012г.); «Содействие занятости населения Орловской области до 2017 года» (постановление правительства Орловской области № 352 от 08.10.2012г.); «Развитие промышленности Орловской области на 20132016 годы» (постановление правительства Орловской области от 10.10.2012 №363); Долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012 - 2020 годы» (постановление правительства Орловской области от 19 октября 2011 года № 364). 2. На территории области находится 254 разведанных 1. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. 2. Невысокая инвестиционная привлекательность региона. 3. Недостаточное информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства. 4. Наиболее распространенным видом деятельности малого бизнеса остается торговля. 5. На местном рынке не достаточно товаров местного производства. 6. Недостаток знаний в области планирования, маркетинга и управления бизнесом. 7. Не большое разнообразие предлагаемых туров. 8. Отсутствие положительного имиджа в сфере туристических услуг.

месторождений полезных ископаемых, таких как: цементное сырье, глины, строительные камни, известь, мел, пески, торфа, пресные и минеральные подземные воды. 3. В области имеется 567 водных объектов пригодных для товарного рыбоводства и рыболовства. 4. Площадь земель лесного фонда составляет 210,6 тыс. гектар или 8,5% от общей площади области. 5. Основная часть ведущих промышленных предприятий сосредоточена в г. Орел - 45ед. и 22 ед. - на сельских территориях Орловской области. За I полугодия 2015 года индекс промышленного производства в составил 99,6 % к соответствующему периоду 2014 года. 6. Распоряжением Правительства Орловской области № 363 от 3 октября 2013 г. утверждена«Инвестиционная стратегия Орловской области до 2020 года». 7. По состоянию на 1.10.2013 г. на территории Орловской области действует 553 объекта торговли общей площадью 94915,2 кв.м. 8. Реальной отраслью экономики региона является строительство. Доля строительства в ВРП составляет около 10%. 9. На сельских территориях Орловской области осуществляют свою деятельность, по состоянию на 1.01.2014г., 6580 предприятий и организаций. 10. Наличие в области культурно-исторических объектов. 11. Имеются возможности для развития сельского и экологического туризма.

Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Развитие малого предпринимательства. 2. Рост уровня потребления населения и платежеспособности жителей района. 3. Создание благоприятного климата для притока инвестиций. 4. Рост активности населения района в реализации своих предпринимательских способностей. 5. Освоение малым бизнесом новых сфер деятельности. 6. Организация добычи полезных ископаемых. 7. Расширение ассортимента товаров собственного производства, повышение качества обслуживания. 8. Поддержка государства в сфере несельскохозяйственной занятости на основе программ развития. 9. Расширение предлагаемых туристических продуктов. 1. Падение платежеспособного спроса населения. 2. Вероятность недобросовестной конкуренции со стороны предприятий других регионов, поставляющих продукцию на рынок района по демпинговым ценам. 3. Проникновение на рынок контрафактной продукции, как правило, низкого качества. 4. Рост цен на энергоносители, бензин. 5. Невозможность реализации инвестиционных проектов, способствующих развитию малого бизнеса. 6. Снижение финансирования или полное прекращения действия муниципальных программ. 7. Низкая конкурентоспособность организаций.

*Источник: Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий (коллектив авторов) [1].

В странах Европы и США уделяется большое внимание досугу, как одной из ключевых составляющих культурной политики. В этих странах удалось обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска».

Культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.). Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта [3].

В зарубежных странах добились несомненных успехов в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми

пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание Российской социально-культурной сферы.

В Российской Федерации в последние десятилетия сложилась удручающая ситуация в данной области.

Анализ рисунка 1 показал значительное сокращение культурно-досуговых учреждений в целом по стране, так за период с 2000 по 2013 год их число уменьшилось на 22,6%, сокращение в сельской местности составило так же на 22,7%. Видимое сокращение происходит в условиях, когда учреждение культурно-досугового типа является зачастую единственным учреждением культуры на муниципальное образование.

в городах и поселках городского типа в сельской местности О число учреждений ультурно-досугового типа тысяч

—;

= = = = = -

2000 2005 2010 2011 2012 2013

год

Рисунок 1 - Учреждения культурно-досугового типа в РФ (Источник: www.gks.ru)

Аналогичная ситуация складывается с числом общедоступных библиотек, за анализируемый период их число сократилось на 22% (в сельской местности на 21,9%, в городской местности на 23,4%). Одновременно с сокращением числа библиотек сокращается библиотечный фонд, что соответственно снижает обеспеченность населения книгами, так в 2013 году в сельской местности она составила 7382 экземпляра на 1 тыс. человек, что на 2,65 меньше чем в 2000 году, этот же показатель в городской местности сократился на 11,8%, за тот же период времени.

На наш взгляд, целесообразным является использование ключевых индикаторов. Именно ключевые индикаторы дают более четкую картину ситуации и позволяют сформулировать цели дальнейшего развития.

Ситуацию в области массовой культуры и досуга на региональном уровне можно оценить посредством вышеупомянутых индикаторов. Для исследования были взяты области входящих в Центрально-Черноземный района (табл. 2).

Проведение сравнительного анализа состояния массовой культуры и досуга областей ЦентральноЧерноземного региона (табл. 2) позволило сделать следующие выводы:

1. Показатель число организаций культурно-досугового типа является нормируемым, 1 учреждение на муниципальный район. Таким образом, обеспеченность организациями культурно-досугового типа во всех регионах ЦЧР можно считать достаточной.

2. Показатель число экземпляров библиотечного фонда на 1000 человек населения являются нормируемым [9]. Норматив обеспеченности учреждения общедоступных библиотек составляет: не менее 4 тыс. ед. хранения на 1 тыс. человек (при населении до 1 тыс. человек); не менее 5 тыс. ед. хранения на 1 тыс. человек (при населении более 1 тыс. человек); 225 книг на 1 тыс. человек (при населении от 25 тыс. до 50 тыс. человек); 200 книг на 1 тыс. человек (при населении более 50 тыс. человек). Таким образом, можно отметить, что библиотечный фонд во всех областях ЦЧР не пополняется при постоянном выбытии ветхих книг [5].

100% 98% 96% 94% 92% 90% 88% 86% 84% 82% 80%

Таблица 2 - Индикаторы состояния массовой культуры и досуга _в областях Центрально-Черноземного района_

Наименование Значение индикатора

2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015

Число организаций культурно-досугового типа всего в области

Белгородская область 754 755 749 228 227

Воронежская область 852 838 827 816 805

Курская область 789 775 755 746 730

Липецкая область 492 491 490 490 489

Орловская область 425 416 397 390 375

Тамбовская область 545 516 492 490 464

Число организаций культурно-досугового типа в сельской местности

Белгородская область 671 673 662 165 165

Воронежская область 741 718 707 696 685

Курская область 712 697 677 657 637

Липецкая область 458 455 455 453 453

Орловская область 386 374 356 351 337

Тамбовская область 502 469 447 446 430

Число экземпляров библиотечного фонда на 1000 человек населения

Белгородская область 6899 6816 6780 6697 6645

Воронежская область 6779 6757 6654 6551 6448

Курская область 10391 10162 9866 9526 9215

Липецкая область 7505 7560 7527 7254 7141

Орловская область 6795 6025 5807 5807 5313

Тамбовская область 9862 9549 9431 9365 9149

*Источник: Федеральная служба статистики [11].

Однако аналитики приведенной динамики показателей недостаточно для обоснованных выводов. Полную картину сложившейся ситуации может дать стратегический 8АОТ-анализ развития массовой культуры и досуга, который был апробирован на примере Орловской области (табл. 3).

Таблица 3 - 8УУОТ-анали") развития сферы массовой культуры и досуга Орловской области

Сильные стороны Слабые (А) стороны

1. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». 2. Реализация целевых программ регионального уровня: «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 годы»; «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2020 годы)»; «Подготовка и проведение 450-летия основания города Орла (2012-2016 годы)» с подпрограммой «Подготовка и проведение культурных мероприятий и комплексное развитие объектов культуры». 3. В 7 муниципальных районах Орловской области (Ливенский, Волховский, Глазуновский, Мценский, Знаменский, Кромской и Урицкий) созданы модельные библиотеки. 4. Высокий культурно-исторический потенциал региона (1360 объектов культурного наследия, множество музеев, народные промыслы и ремесла и пр.). 5. На территории Орловской области работу по сохранению музейного фонда ведут три областных музея: Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева, включающий 6 филиалов (музеи И.С. Тургенева, ПА. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н.С. Лескова, Л.Н. Андреева, дом Т.Н. Грановского), Орловский краеведческий музей с двумя филиалами (Военно-исторический музей, дом-музей В.А. Русанова), Орловский музей изобразительных искусств с филиалом - картинной галереей А.И. Курнакова. 6. На территории области сконцентрировано множество ценных 1. Не достаточно высокий уровень образования специалистов, работающих в сфере культуры области. 2. Старение кадров. Не привлекательность работы на селе в сфере культуры для молодых специалистов. 3. Отток высококвалифицированных кадров. 4. Низкий уровень социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры (отсутствие жилья, подъемных средств, компенсации на переезд в сельскую местность). 5. Недостаточное привлечение дополнительных государственных и частных инвестиций в сферу культуры. 6. Неполная реализация и недофинансирование Программ развития различных уровней. Недостаточный уровень комплектования и формирования библиотечного и музейного фондов (обновляемость фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях составляет ежегодно около 2% при нормативе 5-10%). 7. Устаревшая материально-техническая база нуждается в модернизации. Многие учреждения размещены в зданиях с высокой степенью износа и нуждаются в срочном капитальном ремонте. 8. Не информированность населения о

памятников истории и культуры. На государственной охране находится 1789 недвижимых памятников истории и культуры (памятники археологии - 307; памятники истории и монументального искусства - 976; памятники архитектуры и градостроительства - 515), из которых 49 объектов федерального значения, 1590 объектов регионального и 159 местного значения, что составляет 2,1 % от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С.Тургенева «Спасское-Лутовиново», где сохранился культурно-исторический и природный комплекс, уникальные культурные и природные ландшафты, охранная зона которых составляет 9000 га, является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. 7. Областное государственное учреждение культуры «Центр народного творчества» осуществляет государственную политику по сохранению и развитию нематериальной культуры, является методическим центром развития народного творчества в области. На базе центра осуществляются инвестиционные проекты: «Фольклорные праздники в глубинках Орловщины», «Фольклорно-этнографические экспедиции», «Создание информационной базы данных по фольклорным архивам Орловской области», «Региональные выставки традиционных промыслов». Статус международного мероприятия приобрел фольклорный праздник «Троицкие хороводы в Орловском Полесье». Центр проводит традиционные мероприятия: межрегиональный конкурс допризывной молодежи «Державы российской орлы», «Тургеневская девушка», конкурс творчества композиторов-любителей «Души серебряные звуки», театральный фестиваль «Театр - шипы и розы нашей жизни». 8. Выделение правительством области межбюджетных трансфертов из областного бюджета (в 2015г. - 1,3 млн. рублей) на выплату денежных поощрений лучшим сельским учреждениям культуры (9 муниципальных учреждений культуры) и их работникам. культурном потенциале области, районов, отсутствие специальной информации на улицах, сервисных объектах, сети Интернет. 9. Недостаточные темпы внедрения информационно-коммуникационных технологий в библиотечное обслуживание читателей. 10. Медленное развитие культурно-рекреационно-досуговой и досугово-рекреационных услуг. Остается неясной специфика содержания данных услуг.

Возможности (О) Угрозы (Т)

1. Приобретены и внедрены программы ведения Государственного каталога Музейного фонда РФ областными и муниципальными музеями 2. Публикация особо ценной части музейных собраний в сети Интернет. 3. Развитие культурно-исторических комплексов, объединяющих объекты и предметы культурного наследия. 4. Создание единой культурно-рекреационно-досуговой инфраструктуры. 5. Развитие рекреационно-досуговых услуг для широкого круга потребителей, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья (больные, инвалиды, пожилые люди). 6. Целенаправленная подготовка педагогических кадров для работы на селе с учетом социальных особенностей сельских жителей. 7. Усиление партнерства частного и государственного секторов, изучение спроса на рынке различных форм досугово-рекреационных услуг. 8. Развития музейного туризма как яркого примера интеграции некоммерческой и коммерческой сфер экономики и услугах, которые появляются на этой новой основе. 9. Организация ориентированных на здоровый образ жизни новых направлений рекреационно-досуговой деятельности требует целенаправленного развития соответствующих объектов социальной инфраструктуры, специальной профессиональной подготовки кадров, нормативного и методического обеспечения деятельности. 10. Разработка практической, научно-обоснованные технологии досуговой работы, учитывающие национально--культурные и иные значимые характеристики (включая менталитет населения). 11. Целенаправленному формированию сбалансированного регионального рынка услуг культурного досуга, совершенствованию 1. Снижение объемов финансирования сферы культуры и досуга на государственном и областном уровнях 2. Дальнейший отток имеющихся квалифицированных кадров. 3. Острая нехватка молодых высококвалифицированных специалистов. 4. Разрыв между имеющимся культурным потенциалом и возможностями его фактического использования. 5. Отсутствие финансовых средств на замену морально устаревшая материально-техническая база. 6. Падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений и как следствие их низкая посещаемость. 7.Недостаточное финансирование развития культурного досуга молодежи. 8. Отсутствие частных инвесторов готовых участвовать в развитии отрасли. 9. Быстрое устаревание форм культурно-досуговых занятий. 10. Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных образований значения отрасли культуры для экономического развития региона в целом. 11. Изменение регионального и местного законодательства в части финансирования отрасли культуры. 12. Заметным снижением реальных трудовых

организационно-экономического механизма функционирования всей отрасли, охватывающего изменение источников и порядка финансирования.

12. Создание интегрированных учреждений культуры - клуб-библиотека, дома ремесел, культурно--спортивных или досуговых центров.

13.Развитие традиционных народных промыслов и ремесел, производство новых видов сувенирной продукции как составляющей развития arpo- и эко- туризма._

доходов и сбережений населения.

13. Снижение мотивации населения к культурному и активному досугу ориентированному на здоровый образ жизни.

14. Проблема формирования в сельской местности, духовного, нравственного поколения, истинных патриотов своей Родины, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами._

*Источник: М.Г. Полухина, А.И. Богачев Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий [8]. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий (коллектив авторов) [1].

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить основные характеристики региона в сфере массовой культуры и досуга. Таким образом, в Орловской области достаточно большое внимание уделяется развитию массовой культуры и досуга, уже реализованные государственные программы поддержки создали базис для дальнейшего развития отрасли. Однако данных мероприятий не достаточно для решения всех имеющихся проблем.

В результате проведенных исследований были определены, точки роста в развитии сферы массовой культуры и досуга, а так же несельскохозяйственной деятельности:

1. Создание туристического кластера.

2. Строительство многофункциональных культурных центров для формирования равноценных, современных, комфортных условий для приобщения к культурным достижениям, воспитания, физического развития, творчества, досуга, просветительства и духовного обогащения граждан как единого культурного пространства страны.

2 Целенаправленная подготовка кадров для работы на селе с учетом социальных особенностей сельских жителей.

3. Предоставление помещений, налоговых льгот, поддержки на начальном этапе развития со стороны местных властей организациям туристического и культурно-досуговой направленности.

4. Развития музейного туризма, как интеграции некоммерческой и коммерческой сфер экономики и

услуг.

5. Разработка ФЦП и региональных программ развития несельскохозяйственной сферы деятельности на сельских территориях.

6. Позиционирование муниципальных районов во внешней среде.

7. Разработка программы по развитию молодежного малого предпринимательства;

8. Обеспечение информационно-консультационной поддержки объектов малого и среднего предпринимательства и проведение мероприятий способствующих популяризации бизнеса на селе.

Результатом реализации таких мероприятий будет: снижение безработицы на селе, повышение доходов, увеличение налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты, развитие социальной инфраструктуры, рациональное использование и сохранение культурного наследия Орловской области. Развитие туристического направления как одного из путей сохранения и развития сферы массовой культуры и досуга приведет, прежде всего, к росту культурного уровня населения, развитию творческих способностей, формированию активной жизненной позиции у молодежи. Что является не менее важным фактором для развития Российской Федерации, так как люди это его основа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богачев А.И, Гальянов ИВ, Студенникова Н.С., Полухина М.Г., Панарина В.И., Резвяков A.B., Логвинова P.M., Климов Р.В., Булгакова КВ., Кузнецов АЛ., Саран А.Ю., Небытов В.Г. Кошечкин Ю.В., Барабанова С.Н., Пыталев A.B., Дорофеева Л.Н. Комплексная оценка социо-эколого-экономического развития сельских территорий: Монография. «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» 2016 г., 296 с.

2. Бочкарев А. Ю. Совершенствование деятельности по развитию рекреационно-досуговых услуг, ориентированных на здоровый образ жизни и социокультурное развитие населения //Страховое дело. 2010. №4. С. 33-37.

3. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом // Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003.

4. Кузоро К.А. Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. №2-6(62). 2015. С. 193197.

5. Национальный туристический рейтинг // Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». URL:http://russia-rating.ru/mfo/9857.html (дата обращения 21.09.2016).

6. Панарина В.И. О возрождении // Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: «Лучший научно-исследовательский проект 2016», «Лучшее научное эссе 2016». Научный центр «Олимп». Изд.:Научный центр «Олимп»(Астрахань). 2016. С. 766-768.

7. Панарина В.И. Орловская область в рейтингах Российской Федерации // Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №4(8). С. 6-8.

8. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий. Монография. «Орловский ГАУ» 2015 г. 146 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 03.07.1996 № 1063-р, в ред. распоряжений Правительства Рос. Федерации от 14.07.2001 № 942-р, от 13.07.2007 № 923-р. Рос. Федерации от 19.10.1999 №1683-р и методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изм. на 23.11.2009).

10. Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 15.06.2013 № 598, в ред. распоряжений Правительства Рос. Федерации от 16.01.2015 № 17 об утверждении Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

11. Федеральная служба статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/# (дата обращения: 03.05.2016).

12. Яковлева P.M., Тарасов А.Е. Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности // Инновационная наука. №11-2. 2015. С. 289-291.

13. Горохов В.В., Небытов В.Г., Резвяков A.B. Развитие агроэкотуризма в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах Орловской области (итоги международного научно-практического семинара) //

Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №3(11). С. 18-27.

* * *

УДК 332.13

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

A.A. Полякова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития сельского хозяйства региона на основе разработки и реализации комплексных программ, а также обеспечения возможностей альтернативной занятости на селе.

Ключевые слова: сельское хозяйство региона, комплексная программа развития, альтернативная занятость.

Abstract. In the article the questions of development of agriculture in the region through the development and implementation of comprehensive programs, and provide alternative employment opportunities in rural areas.

Key words: agriculture of the region, integrated development programme, alternative employment.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социально-экономического развития села, направленным на повышение привлекательности жизнедеятельности в сельской местности. Особенно остро данный вопрос стоит в условиях введенных в отношении России экономических санкций и принятого курса импортозамещения. Одним из основных направлений успешного развития агропромышленного комплекса страны, на наш взгляд, выступает эффективное функционирование регионального АПК.

Проведенные исследования показывают, что одним из наиболее эффективных методов стимулирования производства стали целевые программы развития. На наш взгляд, программой способной дать импульс развития агропромышленного комплекса региона, могла бы стать комплексная программа, содержащая в себе несколько основных направлений развития:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.