Научная статья на тему 'Развитие туристской деятельности в муниципальном образовании'

Развитие туристской деятельности в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
22
2
Поделиться
Ключевые слова
туризм / туристская деятельность / управление / развитие / муниципальное образование

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Капустина Виктория Павловна, Бережной Андрей Владимирович

в статье раскрывается суть и значение развития туристской деятельности в системе местного самоуправления. Определена важность управления данной сферой для экономики муниципального образования.

Похожие темы научных работ по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию , автор научной работы — Капустина Виктория Павловна, Бережной Андрей Владимирович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие туристской деятельности в муниципальном образовании»

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1 "2 Капустина В.П. , Бережной А.В.

1 Капустина Виктория Павловна - студент, Бережной Андрей Владимирович - кандидат экономических

наук, доцент,

кафедра государственного и муниципального управления, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, г. Краснодар

Аннотация: в статье раскрывается суть и значение развития туристской деятельности в системе местного самоуправления. Определена важность управления данной сферой для экономики муниципального образования. Ключевые слова: туризм, туристская деятельность, управление, развитие, муниципальное образование.

УДК 338.49

Туристский комплекс как объект управления имеет ряд присущих только ему особенностей. Туристская деятельность занимает существенное место в активности населения нашей страны. Туристский комплекс встроился в рыночные отношения, коммерциализировался и стал играть заметную роль в развитии территорий. Управление туристской деятельностью является делом сложным, но весьма перспективным в стратегии развития муниципального образования.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 250 млн. человек,

т.е. каждый десятый работник в мире. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития. Анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен [2].

Развитие туризма вызывает интерес к проблеме измерения ее влияния на социально-экономическое развитие страны, регионов и их муниципалитетов.

Как правило, влияние туризма на экономику региона оценивается на основе: прямого (непосредственного) эффекта (степень влияние туристских расходов на объем ВВП) и косвенного (опосредованного) эффекта (дополнительный эффект в других отраслях, вне сферы туризма).

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определил деятельность в сфере туризма как одну из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется в границах муниципального образования.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В круг вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления входят, согласно Уставу муниципального образования создание, развитие туристского комплекса, а также осуществление муниципального контроля в области туристской деятельности [1]. Согласно чему в структуре администрации создается специализированное подразделение (департамент, управление или отдел), а в структуре представительного органа действует соответствующий комитет на постоянных началах. Целесообразным и наиболее широко используемым методом на современном этапе в рамках муниципального управления выступает программно-целевой метод. Как правило, в муниципальных образованиях в целях развития туристской деятельности реализуются целевые муниципальные программы поддержки туристского комплекса.

Организационные основы развития туристским комплексом муниципального образования должны предусматривать отдельные мероприятия, направленные на решение вопросов местного значения. Организация должна включать в себя в себя комплекс следующих необходимых мероприятий:

- принятие участия в презентационно-выставочных мероприятиях (международных, общероссийских, региональных выставках, ярмарках, форумах, конкурсах, научно-практических конференциях, фестивалях и др.);

- рекламно-информационное обеспечение продвижения туристских, экскурсионных возможностей муниципалитета (в средствах массовой информации, а также подготовка и выпуск информационно-рекламных материалов, издания буклетов, книг, листовок, брошюр изготовление баннеров, презентационных макетов и иных раздаточных материалов, рекламных и презентационных материалов, включающих информацию об инвестиционной и туристской привлекательности территории);

- содействие в организации информационных туров;

- сопровождение работы официального сайта муниципального образования (раздел «Туризм и отдых» «Реестр субъектов и объектов туристской индустрии и туристских ресурсов);

- проведение мониторинга деятельности предприятий туристского комплекса;

- проведение мероприятий по недопущению возникновения просроченной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

- организация мероприятий для предприятий туристского комплекса края, стимулирующих повышение квалификации кадров в отрасли (семинары, конкурсы и прочее), повышение профессионального мастерства.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Попова Р.Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России / Р. Ю. Попова. М.: МГУ, 2014. 120 с. С. 90.