Научная статья на тему 'Развитие туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания учащихся: характеристика основных этапов'

Развитие туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания учащихся: характеристика основных этапов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания учащихся: характеристика основных этапов»

Целовальникова A.C. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕЙЕД ЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

га. Так, в результате активизации только Ер-шовского оползня на Ангарской акватории водоема суммарный объем смещающихся масс составил 6000000 м3 (Овчинников.., 1999).

С созданием водохранилища повторяемость периодических ветров увеличилась в теплое время года. В дневное и ночное время они встречаются часто. В утренние и вечерние часы повторяемость их мала, так как в это время происходит смена направлений.

Ветроволновой режим является важным для каждого рукотворного водоема, так как именно геолого-геоморфологические условия в сочетании с гидродинамическими определяют интенсивность развития такого нового процесса, как абразия. И на тех участках водоема, где эти условия накладываются друг на друга, показатели по абразионному процессу имеют максимальные значения.

Литература

1. Авакян А. Б., Салтанкин В.П., Шарапов В.А. Водохранилища. - М.: Мысль, 1987. - 319 с.

2. Брагскоеводохранипище.-Л.: Гвдрометеоюдаг, 1978.

3. Бубликова Ю.И., Кошинский С.Д. Типы полей ветра над Братским водохранилищем и их статистические характеристики // Гидрометеорологический режим водохранилищ и крупных озер Сибири. Вып.18. - М.г Гидрометеонздат, 1975. - С.3-71.

4. Водохранилища и их воздействие на окружающую среду. - М: Наука, 1986.-С. 126-128.

5. Густокашина H.H., Балыбина A.C. Изменение природно-климатических характеристик территории, прилегающей к вод охрани ли щам Ангарского каскада

ГЭС И География и природные ресурсы. 2005. №4. -С.93-100.

6. Карта ветрового волнения Усть-Илим ского водохранилища. -Иркутск, 1976.

7. Лещиков Ф.Н., Попов В.Н, Роль процессов выветривания и промерзания в формировании инженерно-геологических свойств горных пород Прибайкалья // Региональная гидрология и инженерная геология Восточной Сибири,-Новосибирск: Наука, 1978.-С. 104-109.

8. Лещиков Ф.Н., Тржцинский Ю.Б. Экзогенные геологические процессы и явления Приангарья // Геолого-геофизический исследования. - Иркутск, 1976. -С.93-101.

9. Лещиков Ф.Н., Тржцинский Ю.Б. Экзогенные геологические процессы и явления Приангарья // Геолого-геофизические исследования, - Иркутск, 1976. — С.93-102,

Ю.Магомедов М. М. Природа Усть-Илимского района. - Иркугск-Усть-Илимск: Изд-во ИГ СО РАН, 2003. - 144 с.

П.Овчинников Г.И. Динамика береговой зоны Ангарских водохранилищ: дис... д-ра геогр. наук. - Иркутск, 2003. - 413 с.

12.0вчинииков Г.И., Павлов С.Х., Тржцинский Ю.Б, Изменение геологической среды в зонах влияния Алга-ро-Енисейских водохранилищ. Новосибирск: Наука, 1999.-254 с.

13. Разу валов В,Г. Формирование метеорологических условий над побережьем Братского водохранилища // Труды Лимнологического института, Т. 15. - М.: Наука, 1970. -С.84-119.

И.Репетин Л.Н. Братское водохранилище П Сборник работ Братской ГМО. 1969.-С.6-19.

15.Тимофеев М.П. Метеорологический режим водоемов. —Л.: Гидрометеоиздат, 1963,

16.Усгь-Илимскос водохранилище, — Новосибирск: Наука, 1975.-218 с.

А. С. Целовальникова

Забайкальский государственный гумаинтарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

Статья посвящена анализу туристско-краеведческой деятельности. Туризм как социальное явление появился в результате промышленной революции и не потерял свою популярность в современный период, Обоснование важности образовательных экскурсий и прогулок принадлежит известным русским ученым XIX в, А.Я. Г?рду, П.Ф. Кап-тереву, К.Д. Ушинскому.

A, S. Thelovalnikova

CHARACTERISTICS OF THE BASIC PERIODS OF TOURIST AND REGIONAL STUDIES ACTIVITIES DEVELOPMENT AS A MEANS OF STUDENTS' PATRIOTIC UPBRINGING

The article deals with historical analysis of tourism and regional studies development in Russia. Tourist and regional studies students' activity has been considered as one of the means of students' patriotic upbringing during the period of Soviet and Russian school development. At present supplementary educational institutions, for instance the Center of children and youth tourism and regional studies, play an important role in this direction. The substantiation of importance of educational excursions and walks belongs known Russian scientific XIX A. JA.Gerd P.F.Kapterevu, K.D. Vshinskomu,

35

2008/4

Современная туристско-краеведческая деятельность - продукт длительного исторического развития. Как социальное явление нового времени туризм появился в результате промышленной революции, когда крушение феодализма в Западной Европе породило новые требования к воспитанию подрастающего поколения. В конце XVII - начале XVIII в. в школах Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран при изучении отдельных предметов, например географии, учителя стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки по окрестностям. Такие простейшие формы путешествий получили название «экскурсии». В отечественной географии существуют различные подходы к периодизации истории развития туристско-краеведческой деятельности. Так, например, Ю.С. Константинов (1, с.16) выделяет следующие этапы развития: 1) развитие ученических экскурсий в России (середина XIX - начало XX века); 2) особенности становления государственной системы детского туризма и краеведения (1918-1940 гг.); 3) детский туризм в годы Великой Отечественной войны и становления народного хозяйства (1941-1960 гг.); 4) период стабилизации туристско-краеведческой деятельности учащихся (19601990 гг.); 5) туристско-краеведческой деятельность в новых социально-экономических условиях. Так как мы рассматриваем турист-ско-краеведческую деятельность как средство патриотического воспитания, то в связи с этим выделяем 3 основных этапа: 1) XVII -начало XX вв.; 2) туристско-краеведческая деятельность в советский период; 3) туристско-краеведческая деятельность в новых социально-экономических условиях.

На становление теории и практики турист-ско-краеведческой деятельности в России большое влияние оказала западная наука, так как многие историки, географы, путешественники совершали регулярные морские и сухопутные путешествия, не только участвуя в войнах, торговли, но и в познавательных целях. В России интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения как средства патриотического воспитания личности, как средство улучшения рекреационной деятельности, а через нее - как путь к укреплению благосостояния государства. Сведения о прошлом селений, городов и областей вошли в местные и общерусские летописи, а также другие древние письменные источники. Нача-

ло первого этапа развития истории туристско-краеведческой деятельности относится к эпохе преобразований первых лет XVIII и связано с именем Петра I. Его указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось обо всех любопытных находках непосредственно докладывать царю, а тех, кто их обнаружил, награждать за поиск древностей в своем крае. Позднейшие указы Петра предписывали церковным и гражданским властям «прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные» пересмотреть, переписать и доставить в Сенат и в Синод. Тем самым было признано государственное значение местных памятников прошлого и воспитания уважения к истории своего края у населения и патриотизма в целом.

В розыске, собирании и систематизации прошлого большую роль сыграли русские ученые. Так, в 1734 г. известный историк В.Н. Татищев впервые разослал на места анкеты с целью сбора материалов для своей «Истории российской с древнейших времен». Эту работу продолжил М.В. Ломоносов, В 1760 г. он предпринял попытку исследования страны с участием населения, в том числе и детей. Анкету Ломоносова можно считать первой подлинной программой краеведческого изучения страны и первоосновой формирования воспитательного пространства, ориентированного на становление патриотических чувств. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы и туризма с детьми был декабрист И.Д. Якушкин. Работая в Ялуторовской женской школе, он практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами с целью изучения окружающей природы и воспитания любви к своему Отечеству. В это время появляются работы ученых: Лепехин И.И. «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства»; Крестинин В.В. «Краткая история о городе Архангельском», «Начертание истории г. Холмогор» и т.д.

В конце XIX в. туристско-экскурсионному направлению в отечественной науке стало уделяться повышенное внимание. Немалая заслуга в обосновании эффективности экскурсий с точки зрения получения практических знаний принадлежит К. Д. Ушинскому, А.Я. Герду, П.Ф. Каптереву. Теоретически обосновал краеведческие исследования К.Д. Ушин-ский - он назвал эту отрасль знаний «Родино-ведение». Он говорил, что «...преподавание географии начинается с географии окрестно-

36

Цело вал ьнмкова A.C. РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

стей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». (3, с.23) В учебной книге «Родное слово» он придавал «местному элементу» большое значение, рассматривая его как одно из важных средств не только наглядности, но и реализации идей народности воспитания -нацеленности образования на становление личности, связанной с окружающей жизнью своего народа. «Отечествоведение» - так определил эту дисциплину известный методист географии Д.Д. Семенов, который считал, что данная дисциплина помогает осознать учащимся высшие ценности, идеалы и ориентиры социально значимых процессов и явлений реальной жизни.

Таким образом, характеризуя первый этап развития туристско-краеведческой деятельности, можно отметить, что история данной деятельности относится к эпохе преобразований первых лет XVIII в. и связано с именем Петра 1. Туристско-краеведческая деятельность рассматривалась в рамках концепции русской идеи, в которой патриотическое воспитание понималось как добровольное и осознанное служение Родине, т.к. в основе туристско-краеведческой деятельности как средства патриотического воспитания стояла задача духовного и свободного развития личности (процесс личностного присвоения ценностей, который базировался на идеалах свободы выбора и ответственности за него, единения сердца и разума).

Огромную роль в развитии истории второго этапа туризма и формировании основ воспитания социалистического патриотизма в нашей стране сыграли первые документы Советской власти: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918), декларация «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) и т.д. В них были изложены цели, задачи, содержание школы 1 ступени. От образовательных учреждений требовалось организовать участие детей в исследовании различных явлений окружающей жизни. Материал должен располагаться следующим образом: 1) твой дом, семья; 2) дом, школа, двор, улица, город (деревня); 3) город (деревня) и окружающие географические ландшафты; луг, поле, лес, болото др.; знакомство с уездом (губернией) (2, с. 16-32). В этих документах особое значение придавалось экскурсиям, так как именно они способствовали изучению культуры и истории родного края и населяющих его народов, природных условий и ре-

сурсов, населения и хозяйства страны, воспитания патриотизма учащихся.

Туристско-краеведческая деятельность в период 1918-1928 гг. была сосредоточена во внешкольных организациях и проводилась в форме многодневных путешествий (6-10 дней) и экскурсий - «кочевок», как их именовали в то время. Главной задачей походов была подготовка к участию в активном преобразовании социалистической Родины путем изучения сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов родного края (3, с.6-9). Ориентация советской школы в 20-е гг. на воспитание активности личности школьника оказала положительное влияние на развитие туристско-краеведческой деятельности в целом. Этому способствовали и введенные в школу комплексные программы, в которых тоже ставились задачи связи обучения и воспитания с жизнью, включения учащихся в построение государства нового типа.

Дальнейшему развитию туризма способствовала в 1930 г. проведенная Всесоюзная конференция по вопросам туристско-экскурсионной деятельности со школьниками, на которой состоялся обмен опытом работы, а также рассматривались вопросы о роли внешкольных экскурсий и детского туризма в воспитании социалистического патриотизма. Тематика экскурсий в силу усиливавшихся социологизированных ориентации педагогики была продиктована, прежде всего, задачами приобщения учащихся к планам первых пятилеток, направленных на формирование ценностей коммунистического общества.

В предвоенные годы для усиления туристской работы среди детей был предпринят ряд мер. В декабре 1940 г. издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», в котором руководителям школ предлагалось: «...организовать в каждой средней школе кружок юных туристов, выделить из числа учителей в каждой средней школе ответственного организатора туристской работы с учащимися» (2, с.10-11). Это был первый официальный документ, обязывающий школы и учителей географии включать туризм в педагогические средства воспитания.

Великая Отечественная война помешала дальнейшему развитию туристско-краеведческой работы с детьми. К концу 1941 г, закрылась 51 детская экскурсионно-туристическая станция, за исключением ДЭТС г. Москвы, Ярославской и Свердлов-

37

2008/4

ской областей, а также ЦДЭТС РСФСР; все имущество и помещение передали госпиталям (2, с.23). В это время туристе ко-экскурсионная деятельность школьников в основном нацеливалась на помощь фронту и тьту.

В послевоенное время органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. Так, на Всероссийском совещании по народному образованию в 1945 г. была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных материалах этой секции подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму, рекомендовалось Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим школьным и внешкольным детским учреждениям шире использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и общественно-полезной работы с учащимися. Значительную работу в эти и последующие годы проводила Центральная детская эксур-сионно-туристская станция при Министерстве просвещения РСФСР. В мае 1950 г. издается «Инструкция по проведению экскурсий, походов по изучению родного края». Органы народного образования на местах издают соответствующие приказы и принимают практические меры по улучшению экскурсионно-туристской работы в школах. Сведения, полученные от органов образования республик, краев, областей, позволили оценить состояние зтой работы и наметить пути усовершенствования.

В 1959 г. были утверждены новые учебные планы и программы. В них подчеркивалось, что программа по географии должна обеспечивать краеведческий подход при изучении начального курса физической географии и экономической географии СССР и уделять большое внимание проведению практических занятий на местности. Такой подход способствовал реализации задач воспитывающего обучения и развивал духовно-нравственные качества в русле идеалов социалистического воспитания личности. Особое значение придавалось экскурсиям, наблюдениям явлений природы, труду в начальной школе.

1960-1970-е годы характеризуются как период стабилизации туристско-краеведческой работы в общеобразовательных школам. Великую роль в ее развитии в данный период сыграл Московский городской дворец пионеров и школьников. Его отдел туризма и краеведения, возглавляемый М.И. Крайманом, организовал все Московские слеты. Активно

развивается геологическое движение, особенно на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке (3, с.17). С 1972 г. в стране проводилась Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Моя Родина -СССР». Целью экспедиции было выполнение различных географических заданий, основной задачей — воспитание непобедимой веры в славу, могущество и ведущую позицию в мире социалистической Родины.

Рассматривая второй этап туристско-краеведческой деятельности, можно отметить, что огромную роль в развитии истории туризма и краеведения сыграли первые документы Советской власти: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918), декларация «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) и т.д., наряду с положительными тенденциями в развитии туристско-краеведческой работы (ее ориентированности на воспитание любви к своему Отечеству, развитие активности личности, включение в общественно-полезную деятельность школьников и т.д.) нельзя не отметить нацеленность организации данной деятельности на унифицированный приоритет социологизированных установок - направленность на формирование сугубо коммунистических взглядов и убеждений. В связи с этим была утрачена ведущая позиция концепции русской идеи.

Последний этап развития истории туристско-краеведческой деятельности связан с реформами общеобразовательной школы конца 80-х - начала 90-х гг., которые затронули внешкольные учреждения профильного характера: некоторые из них были упразднены, другие подверглись ликвидации. В это время, с 1992 г., Центр детско-юношеского туризма России начал издавать ежеквартальный информационно-методический «Вестник детско-юношеского туризма в России». Вышли новые книги, посвященные детско-юношескому туризму и краеведению, в которых были первые попытки анализа возможностей патриотического воспитания в русле ценностно-культурологической парадигмы развития общества, В данный период была учреждена высшая награда «Золотой компас», которая присуждалась за достижения в науке и практике детско-юношеского туризма, продолжали проводиться массовые походы, экскурсии, экспедиции, краеведческие конференции, посвященные значительным датам в жизни страны (3, с.21). С 1992 г. в Российской Феде-

38

Шелухеев Б.Н., Раднаев Б.Л, ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕПЛОВЫХ КОТЕЛЬНЫХ В МАЛЫЕ ТЭЦ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

рации осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество». Научно-методическими центрами Движения становятся станции (центры) детско-юношеского туризма. Однако в целом продуктивность данной работы понижало отсутствие четко отработанных нормативов и типовых программ.

Таким образом, исторический анализ развития туристско-краеведческой деятельности показал, что реализация принципов природо-сообразности и культуросообразности направляла внимание педагогов на изучение и использование в воспитательном процессе особенностей местного края, его истории и культуры. Данный подход сыграл особую роль в развитии школьных образовательно-воспитательных экскурсий. Обоснование важности образовательных экскурсий и прогулок принадлежит известным русским ученым XIX в, П.Ф. Лесгафту, К.Д. Ушинскому, П,Ф. Каптереву и т.д. Советский период, в свою очередь, характеризовался ориентация-ми на развитие массовости, совершенствование теоретико-методического обеспечения

туристско-краеведческой деятельности с учащимися и нацеленностью на воспитание социалистического патриотизма. Период с 1991 г. в истории детского туризма, как и в истории всей страны, стал этапом пересмотрения ценностей и деидеологизации образования. И только с начала XXI века, на фоне изменения идейных ориентиров, нарастания проблем с воспитанием детей и подростков, государство начало проявлять внимание ко многим старым и развитию новых форм работы с подрастающим поколением, в связи с чем наметилось и улучшение ситуации в сфере детского туризма и краеведения.

Литература

1. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. М.:ЦЦЮТиК МО РФ, 2002. С. 16-31.

2 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов, 1917-1973 гг. М.: Педагогика, 1974.-С.280.

3. Остапец A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ЦДЮТИК МО РФ, 2001. 96 с.

Б.Н. Шелухеев, БЛ. Раднаев

Бурятский государственный университет

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕПЛОВЫХ КОТЕЛЬНЫХ В МАЛЫЕ ТЭЦ

В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье показаны общее состояние тепловой энергетики Республики Бурятия и возможный энергосберегающий эффект от модернизации тепловых котельных в малые ТЭЦ.

B.N. Shelukheev, B.L. Radnaev

PROSPECTS OF TRANSFORMATION OF THERMAL BOILER-HOUSES IN SMALL THERMAL

POWER STATIONS IN BURYATIA

The article displays the general condition of thermal power production in Buryatia. The paper also explains how modernization ofthermal boiler-houses in small thermal power stations can provide an energy-saving effect.

Как никогда ранее важными в России (как и в Республике Бурятия) становятся проблемы сбережения и экологизации производства и потребления энергоресурсов. Их актуальность вызвана следующими тенденциями в энергетике страны:

1. Становление и долговременное развитее энергетики, как и всего хозяйства страны и региона, на планово-административной основе управления создало многозатратные и малоэффективные производственно-потребительские системы энергообеспечения.

2. Эти системы в результате смены хозяй-

ственного уклада превратились из государственной монополии на энергоресурсы в отрасли, контролируемые различными монополистическими группировками, и вызвали многократный рост цен (тарифов) на основные энергоресурсы в последние годы.

3. Энергосистемы, не модернизировавшиеся последние 15 лет, значительно устарели физически и морально, что чревато сбоями в надежности и, кроме того, нарастающей нагрузкой на окружающую среду.

В Республике Бурятия нынешнее состояние комплекса по производству вторичных

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.