Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТ / РЕГИОН / ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / РОССИЯ / ТУРИЗМ / TOURISTIC ATTRACTIVENESS / TOURIST / REGION / FACTORS OF ATTRACTIVENESS / RUSSIA / TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кирсанова А.С.

В настоящей статье на основе использования методов аналогии, контент-анализа и теоретического анализа, исследуется текущее состояние развития туристического потенциала регионов Российской Федерации; выявлены факторы, влияющие на повышение туристической привлекательности регионов; представлен сравнительный анализ состояния дел в данной области в ряде стран, в том числе рейтинг России в этой сфере; представлены авторские выводы о причинах недостаточной развитости туристического сектора в России на сегодняшний день, а также пути преодоления этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кирсанова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF TOURISTIC ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS OF RUSSIA FEDERATION: THE CURRENT STATE AND PROSPECTS

In this article, using the methods of analogy, content analysis and theoretical analysis, explores the current state oftouristic potential of the regions of Russia Federation; factors that have impact on the touristic attractiveness of the regions have been revealed; a comparative analysis of the current level of and countries, including Russia, ranking in this area; presented the author’s conclusions about the reasons of the underdevelopment of the touristic section in Russia today, as well as ways to overcome these problems.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 338.48

Кирсанова А. С. студент магистратуры 2 курс, направление подготовки -государственное и муниципальное управление

кафедра менеджмента и административного управления

РГСУ Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация: В настоящей статье на основе использования методов аналогии, контент-анализа и теоретического анализа, исследуется текущее состояние развития туристического потенциала регионов Российской Федерации; выявлены факторы, влияющие на повышение туристической привлекательности регионов; представлен сравнительный анализ состояния дел в данной области в ряде стран, в том числе рейтинг России в этой сфере; представлены авторские выводы о причинах недостаточной развитости туристического сектора в России на сегодняшний день, а также пути преодоления этих проблем.

Ключевые слова: туристическая привлекательность, турист, регион, факторы привлекательности, Россия, туризм.

Kirsanova A.S. undergraduate 2 course, training direction -State and municipal administration Department of Management and Administration Russian State Social University Russia, Moscow

THE DEVELOPMENT OF TOURISTIC ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS OF RUSSIA FEDERATION: THE CURRENT STATE AND

PROSPECTS

Annotation: In this article, using the methods of analogy, content analysis and theoretical analysis, explores the current state oftouristic potential of the regions of Russia Federation; factors that have impact on the touristic attractiveness of the regions have been revealed; a comparative analysis of the current level of and countries, including Russia, ranking in this area; presented the author's conclusions about the reasons of the underdevelopment of the touristic section in Russia today, as well as ways to overcome these problems.

Key words: touristic attractiveness, tourist, region, factors of attractiveness, Russia, tourism.

На сегодняшний день, туризм - это одна из крупнейших сфер человеческой деятельности и очень доходный бизнес, а путешествия давно стали необходимостью для очень многих людей в разных уголках мира. Туризм можно определить как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее -лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных,

профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1].

Без вовлечения людей понятие «туризм» теряет свое значение. Для привлечения людей следует изучить понятие туристической привлекательности.

Проанализировав публикации по теме «туристическая привлекательность региона» имеются основания говорить об отсутствии единого понимания данного понятия, но так же единого понимания данного понятия. Для начала стоит уточнить понятие термина «регион». Регион -большая область, группа соседствующих стран или территории, районы, объединенные по каким-н. общим признакам [2].

Понятие «привлекательность» многие авторы связывают с понятием «потенциал» и «риски». Соответственно, туристическую привлекательность регионов можно обозначит как совокупность потенциала (условий и ресурсов)и рисков.

Туристическая привлекательность региона, по утверждению В. В. Славина, это «совокупность его объективных и субъективных характеристик, материальных и нематериальных факторов, влияющих на результаты туристической деятельности и определяющих положение региона для туристов и субъектов туристической деятельности, включающая в себя ресурсно-инфраструктурный потенциал туристической деятельности и социально-институциональные риски ее осуществления на данной территории» [3].

Опираясь на данное понятие, стоит выделить факторы, влияющие на потенциал в сфере туризма. Их стоит сформировать в несколько групп:

Таблица 1

Факторы туристической привлекательности._

Группа факторов

Факторы туристской привлекательности

Рекреационные факторы

и инфраструктурные

Культурно - исторические факторы

Организационные факторы

Экономические факторы

Социально - психологические факторы

Разнообразие природных условий Благоприятные климатические условия Богатство растительного и животного мира Высокий уровень хозяйственной

освоенности территории Современная и динамично развивающаяся инфраструктура (гостиницы, санатории и

др)

Уровень культурного развития

Наличие памятников, архитектуры истории и

культуры

Наличие мест исторических событий Организация и проведение культурных мероприятий (фестивалей, ярмарок, выставок)

Функционирование музеев Наличие особенностей и традиций Наличие религиозных объектов

Государственный протекционизм в сфере туризма

Наличие ассортимента турпродуктов Наличие информационно-туристского

центра

Доступность региона

Ценовая политика

Транспортная инфраструктура

Инвестиционный климат

Стабильная политическая и экономическая

обстановка

Гарантии безопасности

Доброжелательность местного населения Профессионализм работников туристической сферы

В лидерах по привлечению денег иностранных туристов США -Соединенным штатам Америки удалось заработать на туризме в 2016 году около 116,3 миллионов долларов, вдвое выше доходов от туристического бизнеса, полученных Испанией - 59,9 миллионов долларов. На третьей строчке рейтинга Франция, чья туристическая отрасль за минувший год заработала 53,8 миллионов долларов.

Далее расположились Китай - 48,5 миллионов долларов и Италия - 43 миллиона долларов. По оценке Всемирной туристической организации, в

2015-м году мировая туриндустрия привлекла 1 триллион 200 миллиардов долларов (включая международные пассажирские перевозки). Рынок туризма сделал весомый скачок вперед, впервые преодолев рубеж поступлений в один триллион долларов [4].

Что же касается отечественного туризма, то данные относительно доходов в этой отрасли зачастую разнятся. Сюда же можно добавить отсутствие четких статистических данных относительно данного вопроса. В публикациях говорится только о 4-% объеме ВВП, приходящуюся на долю доходов от туризма в России [5].

Исходя из исследования многих авторов, официальных сайтов, а также опыта других стран, можно предположить какие сдерживающие факторы развития туристической привлекательности существуют в Российской Федерации:

1. Несовершенство нормативно - правовой базы в сфере туризма.

2. Недостаточное развитие туристической инфраструктуры.

3. Низкое качество предоставляемых услуг.

4. Отсутствие имиджа регионов.

5. Отсутствие гарантий безопасности. Чтобы решить данные проблемы нужно:

1. Разработать актуальную нормативно - правовую базу деятельности.

2. Развить межрегиональное сотрудничество.

3. Создать условия для активного продвижения внутреннего туристического товара.

4. Развитие наиболее перспективных направлений туризма обращая внимание на специфику того или иного региона.

Таким образом, можно сделать вывод относительно того, что сегодня процесс туристической привлекательности в регионах Российской Федерации требует большой работы. Для повышения уровня привлекательности, следует учитывать проблемные моменты в работе, а также основные факторы формирования эффективной туристической среды.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

3. Славин В. В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления. 2013. № 1.

4. Доходы туристской отрасли [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/1016997/ (дата обращения 14.11.2018)

5. Юняева Р. Р., Клеманова И. В. Инвестиционная привлекательность региона как фактор дополнительного поступления денежных средств на развитие сельского хозяйства // Известия Пензенского гос. ун-та им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012.№28.С.639-646.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.