УДК: 338.48
ББК: 65.433
Никулин Д.Ю., Краснов С.В. РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ. КОНСТРУКТОР ТУРОВ
Nikulin D. Yu., Krasnov S.V.
THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY ON THE BASIS OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION PLATFORM. DESIGNER TOURS
Ключевые слова: туризм, системный подход, турпродукт, модель тура, индивидуальные туры, информационно-коммуникационная платформа, конструктор туров, TripAggregator.
Keywords: tourism, a systematic approach, product, model tour, private tours, information communication platform, designer tours, TripAggregator.
Аннотация: проанализированы возможности, лежащие в основе динамики развития туристической отрасли. Детализированы проблемы российского туризма. Проанализирован с точки зрения системного подхода рынок туризма. Cформулирована цель на современном этапе развития отрасли, как синхронизация двух процессов: замедление количественного роста турагентств и туроператоров и нарастание качественных изменений, приводящие к изменению структуры на основе обработки информации. Структурированы элементы системы, их цели, взаимодействие элементов между собой, которое показывает, что центральным элементом взаимодействия всех участников туристического рынка является тур, который представляет собой интеграционную услугу, складывающуюся для туриста из комплекса услуг. Представлены манипуляции с туром всех участников рынка. Сформирована концепция информационно-коммуникационной платформы, позволяющей оперативно формировать туры, и состоящей из следующих частей: биржа предложений отдельных услуг, конструктор туров, адаптация туров с учетом профилей туристов. Сформированы требования к подобной интегрированной системе. С учетом рассмотренных выше требований был разработан конструктор туров TripAggregator.
Abstract: the possibilities underlying the dynamics of the tourism industry. Detailed problems of Russian tourism. Analysed from the point of view of system approach the tourism mar-ket.formulated goal at the present stage of development of the industry, as the synchronisation of two processes: the slowing of quantitative growth turagentstv and tour operators the growth and qualitative changes, leading to changes in structure,on the basis of information processing. Structured elements of the system, their purpose, interaction between the elements of a, which shows that the Central element of interaction of all participants of the tourist market is a tour that is an integration service for the emerging tourists from complex services. Presents manipulation with a tour of all market participants. Formed the concept of information communication platform that allows you to quickly generate tours and consists of the following parts: the offer of individual services, designer tours, adapting tours based on profiles of tourists. Formed the requirements for such an integrated system. Given rassmotrennykh above requirements was developed by designer tours TripAggregator.
Динамичный рост индустрии туризма сделал ее одним из символов современного общества. В основе этого роста лежит реализация следующих возможностей:
1. Экономический рост и социальный прогресс.
2. Технологический прогресс в обла-
сти всех видов транспорта.
3. Повышение материального и культурного уровня населения в экономически развитых странах.
4. Упрощение пограничного и таможенного контроля.
5. Развитие межгосударственных свя-
зей и культурных обменов между странами.
6. Технологический прогресс в области телекоммуникаций.
7. Повышение уровня образования. Чем выше уровень образования в обществе, тем больше люди ценят возможность знакомства с чем то новым.
8. Увеличение свободного времени.
Для России развитие индустрии туризма имеет особенно большие перспективы и значение, с учетом ее большой территории.
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации, которое состоялось 28 июля 2011 года под председательством В.В. Путина, утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [1].
Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
Задача 1: «Развитие туристско-рекреа-ционного комплекса Российской Федерации».
Задача 2: «Повышение качества туристских услуг».
Задача 3: «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках».
Однако огромный потенциал российской туристической индустрии сдерживается нерациональным использованием имеющихся туристических ресурсов. Решение этой задачи крайне актуально сегодня, т.к. стремительный рост рынка туризма привел к обострению международной конкуренции на этом рынке.
Детализируя проблемы российского туризма, можно выделить следующие:
1) высокая стоимость отдыха в России, формируемая высокими ценами в гостиницах и авиаперелетами;
2) недостаточная законодательная база. В частности, возможность использовать необоснованные скидки для закрепления турфирмы на рынке;
3) недостаточно развитая инфраструктура в стране (гостиницы, дороги, сервис);
4) недостаток квалифицированных кадров, поскольку труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей;
6) сезонность, т.е. зависимость объема туристских услуг прежде всего от природно-климатических условий.
Поскольку туристическая отрасль охватывает значительное количество организаций, юридических и физических лиц, т.е. представляет сложную систему, решение проблем по управлению ею небходимо проводить на основе системного подхода. В соответствии с которым первоначально на основе анализа проблем необходимо выявить цель. Под целью понимают «субъективный образ» (абстрактную модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему [12].
Несмотря на кажущуюся очевидность решения задачи, в силу того, что между целью - абстрактной моделью и реальной системой не может быть однозначного совпадения, процесс целеобразования, особенно в социально-экономических системах, весьма сложен.
В туризме, в силу особенностей отрасли - наличие трудно измеримых целей - ситуация еще больше усложняется. Действительно, из-за того, что элементы системы не имеют измеримых целей, во-первых, в силу того, что трудно оценить их достижения, а во-вторых, в силу зависимости от внешней среды (изменилась политическая обстановка, резко ухудшились климатические условия и т.п.), можно говорить лишь о вероятностном характере процессов, происходящих в туриндустрии, а, следовательно, сложно точно проектировать все явления и процессы, происходящие в ней.
Следующая особенность туризма заключается в сильных взаимосвязях между всеми участниками туристического рынка. Каждый элемент системы осуществляет свою деятельность в окружении большого количества других разнородных элементов, которые оказывают на него сильное влияние (велика сила связей). Кроме того, внут-
ри отдельных однородных элементов имеются свои интересы (туристы). Кроме этого, между элементами могут существовать противоречия (между владельцами гостиниц, местными жителями и туристами).
Анализ тенденций в туристической системе позволяет выявить два идущих параллельно процесса:
- увеличение количества элементов в системе (турагентства, туроператоры, туристы) замедляется в силу предыдущего стремительного развития и последовавшего затем обострения конкуренции;
- нарастающая потребность в качественных изменениях, связанная с необходимостью учета индивидуальных интересов каждого туриста.
Это согласуется с общей теорией систем. Действительно, изменения за счет увеличения числа элементов системы до поры до времени не сказывается на свойствах системы. Эти изменения принято называть ростом системы. Качественные изменения системы, при которых происходит изменение ее существенных свойств в позитивном направлении, называются развитием. Последнее означает, что с теми же ресурсами развитая система добивается более высоких результатов, включая появление новых функций. Это связано с повышением уровня организованности системы [12].
Р. Акофф определяет развитие как "увеличение желаний и способности удовлетворять свои собственные и чужие нужды и оправданные желания" (желания называются "оправданными", если их удовлетворение ради одних не скажется отрицательно на развитии других. Нужды - это то, что необходимо для выживания [2]).
Итак, рост происходит в основном за счет потребления материальных ресурсов, развитие - за счет усвоения и использования информации. Рост и развитие могут идти одновременно. Рост всегда ограничен (в силу ограниченности материальных ресурсов), а развитие извне не ограничено, поскольку информация о внешней среде бесконечна. Недостаток материальных ресурсов может ограничить рост, но не развитие. Однако существует внутреннее ограничение на развитие, поскольку развитие есть результат
усвоения и использования новой информации, т.е. результат обучения, которое, в свою очередь представляет собой не тривиальный процесс, интегрирующий не только структуризацию информации, но и алгоритмы ее обработки [12].
Анализ вышеизложенного, применительно к текущему состоянию туристической отрасли показывает, что сегодня:
- замедляется количественный рост элементов (турагентств и туроператоров);
- нарастают качественные изменения (развитие), приводящие к изменению структуры на основе обработки информации.
Проведенный анализ позволяет сформулировать на сегодня цель для туристической отрасли, а именно синхронизация двух указанных выше процессов.
Соответственно, методом ее достижения являются совершествование и создание новых информационно-коммуникацинных платформ на основе новых методов и моделей структуризации и обработки информации.
Т.о. если раньше задача - предоставить возможность большинству жителей воспользоваться услугами туристической отрасли -решалась ростом числа турагентств и туроператоров, то сегодня необходимы другие, более глубоко интегрированные подходы, которые позволят предоставлять каждому туристу полностью адаптированный к нему тур.
При этом нужно решить двуединую задачу, с одной стороны учитывать предпочтения конкретного туриста, а с другой предоставить возможность выбора разнообразных туров. Подходы к реализации первой задачи рассматривались в работе авторов [10], а в данной статье остановимся на подходах к реализации второй задачи.
Формулировка цели позволяет определить, какие элементы следует включать в состав системы, а именно те, свойства, которые могут быть использованы для достижения цели.
С точки зрения системного подхода, необходимо сформировать элементную модель системы.
Проведенный анализ позволил выделить следующие элементы:
- Туроператор (создает турпакеты, реализует турпакеты оптом и в рознице);
- Турагентство (реализует турпакеты в
розницу);
- ТИЦ (туристический информационный центр региона);
- Гостиничные объекты (отели, турбазы, санатории, кемпинги);
- Туристический клуб (может объединять в себе несколько частных гидов и продавать одиночные услуги: экскурсии, восхождения, маршруты, уроки, мастер-классы);
- Частный гид (гид, экскурсовод, переводчик, тренер по тимбилдингу);
- Организатор события;
- Национальный парк/заповедник;
Таблица 1 - Элементы системы и их цели
- ИТ - компании (дизайн-студии, разработчики ПО);
- Страховая компания;
- Транспортная компания (таксомоторные службы, перевозчики);
- Аренда прокат (оборудования, автомобилей и т.д.);
- Туристы;
- Торговый агент (предоставляет оборудование для проведения различных мероприятий).
В таблице 1 представлены элементы системы и их цели.
Субъекты бизнеса Цели субъекта в системе
Туроператор Увеличение партнеров турагентств. Увеличение количества проданных туров. Увеличение кол-ва туров
Турагентство Увеличение количества проданных туров. Увеличение партнеров туроператоров.
ТИЦ Продвижение территории. Привлечение туристов. Привлечение туроператоров к региону
Гостиничные объекты Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Туристический клуб Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Частный гид Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Организатор событий Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Нац. парк/заповедник Продвижение территории. Привлечение туристов. Привлечение туроператоров к региону
ИТ-компания Реализует услуги по созданию сайтов партнерам. Реализует услуги по интеграции системы
Страховая компания Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Транспортная компания Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Аренда, прокат Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Туристы Возможность просматривать туры от всех туроператоров. Возможность оставлять отзывы о турах. Возможность оставлять отзывы о гостиничных объектах. Возможность оставлять отзывы об объектах
Торговый агент Возможность реализовывать услуги через турагентства. Возможность реализовывать услуги через туроператоров
Эти элементы можно объединить в подсистемы:
- предоставляющие конкретные услуги (гостиницы, гиды и т. п.);
- интегрирующие конкретные услуги в туристический продукт (турагентства и ту-
роператоры);
- потребители услуги (туристы). Для описания системы необходимо указать не только цели элементов, но взаимодействие элементов между собой (таблица 2).
Таблица 2 - Взаимодействие элементов
Субъекты бизнеса Взаимодействует с субъектами Вид взаимодействия
Туроператор Туроператор Турагентство ТИЦ Гостиничные объекты Туристический клуб Частный гид Организатор событий Нац. парк/заповедник ИТ-компании Страховая компания Транспортная компания Аренда, прокат Торговый агент Поставляет предложения для продажи. Поставляет маршруты для продажи. Поставляет события для продажи. Добавляет события в предложения. Добавляет маршрут в предложения. Продает услуги страхования. Продает предложения. Продает маршруты. Продает события
Туроператор Турагентство Гостиничные объекты
Турагентство Туристический клуб Частный гид Организатор событий ИТ-компании Страховая компания Транспортная компания Аренда, прокат Торговый агент Продает услуги страхования. Продает предложения. Продает маршруты. Продает события. Продает услуги проживания
ТИЦ Туроператор ИТ-компании Продает предложения. Продает маршруты. Продает события
Гостиничные объекты Туроператор Турагентство ИТ-компании Предоставляет услуги по проживанию
Туристический клуб Туроператор Турагентство ИТ-компании Поставляет маршруты для продажи. Поставляет события для продажи
Частный гид Туроператор Турагентство ИТ-компании Поставляет маршруты для продажи. Поставляет события для продажи
Организатор событий Туроператор Турагентство ИТ-компании Поставляет события для продажи
Нац. парк/заповедник Туроператор ИТ-компании Продает предложения. Продает маршруты. Продает события
Туроператор Турагентство ТИЦ Гостиничные объекты
ИТ-компания Туристический клуб Частный гид Организатор события Национальный парк/заповедник ИТ-компании Страховая компания Транспортная компания Аренда, прокат Торговый агент Продает сайты. Услуги по интеграции
Страховая компания Туроператор Турагентство ИТ-компании Продает услуги страхования
Транспортная компания Туроператор Турагентство ИТ-компании Предоставляет транспортные услуги
Аренда прокат Туроператор Турагентство ИТ-компании Предоставляет услуги по прокату оборудования
Анализ показывает, что центральным элементом взаимодействия всех участников туристического рынка является тур, который представляет собой интеграционную услугу, складывающуюся для туриста из целого комплекса услуг (материальных и нематериальных) и являющуюся специфическим туристским продуктом.
Поэтому сегодня очень важно отрабо-
Таблица 3 - Манипуляции с туром участников
тать, с учетом мирового опыта технологии формирования современного российского турпродукта, ориентированного как на российских, так и на зарубежных туристов.
Для этого необходимо проанализировать манипуляции с туром всех участников туриндустрии.
В таблице 3 представлены манипуляции с туром участников.
Субъекты бизнеса Доступные действия Процессы в системе
Туроператор Создание предложений Редактирование созданных предложений Публикация предложений в информационном пространстве Создание объектов Создание событий Редактирование созданных событий Публикация событий в информационном пространстве Создание маршрутов Редактирование созданных маршрутов Публикация маршрутов в информационном пространстве Создание виджета Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений в информационном пространстве Наполнение системы контентом Публикация предложений в информационном пространстве Публикация маршрутов на сайтах партнеров Публикация событий на сайтах партнёров
Турагентство Создание виджета Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений в информационном пространстве Наполнение системы контентом Продажа предложений Продажа событий Продажа маршрутов Продажи услуг страхования Продажи услуг проживания
ТИЦ Заведение объектов в системе Создание виджета Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Продажа предложений Продажа событий Продажа маршрутов
Гостиничные объекты Заведение объектов проживания в системе Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Реализация проживания
Туристический клуб Заведение событий Заведение маршрутов Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Реализация маршрутов через турагентства и туроператоров Реализация событий через турагентства и туроператоров
Частный гид Заведение событий Заведение маршрутов Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Реализация маршрутов через турагентства и туроператоров Реализация событий через турагентства и туроператоров
Организатор событий Заведение событий Заведение маршрутов Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Реализация событий через турагентства и туроператоров
Нац. парк/заповедник Заведение объектов в системе Создание виджета Отправка заявки на партнерство Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Продажа предложений Продажа событий Продажа маршрутов
ИТ-компания Отправка сообщений Публикация объявлений Создает сайт Интегрирует виджет на сайт
Страховая компания Отправка сообщений Публикация объявлений Наполнение системы контентом Реализация услуг страхования
Проведенные исследования позволяют представить описание в виде системы, которая является основой для формирования информационно-коммуникационной платформы, позволяющей оперативно формировать туры и состоящей из следующих частей:
1) биржа предложений отдельных услуг - формализация информационного пространства туристических услуг;
2) конструктор туров - инструмента для интеграции услуг;
3) адаптация туров с учетом профилей туристов.
Необходимо создать интегрированную систему, включающую не только информа-цонные системы отдельных участников туристического рынка, но и информационные пространства пользователей (туристов).
Создание подобной интегрированной системы связано с теми же сложностями, которые присущи созданию распределенных информационных систем из разнородных элементов, а именно:
1) она должна, прежде всего, отвечать требованиям комплексности и системности, охватывая большинство участников рынка;
2) информация в такой модели носит распределенный характер и может быть достаточно строго структурирована на каждом узле и в каждом потоке. Узлы и потоки обычно должны быть сгруппированы в подсистемы, что выдвигает еще одно важное требование - модульность построения, которое предопределяет такое важное свойство, как адаптивность, позволяющее, например, гибко настраиваться на изменения в законодательстве и т.п. ;
3) система должна удовлетворять требованиям масштабируемости (то есть расширения) и открытости (то есть легкости развития). Эти требования являются обязательными при создании любой современной распределенной системы;
4) система является гетерогенной (то есть неоднородной), поскольку необходимо предусмотреть взаимодействие между собой многих информационных систем, принадлежащих различным организациям, построенным на разных компьютерах, с применением различных языков программиро-
вания и различных компьютерных платформ (операционных систем, аппаратного обеспечения и т.д.). Если распределенная информационная система является гетерогенной, и при этом ее компоненты способны функционировать вместе, как единое целое, то говорят, что данные компоненты являются интероперабельными;
5) в системе необходима также способность к дублированию компонентов на разных компьютерах, благодаря которому существенно повышается отказоустойчивость таких систем;
6) чрезвычайно большое значение для любой крупномасштабной системы, содержащей большое количество информации, имеет безопасность;
7) простота в изучении - это требование, включающее как интуитивно понятные интерфейсы, так и подробные документации, а также возможности обучения персонала.
8) поддержка разработчика, включая:
- передачу новых версий программного обеспечения бесплатно или с существенной скидкой;
- передачу методической литературы;
- консультации по горячей линии;
- возможность участия в семинарах и других мероприятиях, проводимых разработчиком;
9) сопровождение, особенно при возникновении нестандартных ситуаций, требующих оперативного вмешательства фирмы-разработчика на месте.
Конструктор туров
Для конструктора туров необходимо:
1) создать базу отдельных элементов тура -модулей;
2) создать механизм интеграции модулей.
Для решения первой задачи необходимо провести декомпозицию тура, на основе классификации элементов тура - модулей.
Гостиничные объекты, трансферт, события, объекты, услуги (визы и т.п.).
С учетом рассмортренных выше требований был разработан конструктор туров TripAggregator, структурная схема которого представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структурная схема конструктора туров TripAggregator
Конструктор туров TripAggregator завершил период работы в режиме бета-тестирования и в настоящее время является реально действующей системой, реализующей бизнес-процессы в туристической отрасли. Работа с данной системой осуществляется с сай-
та http://tripaggregator.com. Владельцем сайта tripaggregator.com, логотипа, товарного знака является компания Общество с ограниченной ответственностью «Агг Лаб», юридическое лицо по законодательству Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)".
2. Актуальные проблемы туризма: сборник научных трудов. Вып.1-9 / Научный ред. И В. Зорин. - М.: РМАТ, 2006. - 212 с.
3. Боголюбов, В.С., Орловская, В.П. Экономика туризма. - М.: Академия, 2013. - 192 с.
4. Гуляев, В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: Приор, 2013. - 144
с.
5. Джанджугузова, Е.А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие. - М.: Академия, 2012. - 224 с.
6. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие. - 2- е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2013. - 327 с.
7. Егорова Г.В., Федосеева О.Ю. Применение метода имитационного моделирования для повышения эффективности работы компании: материалы XIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Актуальные проблемы информатизации науки и производства». В 5-и томах. Том 1. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2016. - 65-71 с.
8. Егорова Г.В., Федосеева О.Ю. Управление информационными рисками предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - №2(24) - 32-36 с.
9. Зорин, И.В., Квартальнов, В.А. Туризм как вид деятельности: учебник. - М.: Грамота, 2013. - 288 с.
10. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Новое знание, 2012. - 408 с.
11. Краснов, С.В., Федосеева, О.Ю. Информационные технологии в организации производства наукоемкой продукции // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2011. - Выпуск №17.
12. Морозов, М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебник (5-е издание). - Академия, 2004. - 240 с.
13. Никулин, Д.Ю., Краснов, С.В. Интеллектуальные технологии в туризме // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - Выпуск 4 (22).
14. Папирян, Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. - М.: Экономика, 2011. - 111 с.
15. Перегудов, Ф.И., Тарасенко, Ф.П. Введение в системный анализ. - М: Высшая школа, 1989. - 360 с.
16. Филипповский, Е.Е., Шмарова, Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
17. Чудновский, А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: ЭКМОС, 2012. - 400 с.
18. Шаховалов, Н.Н. Интернет-технологии в туризме. - Бар.: АлтГАКИ, 2013. - 247 с.
19. AckoffR. Management in Small Doses. N.Y: Wiley, 1989.