Научная статья на тему 'Развитие турецкой публицистики в эпоху танзимат'

Развитие турецкой публицистики в эпоху танзимат Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
751
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / ПУБЛИЦИСТИКА / ТАНЗИМАТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОСЛОЙКА ОБЩЕСТВА / ПРОГРЕСС / ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА / РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТУРЦИЯ / REFORMS / PUBLICISM / TANZIMAT / EDUCATIONAL STRATUM OF SOCIETY / PROGRESS / EUROPEAN STATES / REFORM MOVEMENT / COOPERATION / TURKEY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коротько Татьяна Владимировна

Для ряда стран Востока Турции, Ирана, Китая и Японии XIX век прошел под знаком реформ. Их изучение представляется сегодня важным и актуальным. Такой опыт мог бы стать инструментом анализа реформаторских устремлений современного человечества, что особенно ценно для тех ситуаций, которые определяются тенденцией быстрого экономического и научно-технического прогресса. Отсюда заметное усиление в последнее время интереса исследователей-тюркологов к углубленному изучению реформаторских преобразований в Турции, особенно к периоду так называемых «благодетельных реформ» («Танзимат-и хайрийе»), длившегося более тридцати лет с 1839 г. по 1876 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TURKISH JOURNALISM IN THE ERA OF THE TANZIMAT

For some of the Eastern countries Turkey, Iran, China and Japan XIX century passed under the sign of reform. Studying these countries today is important and relevant. Such an experience could be a tool for analyzing the reform aspirations of modern mankind, which is especially valuable for those situations which are determined by the trend of rapid economic and technological progress. Hence, there is a certain increase in interest of turkologists in recent years to study reforms in Turkey deeply, especially the period of the so-called "beneficent reforms" ( "Tanzimat-i hayriye"), which lasted for more than thirty years from 1839 to 1876

Текст научной работы на тему «Развитие турецкой публицистики в эпоху танзимат»

УДК 9; 93/94

07.00.00 Исторические науки

РАЗВИТИЕ ТУРЕЦКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В ЭПОХУ ТАНЗИМАТ

Коротько Татьяна Владимировна SPIN-код: 8808-9120

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, Московская, 2 http://kubstu. ты/

Для ряда стран Востока - Турции, Ирана, Китая и Японии - XIX век прошел под знаком реформ. Их изучение представляется сегодня важным и актуальным. Такой опыт мог бы стать инструментом анализа реформаторских устремлений современного человечества, что особенно ценно для тех ситуаций, которые определяются тенденцией быстрого экономического и научно-технического прогресса. Отсюда заметное усиление в последнее время интереса исследователей-тюркологов к углубленному изучению реформаторских преобразований в Турции, особенно к периоду так называемых «благодетельных реформ» («Танзимат-и хайрийе»), длившегося более тридцати лет - с 1839 г. по 1876 г.

Ключевые слова: РЕФОРМЫ, ПУБЛИЦИСТИКА, ТАНЗИМАТ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОСЛОЙКА ОБЩЕСТВА, ПРОГРЕСС, ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА, РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ТУРЦИЯ

Рок 10.21515/1990-4665-126-019

UDC 9; 93/94 Historical sciences

DEVELOPMENT OF TURKISH JOURNALISM IN THE ERA OF THE TANZIMAT

Korotko Tatiana Vladimirovna SPIN-Kog: 8808-9120

Kuban State University of Technology, Krasnodar, Russia, Moscow, 2 http://kubstu. ru/

For some of the Eastern countries - Turkey, Iran, China and Japan - XIX century passed under the sign of reform. Studying these countries today is important and relevant. Such an experience could be a tool for analyzing the reform aspirations of modern mankind, which is especially valuable for those situations which are determined by the trend of rapid economic and technological progress. Hence, there is a certain increase in interest of turkologists in recent years to study reforms in Turkey deeply, especially the period of the so-called "beneficent reforms" ( "Tanzimat-i hayriye"), which lasted for more than thirty years -from 1839 to 1876 "

Keywords: REFORMS, PUBLICISM, TANZIMAT, EDUCATIONAL STRATUM OF SOCIETY, PROGRESS, EUROPEAN STATES, REFORM MOVEMENT, COOPERATION, TURKEY

Невозможно говорить о периоде Танзимат, не дав определение данному процессу. Танзимат - эпоха реформ в Османской империи (18391876 гг.), делится на два периода: первый - 1839-1853 гг. - от провозглашения Гюлъханейского хатт-и шерифа до начала Крымской войны; второй -1856-1876 гг. от окончания Крымской войны до провозглашения первой турецкой Конституции; отправной точкой второго периода стал знаменитый султанский указ Хатт-и хумаюн 1856 г.

Если же говорить о развитии публицистики Турции в данный период времени, то стимулировался рост образованной прослойки турецкого общества, резко возросший интерес бюрократии нового типа и

молодой интеллигенции к общим проблемам жизни государства и общества. Молодая турецкая политическая публицистика в эти годы сделала важный шаг в своем развитии, когда вышли в свет произведения двух активных участников реформ - Мустафы Сами-паша и Садыка Рифата.

Мустафы Сами-паша был крупным турецким государственным деятелем, неоднократно посещавшим многие европейские столицы и хорошо знакомым стран континента. Его статьи печатались в газете «Таксим-и-векаи» в 1840-1841 гг. В них Сами-паша критиковал ряд сторон жизни империи, выступал с идеями ее обновления. Особую известность ему принесла небольшая книга «Очерк Европы», которая была дважды издана при жизни автора (в 1840 и 1851 г.). Она была написана Сами-пашой после его возвращения из Парижа, который он посетил в 1838 г. в составе турецкой миссии.

«Очерк Европы» представляет собой яркое публицистическое произведение, проникнутое стремлением автора понять причины прогресса европейских государств и использовать их опыт в своей стране. Объясняя эти причины, Сами-паша выделяет роль науки, религиозную свободу и преемственность развития техники. Он подчеркивает, что прогресс европейских стран стал возможен благодаря системе школьного образования. Турция, считает он, могла бы также развивать на такой основе современную науку, с тем, чтобы страна не зависела от Европы, а богатства ее служили прогрессу.[1]

Некоторое время Сами-паша был редактором «Таквим-и векаи», где публиковал статьи, написанные сравнительно простым языком, в которых формулировал понятие патриотизма, любви к родине и своему народу.

В плане истории турецкой политической публицистики большой интерес представляет творчество Садыка Рифата - дипломата, крупного государственного деятеля эпохи Танзимата. Его перу принадлежали

многочисленные докладные записки, посольские донесения и иные деловые документы, в которых отражались его взгляды, в частности, на реформы.

Наиболее интересны такие сочинения Рифата, как «Очерк о положении Европы» и «Относительно реформ в Османской империи», которые вошли в первый том «Избранных трудов», вышедший в 1870-х гг.

Небольшой «Очерк о положении Европы» был написан С. Рифатом во время его пребывания в Вене в 1837 г. составе турецкой миссии. В центре внимания автора были те различия, которые существовали между Европой и Турцией, и те черты европейской жизни, которым, по его мнению, Турции следовало подражать. Но автор не ограничивается призывами к подражанию Европе, а связывает прогресс экономический и научный с определенными политическими условиями. Рифат одним из первых в Турции сформулировал принцип «безопасности жизни, чести и имущества граждан» в качестве важнейшей основы организации жизни государства и ее правовой системы. В этом произведении Рифата появились такие новые для турецкого читателя понятия, как права народа и обязанность правительства действовать в соответствии с этими правами.

Другое сочинение Садыка Рифата - «Относительно реформ в Османской империи» - было своеобразным обоснованием реформ. Публицистический пафос сочинения состоял в том, что оно выдвигало и отстаивало многие принципиально новые идеи, касавшиеся разных сторон жизни государства и общества (налоговой системы, воинской повинности, кодификации законов, системы народного образования, подготовки чиновничества и т.д.).[2]

Определенное место в истории турецкой политической публицистики принадлежит известным турецким государственным деятелям периода Танзимата Али-паше и Фуад-паше, занимавшим в империи высшие посты: ряд их документов, особенно известные

«политические завещания», определенно носят публицистический характер. Документы касались всех основных проблем, которые волновали турецких публицистов того времени. При этом вопросы реформ рассматривались авторами на основе большого опыта личного участия в их проведении в масштабах всей страны. Ряд высказываний Али-паши показывает, что он был одним из первых пропагандистов доктрины османизма, направленной на сохранение империи в условиях роста национально-освободительных движений («слияние всех подданных империи» во всем, кроме религиозных вопросов). Идею такого «слияния» отстаивал в своем «завещании» и Фуад-паша, который считал этот путь единственным средством, способным предотвратить гибель империи.

Идеи Али-паши и Фуада-паши, изложенные в работах, не обращенных к читательской аудитории, проникали в турецкую среду сложными путями, но факт публикации этих работ за пределами Турции сделал их авторов, хотя бы косвенно, причастными к развитию общественной мысли и публицистики 1860-1870-х гг.

Как видно, первая половина XIX в. Стала важным периодом истории турецкой публицистики. Это была пора становления жанра, нашедшего свое отражение в самых разных формах - политических памфлетах и сочинениях, приближавшихся к трактатам, описаниях путешествий в Европу, наконец, в деловых записках крупных сановников. За полувековой отрезок времени первые турецкие публицисты прошли важный этап в развитии жанра: от общих призывов «европеизации» - к пропаганде разностороннего политического и научно-технического опыта европейских стран, стали искать конкретные пути к реформам, которые смогли бы обеспечить общественно-политический и культурный прогресс страны.[3]

Первые произведения турецкой политической публицистики, уже отвечавшие основным требованиям жанра, появились в Османской

империи во второй половине XIX в. К этому времени в общественно-политической жизни страны выявились новые важные тенденции. В результате реформ Танзимата, постепенного проникновения европейских норм в область правопорядка и государственных дел, некоторого развития образования и культуры появились новые социальные слои, заинтересованные в более радикальных реформах. Уже не десятки, а сотни чиновников составляли бюрократию нового типа, которая часто выступала на общественно-политическом поприще совместно с молодой интеллигенцией. Именно в этой среде сформировались первые турецкие политические публицисты, в центре внимания которых несколько десятилетий оставалась проблема превращения Османской империи в конституционную монархию. Этот процесс прошел несколько этапов - от борьбы за первую турецкую конституцию до буржуазной революции 1908 г. [4]

С начала 1860-х гг. развитие турецкой политической публицистики получило мощный импульс в связи с возникновением первых частных турецких газет. Вольная частная периодическая печать приобрела особое значение как фактор политического и культурного прогресса в период Танзимата. Ее появление убедительно свидетельствовало о благотворном влиянии танзиматских реформ, о создании благодаря им такого социально-политического климата, который способствовал пробуждению у турецкой общественности, особенно у новой интеллигенции, большого интереса к внутренним и международным проблемам. В связи с этим у многих из них возникла естественная потребность в газетах или журналах, способных ежедневно снабжать своих читателей информацией о текущих событиях, давать политические комментарии, полезные советы по бытовым вопросом и многим другим аспектам жизни страны.

Меньше всего такой интерес могли удовлетворять официальные или неофициальные органы периодической печати. Не внушали туркам

доверия и газеты, принадлежавшие иностранным изданиям, для которых печать прежде всего служила источником прибыли или орудием иностранных государств борьбе за сферы влияния в Турции. Некоторые из них в результате подкупа оказывались рупором турецкого правительства.

21 октября 1860 г. Начала выходить газета, которую во всех отношениях можно назвать турецкой, «Терджюман-и Ахваль» («Tercuman-1ЛЬуа1»). Ее основателем был директор Стамбульского телеграфа Иззетлю Агях-эфенди; ранее он был сотрудником Бюро переводчиков Высокой Порты, служил в посольстве Турции во Франции, министерстве иностранных дел и пр. Он был сторонником европеизации своей страны. Впоследствии он примкнул к «новым османам».

Газета «Терджюман-и Ахваль», стала центром, вокруг которого собрались наиболее передовые люди, просветители, видные деятели культуры. В основании газеты большое участие принял один из наиболее выдающихся турецких просветителей, реформатор, публицист, писатель Ибрагим Шинаси, который занял в газете ведущее положение как автор статей и руководитель.

Газета придерживалась либеральных идей. В своих статьях она отстаивала свободу слова, пропагандировала важность просвещения широких масс, необходимость упрощения литературного турецкого языка с целью сделать его понятным для народа. Газета откликалась на важные внутренние и внешние политические события, давала информацию по вопросам экономики, помещала статьи, переведенные из западных газет и журналов и многое другое. Не удивительно, что «Терджюман-и Ахваль» вызывало недовольство духовенства, реакционеров, противников западной цивилизации.

В апреле 19861 г. И.Шинаси, разойдясь с Агях-эфенди по некоторым вопросам, касавшимся направления газеты, прекратил с ней сотрудничество. Это сказалось на ее популярности. В марте 1866 г. она

перестала выходить. «Терджюман-и Ахваль», положившая начало турецкой журналистике, сыграла большую роль в распространении идей просветительства, в борьбе за политический и культурный прогресс и оказала значительное влияние на формирование передовой общественной мысли.[5]

Все же наиболее прогрессивную часть турецкого общества, особенно после ухода И. Шинаси, газета в том виде не удовлетворяла. Тем более, что Агях-эфенди стал помещать в ней статьи, авторы которых возносили хвалу двору и Порте. Улавливая настроение и потребности передовой среды, к которой сам принадлежал, И. Шинаси основал новую газету «Тасфир-и эфкяр» («Tasvir-Iefkar»). Первый номер вышел 28 июня 1862 года.

И. Шинаси поставил перед газетой цель служить делу просвещения масс, быть проводником передовых западных идей, распространителем знаний и культуры путем публикации соответствующих произведений прогрессивных турецких авторов и западных классиков. Для достижения этой цели И. Шинаси считал необходимым реформировать турецкий литературный язык, понятный лишь крайне ограниченному кругу лиц, и сблизить его с народом.

На страницах газеты появились статьи не только по проблемам литературы, но и по политическим вопросам: критика правительства за его слабую деятельность по преодолению вековой экономической и культурной отсталости страны, нищеты и невежества масс. Впервые в Турции газета начала распространять идею патриотизма.

Прогрессивное направление газеты «Тасфир-и эфкяр» привлекло к ней симпатии передовых людей страны. Способные молодые авторы стали сотрудничать в газете. Среди них был и талантливый публицист, литератор, выдающийся просветитель Намык Кемаль, вскоре ставший ведущим публицистом. Под его руководством газета превратилась в

передовой политический орган, не останавливающийся и перед критикой Али-паши и Фуада-паши. Газета ратовала не только за глубокие культурные преобразования, но и за политическое переустройство Турции.

Правительство, лично Али-паша и Фуад-паша, проявили недовольство газетой «Тасфир-и эфкяр» и особенно Намыком Кемалем, опасаясь, что и другие газеты начнут действовать подобным образом. Однако Порта не имела легальных возможностей пресекать издание оппозиционных газет, так как никаких законов о печати не существовало. Все периодические издания выпускались на основе султанских фирманов (указы), которые выдавались в каждом отдельном случае тем, кто просил об этом.[6]

Законом о типографиях 1857 г. была установлена предварительная цензура непериодических изданий, но он не распространялся на газеты и журналы. Учрежденная 1862 г. для контроля над прессой, турецкой и иностранной, дирекция по делам печати была лишена возможности эффективно осуществлять цензуру, особенно это касалось прессы, которая поступала через почтовые конторы иностранных государств в Стамбуле. Поэтому Порта разработала Закон о прессе, который получил санкцию султана и был опубликован 31 декабря 1864 г.[7]

По указанному закону все периодические издания, рассматривающие политические и административные вопросы, на любом языке могли выпускаться в пределах Османской империи лишь с разрешения турецкого правительства. Закон, определял условия, каким должны были удовлетворять издатель или ответственный редактор периодического органа. Закон запрещал «подстрекательские публикации», «оскорбление религии» и т.п. и давал широкие возможности властям применять санкции в случае его нарушения, вплоть до закрытия. Однако закон не устанавливал предварительной цензуры.

1 февраля 1865 г. был обнародован Закон о цензуре, в котором повторялись основные положения Закона о прессе, но с усилением наказания за публикацию статей и других материалов, содержащие критику и нападки на представителей власти - самого султана (выступления против власти султана карались тюремным заключением на срок от шести месяцев до трех лет или крупным денежным штрафом), членов династии, министров (тюремное заключение на срок от одного месяца до года либо штраф), представителей иностранных государств и др. Закон 1865 г., как и предыдущий, также не предусматривал предварительной цензуры.[8]

Оба закона демонстрируют попытки Порты при великом визире Али-паше надеть узду на турецкую печать. Но эти посягательства на свободу печати можно рассматривать как умеренные, и некоторые газеты, вышедшие уже после 1865 г., публиковали статьи, считавшиеся противозаконными. В этом отношении особенно отличалась газета «Мухбир» («Корреспондент»), которая начала выходить в январе 1867 г. и «Хюрриет» («Свобода») - в июне 1986 г.

Таким образом, в 1860-1870 гг. публицистика стала своеобразной школой политической борьбы для представителей двух движущих сил турецкого реформаторского движения - бюрократии нового типа и молодой интеллигенции. В создании жанра принимали участие также крупные государственные деятели и профессиональные литераторы. Характерной чертой турецких публицистов этого периода было, как правило, хорошее образование, знание европейских языков, знакомство с общественно-политической и культурной жизнью европейских стран. В это время постепенно начинает формироваться на турецкой почве и тип публициста-профессионала, целиком занятого литературно-публицистической деятельностью. Публицисты 1860-1870-гг. были по существу самыми значительными фигурами в общественно-политической

жизни страны, наиболее деятельными участниками конституционного движения. Их произведения имели большое общественное звучание.

И в заключение хотелось бы отметить, что публицистика в рассматриваемый период уже представляла собой сложившееся общественно-политическое и литературное явление на турецкой почве, окончательно сформировалась как литературный жанр в период, когда становились заметными сдвиги в культурной жизни страны. Само развитие публицистики может рассматриваться как новое и важное явление в турецкой культуре эпохи нового времени. Многие из названных деятелей культуры поддерживали идею совершенствования алфавита и способствовали развитию современного турецкого языкознания.

Список использованной литературы:

1. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции (1729-1908). М.,1972.

2. Ибрагимов А.Х. Печать Турции. М., 1965.

3. Turkone M Siyasi Ideoloji Olarak Islamcilgin Dogusu. Istanbul, 1991 С. 227

4. Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: диссертация кандидата филологических наук. СПб, 2010. 270 с.

5. Ихсаноглу Э. История Османского государства, общества и цивилизации / IRCICA (Исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры). М., 2006. Т. 2

6. Петросян Ю. А. Турецкие реформаторы ХЕХ в. и освободительная борьба нетурецких народов Османской империи // Историко-филологический журнал, М., 1986 № 2.

7. Петросян Ю. А. Турецкая публицистика эпохи реформ в Османской империи (конец XVIII - начало XX в). М., 1985.

8. Дулина Н.А. Буржуазные реформы и шариат//Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М.,1984.

References:

1. Zheltjakov A.D. Pechat' v obshhestvenno-politicheskoj i kul'turnoj zhizni Turcii (1729-1908). M.,1972.

2. Ibragimov A H. Pechat' Turcii. M., 1965.

3. Turkone M Siyasi Ideoloji Olarak Islamcilgin Dogusu. Istanbul, 1991 S. 227

4. Bajbatyrova N.M. Sovremennaja pressa Turcii: zhanrovye osobennosti v uslovijah islamizacii i sekuljarizacii obshhestva: dissertacija kandidata filologicheskih nauk. SPb, 2010. 270 s.

5. Ihsanoglu Je. Istorija Osmanskogo gosudarstva, obshhestva i civilizacii / IRCICA (Issledovatel'skij centr islamskoj istorii, iskusstva i kul'tury). M., 2006. T. 2

6. Petrosjan Ju. A. Tureckie reformatory HIH v. i osvoboditel'naja bor'ba netureckih narodov Osmanskoj imperii // Istoriko-filologicheskij zhurnal, M., 1986 № 2.

7. Petrosjan Ju. A. Tureckaja publicistika jepohi reform v Osmanskoj imperii (konec XVIII - nachalo XX v). M., 1985.

8. Dulina H.A. Burzhuaznye reformy i shariat//Pis'mennye pamjatniki i problemy istorii kul'tury narodov Vostoka. M.,1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.