Научная статья на тему 'Развитие цивилизации и культуры в трудах шри Ауробиндо'

Развитие цивилизации и культуры в трудах шри Ауробиндо Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРЫ / ЦИВИЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕНТАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крючкова Елена Семеновна

В статье рассматривается развитие культуры в цивилизованном обществе и влияние на нее прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие цивилизации и культуры в трудах шри Ауробиндо»

Крючкова Елена Семеновна

РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ШРИ АУРОБИНДО

Крючкова Елена Семеновна, начальник отдела информатизации УМУ ТГУ имени

Г.Р.Державина

Аннотация: В статье рассматривается развитие культуры в цивилизованном обществе и влияние на нее прогресса.

Ключевые слова: культуры, цивилизованное общество, совершенствование, ментальная жизнь.

Перед человеком поставлена задача - познать себя и научиться управлять собой. Как ментальному существу Природы человеку приходиться проходить на физическом и на ментальном уровне через стадии своей животной эволюции. В его начальной естественной поглощенности телом и жизнью проявляются его ограниченность и неразумность. По мере роста разума и ментальности человек меняется и немного освобождается из своей ограниченности, но привязанность его к своим потребностям и желаниям остается в измененной форме с новыми возможностями, преследуя не только ментальную цель, но и духовную.

Размышляя над этим, понятно, что для человека важно не просто родиться, вырасти, вступить в брак, добывать средства к существованию, содержать семью, а потом умереть, «но совершать ментальное становление и рост и жить со знанием и силой, заключенными внутри, а равно направленными изнутри наружу — вот что такое человеческая зрелость. Но здесь обнаруживается двойственный мотив Природы — двойственность, неизбежная при осуществлении ее замысла в человеке. Человек должен научиться у нее управлять и созидать; но Природа явно предназначила ему не только управлять самим собой, сотворять и постоянно преобразовывать в новые и более совершенные формы себя самого, свое внутреннее существование, свой менталитет, но в согласии с этими изменениями управлять также окружающей его средой и преобразовывать ее». [1]

Отсюда можно задать вопрос, а не должен ли человек превзойти человеческую природу, подобно тому как он превзошел животную стадию своего развития и превратиться в существо божественное. По мнению Шри Ауробиндо человек способен на это, но сначала он должен признать силу и свет, которые существуют за пределами его самого. Этот факт - осознание божественного начала является спасением для человека.

Наличие светоносной силы устремляет человека к некому озарению, которое просто помогает рассудку и сердцу своими вспышками, освещая человеческое существо начиная с его интеллекта, эстетического и этического его содержания, его чувств и ощущений. Она дает понимание Истины более подлинной, чем Разум и Наука, возможность божественной Жизни и деятельности, Справедливость более высокую.

Несмотря на то, что камнем на пути человека является многообразие ментального состава человека и отсутствия постоянного света, который мог направлять разум человека, человек сформировал понятие культуры и ментальной жизни. Характеристикой цивилизованного общества является наличие у человека активной ментальной жизни и ее совершенствование.

В настоящее время стоит задача развить простого обывателя в настоящего цивилизованного культурного человека. Обыватель — это человек, который внешне живет цивилизованной жизнью, а внутри у него только чувства, ощущения, эмоции, лишен чувства красоты, не понимает искусства и опошляет все, к чему прикасается, — будь то религия, этика, литература или жизнь. Он только реагирует на жизнь, а не участвует в ней активно.

Шри Ауробиндо говорит о том, что обыватель изменился, который понял необходимость использования своих высших способностей и пытается стать ментально активным. Он понимает, что должен интересоваться этическими, нравственными и социальными проблемами. «Он — читатель поэзии, равно как и страстный любитель беллетристики и периодической литературы; в нем вы найдете, вероятно, знатока Тагора или поклонника Уитмена; вероятно, он имеет не очень ясное понимание красоты и эстетики, но он слышал, что Искусство является не совсем уж несущественной частью жизни. Присутствие этого нового колосса ощущается повсюду. Он составляет огромную читающую аудиторию; для него издаются газеты, еженедельные и ежемесячные издания; художественная литература, поэзия и искусство поставляют ему ментальную пищу; для него существуют театр, кино и радио; Наука спешит принести свое знание

и новые открытия к его дверям и оснастить его жизнь бесчисленными техническими приспособлениями; по его образу и подобию формируется политическая жизнь. Именно он сначала противостоял, а потом способствовал предоставлению женщинам избирательных прав, именно он развивал синдикализм, анархизм, классовую борьбу, спровоцировал восстание пролетариата и вел войны, которые называют борьбой идей или культур, — тип жестокого конфликта, в точности отражающий самую суть этого нового варварства, или за несколько дней подготовил революции в России, совершить которые интеллигенция не сумела за столетие отчаянных усилий и страданий. Именно его пришествие явилось фактором, ускорившим преобразование современного мира. Если Ленин, Муссолини, Г итлер достигли своего стремительного и почти ошеломительного успеха, то только потому, что эта движущая сила, эта живо реагирующая активная масса была готова привести их к победе — сила, которой не хватало их менее удачливым предшественникам»^].

Несмотря на стремление к прогрессу культура с одной стороны стала ближе к народу, а с другой стороны она не стала благородней из-за широкого доступа к ней полупросвещенных народных масс. В основе современной цивилизации лежит коммерческий дух, где движущей силой является удовольствие. Человек стал нуждаться в литературе для того, чтобы поддерживать свою ментальную деятельность, которая отчасти может влиять на его поведение, вдохновлять его на поступки. Поэтому снизился общий уровень мысли и культуры, деятельность писателей, художников и ученых стала служить дешевой популярности.

Но несмотря на это Мысль и Знание получают возможность заявить о себе, увеличился объем людей, которые стали мыслить и всерьез стараются понять и осмыслить культуру.

1.Шри Ауробиндо, Человеческий цикл. Казань, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.