Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦИФРОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦИФРОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поклад Е. А.

В статье рассмотрено развитие цифрового потребления в эпоху цифровой трансформации общества как реакции на распространение цифровых технологий во всех сферах жизни. Проанализированы показатели информационно-коммуникационных навыков населения. Рассмотрена актуальность изучения цифровой грамотности и разработки национального показателя для систематических социологических замеров, позволяющих выявить проблемные места в структуре цифрового потребления и цифровой грамотности населения Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF THE BELARUS POPULATION IN THE CONTEXT OF MASS CONSUMPTION

The article considers the development of digital consumption in the era of digital transformation of society as a reaction to the spread of digital technologies in all spheres of life. The indicators of information and communication skills of the population have been analyzed. The relevance of the study of digital literacy and the development of a national indicator for systematic sociological measurements, allowing to identify problem areas, has been considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦИФРОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

УДК [316.722.5+316.422:004](476)

Е. А. ПОКЛАД,

младший научный сотрудник, Института социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: eugenepoklad@gmail. com

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦИФРОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

В статье рассмотрено развитие цифрового потребления в эпоху цифровой трансформации общества как реакции на распространение цифровых технологий во всех сферах жизни. Проанализированы показатели информационно-коммуникационных навыков населения. Рассмотрена актуальность изучения цифровой грамотности и разработки национального показателя для систематических социологических замеров, позволяющих выявить проблемные места в структуре цифрового потребления и цифровой грамотности населения Республики Беларусь.

Ключевые слова: цифровое потребление, потребление, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационные навыки, цифровая грамотность, цифровые компетенции.

E. A. POKLAD,

Junior researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: eugenepoklad@gmail.com

DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF THE BELARUS POPULATION IN THE CONTEXT OF MASS CONSUMPTION

The article considers the development of digital consumption in the era of digital transformation of society as a reaction to the spread of digital technologies in all spheres of life. The indicators of information and communication skills of the population have been analyzed. The relevance of the study of digital literacy and the development of a national indicator for systematic sociological measurements, allowing to identify problem areas, has been considered.

Keywords: digital consumption, consumption, information and communication technologies, information and communication skills, digital literacy, digital competencies.

Неуклонное развитие технологий сопровождается перманентной трансформацией общества, что закономерно приводит к возникновению новых вызовов для человечества и порождает ранее неизученные феномены. С ростом роли информации, наукоемкого и инновационного секторов в экономике развитых стран оформляются теории нового этапа развития общества. В 1973 г. после выхода труда «Грядущее постиндустриальное общество» [1] американского социолога и публициста Д. Белла широкое распространение получает

теория постиндустриального общества, согласно которой на смену индустриальному обществу, основанному на промышленности, приходит постиндустриальное общество, основой которого является индустрия знаний. Отдельно стоит концепция сменяющих друг друга волн - типов общества американского социолога-футуролога Э. Тоффлера, описанная в книге-бестселлере «Третья волна» (1980). В своей работе ученый выделяет третью постиндустриальную волну - результат научно-технической революции - и отмечает в новом этапе развития общества возрастающую роль информации, которая становится основным ресурсом для человечества [2].

Практически параллельно с этим возникает теория информационного общества, ставящая во главу угла не столько знания, сколько информационные технологии. Среди самых известных исследователей информационного общества можно выделить И. Кастельса, Е. Масуду, П. Дракера и др. Впоследствии Д. Белл сам выступит в качестве сторонника теории информационного общества, рассматривая ее как новый этап в своей теории постиндустриального общества. Еще одной концепцией нового этапа развития социума является теория электронного общества М. Маклюэна, технологическим основанием которого являются электронные средства коммуникации и информационно-коммуникационные технологии [3]. Однако общим вектором всего разнообразия данных концепций является возросшая роль информации, информационных технологий и знаний в современном мире. В рамках теории информационного общества также выделяют цифровое общество, базисом которого выступают информационно-цифровые технологии и современная техническая инфраструктура. Некоторые ученые-исследователи рассматривают цифровое общество как новый этап информационного общества, однако далее в этой статье мы будем рассматривать цифровые технологии как институционально оформившийся инструментальный компонент информационного общества, являющийся драйвером для роста роли информации в современном обществе.

С бурным развитием цифровых и информационно-коммуникационных технологий, которые с каждым годом все глубже интегрируются в общественную жизнь, возникают новые социальные институты, порождающие сложные социальные связи в результате чего формируются различные по глубине интеграции социальные отношения.

За последние три десятка лет, с того момента как всемирная паутина стала общедоступной, интернет превратился из специализированного средства передачи информации в один из основных инструментов жизнедеятельности современного человека. Современное информационное общество трудно представить без интернет-технологий, которые пронизывают все сферы жизни человека. По данным Международного союза электросвязи на начало 2021 г., количество интернет-пользователей по всему миру достигло цифры 4,9 млрд человек, то есть 62,5 % населения всей планеты (рис. 1) [4]. В Республике Беларусь удельный вес населения, использующего сеть Интернет в общей численности населения, в 2020 г., по данным Национального статистического

20,0 10,0

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Динамика роста пользователей сети Интернет в мире 2010-2021, %

комитета Республики Беларусь, вырос до 85,1 % [5, с. 22], что в целом является показателем выше среднего по миру. Для сравнения, данный показатель за аналогичный период в соседней Российской Федерации - 85 % [6], в Польше -86,8 %, а в Китае - 70,6 % [7]. При этом необходимо отметить устойчивую тенденцию роста числа пользователей сети Интернет во всем мире [4].

Государственное управление развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой направлены на расширение современной наукоемкой инфраструктуры информационного общества, развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий. В рамках заданного вектора развития формируются государственные программы и стратегии, играющие ключевую роль в общественной жизни государства. В качестве примера подобных программ и стратегий можно назвать: концепцию «Society 5.0» в Японии, «High-Tech Strategy 2025» в Германии, национальный проект «Цифровая экономика РФ» в России и т. д. В Беларуси действует декрет № 8 от 21 декабря 2017 г. «О развитии цифровой экономики» [8], утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 г. № 66 Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [9]. Главной целью данной Программы является «обеспечение внедрения информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества» [9]. В рамках Программы функционируют 6 подпрограмм, направленных на реализацию цели ее целей: 1) информационно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение цифрового развития; 2) инфраструктура цифрового развития; 3) цифровое развитие государственного управления; 4) цифровое развитие отраслей экономики; 5) региональное цифровое развитие; 6) информационная безопасность и «цифровое доверие».

Рост доли цифровых и информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности современного человека ведет к новому уровню комфорта для человека, затраты времени и материальных ресурсов снижаются за счет реализации новых технологий, создания и потребления цифровых услуг, товаров и сервисов. На смену традиционной модели экономики приходит цифровая. В связи с ростом актуальности цифровой составляющей в жизнедеятельности современного человека актуализируются вопросы, связанные с ее освоением. Внедрение цифровых технологий и ресурсов порождает необходимость получения новых знаний и навыков для потребления цифровых товаров и услуг. Цифровая среда, вступив в симбиоз с традиционным укладом жизни человека, порождает противоречия и ставит перед обществом новые вопросы и задачи. В таких условиях потребление как экономическая и социально-культурная категория приобретает цифровую специфику. Цифровое потребление наравне с потреблением традиционным становится одним из основных видов деятельности современного человека, включенного в информационное пространство. В связи с этим будет целесообразно вывести определение данного феномена, которое будет использоваться в рамках данной статьи.

Исходя из классического экономического определения, потреблением является «использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей» [10, с. 282]. Однако стоит отметить, что проблематика потребления для классической экономической науки не являлась первоочередной, гораздо большее внимание уделялось вопросам производства, распределения и обмена. Рассматривать же потребление как отдельно взятый феномен необходимо через призму критического переосмысления подхода классической экономической теории. Важной вехой такого переосмысления можно считать критику политической экономии К. Марксом, согласно которой, подлинное, то есть социальное содержание экономических процессов, скрывается за идеологией и обыденной жизнью. Сущностным принципом данного подхода явилось раскрытие за экономическим планом существования второго плана - воспроизводства системы общественных отношений.

Российский социолог и экономист В. В. Радаев рассматривает потребление как «использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага [11]. При этом Радаев справедливо отмечает, что социолог в процессе анализа потребления должен учитывать как утилитарные мотивы удовлетворения потребностей, так и социокультурные аспекты, такие как символическая составляющая товаров и услуг, разность потребительских установок и вкусов, а также демонстративное потребление [11].

Уже исходя из вышесказанного, можно отметить, что потребление является достаточно сложным процессом, зависящим от множества факторов, помимо очевидных витальных потребностей, таких как статус потребителя, предпочтения, сформировавшийся вкус, культурные особенности, возможности окружающей инфраструктуры, в которую включен потребитель и т. д.

Потребление цифровых товаров, сервисов и услуг имеет ярко выраженную технологическую специфику, носящую зачастую нематериальный характер. Важно отметить, что цифровое потребление имеет свой порог вхождения и нуждается в наличии материальной базы и определенных компетенций, позволяющих пользоваться цифровыми благами. Логику дальнейшего размышления можно выстроить в рамках трансформированной теоретической модели «базис - надстройка», где базисом выступает традиционное потребление, включающее в себя материальную базу, а надстройкой - совокупность отношений, взглядов, знаний и компетенций, необходимых для реализации и потребления цифровых технологий.

Итак, в качестве рабочего определения цифрового потребления мы будем понимать процесс выбора и использования товаров и услуг, опосредованный системой современных цифровых технологий с целью удовлетворения личных потребностей. Необходимо отметить, что потребление всегда носит контекстуальный характер, а освоение необходимых компетенций и поддержка материальной базы необходимых для потребления цифровых благ становится потребностью современного человека.

Набирающие обороты внедрение и развитие цифровых и информационно-коммуникационных технологий, затронувшие не только отрасль экономики, но и в целом все общество, являются источником противоречия, которое заключается в актуальности и целесообразности использования цифровых технологий и появляющихся барьеров для их использования населением. В связи с этим возникает проблематика цифровой грамотности и наличия цифровых навыков у населения.

Согласно одному из определений, данному автономной некоммерческой организацией «Университет Национальной технологической инициативы 2035», «цифровая грамотность представляет собой набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета» [12]. Стоит также разделять понятия цифровых навыков и цифровых компетенций. Под цифровыми навыками подразумевается практическое освоение знаний и навыков, в то время как понятие цифровых компетенций является более широким и подразумевает не только практические освоение навыков и знаний, но и способность эффективно и безопасно применять цифровые и информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизни и жизненных ситуациях.

Оценка цифровой грамотности косвенно или напрямую включена в ряд международных показателей развития цифровизации, таких как E-Government Development Index (Индекс развития электронного правительства), E-Parti-cipation Index - EPI (Индекс электронного участия), результаты которого основываются на исследованиях, проводимых Департаментом Организацией Объединенных Наций (ООН) по экономическим и социальным вопросам в 193 странах мира. ICT Development Index (Индекс развития информационно-коммуникационных технологий), формируемый Международным союзом электросвязи,

основан на 11 показателях информационно-коммуникационных технологий, сгруппированных в три группы: доступ к интернету и информационно-коммуникационным технологиям, использование интернета и информационно-коммуникационные навыки. При этом стоит отметить, что по оценке Международного союза электросвязи по индексу информационно-коммуникационных технологий, согласно отчету за 2017 г., Беларусь занимает 32-е место из 176 стран.

Недостаточные цифровые компетенции часто упоминаются как препятствие для полноценного общения. Международный союз электросвязи собирает данные об информационно-коммуникационных навыках, запрашивая необходимую информацию у официальных статистических органов стран. Поскольку самоотчет о информационно-коммуникационных навыках отдельных лиц может быть субъективным, навыки измеряются на основе того, выполнял ли человек в последнее время определенные действия, требующие различного уровня навыков.

Навыки, измеряемые Международным союзом электросвязи, объединяются в три категории-показателя, представленные ниже.

«Базовые навыки», подразумевающие простые задачи, например, перемещение файла или папки, отправку электронного письма с вложением.

«Стандартные навыки», включающие освоение более сложных компетенций, например, работу с электронными таблицами, создание электронных презентаций, а также самостоятельную установку и настройку программного обеспечения.

«Продвинутые навыки» - это умение программировать или кодировать.

По последним опубликованным данным Международного союза электросвязи за 2019 г., «базовыми навыками» обладает 41,1 % населения, «стандартными навыками» - 18,8 %, а «продвинутыми навыками» лишь 2,03 % [7].

Важно отметить, что источником замеров необходимых показателей на территории Республики Беларусь для Международного союза электросвязи выступает официальный государственный орган - Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

Цифровые компетенции населения Республики Беларусь выглядят следующим образом (рис. 2). Навыками использования инструментов копирования, вставки и перемещения информации обладают 39,2 % мужчин и 42,4 % женщин, навыками передачи файлов между устройствами - 42,1 % мужчин и 41,7 % женщин, отправлять электронные письма с вложением умеют 35,8 % мужчин и 38,5 % женщин соответственно. Более продвинутыми информационно-коммуникационными навыками, такими как поиск, загрузка и настройка программного обеспечения обладают 28,0 % мужчин и 19,7 % женщин, навыками подключения новых устройств - 23,5 % мужчин и 16,7 % женщин, с использованием базовых арифметических формул справляются 18,1 % мужчин и 20,9 % женщин, а вот создать электронную презентацию смогут 10,7 % мужчин и 13,7 % женщин. Доля же пользователей с продвинутым навыками использо-

Рис. 2. Цифровые компетенции населения Республики Беларусь, %

вания языков программирования среди мужчин составляет 2,7 %, а среди женщин 1,5 % [13].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что несмотря на высокое место показателя в рейтинге стран даже «базовыми навыками» работы с информацией, по данным на 2019 г., обладало меньше половины населения Беларуси. Это указывает на необходимость дальнейшего развития цифровых, информационно-коммуникационных навыков и цифровых компетенций населения в целом.

При этом необходимо отметить, что международные индексы не учитывают специфику отдельных стран, зачастую вынуждая подстраиваться под конкретные показатели международных индексов. Для более комплексного и глубокого изучения представляется необходимым создание и измерение внутригосударственного индекса, учитывающего внутренние особенности и позволяющего получить более полную картину. Измерение внутренних индексов может позволить выявить и проанализировать новые проблемные места в развитии цифровой экономики на различных уровнях, устранение проблем на местном уровне позволяет сократить издержки и повысить свои позиции в глобальных рейтингах.

В данном контексте показательным является Закон Республики Казахстан от 24.11.2015 № 418-5 «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.01.2022 г.), в котором прописано определение: «...цифровая грамотность - знание и умение человека использовать информационно-коммуникационные технологии в повседневной и профессиональной деятель-

ности». При этом государственная программа Казахстана «Цифровой Казахстан» предусматривает целевой индикатор по повышению уровня цифровой грамотности населения до 83 % к 2022 г., измерением которого занимается Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [14]. В качестве индикаторов цифровой грамотности выступают базовые цифровые навыки, включающие в себя пять компетенций и профессиональные цифровые навыки, включающие в себя, помимо базовых цифровых компетенций, медианавыки и профессиональные цифровые навыки. В России с 2015 г. систематическим исследованием уровня цифровой грамотности населения занимается Региональная общественная организация «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Индекс цифровой грамотности измеряется с помощью проведения всероссийских опросов. Структура Индекса представляет собой трехуровневую модель, состоящую из трех субиндексов (цифровое потребление, цифровая безопасность, цифровые компетенции) и формируемая на основе 20 ключевых параметров [15].

При наличии в Республике Беларусь достаточно развитой цифровой инфраструктуры, функционирующего Парка высоких технологий, включающего на данный момент 1065 резидентов [16], часть из которых имеет иностранный капитал, широкой законодательной базы и общей направленности на развитие цифровой экономики, электронного правительства и цифровизации в целом, можно сделать вывод, что Беларусь находится в числе перспективных стран по уровню цифровой трансформации общества. Однако чрезвычайно важным в данном контексте представляется проблематика развития цифровой грамотности населения, а также самостоятельная разработка национального показателя, позволяющего производить систематические замеры цифровой грамотности населения, основываясь на внутренних показателях, что позволит изучить и выявить проблемные места во всех сферах жизнедеятельности современного человека для дальнейшей работы над их устранением. Принятие подобных мер позволит обеспечить рост цифровой грамотности населения, а также обеспечить стране высокие конкурентоспособные позиции на мировой арене.

Список использованных источников

1. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М. : Academia, 2004. - 944 с.

2. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М. : ACT, 1999. - 784 с.

3. Маклюэн, М. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре - М. : АСТ, Астрель, 2012. - 226 с.

4. International Telecommunication Union [Electronic resource] : ITU-D ICT STATISTICS. -Mode of access: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx. - Date of access: 14.01.2021.

5. Информационное общество в Республике Беларусь, 2021 : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Белсат, 2021. - 95 с.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/Статистические%20таблицы%20 2020%20rhtmL - Дата доступа: 05.01.2021.

7. International Telecommunication Union статистики [Electronic resource] : Digital development dashboard - Mode of access: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Dashboards/ Pages/Digital-Development.aspx. - Date of access: 14.01.2021.

8. О развитии цифровой экономики [Электронный ресурс] : Декрет Президента Респ. Беларусь, 21 дек. 2017 г. № 8 // Официальный Интернет-портал Президента Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716/. -Дата доступа: 05.01.2021.

9. Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс] // Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. - Режим доступа: https://mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-cifrovoe-razvitie-belarusi-na-2021-2025-gody. - Дата доступа: 05.01.2021.

10. Райзберг, Б. А. Словарь современных экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. - 4-е изд. - M. : Айрис-пресс, 2008. - 480 с.

11. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В. Радаев // Социологические исследования. - 2005. - № 1. - С. 5-18.

12. Методические рекомендации по отбору образовательного контента, технологий и практик, направленных на оценку и развитие цифровой грамотности и ключевых компетенций цифровой экономики у обучающихся и взрослого населения для размещения на онлайн-серви-се готовности к цифровой экономике [Электронный ресурс] / Автономная некоммерческая организация «Университет Национальной технологической инициативы 2035». - Режим доступа: https://old.digitalskills.center/bitrix/pdf/ Методические_рекомендации_по_отбору_контента_на_ онлайн_сервис^£ - Дата доступа 02.10.2021.

13. International Telecommunication Union [Electronic resource] : The ITU ICT SDG indicators. -Mode of access: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/SDGs-ITU-ICT-indicators.aspx. - Date of access: 14.01.2021.

14. Цифровая грамотность [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-ресурс Гос. программы «Цифровой Казахстан». - Режим доступа: https://digitalkz.kz/cifrovaya-gramotnost/. -Дата доступа: 05.12.2021.

15. Индекс цифровой грамотности 2017 : Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности граждан РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rocit.ru/uploads/ 769c4df4bc6f0bd6ab0fbe57a056e769b8be6bcf.pdf?t=1517847097 /. - Дата доступа: 17.10.2020.

16. Парк высоких технологий [Электронный ресурс] / НТР Belarus. - Режим доступа: https://park.by/. - Дата доступа: 05.12.2021.

Поступила 28.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.