РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Казанфарова М.А.1, 2, Природова О.Ф.3, Ардаширова Н.С.1
1 Фонд Международного медицинского кластера, 121205, г. Москва, Российская Федерация
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 125993, г. Москва, Российская Федерация
3 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 117997, г. Москва, Российская Федерация
В данной статье обсуждается важность развития цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения. Основное внимание уделяется использованию цифровых навыков в повседневной практике медицинских работников и их значимости в настоящей и будущей клинической практике. Рассматриваются вопросы влияния искусственного интеллекта на медицину и роли врача в будущем.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Казанфарова М.А., Природова О.Ф., Ардаширова Н.С. Развитие цифровых компетенций медицинских работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 2. С. 109-122. Р01: ЬПрв:// doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122
Статья поступила в редакцию 1 1.01.2023. Принята в печать 23.05.2023.
Ключевые слова:
цифровые
компетенции;
медицинское
образование;
искусственный
интеллект;
мягкие навыки;
телемедицина;
информационная
безопасность
DEVELOPMENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF MEDICAL WORKERS
Kazanfarova M.A.1' 2, Prirodova O.F.3, Ardashirova N.S.1
1 International Medical Cluster Foundation, 121205, Moscow, Russian Federation
2 Russian Medical Academy of Continuing Medical Education, Ministry of Health of the Russian Federation, 125993, Moscow, Russian Federation
3 N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 117997, Moscow, Russian Federation
This article discusses the importance of developing digital competencies of medical workers in the context of the overall digitalization of Russian healthcare. It focuses on the use of digital skills in the daily practice of healthcare professionals and their relevance in the current and future clinical practice. The issues of the influence of artificial intelligence on medicine and the role of the doctor in the future are discussed.
Keywords:
digital competencies; medical education; artificial intelligence; soft skills; telemedicine; cyber security
Funding. The study had no sponsor support.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
For citation: Kazanfarova M.A., Prirodova O.F., Ardashirova N.S. Development of digital competencies of medical workers. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (2): 109-22. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-2-109-122 (in Russian) Received 1 1.01.2023. Accepted for publication 23.05.2023.
Цифровые компетенции - это широкое и не до конца определенное понятие, которое включает уверенное взаимодействие с технологиями, используемыми в клинической практике [1]. Без цифровых навыков работа современного врача и медицинской сестры становится все менее возможной. Цифровизация здравоохранения набирает темпы и развивается от ставших привычными электронных медицинских карт до внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и технологий виртуальной реальности в повседневную практику.
С внедрением цифровых технологий все большее значение для клинической практики будет приобретать цифровая грамотность врачей. Как врач может объяснить пациенту, как работает ИИ, научить пользоваться приложением, которое рассчитывает дозу инсулина для пациента с сахарным диабетом, вести дневник головной боли не в бумажном формате,а в телеграм-боте, если сам врач не владеет этими технологиями? Уже сейчас они оказывают влияние на клиническую практику, и эта тенденция сохранится и в будущем.
Термины «цифровые навыки», «цифровые компетенции», «цифровая грамотность» зачастую используются взаимозаменяемо. Однако для четкости в нашей статье мы будем использовать терминологию, приведенную в аналитическом отчете «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики» автономной некоммерческой орга-
низации дополнительного профессионального образования (АНО ДПО) «Корпоративный университет Сбербанка».
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета.
Цифровые компетенции (digital competencies) лежат в основе цифровой грамотности и подразумевают под собой способность решать разнообразные задачи в области использования цифровых технологий.
Цифровые навыки (digital skills) - это устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом. Цифровые навыки лежат в основе цифровых компетенций.
Среди цифровых навыков выделяют пользовательские и профессиональные.
1. Пользовательские цифровые навыки: базовые цифровые навыки, связанные с функциональной грамотностью в использовании электронных устройств и приложений. Это навыки работы с файлами, устройствами, онлайн-сервисами и приложениями, умение печатать на клавиатуре.
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде,- навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий.
Эта классификация отражает и цифровые навыки, необходимые медицинскому персоналу. С одной стороны, такой базовый момент, как работа в медицинской информационной системе (МИС), требует владения базовыми навыками, с другой - врачам требуются и более продвинутые компетенции. Они ге-нери-руют информационный контент: статьи, посты и фотографии в социальных сетях; ведут просветительские проекты; читают и ищут научную литературу; выполняют статистическую обработку результатов своих исследований. В плане специализированных навыков можно привести пример с владением статистическими пакетами для обработки данных.
В данной статье мы рассмотрим необходимые врачам цифровые компетенции и осветим подходы к их изучению, а также дальнейшие перспективы цифровизации здравоохранения.
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ВРАЧАМ
Есть несколько компетенций, которые важны для врачей всех специальностей [2]. Чтобы использовать ресурсы цифровых систем в сфере здравоохранения в полной мере, специалистам необходимо знать, как цифровые данные можно превратить в значимую информацию. Кроме того, все врачи, предоставляющие соответствующие данные, должны понимать, как они могут обеспечить их высокое качество. В последние годы из-за быстрого накопления медицинских знаний специалистам здравоохранения часто бывает важнее уметь задавать правильные вопросы, чем просто иметь академические знания [3].
Таким образом, управление медицинской информацией и знаниями становится все более важным. L. Jidkov и соавт. предложили для всех врачей 6 универсальных компетенций, связанных с цифровизацией здравоохранения.
1. Управление информацией и безопасность персональных данных: юридические формальные процедуры управления информацией, которые обеспечивают безопасность данных (например,передача персональных данных пациентов с помощью цифровых технологий, общие протоколы обеспечения кибербезопасности внутри учреждения).
2. Использование цифровых систем и клиническая безопасность: использование электронных медицинских карт, выписывание рецептов, знание о вероятностях ошибок в системе, которые могут исказить назначения,знания об особенностях работы диагностических приборов и вероятных проблемах, связанных с ними. Правовая безопасность врача при использовании цифровых систем очень важна и очень уязвима, так как зачастую правовое регулирование развивается медленнее, чем внедряются новые технологии, и крайне важно для врачей своевременно получать информацию о текущем состоянии в правовом поле применения цифровых технологий.
3. Цифровая коммуникация: передача данных пациента, телемедицина, понимание возможностей и ограничений телемедицинской консультации.
4. Управление информацией и медицинскими знаниями: понимание качества различных источников информации, механизмов принятия решений с учетом имеющихся данных, знание основ анализа и интерпретации научных данных.
5. Пациент-ориентированность: расширение прав и возможностей пациентов
в контексте новых возможностей цифровых технологий, обучение пациентов использованию цифровых устройств для диагностики и лечения заболевания, предоставление пациентам качественных источников медицинской информации.
6. Быстрая адаптация к цифровым инновациям в здравоохранении: знание и понимание новых тенденций, подходов, технологий, которые входят в клиническую практику, проактивное их освоение [4].
Таким образом, цифровые компетенции не только обеспечивают для врача возможность работать на современном уровне, оптимизировать свою работу, но и позволяют обеспечить собственную безопасность, что требует зачастую изменения привычных паттернов поведения.
Standing Committee of European Doctors (CPME) в 2020 г. расширил этот список и выделил 3 основные группы цифровых компетенций: общие, технические и связанные с отношениями врач-пациент.
Общие
• Защита данных и безопасность интернет-коммуникации.
• Решение задач в клинической практике с помощью информационных и коммуникационных технологий и программного обеспечения (ПО).
• Правовые и этические аспекты использования данных о здоровье и цифровых навыков.
Технические
• Внедрение телемедицины.
• Разработка и внедрение умных устройств и приложений для отслеживания физиологических показателей.
• Применение ИИ и систем поддержки принятия врачебных решений.
• Поиск и анализ данных, биоинформа-тический и статистический анализ и его интерпретация.
• Применение виртуальной и дополненной реальности.
• Использование роботизированных методик.
Отношения врач-пациент
• Цифровая коммуникация.
• Цифровая коллаборация.
• Продвижение цифровой грамотности в здравоохранении [5].
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ: ЕСТЬ ЛИ СВЯЗЬ
Утверждение о том, что качество медицинской помощи не страдает от отсутствия цифровых навыков у врача, не соответствует действительности.
В контексте цифровизации мы имеем дело с взаимодействием человека и технологий, и ошибки могут быть как со стороны человека, так и со стороны оборудования или ПО.
Для того чтобы минимизировать ошибки со стороны человека, необходимо четкое понимание алгоритма действий для правильного использования технологии. В связи с постоянным развитием и усовершенствованием высокотехнологичных инструментов, применяемых в медицине, осваивать новое оборудование необходимо быстро и качественно. Обучение цифровым навыкам медицинских работников позволит сократить количество ошибок, связанных не со сбоями в работе технологического оборудования, а с человеческим фактором,- неправильно или несвоевременно введенными данными, отсутствием реакции на предупреждения системы, неиспользование возможностей системы в полной мере, что встречается гораздо чаще, чем технические сбои.
С другой стороны, цифровые навыки необходимы медицинскому персоналу, для того чтобы понимать ограничения в работе системы: как могут повлиять ошибки или сбои оборудования на безопасность и качество медицинской помощи. Это позволит нивелировать технические ошибки, так как медицинские работники будут знать, как и в каких случаях необходимо реагировать на сбои в работе системы. Это также позволит не полагаться на систему слишком сильно: например, текущее развитие технологий ИИ требует постоянной проверки правильности ответов системы вручную.
С точки зрения классификации ошибок M.O. Kim и соавт. представили следующую классификацию влияния информационных технологий на процесс лечения пациентов и клинические исходы заболеваний [6].
A. Потенциальный или актуальный вред пациенту. Другими словами, техническая проблема привела к клинической ошибке в отношении пациента. Пример: ввели препарат, на который у пациента была серьезная аллергическая реакция, из-за сбоя ПО, при котором аллергические реакции пациента не отобразились.
Б. Остановленный или нарушенный процесс оказания медицинской помощи или ситуации near miss (клинические ошибки, которые могли бы случиться, но были исправлены и не случились). Например, выписывание препарата с другим наименованием, что было замечено и исправлено при печати.
B. Техническая проблема привела к заметным последствиям для процесса оказания медицинской помощи, но не к вреду для пациента. Примерами могут быть задержки в диагностике, переработки медицинского персонала, дополнительные телефонные звонки.
Г. Техническая проблема без заметных последствий. Ситуация не влияла напрямую на оказание медицинской помощи, например были стерты запасные копии медицинских записей, но это было вовремя обнаружено, и копии восстановлены.
Д. Опасное событие или обстоятельства, которые могут привести к нежелательному явлению или near miss, например стирание части важной информации о пациенте, постоянно принимаемых препаратах [6].
Для предотвращения этих ситуаций нужно, с одной стороны, понимание врачом возможностей и ограничений системы, с которой он работает, а с другой стороны - внимательность к возможным ошибкам системы, проверка ее работы, своевременное сообщение об ошибках.
ВЛАДЕНИЕ ВРАЧАМИ ЦИФРОВЫМИ НАВЫКАМИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Имеющиеся данные показывают, что цифровые навыки большинства врачей недостаточны для того, чтобы они могли стать полноценными пользователями и создателями цифрового пространства в медицине. Даже среди молодых специалистов, с детства использующих достижения информационных технологий, полное владение цифровыми инструментами продемонстрировали только 21% [7].
Несмотря на важность цифровых навыков, в большинстве случаев их освоение отдается на откуп врачу. Опрос 207 работников здравоохранения выявил, что 61% из них не проходили никакого обучения по цифровым навыкам, а более 80% - указали, что обучение не соответствовало их потребностям [4, 8]. Зачастую врачи проходят формальное обучение, организованное силами производителя ПО, используемого в их организации
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Базовое Продвинутое Электронные Взаимодействие Улучшение Научное ПО ПО медицинские с ухаживающим медицинской ПО
карты лицом помощи
Щ Ежедневно Щ 4-6 раз в неделю Q 2-3 раза в неделю Q 1 раз в неделю Q Никогда Рис. 1. Использование цифровых навыков в повседневной практике медицинских работников [8] Здесь и на рис. 2: ПО - программное обеспечение.
(например, электронные медицинские карты). Такое обучение не позволяет им получить навыки применения другого ПО, которые приходится осваивать самостоятельно или с помощью коллег. В то же время на базовом уровне информационные технологии в своей работе использовали 85% респондентов
(рис. 1), и 70% указало на то, что цифровые
%
70
навыки являются «очень важными» в их клинической практике (рис. 2).
Дополнительно в данном отчете были даны рекомендации о том, как можно влиять на использование специалистами цифровых технологий:
а) обязательное прохождение врачами обучающих программ по цифровым навыкам;
30 -
60 -50 -40 -|
кЖ
Базовое Продвинутое Электронные Взаимодействие Улучшение Научное ПО ПО медицинские с ухаживающим медицинской ПО
карты лицом помощи
Щ Крайне важно Щ Очень важно Ц Умеренно важно Ц Едва ли важно Ц Вовсе не важно
Рис. 2. Важность цифровых навыков в настоящей и будущей клинической практике [8]
±L
1
б) введение в клинические рекомендации использование достижений информационных технологий в медицине;
в) вовлечение работников системы здравоохранения в создание цифровых систем, чтобы разработчикам были более понятны потребности конечного пользователя;
г) достижение соглашений на уровне ре-гуляторных органов по последовательному внедрению цифровых технологий на всех уровнях системы здравоохранения [8].
В России, согласно опросу о цифровиза-ции здравоохранения, проведенному ресурсом Врачи.РФ, 75,1% отмечают увеличение рабочей нагрузки после внедрения элементов Единого цифрового контура в работу; 61,8% респондентов отмечают, что Единый цифровой контур (ЕЦК) скорее усложняет работу с документами пациентов; 90% врачей отмечают, что есть необходимость дублировать электронную и медицинскую документацию
[9]. Такая статистика связана в том числе с непониманием медицинским персоналом возможностей и ограничений МИС, а детальное последовательное обучение медицинских работников работе в новой системе могло бы улучшить данный показатель.
ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ
В Европе было запущено несколько инициатив по содействию обучению студентов и выпускников медицинских вузов цифровым компетенциям. Была признана необходимость обязательных курсов, но до сих пор отсутствуют повсеместно доступные стандартизированные учебные программы. Ряд подходов находится в стадии разработки и состоит из факультативных курсов
[10]. Время от времени медицинские советы, например, в Германии предлагают курсы цифрового здравоохранения и сертификацию по специальности в области медицинской
информатики для врачей. Пока эти обучающие программы являются необязательными. В Великобритании несколько учреждений работают над внедрением систематического обучения цифровым навыкам в высшем медицинском образовании [11]. В Соединенных Штатах Америки (США) врачи могут заниматься клинической информатикой как медицинской специальностью. Согласно опросу 2015 г., 1/3 из 557 студентов-медиков в США выразили заинтересованность в карьере, связанной с клинической информатикой [12].
Однако из-за продолжающегося процесса цифровизации здравоохранения каждый врач нуждается в ключевых цифровых компетенциях, таких как грамотность в отношении данных и базовые знания о принципах работы цифровых систем. Поэтому, по мнению многих исследователей, цифровые компетенции должны стать неотъемлемой частью непрерывного медицинского образования в виде регулярных учебных модулей [2]. Ежедневная рабочая нагрузка врачей очень высока, и факультативное обучение использованию информационных технологий обычно мало востребовано, особенно специалистами, относящимися к ним критично. Поэтому базовые цифровые компетенции целесообразно осваивать в рамках обязательных курсов [2]. Для закрепления полученных знаний и навыков желательно сочетать онлайн-курсы и очное обучение. Для разработки и реализации таких программ было бы полезно привлечь специалистов в области медицинской информатики и, при необходимости, экспертов в других смежных областях.
В настоящее время цифровизация здравоохранения в РФ только набирает обороты, и, несмотря на наличие большого количества хорошо оснащенных медицинских центров, подготовленных специалистов, в масштабах
страны предстоит еще много работы. Так, согласно работе М.Н. Дудина и соавт., включающей соцопрос медицинских работников, более 2/3 ответили, что у них в медицинском учреждении отсутствует высокотехнологичное оборудование. Однако важным моментом является, что 3/4 респондентов ответили, что не считают себя уверенными пользователями информационных систем. При таком уровне подготовки медицинских работников даже наличие оборудования в медучреждении не окажет положительного эффекта на результаты медицинской помощи, оказываемой организацией [13]. По данным опроса на сайте Врачи.РФ, только 20% респондентов отметили цифровую зрелость своей организации более чем на 6 баллов [14]. Что касается обучения, менее 2% медицинских работников проходили целенаправленное обучение по цифровым навыкам, и только 6,9% всех опрошенных врачей целенаправленно обучались этим навыкам самостоятельно [15].
Успешных примеров внедрения обучения цифровым навыкам в постдипломное образование в литературе встречается немного, чаще это практический опыт, который может быть представлен на профильных мероприятиях и не отражается в научных публикациях. Тем не менее нам кажется важным включить практический опыт российского здравоохранения в качестве реальных примеров внедрения обучения цифровизации.
Важным образовательным ресурсом для врачей, независимо от специализации и региона, является портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования edu.rosminzdrav.ru (НМФО). С 2022 г. на нем специально разработаны интерактивные образовательные модули (ИОМ), направленные на обучение врачей использованию МИС. Для обучения работе в «Единой цифровой платформе» разработано 8 цифровых мо-
дулей для медицинских работников разных специальностей: для врачей поликлиники, стационара, врачей-стоматологов, медицинских сестер, лаборантов и т.д. К настоящему времени вышеуказанные ИОМ освоили около 7000 медицинских работников. Также специалисты выбирают и другие ИОМ, касающиеся цифровых навыков. Так, ИОМ «Врачебная тайна пациента. Цифровая передача медицинской информации» изучили более 33 тыс. медицинских работников, а ИОМ «Современные цифровые средства повышения приверженности к лечению» более 5 тыс. Подобные образовательные элементы врачи и медицинские сестры могут осваивать на своем рабочем месте, без необходимости выезда в образовательную организацию, что позволяет интегрировать обучение в их повседневную работу. Именно поэтому использование ИОМ обладает большим потенциалом для развития цифровых навыков работающих специалистов [16].
Как уже упоминалось выше, одним из путей развития цифровых навыков является обучение студентов в вузе по отдельным программам. Этот подход эффективен: внедрение новых программ, повышающих уровень подготовки студентов в области информационных систем, на примере Астраханского государственного медицинского университета показало, что 89,1% студентов в ходе курса обрели уверенность в навыках работы в медицинских информационных системах, а 73,2% - получили навыки создания информационных чат-ботов, что можно отнести к продвинутым навыкам [17].
Кейсов успешного внедрения цифровых технологий много в Республике Татарстан. Они представлены в отчете InnopoLis University за 2019 г. В большинстве проектов на обучение сотрудников выделено отдельное время, однако основными рисками пред-
ставлены низкая мотивация медицинских работников к обучению. Это проблема, которая может серьезно помешать эффективному и быстрому внедрению новых технологий. Медицинские работники могут быть и сами мотивированы на внедрение цифровых технологий, однако важно преодолеть их первоначальное сопротивление и нежелание обучаться. Например, грамотное внедрение цифровых решений является эффективным для сокращения времени работы медицинского персонала: так, по данным ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, после внедрения программы создания автоматизированного рабочего места для старших медицинских сестер время, затрачиваемое на «бумажную» операционную деятельность для старшей медицинской сестры сократилось в 2 раза [18]. Подобные изменения очень вдохновляют медицинских работников. Из выступления Вячеслава Владимировича Аленькова, заместителя председателя правительства Сахалинской области, на конференции «Здравоохранение в регионах. Цифровое здравоохранение: федеральная и региональная повестка при внедрении цифровых решений в медицинскую практику» в Сахалинской области люди, которые видят эффект от использования новых технологий, например сокращение своего рабочего времени или создание дополнительного времени на творческую и интересную работу вместо бумажной, хотят и дальше развивать эти подходы в своей практике, делиться этим опытом с коллегами, кооперироваться с другими медицинскими учреждениями. Со стороны руководства важно поддерживать эту коммуникацию, чтобы дать возможность вовлекать больше медицинских работников в процесс цифровизации.
Очень важным моментом является взаимодействие разработчиков МИС с конечным потребителем - врачом. Вовлеченные врачи
помогают находить наиболее удобные и рабочие решения. В целом междисциплинарное сотрудничество медицинских работников является необходимым условием качественной медицины в эпоху цифровых технологий. Для повышения уровня оказания медицинской помощи врачам клинических специальностей необходимо сотрудничать с экспертами в области медицинской информатики, исследователями, инженерами медицинского оборудования и другими специалистами и принимать активное участие в дальнейших разработках в области медицины. Следовательно, в отношении развития медицинских образовательных программ междисциплинарные подходы рассматриваются как очень перспективные [19]. По мнению отдельных авторов, поскольку базовые цифровые компетенции важны для медицинских специалистов всех специальностей, может быть целесообразным разработка единого структурированного курса и включение его во все программы постдипломного образования [4].
В русско- и англоязычном пространстве есть объемные курсы по цифровизации здравоохранения. Это крупные,длительные обучающие программы, обычно состоящие из нескольких модулей (Coursera, Frauhofer Academy), однако для обычного врача, являющегося только пользователем уже внедренных цифровых технологий, подобное обучение часто избыточно.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ ВРАЧЕЙ
В метаанализе R.M. Rahal и соавт. было проанализировано, какие факторы влияют на использование врачами расширенных функций электронных медицинских карт (ЭМК), что облегчает работу врача и повышает качество данных, которые попадают в систему. Было выделено 5 основных факто-
ров: технологии, люди, организация, ресурсы и регуляторные меры [20].
С технологической стороны простой интерфейс и клиническая функциональность, которая удовлетворяет основным задачам врача, являются важным фактором, благодаря которому врачи с удовольствием осваивают возможности системы.
Однако личностный фактор тоже вносит важный вклад в эффективность работы с ПО: то, насколько врач готов обучаться новым технологиям, насколько он мотивирован, насколько он привык в принципе использовать компьютер и осваивать новое ПО в своей клинической практике. Те врачи, которые позитивно воспринимают эффект внедрения нового ПО в свою практику, лучше и качественнее его осваивают.
Крайне важным моментом в обучении врачей является выделение достаточного количества времени и ресурсов на это. Обучение должно фокусироваться не только на функционале ПО, но и на клинической пользе, которую может получить медицинская команда или конкретный специалист от работы на данном ПО. Некоторым врачам, у которых цифровые навыки в целом находятся на низком уровне, необходимо менторство со стороны специалистов в сфере 1Т или коллег.
Организационные моменты - тоже важный источник мотивации для использования ПО. При работе в мультидисциплинарной команде и ведении единой документации врачи склонны использовать ПО более эффективно. Некоторые организации вводят финансовые стимулы для использования ПО, например оплату по факту заполненной в ЭМК медицинской документации.
Нельзя упускать из виду и регуляторные моменты. Если использование ПО имеет качественное правовое регулирование, то врачи используют его чаще [20].
ПЕРСПЕКТИВА: КАКИЕ НАВЫКИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ
Мы обсудили текущее состояние цифро-визации здравоохранения и пришли к выводу, что даже при текущем состоянии развитие цифровых навыков врачей отстает от развития технологий. Однако уже сейчас в рамках отдельных специальностей происходит внедрение в клиническую практику такого важного вспомогательного инструмента, как ИИ.
Потенциальные точки приложения ИИ -автоматизированный анализ медицинских изображений (лучевая диагностика, пато-морфология), система поддержки принятия врачебных решений.
Согласно аналитическому отчету Ассеп-Шге, с 2014 по 2021 г. рынок ИИ в медицине вырос в 11 раз (рис. 3) [21].
Этот рост оправдан - эти технологии позволят закрыть нужды клиницистов, которые не могут быть обеспечены материально-техническими средствами или научными достижениями (рис. 4) [21].
Использование ИИ в медицине имеет огромную перспективу. В целом мир движется к автоматизации множества рабочих процессов. Автоматизация в здравоохранении позволит освободить более 1/3 рабочего времени специалистов, которые могут тратить его на иные, более творческие задачи,на коммуникацию с пациентом (рис. 5) [22].
Важно понимать, что системы с использованием ИИ не заменяют врача, а лишь автоматизируют часть его работы. При этом у врача освобождается ресурс на более качественную коммуникацию с пациентом, творческую работу, более тщательный анализ сложных случаев. Также невозможно не контролировать правильность работы информационных систем, что тоже будет задачей врача. Для
Рынок искусственного интеллекта в медицине 2014-2021 гг.
Прирост стартапов в области ИИ в медицине быстро $600М увеличивается, а рынок ИИ в здравоохранении испытывает среднегодовой прирост более 40%
2014
¡,6В
11х
2021
Рис. 3. Рост рынка искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении с 2014 по 2021 г. [21]
этого врач должен понимать принцип работы, возможности и ограничения системы.
Неоднозначно и отношение врачей к ИИ: многих из них беспокоит, что искусственный интеллект заменит их функции полностью, и их собственная экспертиза будет обесцениваться, изменятся отношения врача и пациента [23]. При этом качество систем с использованием ИИ и информативность его применения очень сильно зависит и от самих специалистов здравоохранения как от основных поставщиков медицинских данных, на которых обучается ИИ [24]. Таким образом, очень важна вовлеченность самих врачей в развитие подобных систем, а для этого они должны видеть, как краткосрочные преимущества для своей работы (например, участие в научных публикациях),
так и долгосрочные (оптимизация своей работы, повышение качества помощи пациентам). В этом контексте большое значение имеет лидирующая роль со стороны руководителя в освоении новых технологий и демонстрации того, как их оптимально использовать [25].
Все это нереализуемо без хорошего уровня цифровых навыков медицинского персонала - людей, которые были бы компетентными заказчиками цифровых систем для обеспечения более высокого качества своей работы и квалифицированными пользователями, которые могут в полной мере использовать функционал тех систем, которые разработаны для облегчения их работы. Создать новую систему - это половина дела, внедрить ее так, чтобы она работала на благо
20% неудовлетворенных потребностей можно закрыть с помощью ИИ
Неудовлетворенные потребности клинициста
Удовлетворенные потребности клинициста
1-Т-
2016 2021 2026
Рис. 4. Искусственный интеллект (ИИ) может закрыть потребности клиницистов к 2026 г. [21]
Гостиничный и ресторанный бизнес Добыча ископаемых Технологии, СМИ, телекоммуникация Строительство Искусство и развлечения Розница, оптовая торговля и транспортировка
Сфера услуг Финансы и страхование Здравоохранение и соцобслуживание Образование Госслужба Производство
63%
51%
49%
47%
J 42% 40%
37%
36% 35%
32%
30%
Рис. 5. Автоматизация работы с существующими технологиями [22]
здравоохранения - это тоже большая задача, которая должна быть решена в ближайшее время с помощью создания обучающей среды для врачей с использованием лучших мировых практик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цифровые навыки являются неотъемлемой частью врача будущего, и в настоящее время именно они являются лимитирующим
фактором цифровизации здравоохранения по всему миру. Развитие цифровых навыков медицинского персонала является одним из приоритетных и универсальных направлений образования в рамках всех специальностей. Для качественного внедрения цифровых технологий в медицинскую практику необходимо целенаправленное и полноценное обучение медицинских работников цифровым навыкам.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Казанфарова Марина Ажифендиевна (Marina A. Kazanfarova)* - кандидат медицинских наук, руководитель Образовательного центра Фонда международного медицинского кластера, заместитель директора Института подготовки специалистов медицинского образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
https://orcid.org/0000-0001-7401-9538
Природова Ольга Федоровна (Olga F. Prirodova) - кандидат медицинских наук, доцент, проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-2018-4762
'Автор для корреспонденции.
Ардаширова Наталья Сергеевна (Nataliya S. Ardashirova) - преподаватель отдела развития образовательных проектов Фонда Международного медицинского кластера, Москва, Российская Федерация
E-mail: Ardash.nat0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-4813-9912
ЛИТЕРАТУРА
1. di Giacomo D., Vittorini P., Lacasa P. Editorial: digital skills and life-long learning: digital learning as a new insight of enhanced learning by the innovative approach joining technology and cognition // Front Psychol. 2018. Vol. 9. P. 2621. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02621
2. Foadi N., Varghese J. Digital competence - a key competence for todays and future physicians // J Eur CME. 2022. Vol. 11, N 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200
3. Cullen R., Clark M., Esson R. Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years // Health Info Libr J. 2011. Vol. 28, N 2. P. 119129. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-1842.201 1.00933.x
4. Jidkov L., Alexander M., Bark P., Williams J.G., Kay J., Taylor P. et al. Health informatics competencies in postgraduate medical education and training in the UK: a mixed methods study // BMJ Open. 2019. Vol. 9, N 3. P. e025460. DOI: https://doi. org/10.1136/bmjopen-2018-025460
5. Roda S. Digital skills for doctors - explaining European doctors' position // J Eur CME. 2021. Vol. 10, N 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2014097
6. Kim M.O., Coiera E., Magrabi F. Problems with health information technology and their effects on care delivery and patient outcomes: a systematic review // Journal of the American Medical Informatics Association. 2017. Vol. 24. N 2. P. 246-250. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocw154
7. Kuhn S. et al. Digital skills for medical students - qualitative evaluation of the curriculum 4.0 "Medicine in the digital age" // GMS journal for medical education. 2020. Vol. 37, N 6. P. Doc60.
8. European Health Parliament . Committee on digital skills for health professionals 2016. URL: https://www. healthparliament.eu/wp-content/uploads/2017/09/Digital-skills-for-health-professionals.pdf (дата обращения от 05.12.2022].
9. GxP News. URL: https://gxpnews.net/2022/04/vracham-ne-nravitsya-czifrovizacziya/ (дата обращения от 18.05.2022].
10. Aulenkamp J., Mikuteit M., Loffler T., Schmidt J. Overview of digital health teaching courses in medical education in Germany in 2020 // GMS J Med Educ. 2021. Vol. 38, N 4. P. Doc80. DOI: https://doi.org/10.3205/zma001476
11. Reich J.L.K., Khakhria K. NHS must lead innovation in digital medicine // BMJ. 2019. Vol. 365. P. l1944. DOI: https://doi. org/10.1136/bmj.l1944
12. Banerjee R., George P., Priebe C., Alper E. Medical student awareness of and interest in clinical informatics // J Am Med Inform Assoc. 2015. Vol. 22 (e1). P: e42-7. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocu046
13. Дудин М.Н., Голышко П.В., Вашаломидзе Е.В., Гурцкой Д.А., Гурцкой Л.Д. Развитие цифровых компетенций медицинских работников в контексте всеобщей цифровизации российского здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 5. С. 843-852. DOI: https://doi.org/1 0.32687/0869-866X-2022-30-5-843-852
14. Аксенова Е.И., Шкрумяк А.Р. Кадры здравоохранения в условиях внедрения цифровых систем // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 4. P. 130-137. DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.018
15. Коленникова О.А. Владение медицинскими специалистами цифровыми технологиями // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 3. С. 189-199. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15
16. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. URL: https://edu. rosminzdrav.ru/ (дата обращения 22.05.2023].
17. Бихатова Э.Т., Иванчук О.В. Проблема формирование цифровых компетенций у студентов медицинских вузов // ЦИ-ТИСЭ. 2021. Т. 30, № 4. С. 595-605. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.202U.55
18. Демина Э. А., Карасева Л.А., Двойников С. И., Сиротко М.Л. Оценка эффективности программы «автоматизированное рабочее место старшей медицинской сестры» // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № 4. C. 610-615. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-610-615
19. Detmer D.E. Interprofessional clinical informatics education and practice: Essentials for learning healthcare systems worldwide // J Interprof Care. 2017. Т. 31, № 2. С. 187-189. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2016.1250554
20. Rahal R.M., Mercer J., Kuziemsky C., Yaya S. Factors affecting the mature use of electronic medical records by primary care physicians: a systematic review // BMC Med Inform Decis Mak. 2021. Vol. 21, N 1. P. 67. DOI: https://doi.org/10.1186/s12911-021-01434-9
21. Accenture. Why artificial intelligence is the future of growth. 2017.
22. СберУниверситет. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы. Москва; 2020.
23. Buck C., Doctor E., Hennrich J., Johnk J., Eymann T. General practitioners' attitudes toward artificial intelligence-enabled systems: interview study // J Med Internet Res. 2022. Vol. 24, N 1. P. e28916. DOI: https://doi.org/10.2196/28916
24. Ahuja A.S. The impact of artificial intelligence in medicine on the future role of the physician // Peer J. 2019. N 7. P: e7702. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.7702
25. Cortellazzo L., Bruni E., Zampieri R. The role of leadership in a digitalized world: a review. Front Psychol. 2019. Vol. 10. P. DOI: https://doi.org/193810.3389/fpsyg.2019.01938
REFERENCES
1. di Giacomo D., Vittorini P., Lacasa P. Editorial: digital skills and life-long learning: digital learning as a new insight of enhanced learning by the innovative approach joining technology and cognition. Front Psychol. 2018; 9: 2621. DOI: https://doi. org/10.3389/fpsyg.2018.02621
2. Foadi N., Varghese J. Digital competence - a key competence for todays and future physicians. J Eur CME. 2022; 11 (1): 1. DOI: https://doi.org/10.1080/21614083.2021.2015200
3. Cullen R., Clark M., Esson R. Evidence-based information-seeking skills of junior doctors entering the workforce: an evaluation of the impact of information literacy training during pre-clinical years. Health Info Libr J. 2011; 28 (2): 1 19-29. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-1842.201 1.00933.x
4. Jidkov L., Alexander M., Bark P., Williams J.G., Kay J., Taylor P., et al. Health informatics competencies in postgraduate medical education and training in the UK: a mixed methods study. BMJ Open. 2019; 9 (3): e025460. DOI: https://doi.org/10.1136/ bmjopen-2018-025460
5. Roda S. Digital skills for doctors - explaining European doctors' position. J Eur CME. 2021; 10 (1): 1. DOI: https://doi.or g/10.1080/21614083.2021.2014097
6. Kim M.O., Coiera E., Magrabi F. Problems with health information technology and their effects on care delivery and patient outcomes: a systematic review. Journal of the American Medical Informatics Association. 2017; 24 (2): 246-50. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocw154
7. Kuhn S., et al. Digital skills for medical students - qualitative evaluation of the curriculum 4.0 "Medicine in the digital age" // GMS journal for medical education. 2020; 37 (6): Doc60.
8. European Health Parliament . Committee on digital skills for health professionals 2016. URL: https://www. healthparliament.eu/wp-content/uploads/2017/09/Digital-skills-for-health-professionals.pdf (date of access 05.12.2022).
9. GxP News. URL: https://gxpnews.net/2022/04/vracham-ne-nravitsya-czifrovizacziya/ (date of access 18.05.2022).
10. Aulenkamp J., Mikuteit M., Loffler T., Schmidt J. Overview of digital health teaching courses in medical education in Germany in 2020. GMS J Med Educ. 2021; 38 (4): Doc80. DOI: https://doi.org/10.3205/zma001476
11. Reich J.L.K., Khakhria K. NHS must lead innovation in digital medicine. BMJ. 2019; 365: l1944. DOI: https://doi. org/10.1136/bmj.l1944
12. Banerjee R., George P., Priebe C., Alper E. Medical student awareness of and interest in clinical informatics. J Am Med Inform Assoc. 2012; 22 (e1): e42-7. DOI: https://doi.org/10.1093/jamia/ocu046
13. Dudin M.N., Golyshko P.V., Vashalomidze E.V., Gurtskoy D.A., Gurtskoy L.D. Development of digital competencies of medical staff in the context of the overall digitalization of the Russian healthcare. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i storii meditsiny [Problems of social hygiene, public health and history of medicine]. 2022; 30 (5): 843-52. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-5-843-852 (in Russian)
14. Aksenova E.I., Shkrumyzk A.R. Healthcare personnel in the context of the introduction of digital systems. Buylleten' natsionalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta v usloviyakh vnedreniya tsifrovykh system [Bulletin of Semashko national research institute of public health]. 2021; (4): 130-7. DOI: https://doi.org/10.25742/NRIPH.2021.04.018 (in Russian)
15. Kolennikova O. Using digital technologies by medical professionals. Narodonaselenie [Population]. 2022; 25 (3): 189-99. DOI: https://doi.org/10.19181/population.2022.25.3.15 (in Russian)
16. Continuous medical and pharmaceutical education portal of the Ministry of Heath of Russian Federatin. URL: https://edu. rosminzdrav.ru (date of access 22.05.2023) (in Russian)
17. Bikhatova E., Ivanchuk O. The issue of forming digital competences among students of medical universities. CITISE. 2021; 30 (4): 595-605. DOI: https://doi.org/10.15350/2409-7616.202U.55 (in Russian)
18. Demina E.A., Karaseva L.A., Dvoynikov S.I., Sirotko M.L. The evaluation of efficiency of the program "The automated working place of the senior medical nurse." Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i storii meditsiny [Problems of social hygiene public health and history of medicine]. 2020; 28 (4): 610-5. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-4-610-615 (in Russian)
19. Detmer D.E. Interprofessional clinical informatics education and practice: Essentials for learning healthcare systems worldwide. J Interprof Care. 2017; 31 (2): 187-9. DOI: https://doi.org/10.1080/13561820.2016.1250554
20. Rahal R.M., Mercer J., Kuziemsky C., Yaya S. Factors affecting the mature use of electronic medical records by primary care physicians: a systematic review. BMC Med Inform Decis Mak. 2021; 21 (1): 67. DOI: https://doi.org/10.1186/s1291 1-02101434-9
21. Accenture. Why artificial intelligence is the future of growth. 2017.
22. Sberbank University. Learning in the new normal: challenges and answers. Moscow; 2020. (in Russian)
23. Buck C., Doctor E., Hennrich J., Johnk J., Eymann T. General practitioners' attitudes toward artificial intelligence-enabled systems: interview study. J Med Internet Res. 2022; 24 (1): e28916. DOI: https://doi.org/10.2196/28916
24. Ahuja A.S. The impact of artificial intelligence in medicine on the future role of the physician. Peer J. 2019; (7): e7702. DOI: https://doi.org/10.7717/peerj.7702
25. Cortellazzo L., Bruni E., Zampieri R. The role of leadership in a digitalized world: a review. Front Psychol. 2019; 10. DOI: https://doi.org/193810.3389/fpsyg.2019.01938