УДК 37
Давыдов М.А.
студент, 2 курс, кафедра математики Сахалинский государственный университет (г. Южно-Сахалинск, Россия)
РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические вопросы цифровой компетентности, проводится анализ структуры понятия. Определяются средства формирования и развития креативного мышления, повышения коммуникативности и привития интереса к изучению математики.
Ключевые слова: цифровая компетентность, технология, теоретические ресурсы.
В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, цифровая компетентность становится одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации и самореализации личности. В условиях цифровизации всех сфер жизни общества умение работать с информацией, использовать цифровые инструменты и технологии для решения различных задач становится особенно важным.
Понятие «цифровая компетентность» впервые было использовано американским писателем и журналистом Полом Гилстером в 1997 году. Он определил цифровую грамотность как способность критически понимать и использовать информацию, получаемую посредством компьютера в различных форматах из широкого диапазона источников. В дальнейшем понятие развивалось, претерпевало изменения, и на сегодняшний день существует множество его трактовок. В таблице 1 представлены некоторые из них.
Талица 1. Сравнение определений понятия «Цифровая компетентность»
Исследователи Цифровая компетентность
Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик «... способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности» [3, с. 150]
Ю.А. Масалова «... определенная совокупность умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых действий на основе использования цифровых технологий» [2, с. 34]
В.С. Ефимов «. совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для решения задач в условиях цифровой экономики с использованием цифровых инструментов и технологий в образовательной сфере» [1]
Таким образом, будем понимать цифровую компетентность, как способность индивида уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникационные технологии в образовательной сфере.
В исследовании «Цифровое поколение России», группа ученых (Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова, Т.А. Нестик), выделяют четыре компонента цифровой компетентности. [3, с. 153]
Таблица 2. Компоненты цифровой компетентности.
Цифровая компетентность
Коммуникативная Информационная и Техническая Потребительская
компетентность медиакомпетентность компетентность компетентность
Комплекс знаний, Знания, умения и Знания, умения и Знания, умения и
умений и навыков навыки, необходимые навыки, навыки,
необходимых для для поиска, анализа и необходимые для необходимые для
эффективного структурирования эффективного и удовлетворения
общения информации с безопасного потребительских
(социальные сети, использованием использования потребностей, с
форумы). цифровых ресурсов. цифровой использованием
техники, для компьютера.
решения каких-
либо задач.
Готовность использовать в образовательной деятельности цифровые средства, позволяющие повысить эффективность деятельности учителя, использование математического и алгоритмического моделирования, способность генерировать идеи для решения учебных и профессиональных задач, обеспечивает развитие одной из главных компетенций цифровой экономики - креативного мышления у будущего специалиста.
Формирование данной компетенции достигается при активном изучении сквозных цифровых технологий и использовании их при изучении отдельных учебных курсов, при выполнении проектных исследований. Термин «сквозные цифровые технологии» подразумевает работы с большими данными, использование искусственного интеллекта, робототехники, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности, и впервые был использован в программе «Цифровая экономика РФ», утверждённой распоряжением правительства №1632-р от 28 июля 2017 года. [4]
Развитие цифровой компетентности на уроках математики может быть реализовано путем использования различных технологий и цифровых инструментов, например:
Применение цифровых инструментов для выполнения математических заданий. Ученики могут использовать программы и приложения для построения графиков, решения уравнений и других задач. Это может сделать процесс обучения более интересным, наглядным и увлекательным.
Использование онлайн-платформ и сервисов для обучения математике. Обращаясь к онлайн-ресурсам (видеоуроки, интерактивные задачи), ученики могут найти для себя как дополнительный материал, для усвоения школьной программы, так и материал для углубленного изучения математики. Данные ресурсы могут быть использованы учениками самостоятельно дома, или совместно с учителем на уроке. Также использование средств дистанционного обучения, где учитель может прикреплять материал, повышенной сложности, для самостоятельного изучения вплоть до записи урока.
Создание проектов и презентаций с использованием цифровых технологий. Написание рефератов, проектов по математике, дает возможность учащимся разобраться в интересующем их вопросе самостоятельно, что способствует формированию навыков решения проблем, развитию творческого мышления и повышению мотивации к обучению.
Участие в олимпиадах, форумах по математике. Ученики могут принимать участие в различных олимпиадах, форумах и конкурсах, проводимых онлайн. Это поможет им развить навыки решения сложных задач, повысить свою коммуникативность и привить интерес к изучению математики.
Таким образом, развитие цифровой компетентности учащихся на уроках математики в средней школе является актуальной и важной темой для современного образования. Она способствует формированию у учащихся необходимых навыков и компетенций для успешной адаптации к требованиям современного общества и обеспечивает им конкурентное преимущество на рынке труда в будущем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровизация в системе приоритетов развития Российских университетов: экспертный взгляд // https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-sisteme-prioritetov-razvitiya-rossiyskih-universitetov-ekspertnyy-vzglyad ;
2. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов. // https://cyberleninka.ru/article/n7tsifrovaya-kompetentnost-prepodavateley-rossiyskih-vuzov;
3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. // Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — М.: Смысл, 2017 (375). С. 149 - 167;
4. Шакирова Л.Р., Фалилеева М.В. Цифровые компетенции учителя математики и информатики: анализ опроса работодателей. Электронный архив РГППУ: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/41618/1/nito_2022_1_018.pdf
Davydov M.A.
Sakhalin State University (Yuzhno-Sakhalinsk, Russia)
DEVELOPING DIGITAL COMPETENCE IN HIGH SCHOOL MATH LESSONS
Abstract: article discusses the theoretical issues of digital competence, analyzes the structure of the concept. The means of forming and developing creative thinking, increasing communication skills and instilling interest in the study of mathematics are determined.
Keywords: digital competence, digital technology, theoretical resources.