Калаш И.
Профессор,
Заведующий кафедрой Компьютерных наук,
Университет Комениуса Братислава, Словакия
Развитие цифровой грамотности педагогов сферы дошкольного
образования
Аннотация: В докладе проиллюстрирован процесс развития цифровой грамотности специалистов дошкольных образовательных учреждений. Кратко отмечены характерные черты современной цифровой эры. Раскрыт тезис о том, что обучение должно немедленно реагировать на трансформации общества. Сегодня наблюдается увеличение разрыва между ожиданиями и требованиями современного общества, с одной стороны, и реальным уровнем выпускников системы дошкольного образования, с другой. Цель доклада -представить результаты нескольких недавно проведенных в Словакии исследований развития цифровой грамотности специалистов ДОУ, прошедших обучение по специально разработанной программе.
Введение
Вот уже несколько лет мы посвящаем себя - как на национальном, так и на международном уровне - вопросам определения и применения потенциала цифровых технологий (или ЭТ) в раннем (дошкольном) и начальном образовании. Мы сосредоточились на такой интеграции ЭТ в игровые и учебные занятия детей и взрослых, что может дополнить их развитие во всех сферах (не только в когнитивной). Вместе с коллегами мы ищем возможности использования учебного потенциала, как дополняющего, расширяющего и эффективного инструмента для достижения целей обучения и развития преподавателей. Мы рассматриваем ЭТ не как саму по себе образовательную цель, и не как очередную современную игрушку в центре раннего образования, но как мощное средство.
Такое восприятие ЭТ требует развития комплексной цифровой грамотности1 всех преподавателей центров раннего образования и начальных школ.
1 В сноске стоит отметить, что в разделе [2] мы характеризовали цифровую грамотность как комплекс знаний, навыков и понимания, необходимых для надлежащего, безопасного и эффективного использования цифровых технологий для обучения и открытия - в нашей профессии и в повседневной личной жизни. Это комплекс следующих навыков:
• Уместно применять различные цифровые инструменты для собственных потребностей и в собственном развитии,
• Эффективно решать задания и проблемы в цифровом окружении,
• Выбирать и применять соответствующую технологию к поиску информации, ее обработке, использованию, распределению или созданию,
• Критически оценивать и анализировать информацию, полученную из цифровых источников,
• Понимать социальное значение (включая безопасность, защиту собственности и этику), появляющееся в цифровом мире.
Цифровая грамотность преподавателей включает помимо прочего также следующее:
Поскольку наши педагогические факультеты продолжают терпеть поражение в достижении этого требования даже в случае с последними выпускниками 2, это становиться неотложной задачей для различных форм повышения профессиональной квалификации (CPD). С 2009 я являюсь профессиональным гарантом в национальном проекте Словакии, при поддержке ЕС, посвященном развитию цифровой грамотности всех учреждений раннего образования и их преподавателей. Вместе с командой экспертов из академии и школ мы разработали и применили образовательную программу (основанную на персональном присутствии и организованную в 6 рабочих дней с 3-4-недельными перерывами каждые два дня). Естественно, такие масштабные программы CPD для тысяч участников требуют параллельного обучения, которое должно профессионально наблюдать, анализировать и оценивать процесс изменения цифровой грамотности преподавателей, а также целостной среды обучения. В соответствии с возможностями нашей команды, мы производим длительное исследование для лучшего понимания процесса развития цифровой грамотности преподавателей ECE в Словакии, для того, чтобы понять факторы, способствующие изменению, и напротив, определить факторы, которые мешают или полностью останавливают его. Это изучение приняло качественный характер и исследует почву сквозь призму общего анализа ситуации определенных центров начального образования и его преподавателей.
В своей работе мы, во-первых, вкратце описываем, что является характерным для современной цифровой сферы. Затем мы утверждаем, что формальное образование должно немедленно отреагировать на все эти изменения в обществе из-за увеличения расхождений между ожиданиями и требованиями современного общества, и фактическим профилем выпускников системы нашего формального образования с другой стороны. Наша статья сосредоточена на представлении некоторых качественных результатов исследования по изменениям цифровой грамотности преподавателей учреждений раннего образования - после их участия в специализированной программе занятий.
Мы живем в мире цифровых технологий
Общество, работа и рабочее место, личная жизнь, развлечения и коммуникация ... все это очень изменилось в последние десятилетия, по сравнению с предыдущими веками. В своей статье мы выделим только некоторые изменения, а именно:
• Навыки, внутренние потребности и умения в использовании БТ для достижения учебных целей ,
• Знания, навыки и понимание путей развития, расширения и оценки цифровой грамотности своих учеников.
2 Иронически, мы жалуемся на это уже на протяжении 20 лет - более 50% всех преподавателей стали выпускниками в этот период.
3 Мы в деталях представили структуру этой образовательной программы в разделе [2].
• У нас есть новые технологии для работы с информацией, и мы используем их по-другому,
• Различные культуры, религия и общества становятся ближе (в географическом и геополитическом плане),
• Появились новые "темы" (в разделе [1], [4] и в других текстах они обозначены как новые темы 21-вого века), как например экологические вопросы, риск исчерпания питьевой воды, неуправляемое перепроизводство мусора.
• Статус детей в семьях и в обществе, мы подмечаем изменения в отношениях с детьми, между детьми, между детьми и преподавателями...,
• То, как мы работаем, и само наше рабочее место кардинально изменились,
• То, как мы проживаем свои жизни, как мы веселимся, как мы общаемся, самовыражаемся, как решаем свои бытовые проблемы и др.
• Мы знаем намного больше о мире и космосе, но также и о нас самих, напр. как мы учимся. Мы открыли, насколько важным и информативным для детей является дошкольное образование и первые шаги обучения,
• Мы поняли, что в этом опасном мире существует еще одна проблема -глобальный кризис образования,
• За последние 100 лет в наши классные комнаты проникли различные новейшие технологии (включая кинопроекторы, радио, магнитофоны, компьютеры, интерактивные доски идр.). Как правило, они только частично соответствовали рекламируемым ожиданиям. Будут ли цифровые технологии более успешными?
Все эти изменения будут иметь влияние на всех нас: родителей, учителей, «вечных учеников», научных работников, персонал, граждан, политиков...
Формальное образование должно реагировать - на каждом этапе, включая дошкольное образование
Говоря о глобальном кризисе образования, мы имеем в виду расхождение между тем, как мы учим наших детей и что требует и ожидает от них общество, будущие работодатели, и, в конце концов, сами ученики. Каким будет последствие? Ученики - повсюду - теряют интерес к формальному образованию. Рассматривая важность изменяющейся реальности и обстоятельств нашей жизни, мы считаем, что система формального образования должна также реагировать. В противном случае, пессимистическое видение краха системы формального образования, которое оставалось практически неизменным на протяжении 19 и 20 века - станет реальностью.
Одним из наиболее актуальных требований при трансформации формального образования является то, что преподаватели должны быть грамотными по отношению к цифровым технологиям. Почему? Причина в том, что только грамотный преподаватель может принимать участие в превращении традиционной школы в современное образовательное учреждение для детей,
родившихся в эпоху цифровых технологий. Во многих случаях все еще остается фактом то, что эти дети живут в семьях, где родители неграмотны в отношении цифровых технологий. Поэтому, преподаватели должны взять на себя эту роль родителей и помочь детям научиться вести себя в мире цифровых технологий. И, как уже говорилось в разделе [2], это требование также касается преподавателей дошкольных учебных заведений.
Развитие цифровой грамотности преподавателей дошкольных учебных заведений во время и после специальной программы развития В своей исследовательской работе, мы пытаемся понять, как цифровая грамотность преподавателей дошкольных учебных заведений развивается во время, и особенно после прохождения нашей программы. Мы исследуем то, имеет ли трансформация правильное направление и необратимое влияние , выбрали ли мы правильные технологии для центров дошкольного образования и правильны ли наши подходы, что предопределит эффективное и длительное изменение. Мы также стараемся определить будущие шаги в процессе, для поддержания интенсивной и эффективной трансформации знаний преподавателей дошкольных учебных заведений в этой сфере. Мы также заинтересованы в том, какие проблемы и риски могут приостановить прогресс развития цифровой грамотности, помешать ей или полностью остановить. Одним из наших первых предположений было, что программа и сам проект запустят спонтанные механизмы дальнейшего развития на индивидуальном и региональном уровнях. Мы ожидали, что возникнет последующее сотрудничество и взаимообучение между учителями и центрами дошкольного образования после завершения программы. С помощью своего исследования мы хотели бы изучить, происходит ли это на самом деле между центрами и внутри центров. Мы решили применить качественное научно-педагогическое направление, а именно, мы осуществляем это как коллективный анализ ситуации. Мы выбрали образец центров дошкольного образования и их преподавателей и исследуем, как формируется их отношение к ЭТ и их цифровая грамотность, как она развивается, и как она прогрессирует в настоящее время. Мы собираем информацию в большинстве через собеседования и наблюдения, а также из анализа документов и материалов преподавателей. Мы анализируем отношение преподавателей и их поведение во время программы обучения, их последней презентации занятий, которые они разработали и реализовали с детьми и др. Мы также изучаем их коммуникацию в социальных сетях, общение с родителями, или как веб-сайты центров дошкольного образования отображают явление возрастающей цифровой грамотности . В своей статье мы представим несколько результатов, полученных из нашего исследования до текущего времени. Они проиллюстрируют разновидность позитивных и рискованных факторов превращения центров Дошкольного образования в современные передовые цифровые возможности для развития, игр и обучения детей, которые будут жить и хорошо работать в 21 веке.
Библиография
[1] ATC21S. Определение навыков 21 века. Схема на белой бумаге 1. Университет Мельбурна. Cisco, Intel и Microsoft. 2010. Доступно по atc21s.org/wp-content/uploads/2011/11/1-Defining-21st-Century-Skills.pdf (23 Сентябрь 2012 год).
[2] Калас, И. Признание потенциала ИКТ в раннем образовании детей. Москва: UNECO IITE, 2010. 148 стр. ISBN 978-5-90-517-5-03-9.
[3] Шкодачкова , A. Развитие цифровой грамотности в воспитании и образовании детей младшего возраста (в Словакии). Докторская диссертация для подачи в 2013году. Университет Коменского, Братислава.
[4] Трилинг, Б., Фадель, Ч. 2009. Навыки 21 века. Непрерывное обучение в наше время. Джосси-Басс, A Wiley Imprint. ISBN 978-0-470-47538-6.