2. Goncharenko, N.Yu. Sistema podgotovki specialistov fizicheskoyj kuljturih i sporta [Eh/r]. - R/d: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/ library/sistema-podgotovki-specialistov-fizicheskoy-kultury-i-sporta
3. Chesnokov, N.N. Professionaljnoe obrazovanie v oblasti fizicheskoyj kuljturih i sporta / N.N. Chesnokov, V.G. Nikitushkin. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 03.06.14
УДК 37.01
Volodina L.O. DEVELOPING VALUES OF FAMILY UPBRINGING AS A PEDAGOGICAL RESEARCH CATEGORY.
In the context of a culturological paradigm the article justifies the method of conceptual streamlining of developing family upbringing values. Based on this method, the author structures and interprets the mechanisms of this process, formulates a pedagogical ideal of the family upbringing in modern Russia.
Key words: family upbringing values, development of family upbringing values, trajectory of developing family upbringing values, mechanism of developing family upbringing values, regularities of developing family upbringing values, pedagogical ideal of family upbringing in modern Russia.
Л.О. Володина, канд. пед. наук, доц., докторант ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, г. Москва, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
В статье рассматривается закономерный характер развития ценностей семейного воспитания. В контексте культурологической парадигмы обосновывается способ концептуального упорядочения процесса развития ценностей семейного воспитания, с опорой на который структурируются, интерпретируются закономерности данного процесса, формулируется педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
Ключевые слова: ценности семейного воспитания, развитие ценностей семейного воспитания, траектория развития ценностей семейного воспитания, механизм развития ценностей семейного воспитания, закономерности развития ценностей семейного воспитания, педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
Обращение к ценностям семейного воспитания продиктовано признанием общественностью значимости роли семьи в современной жизни, так как при ее участии формируется иерархия общественных ценностей. Это подтверждается актуализацией аксиологической образовательной парадигмы, в рамках которой осуществляется поиск идеала национального воспитания. В такой ситуации особо значимым становится изучение данного вопроса в свете прозвучавшей в послании Президента РФ В.В. Путина к Федеральному собранию защиты традиционных ценностей, акцентирующей проблематику их устойчивости и изменчивости.
Институт семьи не остается неизменным. Ее динамику определяют два явления действительности - традиция и новация. Тема взаимосвязи накопленного опыта и социального творчества, усматриваемая в термине «развитие», становится востребованной в кризисные периоды развития общества, характеризующиеся сложностью и глубиной происходящих политических и социально-экономических потрясений, их масштабностью. В соответствии с научным тезисом В.И. Невской о процессуальном характере содержания обучения, единицами измерения которого является процесс, сопрягающийся с деятельностью [1, с. 12], ценности семейного воспитания, отражающие его цель и содержание в конкретное историческое время, следует рассматривать как процессуальный феномен, соответствующий пониманию необходимости актуализации таких ценностей как педагогической реальности.
Проблема развития изучаемых объектов в современных науках сопряжена с методом их теоретической стратегии - диалектикой, концентрирующей внимание на внутренней связи явлений. Диалектический метод как метод рационального познания бытия признанием универсальной законосообразности вещей позволяет раскрыть устойчивые зависимости процесса развития ценностей семейного воспитания, выявления на их основе закономерностей данного процесса.
Закономерный характер развития ценностей семейного воспитания определяется сущностью самой диалектической категории «развитие», ставящей перед исследователем вопросы: как происходит развитие (количественные и качественные изменения), почему оно совершается (действие противоположностей, требующее пространственно-временных границ его изучения), что получается в итоге. Философская интерпретация закономер-
ности как необходимой, существенной, постоянно повторяющейся взаимосвязи явлений реального мира, определяющей этапы и формы процесса становления и развития явлений действительности [2, с. 38], позволяет в педагогической науке подойти к качественной определенности педагогических явлений, пониманию их существенных свойств.
В данной ситуации научное осмысление проблемы развития ценностей семейного воспитания порождается необходимостью ее концептуального упорядочения, что видится возможным в рамках понятия «научно-педагогическая категория». С опорой на представленные в энциклопедических изданиях дефиниции «категория» и «научный» под научной категорией будем понимать основанное на принципе систематизации знание, приведенное в систему посредством теории, получившее обоснование в данной науке на конкретном историческом этапе ее развития, отражающее наиболее существенные связи явлений действительности.
Применение понятия научной категории к обозначенному вопросу ориентирует на изучение взаимосвязей данного педагогического явления с четким теоретическим обоснованием, позволяющим интерпретировать динамику и ею определяемые траекторию и механизм траектории развития ценностей семейного воспитания. Это представляется необходимым для постановки и решения прогностических образовательных целей в рамках управления процессом семейного воспитания, ставящим задачу оптимального учета закономерностей в практике регулирования таких педагогических процессов.
В системе научного управления главным звеном выступает планирование. Важная роль в этой системе принадлежит проектированию и составляет условие выработки концептуальных положений, способных улавливать наиболее общие тенденции развития, прогнозировать наступление тех или иных качественных изменений в отдельных сферах социальной жизни, в то же время являющихся общим результатом жизнедеятельности общества. Прогнозирование наряду со знанием закономерностей развития того или иного явления действительности предполагает знание тенденций их развития. Если закономерности (в педагогике) выражают существенные связи явлений действительности (педагогической), то тенденции их развития - предшествующие звенья этих связей. Изучение тенденций, определяющих действие закономерностей, в таком случае позволяет спрогно-
зировать педагогический идеал семейного воспитания в современной России.
Закономерности развития ценностей семейного воспитания нами структурируются в соответствии с их членением в научной литературе на общие и специфические. Главным критерием такой классификации является выражение существующих связей между различными сторонами общественной жизни: первостепенное значение в развитии общества имеют общие закономерности, в свою очередь, частные закономерности отражают специфические особенности функционирования отдельных сторон человеческой жизни, отдельных социальных систем [3, с. 113].
В таком контексте разграничения общих и специфических закономерностей значимым является утверждение о выражении общими закономерностями целостности общества [3, с. 114]. Это предполагает обнаружение взаимозависимости системы ценностей семейного воспитания с другими социальными явлениями жизни. По сути, в интерпретации основополагающего принципа системного подхода - определение функции системы -данная закономерность отсылает к факторам развития изучаемого явления. Утверждение о проявлении общих закономерностей через специфические [3, с. 115] позволяет на уровне проявления специфических закономерностей детерминировать условия развития такого явления.
Подобная классификация закономерностей развития ценностей семейного воспитания основывается на изучение социологических закономерностей, поскольку является отражением, прежде всего социальной структуры общества. Однако социологические закономерности обнаруживают генетическую связь с закономерностями историческими. Согласно утверждению академика Е.М. Жукова, любой социологический закон является и историческим в том смысле, что само его открытие - результат сопоставления, анализа и обобщения определенного исторического опыта, повторяемости [4, с. 51]. Несомненно, данным закономерностям присуща своя специфика, что отражает их универсальность. Так, А.К. Уледов констатирует, что из признания социального детерминизма не вытекает толкование исторической необходимости, обозначающей определенную направленность и последовательность в развитии общественной жизни. Но эта направленность детерминируется конкретно-исторической комбинацией [5, с. 39-40].
При классификации специфических закономерностей развития ценностей семейного воспитания необходимо обращение к тектологии или всеобщей организационной науке А.А. Богданова, идея которой заключается в систематизации организационного опыта, структурной устойчивости системы. Автор определил условия устойчивости систем и сформулировал два вида организационных механизма, впоследствии вошедших в социологию как следующие виды закономерностей: а) формирующие, т.е. закономерности развития, приводящие к переходу системы в другое качество; б) регулирующие, т.е. закономерности функционирования, способствующие стабилизации нынешнего качества системы [6, с. 34].
В соответствии с позицией А.А. Богданова специфические закономерности развития ценностей семейного воспитания разделяются нами на формирующие (видоизменение системы в пределах ее качественной определенности) и регулирующие (сохранения стабильности). Для описания механизмов проявления закономерностей развития ценностей семейного воспитания представляется интересным ряд терминов, введенных А.А. Богдановым. В отношении формирующих закономерностей предложен термин «конъюгация» (образование нового за счет соединения прежнего), «ингрессия» - (изменение за счет обогащения); в отношении регулирующих закономерностей - «прогрессивный подбор» (увеличение суммы активностей за счет окружающей среды при сохранении структуры и способа организации системы) [6, с. 142, 155, 199].
Концептуальное упорядочение осуществлялся в соответствии со следующими методологическими позициями.
1. Ведущим методологическим положением исследования ценностей семейного воспитания, как части национальной культуры, выступает культурологическая парадигма, которая способствует осознанию опыта семейного воспитания как части национальной культуры, самой семьи - как творческого субъекта национальной культуры, субъекта опыта воспитания.
2. Культурологическая парадигма позволяет представить семью в значении «культурогенный социальный субъект» (термин М.С. Кагана), отражающем имманентно присущую семье
способность при изменяющихся условиях в соответствии с возникающими потребностями осуществлять поиск рациональных ценностей воспитания, сопровождающийся сознательным принятием (непринятием) и самотворением значимых предпочтений общественной жизни. Определение семьи в таком статусе позволяет придать семейному воспитанию национальный характер.
3. Культурологическая парадигма определяет совокупность необходимых и достаточных методологических оснований для интерпретации связанного с проблемой ценностей семейного воспитания категорий: аксиологического, системного, средово-го, конкретно-исторического подходов, принципов соотношения традиций и новаций, соотношения общего, особенного и единичного.
Каждое методологическое положение оказывается необходимым в исследовании конкретных аспектов поставленной проблемы. В вопросе осмысления духовных и нравственных ценностей семейного воспитания, их системы опираемся на аксиологический и системный подходы. С позиции аксиологического подхода выделенная категория «потребность» и связанное с ней понятие «смысл» (смысловое значение потребности) позволили рассмотреть природу ценностей семейного воспитания в контексте ее потребностно-мотивационной сферы. С опорой на системный подход, ориентирующий исследование на определение структуры и организацию компонентов системы, вычленяем системообразующие исторически определенного нами комплекса ценностей семейного воспитания - род, нация природа, общество, государство. С помощью средового подхода представляется возможным выделить и обосновать социальные институты, влияющие на культивирование ценностей семейного воспитания (государство, религия, педагогическая наука, общественные организации). Соотношение традиций и новаций позволяет понять источники развития таких ценностей. Конкретно-исторический подход позволяет проанализировать приоритетные ценности семейного воспитания в разные историко-культурные периоды. Соотношение общего, особенного и единичного делает возможным изучить духовно-нравственные ценности семейного воспитание в истории культурного развития России и в определенную историко-культурную эпоху (во временном отношении); в истории России и одного из ее регионов (в пространственном отношении); в соотношении общенациональных, региональных фактов духовно-нравственного воспитания в конкретной семье.
Изучаемая нами проблема в контексте культурологической парадигмы позволяет ввести в теорию педагогики ряд терминов: «педагогический идеал» как отражение доминирующих ценностей воспитания, обеспечивает понимание системы ценностей в конкретное исторические время как дискретное явление; «педагогический архетип» - эта категория выступает в значении устойчивого структурного компонента педагогического идеала, обеспечивает понимание системы ценностей в значении континуального явления; «культурно-педагогический капитал» как отражение потребностно-мотивационной сферы семьи, обеспечивает понимание системы ценностей семейного воспитания в значении ресурса ее дальнейшего развития.
Культурологическая парадигма как ведущая методологическая позиция концептуального упорядочения проблемы развития ценностей семейного воспитания, их системы делает возможным сформулировать следующие теоретические выводы.
Первый вывод. Процесс развития ценностей семейного воспитания моделируется как действие тех закономерностей, которые сложились в прошлом и спроецировали из прошлого настоящее. Это означает, что протяженность рассматриваемого нами процесса - от зарождения изучаемого объекта до нынешнего его состояния - должна быть осмыслена как закономерное движение.
Второй вывод. Процесс развития ценностей семейного воспитания, подобно функционированию большинства социальных систем, носит циклический характер, обрамлен рядом исторических этапов. Осмысление ценностей семейного воспитания как динамическое явление ставит его трактовку в прямую зависимость от историко-педагогического познания с привлечением в исследование научных фактов. В контексте культурологической парадигмы эти факты предстают в качестве элементов историко-культурного и социокультурного процессов. Данные процессы, образуя пространственно-временную (историческое место и период - локализованность в пространстве и времени) и социетальную (единство общей культурной ориентации общества - актуальная ситуация взаимодействия социальных инсти-
тутов) координаты, представляют собой трехмерное измерение развития ценностей семейного воспитания, становятся «способом концептуального связывания фактов» (М.А. Лукацкий).
Такой способ позволяет установить ряд взаимосвязей между исторической действительностью и её интерпретацией: а) временная координата: траектория развития ценностей семейного воспитания задана степенью устойчивости педагогического архетипа и ею определяющей степенью изменчивости педагогического идеала; б) пространственная координата: траектория развития ценностей воспитания задана степенью взаимовлияния национальных и национально-региональных ценностей воспитания; в) социетальная координата: траектория развития ценностей воспитания задана степенью согласованности действий социальных институтов в интерпретации педагогического идеала семейного воспитания.
Трехмерное измерение развития ценностей семейного воспитания (временная, пространственная, социетальная координаты) становится определяющим механизма траектории такого развития, необходимость обоснования которого вводит в контекст исследования категорию «культурно-педагогический капитал».
Концептуальное упорядочение проблемы развития духовно-нравственных ценностей семейного воспитания на основе выделенного нами способа систематизации знаний (способ концептуального связывания научных фактов) позволяет сформулировать закономерности данного процесса:
- закономерности общие: тенденции развития ценностей семейного воспитания определяются связью между культурным развитием общества и ролью ценностей в этом развитии;
- закономерности специфические: тенденции развития ценностей семейного воспитания определяются связью между культурным развитием общества и развитием ценностей как его культурного элемента в соответствии:
а) с потребностью их саморазвития (закономерности формирующие);
б) с потребностью их самотождественности (закономерности регулирующие).
Итоговым выводом концептуального упорядочения проблемы развития ценностей семейного воспитания является интерпретация педагогического идеала семейного воспитания в современной России. Предпринятая попытка анализа развития ценностей воспитания в русской семье в контексте историко-культурного становления российского государства, охватывающего период с Древней Руси (IX в.) до 1917 г., сделала возможным обоснования в конкретное историческое время идеала семейного воспитания и соответствующей ему системы ценностей: добродетельный семьянин (культура Древней славянской Руси VIII в. - 990-е гг.); семьянин - православный христианин (период православного христианства на Руси - 990 - 1240 гг.); семьянин - православный патриот (период монголо-татарского нашествия - XIII в. 1241 г. - сер. XV в.); семьянин - православный патриарх (период становления Московской великокняжеской Руси - сер. XV - кон. XVII в.); семьянин - православный верноподданный государства (эпоха формирования Российской Империи - XVIII - перв. пол. XIX в.); семьянин - просвещенный, православный верноподданный государства (период модернизационных реформ вт. пол. XIX - нач. XX в.).
Устойчивым структурным компонентом системы ценностей воспитания в русской семьи до 1917 г. было ценностное понятие «православный», что определялось историческим признанием роли культуры Русской Православной Церкви в сохранении национальной целостности и безопасности. Следует отметить, что обоснованная нами система ценностей семейного воспитания как отражение содержания его идеала включает в себя шестьдесят пять духовных категорий, сущности тридцати четырех из которых дается христианское толкование [7].
Библиографический список
Вся аксиосфера семейного воспитания русской семьи была пронизана христианскими понятиями, охватывающими широкий спектр межличностных отношений в семье, обществе, государстве. Источник тому - сильная позиция Православной Церкви в ранний период становления русского государства, способной в силу своей высокой культуры дать продуктивные образцы семейного быта:
- брак - основа семьи, естественный и нравственный союз, где каждая сторона должна проявлять лучшие свои качества. В браке мужчина должен вести себя так, чтобы быть достойным уважения, а женщина - сохранять целомудрие; условие успешности брака - нравственная неиспорченность; обручение - олицетворение нерасторжимости брака и венчание - дарование брачующимся «плод чрева, благочадия восприятия и власть над будущим потомством» [С. Булгаков]; свадьба - символ приближения целостности мужского и женского начала;
- супружество - единство духовного и физического, супруги повенчанная чета; целомудрие - чистота души; муж- домо-владыка, защитник; жена - спутница жизни;
- дитя - дар Божий, воспитание (процесс создания духовно-нравственной основы жизни ребенка), образование (процесс развития мыслительной способности детей) - две стороны душевной деятельности; материнство - достоинство матери, отцовство - кормилец, покровитель;
- родители - источник продолжения рода, религиозно-нравственная зрелость; мать - духовная настоятельница, отец -прародитель; родительское благословение - сила Божия для достижения благополучия, родительское наставление - духовный наказ, поучение, родительский авторитет - духовно-нравственная значимость в воспитании детей;
- крещение - духовное рождение ребенка, «крестный отец» и «крестная мать» - восприемники от купели, духовные покровители; духовное родство - духовная связь между семьей и церковью.
Проведенный анализ основных позиций социального заказа общества в отношении ценностей семейного воспитания позволяет говорить об акцентировании внимания общественностью кроме ценностей, отвечающих требованиям экономического развития государства, на ценностях, ставшие традиционными в педагогической практике семьи. Эти традиционные ценности - ценности русской православной культуры. Сегодня перед педагогической наукой ставится задача осмысления, принятия и трансляции педагогического идеала воспитания в русской семье, понимаемого в значении «Семьянин — образованная православно-просвещенная личность».
Резюмируем вышесказанное. Функциональная нагрузка понятия «научно-педагогическая категория» в отношении терми-носочетания «развитие ценностей семейного воспитания» задается необходимостью упорядочения взаимосвязей между такими явлениями педагогической действительности, как традиционные и новые, национальные и национально-региональные ценности семейного воспитания. Такая упорядоченность определена пространственно-временной и социетальной координатами, являющимися способом концептуального связывания научных фактов и структурирующих эти взаимосвязи как закономерности: а) специфические - результат влияния условий и определенная ими траектория развития ценностей семейного воспитания (закономерности формирующие); б) общие - результат влияние факторов и определенный ими механизм траектории развития ценностей семейного воспитания (закономерности регулирующие). В контексте культурологической парадигмы интерпретация закономерностей развития ценностей семейного воспитания позволила спрогонозировать сущность педагогического идеала семейного воспитания в современной России.
1. Невская, В.И. Теоретико-методологические характеристики обучения с позиции системного анализа: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2006.
2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М., 2001. - Т. 2: Е.
3. Виноградов, В.Г. Законы общества и научное предвидение / Г.В. Виноградов, С.И. Гончарук. - М., 1972.
4. Жуков, Е.М. О соотношении общесоциологических и исторических закономерностей // Вопросы философии. - 1977. - № 4.
5. Уледов, А.К. Социологические законы. - М., 1975.
6. Богданов, А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): в 2 кн. - М., 1989. - Кн. 1.
7. Володина, Л.О. Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной церкви // Вестник Православного Свято-Тихоновского Университета. - 2014. - № 2.
Bibliography
1. Nevskaya, V.I. Teoretiko-metodologicheskie kharakteristiki obucheniya s pozicii sistemnogo analiza: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2006.
2. Novaya filosofskaya ehnciklopediya: v 4 t. - M., 2001. - T. 2: E.
3. Vinogradov, V.G. Zakonih obthestva i nauchnoe predvidenie / G.V. Vinogradov, S.I. Goncharuk. - M., 1972.
4. Zhukov, E.M. O sootnoshenii obthesociologicheskikh i istoricheskikh zakonomernosteyj // Voprosih filosofii. - 1977. - № 4.
5. Uledov, A.K. Sociologicheskie zakonih. - M., 1975.
6. Bogdanov, A.A. Tektologiya (Vseobthaya organizacionnaya nauka): v 2 kn. - M., 1989. - Kn. 1.
7. Volodina, L.O. Cennosti vospitaniya v russkoyj semje v kontekste tradiciyj Pravoslavnoyj cerkvi // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Universiteta. - 2014. - № 2.
Статья поступила в редакцию 27.06.14
УДК 378
Ilyukh M.P. CODE OF HONOR AND ITS ROLE IN THE SYSTEM OF EDUCATION OF A FUTURE OFFICER-pilot. The article presents a search for new approaches, their objectivation and realization in the process of forming moral qualities in cadets as a top-priority direction in military education: civic consciousness, liability, honor, responsibility. The factors making an impact on the process of formation in cadets of military higher education institutions of moral qualities of citizens and patriots are studied. The author proves the need of formation of military valor in future officers during his vocational training in a military higher education institution.
Key words: code of honor of future officers, structure of a code, contents of a code, norms and rules.
М.П. Ильюх, преп., Краснодарский филиал Военного учебно-научного центра ВВС, г. Армавир, E-mail: [email protected]
КОДЕКС ЧЕСТИ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА-АВИАТОРА
В статье рассматривается поиск, обоснование и реализация новых подходов к процессу формирования у курсантов морально-нравственных качеств гражданина и патриота: гражданственности, долга, чести, ответственности как одно из приоритетных направлений воинского воспитания является. Приводятся факторы, оказывающие воздействие на процесс формирования у курсантов военного вуза морально-нравственных качеств гражданина и патриота. Автор обосновывает необходимость формирования воинской чести у будущего офицера в период его профессиональной подготовки в военном вузе.
Ключевые слова: кодекс чести будущего офицера, структура кодекса, содержание кодекса, нормы и правила.
В настоящий период обновления содержания подготовки офицерских кадров в военных вузах одним из приоритетных направлений воинского воспитания является поиск, обоснование и реализация новых подходов к процессу формирования у курсантов морально-нравственных качеств гражданина и патриота: гражданственности, долга, чести, ответственности. Особая роль в системе указанных ценностей отводится воинской чести. Значимость этой проблемы продиктована, как справедливо отмечает С.В. Шевцова, и тем обстоятельством, что «сознание офицеров подвержено воздействию множества отрицательных социальных факторов, значительно снижающих ответственность и эффективность военно-профессиональной деятельности» [1, с. 119]. Ученый выделяет следующие факторы: социальную трансформацию общества; разрушение его нравственных устоев и традиционных ценностей в связи с крахом ранее доминировавшей идеологии; искаженное представление граждан о военной службе; изменение места офицеров в статусной иерархии общества; снижение престижа военной службы, профессии военнослужащего - защитника Отечества.
Чтобы эффективно и целеустремленно решать задачу формирования воинской чести у будущего офицера в период его профессионального обучения в вузе необходимо, во-первых, систематически изучать степень сформированности этого качества у курсантов, во-вторых, разрабатывать эффективные методики и предлагать перспективные формы работы.
Каждая профессия может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей. По утверждению Л.Н. Хов-риной, носителем традиционных ценностей российского военного образования является офицерский корпус, который «концентрирует и воплощает в себе национальные военные традиции, в его среде вырабатывается преемственность поколений -носителей воинской славы страны» [2, с. 71]. Ученый считает лучшим достижением прошлого, разработанный на протяжении трёх столетий кодекс нравственности русского офицера, в кото-
ром говорится о таких непреходящих ценностях, как честь и воинский долг, о значении нравственного элемента в обучении и воспитании.
Кодекс нравственности включал следующие основные указания:
1. Всё, что имеет влияние на образование мыслей должно входить в соображение при правильном воспитании.
2. Главнейшее и решительное влияние на образ мыслей, на сердце и характер имеет Вера.
3. Из всех нравственных чувств, после Веры, важнейшее есть чувство долга: истинная честь нераздельна с истинной нравственностью, основанием которого должно быть добросовестное исполнение всего того, что требуется долгом.
4. Средства в достижение нравственного воспитания есть: развитие нравственных чувств, пример, соревнование, учение, чтение, беседы, наказания и награждения.
5. К награждениям и наказаниям должно прибегать с возможной разборчивостью, наблюдая при этом строгую справедливость, как со степенью и родом достоинства, или виновности, так и в особенности, с намерением, которое служило побуждением поступка.
6. Все приказания и запрещения воспитателей должны быть определяемы только по сущей необходимости и для действительной пользы воспитанников, которые затем обязаны исполнять их совершенно и постоянно [2, с. 75].
В данном кодексе в числе ведущих выделены такие нравственные категории, как долг, честь, совесть, благородство, патриотизм, героизм, ответственность, Отечество, Родина, вера, правда. Согласны с мнением Л.Н. Ховриной о том, что «изучение и использование исторического опыта обучения и воспитания офицерских кадров, бесспорно, является действенным средством для обеспечения преемственности лучших традиций в формировании духовно-нравственной, общей, военно-политической и профессиональной культуры современного офицерс-