Научная статья на тему 'Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса'

Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимов М. А., Кузнецова О. Н., Бенгина Т. А.

Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона с учетом кризисных явлений. Изложена концепция поддержки, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов как инструмента формирования высокопрофессионального кадрового потенциала предприятия в условиях кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдокимов М. А., Кузнецова О. Н., Бенгина Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие целевой интегрированной подготовки специалистов как наиболее актуальной модели обучения в условиях кризиса»

Достоверность полученных результатов была установлена с помощью метода «Хи-квадрат» путем их сравнительной оценки.

В экспериментальной группе по окончании эксперимента выросло число учащихся с высоким и средним уровнем выполнения тестовых заданий. В целом экспериментально полученные результаты свидетельствуют об эффективности реализации компетентностной технологии экологической подготовки будущих инженеров общественного питания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сергеев В., Рязапова Л., Ярошевская Х., Кочнев А. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера // Высшее образование в России. - 2003. - № 2. - С. 60-64.

2. Чернова Ю.К., Щипанов В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика / Под ред. А.И. Субето. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 250 с.

3. Чернова Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под науч. ред. В.В. Щипанова. - Москва-Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. - 163 с.

4. Щипанов В.В. Проектирование квалитативного образования инженера. - Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1997. - 50 с.

Поступила в редакцию 11/IX/2009; в окончательном варианте - 19/Х/2009.

UDC 377.6.37.017.91

BUILDING OF ECOLOGICAL COMPETENCES FOR FUTURE SPECIALISTS

IN public catering E.G. Gureyeva

Moscow State University of Service (Samara Branch)

103, com. 45, Samara, ul. Kuibyshev, 443099 E-mail: sfmgus@mail.ru

The following article considers the problem of organization of engineers’ ecological education, proves the advantages of competence based approach to the ecological preparing of the future specialists. The aim of the investigation is to improve the ecological competence level of catering specialists, to facilitate their competitive ability on labour market. Efficiency of implementation of competent technology has been shown in the article.

Key words: environmental competence, catering, a model of the criteria offormation.

Original article submitted 11/IX/2009; revision submitted - 15/X/2009.

Ekaterina G. Gureyeva (PhD), Lecturer, Catering Dept.

УДК 378

РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕВОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА М.А. Евдокимов, гО.Н. Кузнецова, Бенгина Т. А.

1 Михаил Александрович Евдокимов (д.п.н., профессор), зав. каф. высшей математики и прикладной информатики, профессор. Ольга Николаевна Кузнецова, ст. преподаватель, каф. высшей математики и прикладной информатики, Бенгина Татьяна Анатольевна преподаватель, каф. высшей математики и прикладной информатики.

Самарский государственный технический университет,

4430100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: ktmz@samgtu.ru, sevakuzya@yandex.ru

Рассматриваются проблемы подготовки с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона с учетом кризисных явлений. Изложена концепция поддержки, совершенствования и дальнейшего развития целевой интегрированной подготовки специалистов как инструмента формирования высокопрофессионального кадрового потенциала предприятия в условиях кризиса.

Ключевые слова: целевая подготовка специалистов, модель обучения,

конкурентоспособность специалиста.

Современное общество характеризуется стремительным развитием рыночных отношений со всеми присущими им чертами: постоянно растущими объемами

информационных потоков, высоким уровнем информатизации и компьютеризации, интеллектуализации практически всех видов трудовой деятельности, а также высокой нестабильностью и неопределенностью, кризисными явлениями в некоторых отраслях экономики.

Переход к рыночным отношениям коренным образом изменил и требования к профессиональной деятельности человека. Современный специалист в условиях нарастающего дефицита времени и колоссального информационного потока вынужден решать все более и более сложные проблемы, своевременно принимать актуальные, профессионально грамотные решения и нести ответственность за их реализацию и последствия. Поэтому проблема подготовки высокопрофессиональных, конкурентоспособных специалистов приобретает особую остроту и актуальность.

Активный поиск новых форм обучения, сочетающих в себе достоинства сложившихся на сегодняшний день форм обучения и свободных от большинства их недостатков, привел к разработке и реализации в Самарском государственном техническом университете программы целевой интегрированной подготовки специалистов (ЦИПС), которая действует в СамГТУ с 2004 года.

Целевая интегрированная подготовка специалистов (ЦИПС) представляет собой новую программу обучения студентов по очной форме. Обучение в рамках данной программы совмещено с работой на конкретном предприятии. Набор студентов проводится по договорам с предприятиями города, на коммерческой основе с частичной компенсацией затрат на обучение предприятиями-работодателями.

Основная цель и задача данной программы - подготовка с помощью инновационных технологий обучения высококвалифицированных,

конкурентоспособных специалистов для промышленных предприятий региона.

Учеба студентов осуществляется без отрыва от производства либо на территории предприятия, либо в университете во второй половине дня. Получая фундаментальную теоретическую подготовку по выбранной специальности, студенты данной формы обучения приобретают в процессе работы большой опыт практической деятельности.

Повышению конкурентоспособности специалистов, обучающихся по программе ЦИПС, способствуют многие факторы.

Одним из главнейших факторов является работа по выбранной специальности. Как правило, студенты, обучающиеся по программе ЦИПС, уже в самом начале своей

карьеры четко формулируют для себя цели, которых они хотят достичь, и задачи, необходимые для достижения поставленных целей. Начиная свою карьеру с рабочих специальностей - токарь, слесарь, фрезеровщик и т.п., они на практике знакомятся со всеми тонкостями и нюансами технологических процессов данного производства, знают его особенности и изначально ориентируются на получение тех знаний и умений, которые им в наибольшей степени необходимы в практической деятельности.

Это позволяет им довольно быстро подниматься по ступенькам карьерной лестницы, и многие из них уже на последних курсах обучения занимают руководящие инженерные должности. Таким образом, у специалистов, подготовленных по программе ЦИПС, адаптационные процессы, связанные с переходом от учебного процесса к работе на конкретном предприятии, с выполнением конкретных инженерно-технических или управленческих задач, протекают гораздо легче и не требуют больших временных затрат, в отличие специалистов, подготовленных по стандартным канонам очной формы обучения. В условиях жесточайшей рыночной конкуренции этот фактор может сыграть и играет решающую роль при выборе работодателем претендента на конкретную должность.

Другим важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности специалистов, подготовленных по программе ЦИПС, является совмещение работы с учебой. Навыки совмещения работы с учебой в условиях быстро развивающегося производства, использования инновационных технологий являются гарантией того, что специалисты, подготовленные по программе ЦИПС, быстрее, чем выпускники других форм обучения, освоят новейшие методы и инновационные технологии, в том числе и задачи управления и организации производства, и будут решать новые инженерно-технические и управленческие проблемы с учетом последних достижений науки и техники.

Таким образом, основные преимущества данной формы обучения для студентов состоят в следующем:

- частичная компенсация затрат на обучение предприятием-работодателем, размер которой определяется условиями трехстороннего договора;

- наличие у студентов постоянного гарантированного заработка на весь период обучения, что особенно актуально в условиях экономической нестабильности;

- сочетание учебы с работой по избранной специальности, что способствует ускоренному карьерному росту.

Кроме того, для студентов, обучающихся по программе ЦИПС, сохраняются все льготы, действующие для студентов очной формы обучения, включая отсрочку от службы в рядах Вооруженных сил на все время учебы, льготный проезд на транспорте. Они также имеют возможность участвовать в спортивной и культурной жизни университета, проводить каникулы (отпуск) на базе отдыха университета и в профилактории.

Определенные преимущества целевая интегрированная подготовка специалистов имеет и для предприятия-работодателя:

- возможность целенаправленного формирования кадрового потенциала предприятия с учетом перспектив развития;

- учеба студентов без отрыва от производства во второй половине дня;

- изначальная ориентация студента на получение тех знаний и умений, которые ему в наибольшей степени необходимы в практической деятельности;

- получение по истечении 5 лет обучения высокопрофессиональных кадров, проработавших на производстве все это время и знающих его особенности, мобильных и более дисциплинированных;

- лишь частичная оплата подготовки необходимого специалиста со стороны предприятия;

- закрепление молодых дипломированных специалистов на своем предприятии как минимум на несколько лет, что определяется договором с предприятием-работодателем;

- значительное сокращение времени прохождения информации по каналам «вуз -предприятие» и «предприятие - вуз», что чрезвычайно важно для своевременной адаптации содержания учебного процесса, отвечающей насущным потребностям производства.

К сожалению, нарастающие кризисные явления в отечественной экономике, тенденция сокращения рабочей силы затронули и студентов, обучающихся по системе ЦИПС. Однако не следует забывать, что преодоление кризиса, послекризисное возрождение, дальнейшее развитие и обеспечение устойчивого роста всех сфер экономики возможно лишь при наличии высокопрофессиональных кадров. Ведь кризис

- это своеобразный индикатор настоятельной необходимости радикальных перемен не только в сфере экономики и производства, но и в сфере инженерного мышления. Только высокообразованные люди, сочетающие глубокие теоретические знания с профессиональной эрудицией и широтой инженерного мышления, энергичные, стремящиеся реализовать себя профессионально, способны извлечь уроки из прошедшего, указать приемлемые пути преодоления кризиса для конкретного предприятия, производства, отрасли в целом. Именно высококвалифицированные сотрудники, творческие, инициативные, на основе глубокого и всестороннего анализа сложившейся ситуации способны предложить, разработать, внедрить в производство что-то качественно новое: новую продукцию, новые, более совершенные, технологии, формы производства и производственных отношений. И основной задачей предприятий и отечественной экономики в целом является в данный момент не только задача сохранения высококвалифицированных кадров, но и задача наращивания темпов и объемов их подготовки. Конечно, в условиях кризиса любые инвестиции становятся весьма проблематичными, особенно долгосрочные, к которым как раз и относятся инвестиции в высшее образование, подготовку высокопрофессиональных кадров для предприятия. Но понимание того, что, с одной стороны, без высокопрофессиональных кадров выход из кризиса становится довольно сложным, а с другой стороны, эти долгосрочные инвестиции через 3-5 лет окупятся с лихвой, позволит расставить правильные акценты в инвестиционной политике предприятий и выделить приоритетные направления развития.

Роль университета как интеллектуального, аккумулирующего центра в подготовке высокопрофессиональных кадров, в формировании нового инженерного мышления трудно переоценить. Огромный и уникальный материально-технический и научноисследовательский потенциал университета, постоянный анализ и соответствующая коррекция приоритетов подготовки специалистов с учетом кризисных явлений, внедрение инновационных форм обучения, среди которых ЦИПС занимает весьма достойное место, позволяют университету и в кризисных условиях блестяще справляться с этой задачей.

За время существования в СамГТУ этой формы обучения созданы основы для успешной реализации проекта:

- разработаны инновационные программы обучения студентов, оптимизированы учебные планы для студентов специальности «Технология машиностроения»;

- созданы методические пособия инновационного типа (электронные) по отдельным разделам курса обучения (по высшей математике);

- подготовлены правовые и финансовые положения заключения договоров целевой подготовки специалистов для 7 предприятий области.

Однако дальнейшее развитие и совершенствование инновационных форм обучения и подготовки специалистов невозможно без тесного взаимодействия университета с предприятиями, заинтересованными в формировании высокопрофессионального кадрового потенциала. Именно обширные научные, производственные и финансовые контакты университета и предприятий на взаимовыгодной основе позволят университету более гибко реагировать на запросы и требования производства, предвидя значимость тех или иных курсов, корректируя соответствующим образом учебные программы и планы, позволят перестраивать работу кафедр, факультетов, мобильно изменять технологии обучения в соответствии с требованиями конкретного момента. Целевая интегрированная подготовка специалистов (ЦИПС) как никакая другая форма обучения наиболее полно отвечает потребностям текущего момента, так как позволяет готовить высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов без отрыва от производства, с учетом запросов и требований конкретного предприятия. Поэтому имеет смысл и далее поддерживать «в рабочем состоянии», развивать и совершенствовать систему ЦИПС как одну из наиболее передовых в настоящий период времени инновационных технологий обучения. А это можно будет сделать только с помощью предприятий, где существует глубокое понимание необходимости инвестиций в подготовку высокопрофессиональных специалистов, что позволит не только успешно преодолеть кризис, но и выйти на новые рубежи в послекризисную эпоху.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Евдокимов М.А. Вырастить профессионала // Босс. - 2007. - №3 (103). - С. 88-89.

Поступила в редакцию 10/IX/2009; в окончательном варианте - 17/Х/2009.

UDC 378

The Development of Integrated Task Training as the Most Relevant Model of Teaching in Crisis

M.A. Yevdokimov, O.N. Kuznetsova, T.A. Bengina

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-MAIL: KTMZ@SaMgTU.RU, SEVAKUZYA@YANDEX.RU

We consider the problem of training with innovative technology of teaching of highly qualified, competitive specialists for the industrial enterprises of the region in the view of recession. There is introduced the concept of support, improvement, andfurther development of the target integrated training as a tool for the formation of highly professional human resource potential of the company in crisis.

Key words: target training, learning model, competitiveness of the specialist.

Original article submitted 10/IX/2009; revision submitted - 17/X/2009.

Michail A. Yevdokimov M.A. Doctor of Education, professor), Head, Dept. Higher Mathematics and Applied Computer Science, Professor, Olga N. Kuznetsova Senior Lecturer, Dept. Higher Mathematics and Applied Informatics. Tatiana A. Bengina Higher Mathematics and Applied Informatics.

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.