Научная статья на тему 'Развитие трудового потенциала как фактор повышения инвестиционной привлекательности северо-арктического региона России'

Развитие трудового потенциала как фактор повышения инвестиционной привлекательности северо-арктического региона России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синицкий В.И., Баскаков Д.Н.

В статье рассмотрено состояние трудового потенциала Северо-Арктического региона России, выделен ряд ключевых проблем, без решения которых обеспечить устойчивое экономическое развитие и повысить инвестиционную привлекательность данного региона не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие трудового потенциала как фактор повышения инвестиционной привлекательности северо-арктического региона России»

УДК 331.522; 332.133

развитие трудового потенциала как фактор повышения инвестиционной привлекательности северо-арктического

региона россии*

В. и. синицкий,

кандидат экономических наук, доцент, директор института повышения квалификации и переподготовки кадров E-mail: v. sinickiy@narfu. ru

д. н. баскаков,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник научно-образовательного центра «Социально-экономическое развитие Северо-Арктического региона»

E-mail: d. baskakov@narfu. ru Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

В статье рассмотрено состояние трудового потенциала Северо-Арктического региона России, выделен ряд ключевых проблем, без решения которых обеспечить устойчивое экономическое развитие и повысить инвестиционную привлекательность данного региона не представляется возможным.

Ключевые слова: трудовой потенциал, инвестиционная привлекательность, демография, миграция, рынок труда, уровень жизни, Северо-Арк-тический регион России.

Неотъемлемой частью современной экономики является инвестиционная активность, от которой во многом зависит уровень экономического роста как страны в целом, так и ее отдельных территорий. Поэтому привлечение инвестиций — одна из ключевых задач регионального развития. Эффективно

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (договор 02.G25.31.0023).

решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности региона.

Главной составляющей уровня региональной инвестиционной привлекательности выступает инвестиционный потенциал, который суммарно состоит из природно-ресурсного, производственного, финансового, потребительского, институционального, инфраструктурного и трудового потенциалов. Оценке трудового потенциала в субъектах Российской Федерации, входящих в состав СевероАрктического региона (далее — САР), посвящена данная статья.

В состав САР входят 5 субъектов Российской Федерации — республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ.

Природно-ресурсный потенциал, бесспорно, является наиболее значимой составляющей инвестиционной привлекательности САР. Биологические и минерально-сырьевые ресурсы — фундамент эко-

номического развития САР. Вместе с тем большое влияние на инвестиционную привлекательность оказывают региональный рынок труда и уровень развития трудового потенциала.

В данном контексте трудовой потенциал региона рассматривается авторами как общая количественная и качественная характеристика имеющихся и потенциальных возможностей экономически активного населения региона, которые используются и могут быть использованы в трудовой деятельности в условиях достигнутого уровня развития производительных сил, научно-технического прогресса и социально-экономических отношений.

Именно трудовой потенциал обеспечивает формирование национального и регионального доходов в нынешних условиях перехода к инновационному развитию экономики. Рынок труда, кадровый состав которого не отвечает современным требованиям, становится тормозом на пути экономического развития из-за неспособности обеспечить инновационную составляющую. Поэтому эффективность развития региональной экономики, повышение ее инвестиционной привлекательности во многом зависят от мероприятий по развитию и повышению трудового потенциала региона.

Формирование трудового потенциала, как следует из представленного определения, имеет количественную и качественную стороны. Количественная сторона связана с демографическими

и миграционными региональными тенденциями. Качественная сторона связана с социально-экономическими процессами и зависит от уровня и качества жизни населения, развития системы профессионального и дополнительного профессионального образования, уровня занятости и условий труда.

При рассмотрении состояния трудового потенциала САР авторы считают необходимым выделить 3 блока проблем, решение которых представляется весьма существенным для обеспечения устойчивого развития рынка труда и, как следствие, для повышения инвестиционной привлекательности региона:

1) негативные демографические и миграционные процессы в САР;

2) влияние низкого уровня жизни на развитие трудового потенциала САР;

3) несоответствие качества профессионально-квалификационной структуры кадров текущим потребностям экономики САР.

Первый блок проблем — негативные демографические и миграционные процессы в САР — связан с сокращением численности населения в субъектах Российской Федерации, входящих в САР, что неминуемо ведет к нарастающему дефициту квалифицированных кадров региона. Данные по динамике общей численности населения в субъектах Российской Федерации, входящих в САР, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Изменение общей численности населения (тыс. чел.)

Субъект Российской Федерации Годы Численность населения на 1 января Изменения за год Численность населения на 31 декабря Общий прирост / убыль за год,%

общий прирост / убыль естественный прирост / убыль миграционный прирост / убыль

Республика Карелия 2011 643,0 —2,9 —1,8 —1,2 640,1 —0,5

2012 640,1 —2,8 —1,8 —1,0 637,4 —0,4

Республика Коми 2011 899,0 —9,4 0,7 —10,0 889,6 —1,0

2012 889,6 —9,2 1,6 —10,8 880,4 —1,0

Архангельская область 2011 1 183,0 —11,7 —2,2 —9,5 1 171,3 —1,0

2012 1 171,3 —11,5 —1,3 —10,3 1 159,8 —1,0

Ненецкий автономный округ 2011 42,1 0,3 0,2 0,1 42,4 0,8

2012 42,4 0,4 0,3 0,1 42,8 0,8

Мурманская область 2011 794,0 —6,1 —0,1 —6,1 787,9 —0,8

2012 787,9 —7,5 0,4 —8,0 780,3 —1,0

Справочно

Российская Федерация 2011 142 865,4 191,0 —129,1 320,1 143 056,4 0,1

2012 143 056,4 290,7 —4,3 295,0 143 347,1 0,2

Северо-Западный федеральный округ 2011 13 626,0 34,4 —33,5 67,9 13 660,4 0,3

2012 13 660,4 57,4 —21,6 79,0 13 717,8 0,4

Источник: составлено авторами по данным [7, 15].

В 4 из 5 субъектов САР по итогам 2011—2012 гг. наблюдается общая убыль населения. Причем в Республике Коми, в Архангельской и Мурманской областях ежегодно общая численность населения сокращается примерно на 1 %.

Данная тенденция сокращения населения в целом по САР наблюдается уже на протяжении 20 лет. Однако если раньше основной причиной была естественная убыль, то в последние годы согласно статистическим данным сокращение населения происходит за счет миграционного оттока.

Отрицательное сальдо миграции — это один из самых негативных социальных процессов, протекающих в САР, это наглядный показатель низкого уровня социально-экономического развития территорий, прежде всего низкого уровня жизни большинства населения. Миграционная убыль, а тем более убыль экономически активного населения — свидетельство реальной утраты трудового потенциала. В результате оттока населения богатый сырьевыми ресурсами регион теряет рабочую силу как наиболее ценную составляющую производительных сил, столь необходимую для обеспечения дальнейшего устойчивого и динамичного экономического роста.

Проблема усугубляется еще и тем, что происходит демографическое старение населения, т. е. при снижении числа и доли лиц трудоспособного возраста растут численность и доля населения старше трудоспособного возраста. Это общая для России тенденция: численность трудоспособного населения страны сокращается с 2006 г. При среднем варианте прогноза уже к 2020 г. на 1 000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 806 нетрудоспособных (329 — моложе трудоспособного, 477 — старше трудоспособного возраста) [4]. Это будет иметь негативные последствия и для экономики САР, особенно для Республики Карелии и Архангельской области, чьи коэффициенты демографической нагрузки уже сейчас выше средних по России и Северо-Западному федеральному округу (далее — СЗФО) (табл. 2).

В структуре миграции наибольший отток приходится на сельские районы, где основными причинами миграции выступают низкий уровень социально-экономического развития сельских территорий и, самое главное, безработица местного населения. К примеру, в Архангельской области ежегодно в органах службы занятости населения регистрируется около 70 тыс. вакансий, из которых

Таблица 2

Коэффициент демографической нагрузки (на 1 000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных по состоянию на 2012 г.)

В том числе лиц

Субъект Российской Федерации в возрасте

Всего моложе трудоспособного старше трудоспособного

Республика Карелия 663 272 391

Республика Коми 574 285 289

Архангельская область 658 279 378

Ненецкий автономный 609 369 240

округ

Мурманская область 551 257 294

Справочно

Российская Федерация 643 271 373

Северо-Западный федеральный округ 630 238 392

Источник: составлено авторами по данным [15].

на долю «сельских» вакансий приходится менее 25 %. При этом 40 % общего количества граждан, обращающихся в целях поиска работы, проживают в сельской местности [1].

Для содействия занятости сельского населения необходимо разрабатывать и реализовывать специальные программы, направленные на развитие предпринимательской инициативы и самостоятельной занятости, на создание условий для развития фермерских хозяйств, на привлечение инвесторов в сельские районы с располагаемой сырьевой базой. Другим вариантом решения проблемы жизнеобеспечения села могут стать программы внутрирегионального переселения жителей из неблагополучных населенных пунктов в пределах одного и того же субъекта РФ.

Кроме того, миграционные процессы последних лет характеризуются не только ростом масштабов, но и формированием новых явлений, которых не было в недавнем прошлом. Одним из таких новых явлений выступает внутренняя (в пределах страны) скрытая трудовая миграция населения, которая в последнее время приобрела широкое распространение, в том числе в субъектах САР и прежде всего среди городского населения. Под внутренней скрытой трудовой миграцией понимается перемещение трудоспособного населения из одного субъекта РФ в другой в целях осуществления трудовой деятельности без официальной регистрации по месту пребывания. То есть, к примеру, формально человек

зарегистрирован по месту жительства в Петрозаводске или Сыктывкаре, а фактически проживает и работает в Москве.

В основе скрытой трудовой миграции лежат экономические причины, под которыми понимаются главным образом межрегиональные различия в оплате труда. В межрегиональных перемещениях участвует в основном молодежь, как правило, люди до 35 лет, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. К сожалению, нет официальной и достоверно подтвержденной неофициальной статистики по учету внутренней скрытой трудовой миграции, но по некоторым оценкам ее уровень по ряду регионов сопоставим с общей миграционной убылью населения. В любом случае отток квалифицированной рабочей силы — это непозволительная потеря для САР, которая приводит к снижению общего экономического потенциала, научного и культурного уровня в регионе. Получается, что те значительные средства, которые государство направляет на подготовку квалифицированных специалистов для экономики САР, частично расходуются неэффективно, поскольку уже готовые специалисты уезжают и работают на приумножение богатств других регионов.

Поэтому количественное сохранение и качественное улучшение трудовых ресурсов САР в интересах развития Арктики, привлечение в Арктику молодых работников высокой квалификации, в том числе из стран СНГ, поддержка возвращения жителей полярных территорий после учебы в университетах центральной России становятся важнейшими задачами для арктического рынка труда на ближайшие несколько лет. Это зафиксировано в качестве приоритета в Стратегии развития Аркти-

ческой зоны Российской Федерации на период до 2020 года [13].

Второй блок проблем — влияние низкого уровня жизни на снижение трудового потенциала САР.

От уровня жизни населения и прежде всего от оплаты труда, которая является главным источником доходов основной массы домашних хозяйств, зависят во многом сохранение и развитие трудового потенциала.

К наиболее острым проблемам в области оплаты труда в субъектах, входящих в состав САР, относятся проблемы относительно низкой заработной платы и падения в связи с этим ее стимулирующей роли, задержки с выплатой заработной платы, текучесть кадров, высокий уровень дифференциации доходов населения.

Данные по заработной плате в САР представлены в табл. 3.

По итогам 2012 г. уровень заработной платы в субъектах САР, за исключением Республики Карелии, превысил среднероссийский показатель. Однако северные приарктические регионы характеризуются более суровыми климатическими условиями проживания и ведения хозяйства по сравнению с подавляющим большинством территорий страны, поэтому достигнутый уровень заработной платы в САР в целом нельзя назвать приемлемым, тем более что в табл. 3 представлены агрегированные региональные показатели. Исключение составляет Ненецкий автономный округ, который, по данным официальной статистики, по уровню начисленной среднемесячной заработной платы уступает только Ямало-Ненецкому и Чукотскому автономным округам. При этом именно относительно высокий пока-

Таблица 3

Начисленная заработная плата по субъектам САР в 2010—2012 гг.

Субъект Российской Федерации Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. Номинальная заработная плата в % к 2011 г. Реальная заработная плата в % к 2011 г.

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Республика Карелия 20 056 22 273 25 025 114,8 109,8

Республика Коми 26 140 28 789 33 465 115,9 111,0

Архангельская область 22 192 25 194 28 900 114,7 109,7

Ненецкий автономный округ 47 349 50 453 58 200 115,9 112,3

Мурманская область 29 308 32 537 36 259 111,9 107,4

Справочно

Российская Федерация 20 952 23 693 26 822 113,9 108,4

Северо-Западный федеральный округ 23 532 26 210 29 270 112,2 107,1

Источник: составлено авторами по данным [15].

затель уровня жизни в Ненецком автономном округе во многом объясняет положительную динамику естественного и миграционного прироста населения.

В последние 2 года в стране проводится более энергичная и действенная социальная политика, позволившая несколько повысить уровень жизни россиян. Государство заметно усилило внимание к проблемам оплаты труда, результатом чего явилась реализация конкретных мер по повышению заработной платы служащим Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации, работникам бюджетной сферы. Результаты государственной политики повышения доходов населения отражаются и на проживающих на территории САР работниках.

Динамика увеличения денежных доходов населения САР в целом опережает удорожание стоимости жизни. Тем не менее по-прежнему в субъектах САР сохраняется высокая дифференциация населения по уровню среднедушевых доходов и заработной плате. В лесопромышленном комплексе, сельском хозяйстве, торговле, легкой промышленности, на предприятиях малого бизнеса различных сфер экономики уровень заработной платы существенно ниже средних по региону показателей.

Более того, к примеру, по данным службы занятости населения Архангельской области, потребность в замещении свободных рабочих мест в месяц в среднем составляет 15,2 тыс. ед., из которых 79,2 % — доля вакансий по рабочим профессиям, но из них только 45,5 % вакансий — с зарплатой выше прожиточного минимума [1]. Поэтому если не изменить ситуацию, то, к сожалению, будет происходить не развитие, а утрата трудового потенциала САР, что вне всякого сомнения отразится и на инвестиционной привлекательности Арктического региона.

Возможности для повышения размера заработной платы на данный момент есть как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики. Однако, как ранее отмечалось исследователями [5], работникам в России не доплачивают: российский работник на 1 руб. произведенного товара получает всего 30 коп., что более чем в 2 раза меньше по сравнению с развитыми странами Запада. В экономически развитых странах удельный вес затрат на оплату труда в промышленности в общих производственных издержках составляет 60—70 %, тогда как в России — в пределах 10—20 %. Работодатели в России в целом и в САР в частности при определении уровня оплаты труда наемных работников держат ориентир

не на отражение в заработной плате реальной цены труда с учетом прожиточного минимума конкретного региона, а на низкий уровень ставок и окладов в отраслях бюджетной сферы и минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый государством. Правовая дозволенность такого подхода позволяет собственникам предприятий использовать необоснованно большие объемы полученного дохода и прибыли на личные и узкокорпоративные цели в ущерб величине фонда оплаты труда, что часто ведет к крайне низким заработкам наемных работников [11].

Другая проблема в части заработной платы — это по-прежнему низкий уровень производительности труда в промышленности. В ключевых секторах экономики САР уровень производительности труда составляет от 5 до 15 % соответствующего показателя в европейских странах. До тех пор, пока данный показатель остается на низком уровне, нет ресурсов для повышения заработной платы работникам. Поэтому опережающий рост производительности труда — это приоритет для дальнейшего экономического развития.

Заниженный уровень оплаты труда усугубляется задолженностью по выплате заработной платы в Архангельской области, республиках Карелия и Коми (табл. 4).

Вполне очевидно, что оплата труда — одна из важнейших составляющих в плане сохранения, накопления и развития арктического трудового потенциала. Низкооплачиваемый труд обходится дорого: он малопроизводителен, не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не развивает инициативу, не мотивирует, является причиной низкого уровня организации труда, высокой текучести кадров и т. п., поскольку нет взаимосвязи размеров оплаты труда с квалификацией работников, профессионализмом и фактическими результатами труда.

Для стабильного и поступательного развития САР необходимы заинтересованность работников в заработной плате и ее устойчивый рост. Заработная плата должна не просто удовлетворять личные потребности людей, но формировать платежеспособный спрос населения, способствовать повышению качества и производительности труда, экономии ресурсов, полной реализации физических и интеллектуальных способностей работников, сохранению и развитию трудового потенциала региона. В конечном счете это во многом определяет и оказывает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Задолженность по выплате заработной платы на 01.01.2013 в % к 01.01.2012

Субъект Российской Федерации Показатель

Республика Карелия 114,6

Республика Коми, во сколько раз 3,0

Архангельская область, во сколько раз 2,1

Ненецкий автономный округ —

Мурманская область 78,7

Справочно

Российская Федерация 88,3

Северо-Западный федеральный округ 69,6

Источник: составлено авторами по данным [6].

стимулирующее воздействие на ускорение темпов развития экономики и, соответственно, на привлечение инвестиций.

Третий блок проблем связан с несоответствием качества профессионально-квалификационной структуры кадров текущим потребностям экономики САР. Этот дисбаланс вызван происходящими изменениями в экономической сфере общества, результатом чего являются новые требования к профессионально-квалификационному уровню трудового потенциала, что приводит к проблеме несоответствия спроса и предложения рабочей силы по качественным параметрам при относительной количественной сбалансированности.

В целом для рынка труда САР характерны общие тенденции, протекающие в стране. Отмечается чрезмерная насыщенность рынка труда специалистами гуманитарного профиля — юристами, бухгалтерами, экономистами, психологами, переизбыток которых сейчас зафиксирован практически на каждом региональном рынке [14].

По данным кадровых агентств, наибольшим спросом пользуются менеджеры по продажам, продавцы-консультанты и офис-менеджеры. При этом уже сейчас рекрутеры заявляют о начале кадрового кризиса, проявляющегося в совокупном дефиците кадров: численность вакансий на рынке труда начинает превалировать над общим количеством соискателей. В этой связи наблюдается тенденция роста спроса на специалистов, способных совмещать в одном лице несколько профессиональных функций [14]. Ранее это было характерно исключительно для малых предприятий, сейчас распространяется на сферу среднего и крупного бизнеса.

На рынке труда САР по-прежнему ощущается дефицит инженерных кадров и значительная нехватка квалифицированных рабочих — элект-

ромехаников, операторов-наладчиков, электриков, слесарей-ремонтников, водителей-механиков, каменщиков, бетонщиков, маляров, монтажников, плотников, кровельщиков, сантехников и т. п. [8, 10]. Это подтверждают, к примеру, данные Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области. За период с января по май 2013 г. спрос на рабочие профессии практически в 2 раза превысил предложение труда и почти в 3,5 раза превысил спрос на профессии специалистов и служащих [12].

С связи с наметившимися тенденциями на рынке труда субъектов САР эксперты предсказывают, что основной приток рабочей силы с учетом ухода занятых на пенсию потребуется в социальном секторе (в системах образования, здравоохранения), в торговле, туризме, связи и телекоммуникациях, промышленности стройматериалов, машиностроении [3].

По сравнению с другими регионами России в субъектах САР — более высокая доля занятых в природно-ресурсном сервисе (в геологоразведочной, гидрометеорологической, гидрографической службах, природоохранных подразделениях и экологическом мониторинге). Ввиду быстрых изменений природной среды и климата в современной Арктике и реализации намеченных на ближайшие 5—10 лет крупных мегапроектов доля этих видов арктической занятости еще более возрастет (в настоящее время этот показатель меньше 20 %, реально ожидать его увеличения до 22—25 %), что обеспечит привлекательными круглогодичными рабочими местами жителей национальных сел, поселков и городов Арктической зоны Российской Федерации [13].

Кроме того, специфические особенности рынка труда САР связаны с повышенным интересом к добыче руд и углеводородного сырья. В ближайшие несколько лет здесь будут востребованы профессии, так или иначе связанные с изучением и освоением природных богатств Арктики. Такими являются специальности для нефтегазовой сферы. Это связано с необходимостью осваивать открытые месторождения нефти и газа и вести геологоразведку новых месторождений. Ожидается повышение спроса на инженеров по бурению, машинистов технологических насосов в цехах добычи и подготовки нефти, электрогазосварщиков и прочих квалифицированных рабочих кадров для данной сферы экономики [9]. Также потребуются специ-

альности, связанные с обустройством инфраструктуры нефтегазовой отрасти, энергообеспечением и энергосбережением, экологией, информационными системами и связью [2].

При этом особенностью промышленного освоения ресурсов арктической суши и акватории останется вахтовый метод организации работ, основанный на использовании временной внутри- и межрегиональной миграции квалифицированных кадров.

Помимо нефтегазовой отрасли регион имеет ряд важнейших приоритетов, призванных обеспечить развитие входящих в него субъектов Российской Федерации в течение ближайших 10—20 лет.

В регионах, к конкурентным преимуществам которых относится выход к морям и крупным внутренним водным пространствам, приоритетными направлениями стратегического развития являются судостроительная и судоремонтная индустрия, производство и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования портов и логистических терминалов, а также производство силового оборудования. Основной потенциал развития лесопромышленного комплекса САР связан с обеспечением доступности лесных ресурсов и более высокой глубины переработки леса. То есть потребуются инженерно-технические специалисты и рабочие кадры для производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Развитие транспортного сектора направлено на реализацию приоритетных проектов строительства морских и речных портов, автодорожных и железнодорожных магистралей. Ожидается также интенсификация пассажирских авиаперевозок. Основным направлением развития рыбопромышленного комплекса останется океанический промысел водных биоресурсов [3].

Очерченные направления развития экономики САР неминуемо ведут к необходимости реструктуризации профессионально-квалификационной структуры рынка труда, к приведению ее в соответствие с текущими и перспективными потребностями в кадрах. Эти процессы призвана обеспечить существующая в САР система профессионального образования за счет образовательных программ, в том числе программ переподготовки кадров и профессионального обучения. В настоящее время вполне очевидно, что наиболее прогрессивное средство поддержки качества рабочей силы с учетом потребностей экономики — это активное развитие системы непрерывного образования, центральным

звеном которой является идея повышения квалификации на постоянной основе.

Тем не менее, как показывают исследования, в целом в субъектах, входящих в САР, остро стоит проблема отставания системы профессионального образования от изменяющихся потребностей рынка труда. Основными проблемами в системе профессионального образования САР являются:

— несоответствие направлений подготовки, количества и качества выпускаемых специалистов требованиям рынка труда и потребностям экономики;

— отсутствие системы совместной деятельности учреждений профессионального образования и работодателей по профессиональному отбору и трудоустройству выпускников;

— отсутствие комплексной программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, учитывающей перспективы развития экономики.

Профессиональное образование — та сфера, которая должна наиболее чутко и быстро реагировать на изменения спроса на рабочую силу, на ее профессионально-квалификационный состав, на требования научно-технического прогресса. Профессиональное образование призвано обеспечивать устойчивый прирост доли высококвалифицированных специалистов в структуре трудового потенциала САР. Поэтому основными задачами развития сферы профессионального образования являются тесное взаимодействие с реальным сектором экономики, реализация на базе образовательных учреждений принципа непрерывного профессионального образования, своевременная адаптация и осуществление превентивных мероприятий по учету текущих запросов и потенциальных потребностей региональных рынков труда и экономики САР.

Возможность получения востребованного и достаточного для успешного включения в экономическую жизнь региона образования также является одной из составляющих процесса регулирования миграционных потоков. Для этого необходимо учитывать фактор востребованности на рынке труда выпускников учебных заведений. Это значит, что спрос должен быть прогнозируемым на несколько лет вперед, а предложение — предельно эластичным. Чтобы подобный механизм заработал, нужны совместные усилия органов власти, работодателей, учебных заведений и наемных работников. Ориентированность образовательных программ на потребности рынка труда становится наиболее важным показателем эффективности профессионального

образования и качества подготовки. Этого можно достичь лишь через постоянную взаимосвязь между работодателями и сферой образования в процессе формирования требований к выпускнику. При этом работодатель должен стать активным участником процесса подготовки специалиста за счет организации практик. Тот работодатель, который видит своих будущих работников, может выступить с предложением корректировки образовательных программ, что снизит его затраты на дальнейшую подготовку или переподготовку выпускников и их адаптацию на рабочем месте [3].

Следует обратить внимание на тот факт, что многие арктические поселки имеют монопсони-ческие рынки труда, в которых основным работодателем является одно градообразующее гражданское или военное предприятие. Банкротство или ликвидация такого предприятия всегда приводит к залповой безработице. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года предусмотрена реструктуризация и диверсификация экономической структуры приарктических монопрофильных поселков и городов [13]. Успех намеченных мер зависит во многом от эффективного функционирования сферы профессионального образования по переподготовке и профессиональному обучению кадров.

Еще одной особенностью арктического рынка труда в целом и трудового потенциала в частности являются коренные малочисленные народы Севера, доля которых в общем числе безработных Арктики неуклонно растет. Преодолеть арктическую безработицу без реализации специальных образовательных программ, адресно ориентированных на коренные малочисленные народы Севера, не представляется возможным. Программы профессионального обучения и переобучения должны способствовать повышению экономической активности титульного населения и обеспечению занятости в сферах, связанных с традиционными промыслами.

Вообще развитие трудового потенциала САР возможно только при условии разработки и реализации комплексной государственной политики, направленной на решение очерченных 3 блоков проблем. Главными стратегическими приоритетами здесь должны выступать:

1) проведение взвешенной демографической и миграционной политики, направленной на устойчивый прирост постоянного населения САР;

2) улучшение качества рабочей среды, вклю-

чая вопросы условий труда и заработной платы в субъектах САР;

3) проведение на постоянной основе мониторинга рынка труда для выявления его потребностей на среднесрочную перспективу. Формирование государственного межрегионального заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования САР;

4) организация профориентационных мероприятий среди населения САР;

5) квотирование рабочих мест для молодых специалистов, осуществление политики привлечения молодых специалистов в сельскую местность САР.

Реализация приоритетных направлений нацелена на обеспечение устойчивости в сфере занятости населения САР и адекватное развитие рынка труда в соответствии с требованиями инновационной экономики, что в конечном счете должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности Северо-Арктических территорий России.

Список литературы

1. Ведомственная целевая программа Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области на 2012—2014 годы». URL: http://www. arhzan. ru/Attachment. axd?id=8dbf63e0-a03a-4208-8b28-cda82f7ea9e6.

2. Гудкова Т. Освоение Арктики: какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. URL: http://news. nordportal. ru/novosti/ obrazovanie/osvoenie_arktiki_kakie_professii_budut_ vostrebovany_v_blizhayshem_budushchem/.

3. Инвестиционный потенциал Северо-Аркти-ческого региона России: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ. 2013. 281 с.

4. Коэффициент демографической нагрузки. URL: http://www. gks. ru/free_doc/new_site/ population/demo/progn4.htm.

5. Львов Д. С. Будущее России: гражданский манифест. М.: Экономика. 2003. 69 с. URL: http:// absopac. rea. ru/OpacUnicode/index. php?url=/notices/ index/IdNotice:77467/Source:default.

6. Основные показатели социально-экономического положения федеральных округов и субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО в 2012 году. URL: http://petrostat. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/petrostat/ru/statistics_fo/macroeconomics/.

7. Оценка численности постоянного населения Северо-Западного федерального округа на 1 января 2013 года и в среднем за 2012 год. URL: http://petrostat. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/

de310f804f0d6142a78ab722524f7e0f/ %D0 %A1 % DO %97 %D0 %A4 %D0 %9E. pdf.

8. Перспективы российского рынка труда. Всем нужны специалисты. URL: http://www. hrinform. ru/articles/prrt. shtml.

9. Рынок труда в нефтегазовой отрасли. URL: http://planetahr. ru/publication/2690.

10. Сведения о вакансиях ГКУ Архангельской области «ЦЗН города Архангельска». URL: http:// www. arhzan. ru/Attachment. axd?id=7445737d-ff4a-4baf-a81b-7bb9c5300b88.

11. Синицкая Н. Я. Трудовой потенциал и развитие региона: от теории к практике: монография. Архангельск: Поморский университет. 2009. 241 с. URL: http://aleph. rsl. ru/F/R8NRPKV28IVJ27MSX DRX2M14N228L56DCGF2UPGXYXU61NP8VX-

05451?func=history-action&action_view. x=&set_ number=001408.

12. Спрос и предложение на рынке труда: перечень профессий (специальностей), видов трудовой деятельности, пользовавшихся спросом на рынке труда в январе—мае 2013 года. URL: http://www. arhzan. ru/home/info/rinok/sprospredl. aspx.

13. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. URL: http:// government. ru/news/432.

14. Щипунов В. Бизнес и кадры // Деловой круг. № 2. 2013. С. 12—15. URL: http://issuu. com/ mayerizio/docs/_1?e=4317987/2491804#search.

15. URL: http://www. gks. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.