Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная система / цифровые технологии / цифровизация / транспортно-логистический хаб / национальный проект / информационные платформы / transport system / digital technologies / digitalization / transport and logistics hub / national project / information platforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.М. Буканов, О.С. Медведева

Статья посвящена анализу внедрения цифровых технологий в транспортную систему Калужского региона. Принципы цифровизации рассмотрены на примере созданных траспортно-логистических хабов региона. Также рассмотрены освящены проблемы использования современных цифровых платформ для железнодорожного транспорта. Рассмотрена возможность использования аэропорта «Калуга» для стимулирования экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE REGION’S TRANSPORT NETWORK IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the analysis of the introduction of digital technologies into the transport system of the Kaluga region. The principles of digitalization are considered on the example of the created transport and logistics hubs of the region. The problems of using modern digital platforms for railway transport are also considered and highlighted. The possibility of using Kaluga Airport to stimulate the economic development of the region was considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Д.М. Буканов, студент

О.С. Медведева, канд. экон. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-44-47

Аннотация. Статья посвящена анализу внедрения цифровых технологий в транспортную систему Калужского региона. Принципы цифровизации рассмотрены на примере созданных траспортно-логистических хабов региона. Также рассмотрены освящены проблемы использования современных цифровых платформ для железнодорожного транспорта. Рассмотрена возможность использования аэропорта «Калуга» для стимулирования экономического развития региона.

Ключевые слова: транспортная система, цифровые технологии, цифровизация, транспортно-логистический хаб, национальный проект, информационные платформы.

В наши дни использование цифровых технологий стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они проникли во все сферы деятельности, начиная от коммуникации и развлечений, и заканчивая деловыми и учебными процессами. Особенно ярко это стало видно в период пандемии Covid-19, когда нам пришлось быстро адаптироваться и искать новые способы организации своей жизни. В современных политических условиях государство стремится к созданию технологического суверенитета, следовательно, и экономическое развитие регионов в первую очередь направлено на стимулирование конкурентоспособности инновационных систем.

В настоящее время в Калужском регионе реализуется Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [1]. Стратегия предусматривает цифровизацию всех направлений деятельности, в том числе и транспортную логистику. В первую очередь программа нацелена на улучшения состояния автомобильных дорог региона, пассажирских перевозок и обеспечение комфорта и безопасности на дорогах.

Одним из направлений использования цифровых технологий в транспортном развитии регионов является смарт-транспортная система. С их помощью можно собирать и анализировать большие

объемы данных о транспортных потоках, что позволяет оптимизировать регулирование дорожного движения. Автоматическое распознавание номерных знаков, камеры наблюдения и датчики движения позволяют контролировать нарушения правил дорожного движения и своевременно реагировать на происходящие события.

Рассматривая в целом транспортную систему региона, необходимо отметить основные направления:

- автомобильный транспорт, регион тяготеет к Москве и как следствие развиваются транспортно-логистические хабы;

- ж/д узел, общая протяженность железнодорожных путей в регионе составляет 1188 км;

- воздушный транспорт, представлен в регионе аэропортом «Калуга», который обеспечивает авиационное сообщение не только внутри страны, но и за рубежом;

- речной транспорт представлен слабо, фактически не используется.

Цифровизация касается всех видов транспорта, современные технологии применяются как в работе самих транспортных сетей, так и их взаимодействия с пассажирами. В современном мире, где масштабы городской жизни постоянно растут, необходимо постоянно совершенствовать и совершенствовать транспортные сети, чтобы обеспечить бесперебойное движение пассажирского потока. Цифровая оп-

тимизация сетей позволяет использовать передовые методы и технологии, чтобы улучшить управление и поддержку транспортных систем, а также повысить уровень комфорта и безопасности пассажиров.

Стоит отметить, что на данный момент на рынке логистических услуг наиболее целесообразно рассматривать использование блокчейнтехнологий, так как именно эти платформы позволяют наиболее комфортно работать с большим количеством необходимой информации на различных устройствах, что также приводит к сокращению численности человеческих ресурсов [2]. Цифровизация логистики сильно влияет на трансформацию транспортных компаний, позволяя путём внедрения искусственного интеллекта и машинного обучения осуществлять отслеживание водителей-экспедиторов и мониторинг процесса перевозки, внедрять «умные» системы управления складами, что может повысить эффективность грузоперевозок, снизить время доставки и логистические затраты [2, 3].

В настоящее время в регионе реализуется проект «Зелёный цифровой коридор пассажира», который предусматривает внедрение безналичной системы оплаты проезда, видеонаблюдение салонов городского общественного транспорта. Данная программа направленна на повышения удобства и безопасности пассажиров, так же возможно создание единого (мульти-модального) билета для всех видов транспорта.

Проект «Цифровое управление транспортным комплексом» дает возможность осуществлять контроль на дорогах, что делает движение автомобильных потоков более безопасным для его участников. Внедрение интеллектуальных транспортных систем приводит к снижению дорожно-транспортных происшествий, увеличению пропускной способности автомобильных дорог. Одной из основных целей цифровой оптимизации транспортных сетей является снижение зависимости от индивидуального транспорта и стимулирование использования общественного транспорта. Благодаря внедрению цифровых решений, таких как сенсоры, аналитика

данных и системы автоматизации, можно достичь более эффективного планирования и регулирования движения, что сокращает время ожидания и улучшает качество обслуживания пассажиров.

Необходимо отметить, что на территории Калужской области действует 12 индустриальных парков, а следовательно, автомобильные грузоперевозки играют важную роль. В настоящее время огромную роль в грузовых перевозках играют интегрированные информационные цифровые платформы. Эти платформы объединяют участников цепочки создания стоимости, каналы сбыта, потребителей и отдельные отрасли экономики. Для повышения производительности используют локальные ИЦП в транспорте и логистике [4]. Интегрированные информационные цифровые платформы для автомобильных грузоперевозок представляют собой инновационное решение, которое значительно упрощает и оптимизирует весь процесс грузоперевозок. Такие платформы предоставляют возможность автоматизации и централизации всех необходимых операций, связанных с перевозками грузов, что позволяет компаниям существенно сократить издержки и повысить свою эффективность.

Цифровые платформы предлагают широкий спектр функций для управления грузоперевозками. Они обеспечивают возможность взаимодействия всех участников процесса - от заказчика до водителя и получателя груза. Благодаря интеграции со спутниковой навигацией и системами GPS, платформы могут отслеживать местоположение и передвижение грузовых автомобилей в реальном времени. Это позволяет оперативно реагировать на возможные проблемы и неожиданности, такие как пробки и дорожные происшествия, и принимать соответствующие меры для минимизации задержек и повышения эффективности доставки.

Кроме того, информационные цифровые платформы предоставляют возможность автоматизированного управления всеми процессами, связанными с грузоперевозками. Они позволяют автоматически формировать маршруты доставки, опти-

мально распределять грузы между транспортными средствами и следить за их загрузкой. Благодаря этому удается минимизировать количество пустых пробегов и оптимизировать загрузку транспортных средств, что ведет к снижению издержек и повышению производительности.

По территории Калужской области проходят две основные железнодорожные магистрали: Москва-Киев и Вязьма-Калуга, а также железные дороги, имеющие региональное значение: Вязьма-Фаянсовая-Брянск, Плеханово-Сухиничи-Смоленск, Белев-Сухиничи-Фаянсовая-Рославль, Брянск-Дудорово.

На территории области пригородные пассажирские перевозки осуществляют 4 структурных подразделения Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» -«Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении», «Брянская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» в составе Брянского отделения, «Смоленская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» в составе Смоленского отделения, «Тульская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении» в составе Тульского отделения.

ОАО «РЖД», правительство Калужской области, администрация муниципального образования муниципального района «Боровский район», администрация муниципального образования сельского поселения «Село Ворсино» и АО «ОЭЗ ППТ «Калуга» подписали соглашение о намерениях в сфере развития железнодорожной инфраструктуры в районе станции Ворсино Московской железной дороги для обеспечения деятельности одной из площадок ОЭЗ «Калуга», расположенной на территории Боровского района Калужской области. В рамках программы «Новый шелковый путь» создан один из самых быстрых сухопутных путей из крупных логистических портов Китая в Восточную Европу. Его общая протяженность составляет 7721 км.

Благодаря реализации этого проекта сроки доставки грузов и товаров из Китая и, соответственно, в сам Китай и страны

Азии сокращены вдвое. Новый международный логистический коридор дешевле большинства возможных альтернативных вариантов логистических решений [5].

В настоящее время на железной дороге применяются алгоритмы искусственного интеллекта, который обеспечивает безопасное движение подвижного состава. Ухудшение геополитической ситуации в 2022 г. привело к форсированию усилий по импортозамещению в сфере цифровых технологий, используемых ОАО «РЖД». В настоящее время железнодорожная транспортная сеть нуждается с одной стороны в разработке нормативных аспектов по внедрению цифровых передовых технологий, а с другой стороны разработке и внедрении новых технологий охватывающих большее количество направлений [4].

Другим направление транспортной системы в области является воздушный транспорт. Необходимо отметить, что аэропорт «Калуга» является международным, открыт после реконструкции в 2015 году.

Кроме того, аэропорт Калуга активно развивает грузовые авиаперевозки. Благодаря современным складским помещениям и высокотехнологичной обработке грузов, здесь осуществляется перевозка товаров и грузовых авиапочтовых отправлений на международные и внутренние рейсы. Это позволяет стимулировать развитие экономики региона и обеспечивать эффективную логистику для бизнеса.

Развитие новых технологий и повсеместное внедрение цифровизации привело к необходимости глубоких изменений в том числе и в транспортной системе. Проанализировав транспортную систему региона, можно сделать вывод, что необходимо продолжить внедрение цифровых технологий. Необходимо отметить, что на сегодняшний день, цифровые технологии эффективней всего используются в авиатранспорте и автомобильном транспорте.

Несмотря на все сложности регион продолжает развиваться как транспортно-логистический хаб, индустриальные парки продолжают свою деятельность, следовательно, необходимо продолжить и внедрение передовых цифровых технологий.

Библиографический список

1. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Калужской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.admoblkaluga.ru/upload/oiv/min-digital/digital-economy/strategiy.pdf?ysclid=lso74fpnh1695698408.

2. Медведева О.С. Цифровизация в современной транспортной логистике / О.С. Медведева, В.В. Короленко // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. - Калуга, 2021. - С. 177-185.

3. Субботина Т.Н. Совершенствование логистической деятельности предприятия для сохранения конкурентоспособности в условиях сильных санкционных ограничений: циф-ровизация логистических цепей / Т.Н. Субботина, Т.М. Васин // Modern Economy Success. - 2022. - № 3. - С. 103-110.

4. Романчиков А.М., Гросс В.А., Ефанов Д.В., Васильев А.Ю. «Цифровизация железнодорожного транспорта в России» // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2018. - № 6 (79). - С. 10-13.

5. Соцкова Е.А., Ерохина Е.В. Оценка воздействия результатов цифрового развития на социальное благополучие населения Калужской области за 2021-2022 гг.: институциональный подход // Социально-гуманитарные знания. - 2022. - №7. - С. 110-114.

DEVELOPMENT OF THE REGION'S TRANSPORT NETWORK IN THE CONTEXT

OF DIGITALIZATION

D.M. Bukanov, Student

O.S. Medvedev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the introduction of digital technologies into the transport system of the Kaluga region. The principles of digitalization are considered on the example of the created transport and logistics hubs of the region. The problems of using modern digital platforms for railway transport are also considered and highlighted. The possibility of using Kaluga Airport to stimulate the economic development of the region was considered.

Keywords: transport system, digital technologies, digitalization, transport and logistics hub, national project, information platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.