Научная статья на тему 'Развитие транспортной инфраструктуры как стратегического элемента системы управления регионом'

Развитие транспортной инфраструктуры как стратегического элемента системы управления регионом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / проблемы / перспективы развития / программное обеспечение. / transport logistics / problems / prospects of development of the software.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Ковалева, И. Н. Поспелова

Данная статья, основанная на применение метода анализа и синтеза научной литературы, с использованием электронных ресурсов, раскрывает основную сущность понятия транспортной логистики, указывает на основные проблемы в экономической системе, а также очерчивает наиболее перспективное направление ее развития. Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. В отличие от маркетинга и менеджмента, как инструментов управления, логистика не имеет четко выраженного концептуального оформления, что касается ее содержания и сферы оптимального применения. Оценку эффективности и необходимости применения отдельных форм и методов логистики на конкретных предприятиях затрудняет обширный ряд ее задач, функций и объектов использования, вместе с тем в достаточной мере не выявлена связь между логистикой, менеджментом и маркетингом для достижения высокой конкурентоспособности предприятий. Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в оссийской едерации. Переход к рыночным отношениям привел транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от работников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками. Исходя из этих сложностей, выявилась потребность в более рациональном анализе и планирование работы всех составляющих элементов транспортных логистических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT TRANSPORT INFRASTRUCTURE LIKE STRATEGIC PART OF SYSTEM MANAGEMENT IN THE REGION

This article based on the application of the method of analysis and synthesis of scientific literature, using electronic resources, reveals the basic notion of transport logistics, points to major problems in the economic system, and outlines the most perspective direction of development. Logistics introduced fundamental changes in the previous administration in the period of transition to market relations, the reform of the property and the emergence of cooperative enterprises, business partnerships and other organizational forms businesses, and prompted organizers to improve the functions of business management. Unlike marketing and management as management tools, logistics has no explicit conceptual clearance with regard to its content and scope of optimum application. Assessment of the effectiveness and necessity of individual forms and methods of logistics at specific enterprises makes it difficult for a broad range of its objectives, functions, and objects of use, however not sufficiently identified the relationship between logistics management and marketing to achieve high competitiveness. Road transport has always been the weak component of the economy in the Russian Federation. The transition to a market economy brought transportation companies of the country in a difficult position, forcing him to significantly reduce costs. New process in the economic sphere has demanded from employees of transport enterprises special attention to address issues relating to the Organization and management of transportation. Given these complexities, revealed a need for better analysis and planning work of all constituent elements of transport logistics.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной инфраструктуры как стратегического элемента системы управления регионом»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ

И.В. Ковалева, д-р экон. наук, профессор И.Н. Поспелова, канд. с.-х. наук, доцент кафедры экономики, анализа и статистики Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10132

Аннотация. Данная статья, основанная на применение метода анализа и синтеза научной литературы, с использованием электронных ресурсов, раскрывает основную сущность понятия транспортной логистики, указывает на основные проблемы в экономической системе, а также очерчивает наиболее перспективное направление ее развития. Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. В отличие от маркетинга и менеджмента, как инструментов управления, логистика не имеет четко выраженного концептуального оформления, что касается ее содержания и сферы оптимального применения. Оценку эффективности и необходимости применения отдельных форм и методов логистики на конкретных предприятиях затрудняет обширный ряд ее задач, функций и объектов использования, вместе с тем в достаточной мере не выявлена связь между логистикой, менеджментом и маркетингом для достижения высокой конкурентоспособности предприятий. Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в Российской Федерации. Переход к рыночным отношениям привел транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от работников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками. Исходя из этих сложностей, выявилась потребность в более рациональном анализе и планирование работы всех составляющих элементов транспортных логистических систем.

Ключевые слова: транспортная логистика; проблемы, перспективы развития, программное обеспечение.

Логистика внесла принципиальные изменения в существовавший ранее порядок управления в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, и подтолкнула организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. Активизация внешнеэкономических отношений, информатизация и глобализация - все эти процессы так же привели к значительным изменениям в целях,

задачах, методах и функциях управления [1].

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике основывается на принципах логистики и логистической концепции, которые обеспечивают рентабельность технологии производств, а также минимизацию затрат [1].

Среди особенностей логистики, во-первых, можно выделить то, что она является частью общей системы управления, но в то же время имеет свою специфику, заключающуюся в управление потоковыми процессами. Эти процессы имеют про-

странственно-временную последовательность, исходя из этого нецелесообразно ограничивать логистику рамками физических потоков.

Значительная же часть грузов из Алтайского края направляется в Китай железной дорогой. Здесь вариантов четыре: либо через Казахстан до перехода Достык - Алашанькоу, либо до Забайкальска, либо до дальневосточного погранперехода Гро-деково - Суйфеньхэ под Уссурийском, ли-

бо до Находки или Владивостока, а дальше - морем.

Единственным в Алтайском крае оператором контейнерных перевозок является компания «Трансконтейнер», входящая в структуру «РЖД». Местные трейдеры не слишком довольны этой организацией за высокие расценки и негибкие сопутствующие условия передвижения грузов (табл. 1). Альтернатива - операторы соседних регионов.

Таблица 1. Индексы тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом в Алтайском крае, % к предыдущему месяцу

2GG2 2GG3 2GG4 2GG5 2GG6 2GG7 2GG8 2GG9 2G1G 2G11 2G12 2G13 2G14 2G15 2G16 2G17 2G18

январь 100,2 112,6 101 109 100,7 125,8 117,7 100 100 101,3 101,21 102,46 100,4 93,85 101,1 100,93 100,66

февраль 100,2 100,2 99,8 101,9 100,88 99,9 102,5 91,45 99,19 100 99,66 100,02 100 102,99 100,6 100,02 100

март 100,3 101,1 100 99,7 99,83 100 99,9 96,79 100 100,08 100 100 100 100,16 100 102,2 100,85

апрель 99,9 98,7 100,1 101,7 101,4 99,8 99,9 100 100 102,36 100,08 101,6 100 105,78 100,06 101,28 100

май 100 99,8 100,2 100,6 99,87 100,1 100 100 100 100 100,06 100 100,01 104,95 88,47 102,28 100

июнь 98,3 99,7 100 100,5 99,98 100,1 100 93,36 100 100 100,22 100 100 96,82 109.7 99,98 100,37

июль 100 100 100,2 100,7 100,01 99,8 102,2 100 100 100 100 100 100 97,44 100 100,07 100

август 100 100 100,1 99,9 99,9 100,1 100,2 96,87 102,22 100 100,28 100,15 100 101,51 100.7 100,11 100

сентябрь 100 100,2 100 100,7 100 99,8 100,2 100 100 100 100 100 100 107,1 100 100

октябрь 100 101,2 104,8 101,2 104,14 99,9 100,2 100 100 100 100,09 100 100,02 100 100 100

ноябрь 100,1 99,8 100,7 102,8 99,93 99,8 99,99 100 100 100,59 100 100,47 100,03 107,03 100 100

декабрь 100 99,7 99,6 100,5 99,87 100,1 100,03 100 100 100 100 100 100 114,15 100 100

Логистические проблемы ложатся грузом в первую очередь на предприятия-экспортеры. Особенно - на те, что поставляют продукцию саму по себе недоро-

гую.Автомобильные перевозки всегда оставались слабой составляющей хозяйства в Российской Федерации (рис. 1).

О О О О

2013 2013 2020 2030

Рис. 1. Густота транспортной сети общего пользования автомобильных дорог,

2013-2030, тыс. км2 [3]

Переход к рыночным отношениям привел транспортные предприятия страны в трудное положение, вынуждая значительно сокращать затраты. Переорганизация в экономической сфере потребовала от ра-

ботников транспортных предприятий особого внимания относительно решения вопросов, касающихся организации и управления перевозками (рис. 2, 3).

Рис. 3. Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования I категории общей протяженности автомобильных дорог федерального значения, % [2]

2013

2Ü1B

2020

2030

36?^^

Ш Федерального значения Ж Регионального или межмуниципального значения

Рис. 4. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, % [2]

На современном рынке транспортных услуг присутствует огромное количество перевозчиков, несмотря на это заказчик далеко не всегда доволен качество и их оказания, так как нарушение сроков доставки, порча грузов вплоть до их утраты, нарушение технологии документооборота и т.д. имеют место быть [3]. Уровень инвестиций недостаточно высок: так, на 01.01.2016 г. общий объем вложений составил 1862,5 млрд руб., железнодорожный транспорт 339,3; городской электрический транспорт 82,1; автомобильный грузовой транспорт 20,6; морской транспорт 3,3 млрд руб [6].

Недостатки в сфере транспортной логистики охватывают практически весь спектр деятельности автотранспортных предприятий и касаются:

- разукрупнения рынка транспортных услуг;

- прихода в неработоспособное состояние транспортных средств и трудностей, связанных с их восстановлением;

- недостаточной информационной обеспеченности перевозок;

- ликвидации мест ремонта подвижного состава;

- качества транспортного обслуживания (с привлечением внешних транспортных компаний);

- наличия уязвимостей законодательной системы;

- неэффективное использование грузоподъемности и объема кузова подвижного состава;

- недостатков при планировании маршрутов;

- страховой обеспеченности грузов и транспортных средств;

- сложностей организации перевозок с участием нескольких видов транспорта;

- недостатка полной и доступной информации о программном обеспечении [4].

Коренные изменения процесс перевозок претерпел в последнее время, это связано, прежде всего, с переходом на рыночные отношения. Ряд проблем связан с такими явлениями как: излишние перевозки продукции уже имеющейся в пункте назначения в достаточном количестве; чрезмерно дальние перевозки; повторные перевозки -

прохождение транспортом промежуточных звеньев логистической цепи на маршруте следования от заказчика к потребителю, при условие первоначальной комплектации без внесения изменений; перевозки, осуществляемые по кругу с захватом расстояния, преодоленного в пустую. Главным негативным последствием нерациональных перевозок является увеличение транспортных издержек, а также перегруз транспортных путей. В структуре экспорта автомобильных грузоперевозок

преобладают удобрения (23

агро-

культурная продукция (30,7%) (рис. 5).

Рис. 5. Товарная структура экспорта грузов (автомобильный транспорт, 2016 г., % [3]

В структуре импорта продукты питания составляют 15%, агрокультурная продукция -20,7% (рис. 6).

Строитеьные материалы

Рис. 6. Товарная структура импорта автомобильных грузов, 2016 г., % [2, 3]

Еще одной проблемой общероссийского масштаба является организация взаимодействия нескольких видов транспорта. В связи с этим в сфере возникают многие нерешенные вопросы и проблемы, угрожающие не только отдельным предприятиям, но общему экономическому развитию нашей страны, замедлению темпов роста экономики. В ближайшей перспективе должны быть поставлены задачи увеличения объемов грузоперевозок, а также повышена их экономическая эффективность. Достигнуть данных целей возможно лишь организовав комплексную деятельность по мониторингу и анализу за состоянием транспортного рынка, а также выстроив долговременную стратегию развития предприятий, опираясь на наиболее актуальные проблемы и возможности.

Исходя из проанализированных проблем, можно сделать очевидный вывод о том, что владельцам транспортных компаний следует осуществлять комплексный контроль за выполнением всех процессов перевозки на каждом их этапе, необходимо четко отслеживать расхождения между плановыми расчетами и фактическим выполнением транспортных задач.

Осуществить подобный контроль представляется возможным за счет внедрения телематических и аналитических технологий, которые способствуют повышению эффективности принимаемых решений на оперативном, тактическом и стратегическом уровнях. К таким технологиям, в первую очередь, стоит относить следующие:

- E-commerce - управление операциями по дистрибуции на основе SCM-

мерции; также автоматизированная система планирования поставок товаров;

- Аутсорсинг. Чаще всего применяется информационный аут-сорсинг на основе ASP и DataCenter - технологий, а также транспортный аутсорсинг, применяемый по отношению к регулированию операций в цепях поставок и мониторингу данных посредством виртуальных центров данных (DataCenter). Кроме того, получает распространение практика оказания интерактивных услуг по организации и планированию маршрутов транспортировки.

Наиболее популярные электронные системы в сфере транспортной логистики: «1С - Рарус: Транспортная логистика и экспедирование», «Top Route Top Logistic» и «Ингит. Деловая карта». Данные программные продукты также имеют своей целью выявить наиболее оптимальный путь транспортировки грузов в целях сокращения затрат [5].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что независимо от стратегической цели компании, транспортная логистика играет немаловажную роль в ее осуществлении. Несмотря на ограниченность своих ресурсов, любая компания должна стремиться к принципу рациональности и оптимальности своей деятельности. Добиться этого возможно лишь с помощью своевременной адаптации к быстро изменяющейся, под влиянием новейших технологий рынка, среды. На решение данной задачи в свою очередь и направлены аналитические информационные системы, способствующие быстрой реакции на динамично изменяющийся спрос на транспортные услуги [5].

технологий и средств электронной ком-

Библиографический список

1. Федотенков, Д. Г. Функции логистической деятельности как двигателя рыночной экономики // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-logisticheskoy-deyatelnosti-kak-dvigatelya-rynochnoy-ekonomiki(дата обращения:2.10.2018)

2. Шишло, С. В. Экономическая сущность и роль логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия // Труды БГТУ. Серия 7: Экономика и управление. - 2008. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-rol-logistiki-v-proizvodstvenno-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya(дата обращения 6.09.2018)

3. Голубев, П. В. Анализ недостатков транспортной логистики в России. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://scientificresearch.ru/images/PDF/2016/11/analiz-nedostatkov-transportnoj-logistiki-v-rossii.pdf (дата обращения: 7.10.2018)

4. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика». - Москва: Дашков и К°. - 2013. - 420 с.

5. Костышева, Я.В. Эффективность применения программных обеспечений в области транспортной логистики // Экономикс. - 2013. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-programmnyh-obespecheniy-v-oblasti-transportnoy-logistiki (дата обращения: 10.10.2018)

6. Транспорт и связь в России: Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат), 2016. - 112 с.

THE DEVELOPMENT TRANSPORT INFRASTRUCTURE LIKE STRATEGIC PART OF SYSTEM MANAGEMENT IN THE REGION

I.V. Kovaleva, doctor of economics sciences, professor I.N. Pospelova, candidate of agricultural sciences, associate professor Altai state agrarian university (Russia, Barnaul)

Abstract. This article based on the application of the method of analysis and synthesis of scientific literature, using electronic resources, reveals the basic notion of transport logistics, points to major problems in the economic system, and outlines the most perspective direction of development. Logistics introduced fundamental changes in the previous administration in the period of transition to market relations, the reform of the property and the emergence of cooperative enterprises, business partnerships and other organizational forms businesses, and prompted organizers to improve the functions of business management. Unlike marketing and management as management tools, logistics has no explicit conceptual clearance with regard to its content and scope of optimum application. Assessment of the effectiveness and necessity of individual forms and methods of logistics at specific enterprises makes it difficult for a broad range of its objectives, functions, and objects of use, however not sufficiently identified the relationship between logistics management and marketing to achieve high competitiveness. Road transport has always been the weak component of the economy in the Russian Federation. The transition to a market economy brought transportation companies of the country in a difficult position, forcing him to significantly reduce costs. New process in the economic sphere has demanded from employees of transport enterprises special attention to address issues relating to the Organization and management of transportation. Given these complexities, revealed a need for better analysis and planning work of all constituent elements of transport logistics.

Keywords: transport logistics, problems, prospects of development of the software.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.