Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна

В статье анализируются вопросы транспортной логистики с точки зрения возможности создания и эффективного функционирования единого транспортного пространства. Отмечается, что развитие транспортной логистики в России позволит оптимизировать грузоперевозки, увеличить транзит грузов, оптимизировать функционирование логистических коридоров на Евразийском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEMS IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL INTEGRATION

The article analyzes the issues of transport logistics from the point of view of the possibility of creating and effectively functioning a single transport space. It is noted that the development of transport logistics in Russia will optimize cargo transportation, increase the transit of goods, optimize the functioning of logistics corridors on the Eurasian continent.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

doi 10.47576/2712-7559_2022_4_2_106 УдК 334

Ковалева Ирина Валериевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул, Россия, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

развитие транспортно-логистических систем в условиях международной интеграции

В статье анализируются вопросы транспортной логистики с точки зрения возможности создания и эффективного функционирования единого транспортного пространства. Отмечается, что развитие транспортной логистики в России позволит оптимизировать грузоперевозки, увеличить транзит грузов, оптимизировать функционирование логистических коридоров на Евразийском континенте.

Ключевые слова: логистика; транспорт; развитие; эффективность; система; проблема.

uDc 334

Kovaleva Irina Valerievna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management, Altai State Agrarian University, Barnaul, Russia, e-mail: irakovaleva20051@rambler.ru

development of transport and logistics SYSTEMS IN the context of international integration

The article analyzes the issues of transport logistics from the point of view of the possibility of creating and effectively functioning a single transport space. It is noted that the development of transport logistics in Russia will optimize cargo transportation, increase the transit of goods, optimize the functioning of logistics corridors on the Eurasian continent.

Keywords: logistics; transport; development; efficiency; system; problem.

Эффективное развитие транспортной системы является условием реализации экономического роста Российской Федерации. Поэтому изучение вопросов и проблем развития транспортной логистики на федеральном и региональном уровнях является злободневным вопросом, направленным на создание и эффективное функционирование единого транспортного пространства. Уникальное географическое расположение России, а именно наличие сети интернациональных транспортных сообщений, позволяет использовать потенциальные возможности для построения транспортных коридоров и сокращения «узких мест» в логистической составляющей. Развитие транспортной ло-

гистики в России позволит оптимизировать грузоперевозки, что позволит увеличить транзит грузов, оптимизировать функционирование логистических коридоров на Евразийском континенте.

Цель исследования - оценка развития транспортной логистики на региональном и федеральном уровнях.

Единая транспортная система (ЕТС) рассматривается как общность транспорта по экономическим, технологическим, техническим и нормативно-правовым взаимоотношениям. К основным ее свойствам относятся целостность, динамичность и др. Основные цели создания транспортных систем представлены на рис. 1.

Рисунок 1 - Цели развития транспортных систем [1]

В структуре транспортных перевозок основную долю занимают контейнерные морские малого и большого каботажа. В современных экономических реалиях логистический фактор является превалирующим во внешней мировой торговле, поэтому изменение траектории движения грузопотоков

приведет к образованию новых континентальных маршрутов, что может способствовать сокращению морских грузоперевозок. По-прежнему сохраняется превалирующий транзит грузов между такими мировыми рын-ками, как Китай, Европейские страны, Азия, Тихоокеанский регион (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура грузооборота, млн тонн / % (по весу) [2]

Страны Европейского континента являются традиционными покупателями с долей экспортных поставок на уровне 50 %; государствам АТЭС поставлено более 25 % това-ров, где Китайская Народная Республика занимает около 12 %. В структуре грузооборота перевозки морским/речным транспортом занимали до недавнего времени около 58 %,

на трубопроводный путь приходилось 21 %, железнодорожный - 17 %. При этом одной из целей ЕАЭС является обеспечение транзитного грузопотока между КНР и ЕС, идущего сухопутным маршрутом через территорию Союза, поскольку транзитный маршрут из Ки-тая в Европу по территории Союза имеет ряд преимуществ. Он более быстрый по срав-

нению с морским маршрутом через Суэцкий канал и более дешевый, чем авиаперевозка из КНР в Европу. Таким образом, имеются все предпосылки для переориентации части

г' '.

•ЭТГ5

Упрощение таможенных и пограничных процедур на внешних границах ЕАЭС снизит потери бизнеса на трансграничные барьеры, увеличит объемы международной торговли и транзитных перевозок по территории Союза [4].

Транспортная система России «...по про -тяженности путей находится на третьем месте в мире после США и Китая, автомобильных - на пятом» [4]. «Доля экспорта транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составляет около трети, при этом на экспортные грузовые перевозки приходится около 12 %, основную часть из которых составляют грузовые перевозки в страны дальнего зарубежья (85,6 % в 2018 году)» [4].

Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая плотность железных дорог (соответственно 2,1 км и 1,4 км на 1000 кв. км), но и их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Значимой проблемой следует рассматривать несбалансированность уров-

грузопотока. Существующее до недавнего времени ценовое преимущество перевозок морским транспортом постепенно теряет абсолютный приоритет (рис. 3).

ня развития транспортной системы России: диспропорции в темпах и масштабах развития разных видов транспорта; недостаточное развитие существующей транспортной инфраструктуры, наиболее остро проявляющееся в несоответствии уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки, в резком сокращении числа региональных и местных аэропортов, а также в наличии многочисленных "узких мест" на стыках отдельных видов транспорта; территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры.

Наиболее существенны различия между европейской частью России, с одной стороны, и районами Сибири и Дальнего Востока -сдругой. Различия между регионами в части транспортной обеспеченности становятся недопустимыми. Более шести субъектов Российской Федерации не имеют железнодорожного сообщения с другими регионами страны. В связи с ростом транспортных та-

П

, I

7 \

Рисунок 3 - Схема основных транзитных континентальных транспортных коридоров [2; 3]

рифов в последние годы возникли определенные ограничения транспортно-экономи-ческих связей. Из-за высокой транспортной составляющей снижается конкурентоспособность отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Ослабление связей между регионами Российской Федерации подрывает ее единство, снижает экономическую безопасность страны [5].

Приоритетной проблемой остается совершенствование нормативно-правового обеспечения развития транспортной системы и рынка транспортных услуг, включая создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества транспортных услуг, обеспечения мобилизационной подготовки транспортных организаций и выполнения

ими военно-транспортной обязанности, развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором, а также определения приоритетных сфер применения этих механизмов на транспорте [6].

Уровень транспортной инфраструктуры большинства регионов не превышает индекса 5, что обозначает «существенный разрыв в развитии транспортной инфраструктуры регионов-лидеров и остальных. В частности, среднее значение «транспортного» индекса по стране - 3,24, у 71 региона из 85 показатель находится в границах 2,5-3,5» [7] (рис. 4).

Рисунок 4 - Индекс развития транспортной инфраструктуры России [7]

Дисбаланс транспортной инфраструктуры объясняется как невысокой плотностью населения ряда регионов, так и локальным местоположением добывающей промышленности и неосвоенными территориями. Так, в Сибирском и Дальневосточном феде-

ральных округах уровень плотности населения составляет 3,8 и 1 человек на кв. км против 60,4 человек на кв. км в Центральном федеральном округе. Вместе с тем для России актуальным является применение наземных видов транспорта, подходящих

Рисунок 5 - Уровень логистических организаций, в % [3; 4]

Рисунок 6 - Векторы развития транспортной системы на федеральном уровне

для использования и характеризующихся низкими издержками. Это обусловлено большой площадью страны, жесткими природными условиями и значительным числом перевозок тяжелых грузов, которые осуществляются на большие расстояния. «В настоящее время большинство российских и зарубежных организаций активно внедряют и используют разнообразные логистические продукты в управлении грузопотоками. Хозяйствующим субъектам, деятельность которых непрерывно связана с процессом транспортировки, в современных условиях в рамках обеспечения конкурентоспособности не обойтись без процессов автоматизации транспортной логистики с целью минимизации затрат. Для достижения этого активно применяются разнообразные системы управления транспортом (TMS, Transport Management System)» [4].

Система управления транспортом представляет собой автоматизированную платформу логистических бизнес-процессов в сфере транспортировки на предприятии. Преимуществами выступают: возможность планирования перевозок; осуществление заказов, исходя из оптимальной загрузки транспорта; возможность отслеживания и перенаправления рейсов; контроль бюджета перевозок на всех этапах реализации; расчет показателей эффективности перевозок и т. д. [3]

В целом систему управления транспортными перевозками целесообразно рассматривать в качестве логистической платформы, позволяющей предприятиям планировать, выполнять и оптимизировать физическое перемещение товаров, как входящих, так и исходящих, а также обеспечивать соответствие поставки требованиям и наличие нужной документации [4].

Перспективные направления развития транспортной системы представлены на рис. 6.

Приоритетными направлениями следует рассматривать увеличение пропускной способности опорной транспортной сети, ликвидацию разрывов и «узких мест»; транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых и др.

Таким образом, в России актуально использование наземных видов транспорта, пригодных для практики и отличающихся низкой себестоимостью. В целом систему управления транспортом следует рассматривать как логистическую платформу, которая позволяет предприятиям планировать, выполнять и оптимизировать физическое перемещение товаров, а также обеспечивать соответствие поставок предъявляемым требованиям.

Список литературы

1. Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств - членов / под ред. А. К. Мусина, А. В. Ди-янского. 2019. 24 с.

2. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики сентябрь. 2019. № 53. 28 с.

3. Карамин В. М. Проблемы транспортной логистики в России // Экономические науки. 2016. № 57. С. 3.

4 Ковалева И. В. транспортно-логистическая деятельность в экономике региона // Индустриальная экономика. 2021. № 5(6). С. 543-550.

5. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие единого транспортного пространства Российской Федерации. URL: https://infraone.ru/analitika/ Index_razvitiia_infrastruktury_Rossii_Infra ONE_ Research.pdf (дата обращения: 04.07.2022).

6. Пояснительная записка к проекту федерального закона № 1108207-6 "О транспортной доступности в Российской Федерации. URL: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 04.07.2022).

7. Транспортная система России: современное состояние и проблемы развития. URL: http:// www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/transportnaja-sistema-rossii-sovremennoe-sostojanie-i-problemy-razvitija.html (дата обращения: 11.06.2022).

8. Индекс развития инфраструктуры России. URL: https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_infrastruktury_ Rossii_InfraONE_Research.pdf (дата обращения 12.07.2022).

References

1. Analysis of existing international transport corridors passing through the territories of the Member States / edited by A. K. Musin, A.V. Diyansky. 2019. 24 p.

2. Bulletin on the current trends of the Russian economy September. 2019. No. 53. 28 p.

3. Karamin V. M. Problems of transport logistics in Russia. Economic sciences. 2016. No. 57. p. 3.

4. Kovaleva I. V. transport and logistics activity in the economy of the region. Industrial Economy. 2021. No. 5(6). pp. 543-550.

5. The main factors influencing the development of the unified transport space of the Russian Federation. URL: https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_infrastruktury_ Rossii_Infra ONE_Research.pdf (accessed 04.07.2022).

6. Explanatory Note to the draft Federal Law No. 1108207-6 "On Transport Accessibility in the Russian Federation. URL: http://ivo.garant.ru (accessed: 04.07.2022).

7. Transport system of Russia: the current state and problems of development. URL: http://www.strategplann. ru/stati-po-ekonomike/transportnaja-sisteiria-rossii-sovremennoe-sostojanie-i-problemy-razvitija.html (accessed: 11.06.2022).

8. Index of infrastructure development of Russia. URL: https://infraone.ru/analitika/Index_razvitiia_

infrastruktury_Rossii_InfraONE_Research.pdf (accessed 12.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.