Научная статья на тему 'Развитие транспортно-экспедиционной деятельности предприятий с позиции клиентоориентированного подхода'

Развитие транспортно-экспедиционной деятельности предприятий с позиции клиентоориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2684
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ / СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородулина Светлана Анатольевна, Логинова Наталья Анатольевна

В статье показана актуальность перехода на принципы клиентоориентированного подхода при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, дается характеристика особенностей клиентоориентированного подхода в управлении предприятиями на рынке транспортных услуг. Рассмотрен механизм развития транспортной экспедиции и обосновываются способы реализации целей развития предприятий данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business development forwarding activity enterprises with position customer-oriented approach

The article describes the relevance of the transition to the principles of client-oriented approach in forwarding activities, describes the features of the client-oriented approach in the management of enterprises in the transport market. Describes the mechanism of the development of freight forwarding and justified means of achieving the goals of the enterprises in this field.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортно-экспедиционной деятельности предприятий с позиции клиентоориентированного подхода»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 656.07

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОЗИЦИИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

С. А. Бородулина1, Н. А. Логинова2 1Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург).

2Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация. В статье показана актуальность перехода на принципы клиентоориентированного подхода при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, дается характеристика особенностей клиентоориентированного подхода в управлении предприятиями на рынке транспортных услуг. Рассмотрен механизм развития транспортной экспедиции и обосновываются способы реализации целей развития предприятий данной сферы.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционная деятельность, клиентоориентированность, механизм развития, способы реализации

стратегических целей.

Введение

В настоящее время достаточно перспективным и бурно развивающимся видом услуг является сфера грузовых перевозок и связанная с ней транспортная экспедиция. Современные требования грузовладельцев, высокий уровень конкуренции и взаимоотношения с внешней средой вынуждают компании транспортной отрасли к поиску новых инструментов и путей развития, использованию новых подходов для привлечения и удержания клиентов. В последнее время эта проблема становится все более актуальной. Это определило предмет настоящего исследования, к которому отнесены способы и направления развития транспортно-экспедиционной деятельности (ТЭД) с позиции клиентоориентированного подхода,

разрабатываемого в настоящее время активно целым рядом исследователей [3,5,6,7,8].

Потребность в развитии рынка транспортно-экспедиционных услуг очевидна. Не только уровень затрат, но и качество предлагаемых услуг (даже базовых) не соответствует текущим потребностям компаний и задачам развития страны. Целью данного исследования является

формирование элементов механизма развития ТЭД предприятий, основывающихся на платформе клиентоориентированного подхода, связанного с формированием новой

логики взаимоотношений с клиентом. Актуальность рассматриваемой темы исследования связана с необходимостью разработки новых инструментов и подходов для привлечения клиентов в сфере транспортной экспедиции.

Способы исследования проблемы

Традиционно, транспортно-экспедиционные предприятия (ТЭП) под клиентом понимают грузовладельца-грузоотправителя. Однако, при использовании в ТЭД

клиентоориентированного подхода, на наш взгляд, к клиентам ТЭП следует относить как грузовладельцев, так и перевозчиков, для которых данные предприятия оказывают, в том числе и посреднические услуги по поиску отправителя грузов, погрузке, разгрузке, перегрузке и организации доставки [1].

В настоящее время довольно большое внимание в развитии крупных и средних компаний уделяется вопросу

«клиентооринтированности», ведется

дополнительная работа по отслеживанию изменений потребностей клиентов, уделяется серьезное внимание повышению качества услуг. В рамках данной статьи под клиентоориентированностью понимается способность ТЭП создавать дополнительный поток клиентов и дополнительную прибыль за счет глубокого понимания и удовлетворения их потребностей. На наш взгляд,

преимущества клиентоориентированного подхода в управлении ТЭД выражаются в повышении конкурентных преимуществ предприятий, соблюдении баланса интересов ТЭП и удовлетворенности клиентов их услугами, в повышении управляемости

предприятием, а в ряде случаев, в снижении затрат. Показатели, комплексно

характеризующие деятельность ТЭП в рамках клиентоориентированного подхода, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели, определяющие деятельность ТЭП

Показатель / параметр Характеристика факторов, определяющих показатели ТЭД

Услуга Вид и набор услуг, предоставление гарантий, наличие дополнительного сервиса, сохранность груза, экономичность доставки, быстрота доставки, удобство пользования комплексом услуг

Цена Уровень тарифов и маржи экспедитора, способы оплаты, система льгот и бонусов, условия кредитования. Прибыльность маршрута, автомобиля, прибыльность по видам перевозок и пр.

Распределение Местоположение, каналы распределения и их количество, возможность заказов через Интернет

Продвижение Реклама, PR-мероприятия, стимулирование сбыта, лояльность клиентов

Персонал Уровень квалификации, компетентность, мотивация, стимулирования труда, культура обслуживания

Ресурсы Имидж, фирменный стиль, бренд, наличие собственного подвижного состава, тип транспортных средств, их техническая готовность, деловые связи и взаимоотношения с перевозчиками

Использование данных показателей в контроле достигнутых результатов ТЭП и в планировании будущего развития предприятий данной сферы услуг позволит использовать описанные выше преимущества клиентоориентированного подхода в управлении.

В таблице 2 приведен пример распределения показателей,

характеризующих ТЭД предприятия, оказывающего как транспортные услуги, так и услуги транспортной экспедиции, по разным уровням управления и контроля.

Таблица 2 - Контролируемые параметры в управлении ТЭП

Уровень управления Показатель, контролируемый на данном уровне

Верхний уровень управления (директор, зам. директора, коммерческий директор) Прибыль по видам перевозок. Прибыль по направлениям перевозок. Доля времени простоя в общем времени работы парка. Количество заявок, выполненных в срок и пр. Уровень лояльности клиентов.

Операционный уровень управления (менеджер, диспетчер, водители и пр.) Прибыльность автомобиля, прибыльность маршрута (заказа), процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности, аварийность в пути, срок доставки груза. Прибыльность ремонтного оборудования (часа работы) и пр.

Система ключевых показателей результативности транспортно-экспедиторской деятельности, описанная в статье, должна быть многоуровневой. На операционном уровне должны применяться контролируемые параметры, которые напрямую влияют на показатели верхнего уровня и дают понимание причин возникших проблем.

К типичным проблемам экспедитора можно отнести следующие:

• высокий уровень комиссии (маржи экспедитора в цене транспортировки);

• неадекватные способы оплаты услуг клиентов, приводящие к образованию дебиторской задолженности большого объема и срока погашения;

• неадекватное взаимодействие экспедитора с клиентом;

• отсутствие скоординированных действий между отдельными подразделениями ТЭП;

• отсутствие или ограничение места для хранения грузов;

• ограниченность собственного парка транспортных средств, приводящая к необходимости аутсорсинга части услуг, что в ряде случае ведет к снижению ответственности перевозчиков и в целом снижению качества транспортных услуг;

• нежелание экспедиторов работать с перевозками, предполагающими

необходимость решения возникающих в ходе доставки проблем;

• несвоевременное информирование о дислокации и техническом состоянии транспортного средства и перевозимого груза, зависимость от внешнего сюрвейера.

Часто основной проблемой рынка транспортных услуг является высокие цены

экспедиторов на услуги, которые составляют 15-25 % цены фрахта, это делает заведомо низкорентабельной либо убыточной работу, в первую очередь, мелких компаний-перевозчиков. Для иллюстрации такой проблемы, к примеру, рассмотрим типичные маршруты доставки грузов перевозчиками Санкт-Петербурга (Спб.):

б) СПб - Финляндия (приграничная) - Москва - Петрозаводск --Финляндия (приграничная) - Москва - СПб. Рис. 1. Схема рассматриваемых маршрутов доставки грузов

Примерные цены фрахта по указанным маршрутам и комиссия экспедитора (в среднем 15%) приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Цены фрахта и комиссии ТЭП (тыс.руб.)

Показатель Маршрут №1 Маршрут №2

1. Фрахт Спб-Финляндия порожний порожний

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%)

2. Фрахт Финляндия - Москва 60 60

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%) 9 9

3. Фрахт Москва-Санкт-Петербург 24 порожний

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%) 3,6

4. Фрахт Москва-Петрозаводск 35

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%) 5,3

5. Фрахт Петрозаводск-Финляндия порожний

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%)

6. Фрахт Финляндия-Москва 60

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%) 9

7. Фрахт Москва-Санкт-Петербург порожний

Средняя комиссия экспедиторов на рынке (15%)

Итого фрахт за весь маршрут, тыс.руб. 84 155

Итого комиссия экспедитора, тыс.руб./% 12,6 (15%) 23,3 (15%)

Как было отмечено ранее, управление качеством транспортно-экспедиционного обслуживания является приоритетным направлением менеджмента предприятия, базирующегося на клиентоориентированном

подходе. Цикл управления качеством услуги должен быть замкнутым и превращать «петлю качества» в «спираль», как это представлено у автора [4] и приведено на рисунке 2.

Маркетинг

(выявление требований и ожиданий потребителей)

/

Корректировка качественных параметров транспортно-экспедиционных услуг

N

Планирование транспортно-экспедиционных услуг

Анализ выполненной услуги (оценка качества) и формирование управленческого воздействия

\

Оказание транспортно-экспедиционных услуг

/

Контроль процесса оказания услуги (контроль качества)

Рис. 2. Цикл управления качеством транспортно-экспедиционного обслуживания

Результаты исследования

Учитывая результаты проведенного исследования рынка транспортно-экспедиционных услуг, факторов,

воздействующих на него и возникающих на современном этапе его развития проблем, в

данной статье сформулированы основные направления развития ТЭД, базирующиеся на реализации в данных компаниях клиентоориентированного подхода. На рисунке 3 представлены цели, методы и средства их достижения.

Рис. 3. Направления реализации клиентоориентированного подхода при формировании мероприятий по развитию ТЭД

К мероприятиям по улучшению контролируемых параметров можно отнести следующие: контроль качества доставки грузов экспедитором, внесение в договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг пункта обязательного страхования груза перевозчиком при предоставлении ему бонусов на услугу (тем самым снижая собственную маржу), что повысит лояльность клиентов, и ТЭП может повысить

собственную результативность за счет прироста объемов выполненных услуг.

На рисунке 4 показан механизм управления ТЭД предприятия, который представляет собой составную часть системы развития предприятия, включающую анализ факторов, а также обеспечивающую воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности в изучаемой сфере.

Рис. 4. Механизм развития ТЭД предприятия

В представленной схеме особое внимание уделяется таким направлениям развития ТЭД, как технологическое, техническое, развитие персонала и технологий предоставления услуг. Среди мер технического и технологического развития ТЭП, к примеру, может быть рассмотрено обновление либо модернизация парка транспортных средств, улучшение системы закупок ремонтных материалов, что повысит уровень технической готовности парка, сократит вероятность простоев, связанных с поломками, улучшит качество услуг, с генерирует прирост объемных показателей и прибыльности. Кроме того, могут быть использованы «современные управленческие технологии, например, реинжиниринг бизнес-процессов ТЭП» [2]. Также в компании может быть разработана система установления бонусов основным клиентам

(грузовладельцам) в виде скидки, зависящей от объемов перевозок. Кроме того, может быть рассмотрен вариант предоставления скидок тем перевозчикам, которые заключили договор страхования груза, что также позволит улучшить качество перевозок и добиться повышения лояльности клиентов. Для оценки лояльности клиентов ТЭП может использовать индекс NPS (Net Promoter Score)), что также позволит осуществлять развитие ТЭД в рамках

клиентоориентированного подхода.

Заключение

Использование механизма реализации клиентоориентированного подхода и разработанных направлений развития ТЭД в деятельности предприятий данной сферы позволит достичь высоких результатов функционирования и обеспечить выполнение требований клиентов. При этом необходим регулярный мониторинг выполненных заказов, выявление проблем и ошибок, устранение недочетов в работе транспорта.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бородулина, С. А. Управленческие технологии на рынке грузовых автотранспортных услуг: монография / С. А. Бородулина, Н. А. Логинова - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 256 с.

2. Бородулина, С. А. Реинжиниринг бизнес-процессов автотранспортного предприятия как инструмент технологической и управленческой модернизации / Вестник ИНЖЭКОНа, №5 (40) серия Экономика. - СПб.:СПбГИЭУ, 2010 - С. 225229.

3. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудок. -М.: Изд-во Торговый дом «Гранд», 2002. - 512 с.

4. Мальцева, М. В. Управление качеством транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых перевозок: автореф. дис. ... канд. экон. наук / М. В.Мальцева; ГУУ 08.00.05. - М.: 2007. - 23 с.

5. Прахалад, К. К. Управление взаимоотношениями с клиентами. Как использовать потребительский опыт / К. К. Прахалад, В. Рамасвами. - М.: АльпинаБизнес Буккс, 2007. - 12c.

6. Челенков, А. Клиеноориентированный подход в маркетинге взаимоотношений / А. Челенков, Т. Сонина. // Маркетинг. - 2012. - № 1. -C. 34-47.

7. Berry L Relationship Marketing for Competitive advantage (Oxford: Butterworth-Heinemann, 2000).

8. Lusch Rand Vargo S., Service-Dominant Logic: Continuing the Evolution, Journal of the Academy of Matketuing Science, 36 (Spring), 2008, 1-10.

DEVELOPMENT OF SHIPPING AND FORWARDING ACTIVITY OF ENTERPRISES AT POSITION OF CUSTOMER-ORIENTED APPROACH

S. A. Borodulina, N. A. Loginova,

Abstract. The author describes the relevance of transition to the principles of client-oriented approach in implementing shipping and forwarding activity, the peculiarities of the client-oriented approach in management of enterprises in transport market. The author describes the mechanism of transport forwarding's development and justifies the means of achieving goals of the enterprises' development.

Keywords: shipping and forwarding activity, customer-oriented approach, development mechanism, means for achiveing strategic goals.

References

1. Borodulina S.A. Loginova N.A. Upravlencheskie tehnologii na rynke gruzovyh avtotransportnyh uslug. Monografija [Management technologies in the market of cargo transportation services. Monograph]. St. Petersburg, SPbGIJeU, 2011. 256 p.

2. Borodulina S. A. Reinzhiniring biznes-processov avtotransportnogo predprijatija kak instrument tehnologicheskoj i upravlencheskoj modernizacii [Reengineering business process of a motor transport company as a tool of technological and management modernization]. Vestnik INZhJeKONa serija Jekonomika, no 5 (40), SPb.:SPbGIJeU, 2010 . pp.225-229.

3. Gembl P., Stoun M., Vudok N. Marketing vzaimootnoshenij s potrebiteljami [Relationship marketing with customers]. Moscow, Izd-vo Torgovyj dom Grand, 2002.

4. Mal'ceva M. V. Upravlenie kachestvom transportno-jekspeditorskogo obsluzhivanija vneshnejekonomicheskih perevozok: avtoref. diss. kand. jekon. nauk, [Quality management of shipping and forwarding service of foreign trade shipments]. 2007.23 p.

5. Prahalad K. K. Ramasvami V. Upravlenie vzaimootnoshenijami s klientami. Kak ispol'zovat' potrebitel'skij opyt [Customer Relationship Management. How to use consumer experience]. Moscow, Al'pinaBiznes Bukks, 2007. 12 p.

6. Chelenkov A., Sonina T. Klienoorientirovannyj podhod v marketinge vzaimootnoshenij [Customer-oriented approach to relationship marketing]. Marketing, 2012, no 1.

7. Berry L Relationship Marketing for Competitive advantage (Oxford: ButterworthHeinemann, 2000).

8. Lusch Rand Vargo S., Service-Dominant Logic: Continuing the Evolution, Journal of the Academy of Matketuing Science, 36 (Spring), 2008, 110.

Бородулина Светлана Анатольевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - доктор экономических наук, доцент, профессор НИИ ВШЭ в Санкт-Петербурге, департамент Логистики и управления цепями поста. (190008 г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16, e-mail: piter00000@mail. ru)

Логинова Наталья Анатольевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - доктор экономических наук, доцент; доцент кафедры Управления транспортными системами Санкт-

Петербургского государственного

экономического университета, (191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21, e-mail:loginova. 79@mail.ru)

Baradulina Svetlana (Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia) - Doctor of Economics, Associate Professor, School of Economics Research Institute in St. Petersburg, Department of logistics and supply chain management post. (191023, St. Petersburg, ul. Union printers, etc., d. 16, e-mail: piter00000@mail.ru)

Natalia A. Loginova (Russian Federatuon, Saint-Petersburg, Russia) - doctor of economics, associate Professor; Associate Professor of Department of Transport Systems, St. Petersburg State University of Economics (191023, St. Petersburg, ul. Garden, 21, email: loginova. 79@mail.ru)

УДК 658.15:622.276

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ

И. В. Буренина, Г. Ф. Хасанова ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа, Россия

Аннотация. В статье представлена методика выбора оптимальной стратегии развития нефтесервисной компании и построения ее корпоративного профиля. Рассмотрены варианты стратегий внешнего и внутреннего роста, а также алгоритм выбора оптимального варианта развития исходя из текущего состояния компании и рыночной конъюнктуры.

Ключевые слова: корпоративный профиль, нефтесервисная компания, система показателей, стратегические альтернативы, категория, рейтинг.

Введение

В настоящее время в условиях глобализации и усиление конкуренции для компаний, работающих на рынке нефтесервисных услуг, актуальным является вопрос выбора стратегии развития. Ситуация существенно осложняется тем, что сегодня основная тенденция на рынке - рост доли иностранных компаний в связи с недостаточной конкурентоспособностью отечественных, и общий тренд - укрупнение, консолидация активов [3,4,7]. Таким образом, отечественные компании вынуждены осуществлять поиск новых путей повышения эффективности деятельности и развития конкурентных преимуществ [1].

Методика выбора оптимальной стратегии развития нефтесервисной компании

Для выбора оптимальной стратегии развития нефтесервисной компании и построения ее корпоративного профиля исходя из текущего состояния компании и рыночной конъюктуры, предлагается использовать следующую методику.

Начальным этапом является

ранжирование всех компаний, действующих на рынке нефтесервисных услуг, на три категории в зависимости от их вводных параметров: компании с высоким, средним и низким рейтингом. Вводные параметры

характеризуют деятельность компании в целом, и к ним относятся: текущее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.