Научная статья на тему 'Развитие торговых сетей Украины'

Развитие торговых сетей Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ТОРГОВАЯ СЕТЬ / РОЗНИЦА / RETAIL MARKET / SALES NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсаф Аб Абди Алсулаиман

Представлен анализ развития торговых сетей Украины за период с 2008 по 2010 гг. Доказано, что развитие торговых сетей в Украине в послекризисный период происходит в целом с нарастающими темпами. Для иностранных операторов Украина снова становится привлекательным объектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of trade networks in Ukraine

The analysis of the development of trade networks in Ukraine for the period from 2008 to 2010. Proved that the development of trade networks in Ukraine after the crisis occurs in general with increasing rate. For foreign operators, Ukraine is once again becoming an attractive target.

Текст научной работы на тему «Развитие торговых сетей Украины»

Висновки. Наведена схема вщображае Bei внутрiшнi процеси на pi3Hm рiвнях прийняття iнвестицiйних рiшень. Bei внутршш елементи е взаемопов'язаними та вщображають не лише процес управлшня портфелем цiнних паперiв загалом, але й характеризують кожен етап його формування.

В подальшш перспективi е наукове обгрунтування структури, функцiй, засобiв оргашзацп та створення системи процесу управлшня портфелем цшних паперiв, що забезпечувала б рацiональне та ефективне використання всiх ресурсiв управлiння. Для досягнення ще! мети потрiбно вирiшити три основш завдання: аналiз систематизацп процеав структуризацп портфеля цiнних паперiв; шляхи формування рацiональних структур портфеля; розробка методолопчно! основи з використанням математичного апарату для аналiзу та моделювання ситуацiй

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ

1. Пономаренко В.С. Моделювання поведшки iнвестора на фондовому ринку./ В.С. Пономаренко, О.В. Раевнева, К.А. Стрижиченко -Харшв: ВД „1нжек" - 2004. - 264с.

2. Резго. Г.Я. Современные технологии биржевого рынка./ Г.Я. Резго, Е.Р. Храмцова - М: „Феникс". - 2004. - 192с.

3. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией. / М.И. Самогородская // Менеждмент. - 2003. - №5. - С.29 - 36.

4. Самогородская М.И. Управление инвестициями. / М.И. Самогородская В.Г. Преображенский - Воронеж: ВГТУ - 2002. — 164 с.

5. Уманцев Ю. Мiжнародне портфельне швестування в контексп фшансово! глобалiзацil. / Ю.Уманцев, В. £мець // Вюник НБУ. - 2008. - №9 (149). - С. 26 - 34.

Аннотация. В статье приведен методический подход к осуществлению процесса управления портфелем ценных бумаг стратегического инвестора.Обозначенные сущность и содержание таких понятий как: цель управления, факторы управления, методы воздействия на факторы управления, ресурсы управления, инструменты управления, объект управления, среда управления и их взаимосвязь.Результатом исследования является схема осуществления управления портфелем ценных бумаг учитывая как внешние, так и внутренние факторы воздействия, с учетом всех вышеперечисленных элементов управления.

Ключевые слова: фондовый рынок, портфель ценных бумаг, процесс управления.

Summary.. In this article the methodology of securities portfolio management is represented. Also there are described the substance and the content of such conceptions as: management target, management resources, instruments of management, management objects, external condition of management and their interrelation. As a result of research the scheme of securities portfolio management is given. This scheme also consider internal and external factors of influence with all mentioned earlier management elements.

Keywords: stock market, portfolio of securities, managerial process.

Рецензент к.е.н., доцент УкрДАЗТПрохороваВ.В. Експерт редакцшног колегп к.е.н., доцент УкрДАЗТ Токмакова 1.В.

УДК 339.371

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ УКРАИНЫ

Юсаф Аб Абди Алсулаиман, аспирант (ХНУПТ)

Представлений анализ розвитку торгових мереж Украт за перюд з 2008 по 2010 рр.. Доведено, що розвиток торговельних мереж в Украту в тслякризовий перюд вгдбуваеться в цшому з наростаючими темпами. Для тоземних операторгв Украши знову стае привабливим об'ектом. Ключовi слова: ринок, торговельна мережа, роздрiб.

Актуальность темы исследования. Для в Украине в посткризисных условиях характерно современного этапа развития рыночной экономики динамичное развитие торговли. Торговле присуща

© Юсаф Аб Абди

Алсулаиман Вкник економжи транспорту i промисловост № 34, 2011

421

наибольшая восприимчивость. Она всегда чутко реагирует на изменение потребностей населения и бизнеса. Роль торговли в экономике страны и регионов все время возрастает. Усиливаются процессы интернационализации торговой деятельности. Растет вклад сферы торговли в валовой национальный и региональный продукты. Непрерывно расширяется ассортимент предлагаемых товаров. Обеспечивается удовлетворение растущих и все более разнообразных потребностей различных слоев населения. Внедряются многообразные форматы торговли. Сказанное обусловливает значимость исследований торговли и ее наиболее развитой формы - торговых сетей.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами. Объект исследования настоящей статьи - розничные торговые сети, действующие на территории Украины. Проблема состоит в определении пространственно-временного состояния торговых сетей Украины.

Анализ последних достижений и публикаций. Приоритет исследований в области развития розничных торговых сетей в развитой рыночной экономике принадлежит зарубежным

Пространственно-временное ра

авторам. К ним можно отнести: Б. Вейтца, С. Уолтона, Ф. Гуияра, Ф. Янсена, М. Леви, Г. Мине, Д. Шнайдера, Д. Арчера, Кристенсена, М. Рейнора, Д. Н. Сулла и др. В Украине аналогичными проблемами занимаются: Н. Голошубова, И. Бланк, И. Бергер, Л. Лигоненко, Е. Воронова, И. Корольков, И. Сорока, А. Мизрухина, Л. Шайгородская, В. Точилин и др.

Нерешенная часть проблемы -определение тенденций развития торговых сетей Украины.

Цель статьи - определить современные тенденции развития крупнейших торговых сетей Украины.

Основная часть. Состояние крупнейших торговых сетей Украины на 2009 год представлено в [1]. Анализ показывает, что в Украине действуют два явных лидера. Это сети «АТБ-маркет» и «Fozzy Group»: 372 и 298 торговых точек. При этом по областям покрытия «Fozzy Group» значительно опережает «АТБ-маркет»: 24 и 14 областей соответственно.

Как следует из табл. 1, по темпам роста «АТБ-маркет» находится далеко впереди «Fozzy Group»: 27 % против 5%.

Таблица 1

итие торговых сетей Украины. *

№ п/п Сети Темпы прироста (2009 к 2008), % Процент открытия торговых точек, % Процент покрытия областей, %

1 2 3 4 5

1 АТБ 27 22 52

2 Сшьпо, Фора, Фозз^ Буми-маркет 5 5 89

3 Фуршет -3 5 78

4 Вопак, Пакко 1 3 37

5 Фреш, Арсен, Квартал, Союз, Fresh-Market 722 100 41

6 Брусниця 79 47 19

7 ЕКО-маркет 3 13 52

8 Наш Край, Наш Край-экспресс -5 40 48

9 Велика Кишеня, Просто маркет -8 2 67

10 Рукавичка 43 30 4

11 Rainford 207 67 15

12 Плюс 18 15 7

13 Таврия-В, Космос 0 0 15

14 SPAR -9 24 26

15 Добрый купец - 100 22

16 Metro 9 8 56

17 Абсолют (Луганск) 14 16 11

18 Амстор 4 4 19

19 Барвшок 4 4 11

20 Эконом-плюс 14 13 7

21 Копшка 0 9 7

22 Колiбрiс, Наш 0 5 22

23 Фаворит -37 0 4

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

24 Billa 36 26 37

25 Торговий свгг, Ровекс 6 11 11

26 Полагросервис 21 18 4

27 Економ, Бакалiя 0 0 7

28 Обжора (Одесса) 15 13 4

29 Виртус 17 14 7

30 Марс 0 0 7

31 Обжора (Донецк), Gourmet 17 14 4

32 Абсолют (Черкассы) -7 0 4

33 555 0 15 7

34 Корона, Грош, К-Маркет 0 8 4

35 Седам -8 0 4

36 Дигма 22 18 4

37 Novus - 100 11

38 БиМаркет 22 27 4

39 Аликон-маркет 0 9 4

40 Таргет 0 0 4

41 Колос 67 40 4

42 Шара 0 0 4

43 Пан-маркет - 100 4

44 Островок -33 0 4

45 Varus -76 25 11

46 Капи 0 0 4

47 Оскар 33 25 4

48 Арбат 0 0 4

49 ЮСИ 0 0 7

50 Ярославна 33 25 4

*Рассчитано автором на основе [1]. На рис. 1 представлены первые четырнадцать крупнейших продуктовых сетей Украины.

Рисунок 1 - Распределение первых четырнадцати сетей по количеству магазинов Анализ рис. 1 показывает, что все сети однозначно представлены двумя группами: две крупные,

насчитывающие порядка 300-400 супермаркетов; все остальные, размером до 100 супермаркетов.

На рис. 2 представлена структура рынка крупнейших торговых сетей, действующих в Украине по состоянию на 2009 г.

Анализ табл. 2 показывает, что в Украине преобладают торговые сети, реализующие продукты питания и бытовую технику.

В среднем продуктовые сети охватывают 48% из всех торговых сетей, сети бытовой техники — 32%, мебельных магазинов — 15%, сети смешанного типа и строительных материалов — по 3%.

Анализ рис. 2 позволяет сделать вывод, что лидерами рынка являются три продовольственных ритейла. Это - ООО «АТБ-маркет», ЗАО «Фоззи» и ЗАО «Фуршет». Они занимают 41% рынка.

В табл. 2 представлена структура торговых сетей в зависимости от типа продукции.

В Украине самой большой торговой сетью является Fozzy с 280 магазинами, расположенными во всех регионах. Большинство торговых точек работают под вывесками «Сильпо» и «Фора». На втором месте по количеству магазинов днепропетровская сеть «АТБ-маркет», которая насчитывает 258 точек.

Однако по темпам развития сетей Fozzy значительно отстает от «АТБ-маркет». В 2007 г.

Рисунок 2 - Доля крупнейших торговых сетей, действующих в Украине по состоянию на 2009 г.

Таблица 2

Магазины торговых сетей (по типам) [3]

№ п/п Тип торговой сети Количество %

1 Продукты питания 861 48,37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Бытовая техника 564 31,69

3 Строительные материалы 45 2,53

4 Мебель 263 14,78

5 Смешанный тип 47 2,64

Всего 1780 100

Fozzy открыла всего три торговые точки, в 2008-м — ни одной. В то время как «АТБ-маркет» за 2008 г. открыла примерно 41 магазин. Застой в развитии сетей группы Fozzy может обернуться для нее потерей лидирующей позиции на рынке.

На сегодняшний день наиболее насыщены торговыми сетями такие области: Киевская (16%), Днепропетровская (15%) и Донецкая (10% от всех регионов Украины).

Конкуренцию торговых сетей в Украине можно назвать умеренной. Такой показатель, как плотность магазинов торговых сетей (охват на душу населения), в Украине еще далек от среднеевропейских норм, хотя по этому показателю Украина уже обогнала Болгарию, Румынию и Россию.

В настоящее время многие ритейлеры вынуждены корректировать свои стратегии развития компаний. В основном это происходит из-за ужесточения кредитной политики банков. Раньше финансовые проблемы решались путем рефинансирования старых кредитов новыми финансовыми потоками. Теперь же компаниям, которые не в состоянии обеспечивать обслуживание долговых обязательств, придется нелегко. Многие сети пытаются решить эту проблему, покрывая расходы по кредитам за счет использования средств от операционной деятельности, а это еще больше усугубляет ситуацию.

Кризис ликвидности на рынке заемных средств в Украине отразился на развитии многих торговых сетей. Почти все ритейлеры либо приостановили, либо значительно уменьшили темпы своего развития. На сегодняшний день многие компании стараются открыть максимальное количество новых магазинов на ранее арендованных или приобретенных ими площадях, поскольку это позволит получить от них хоть какую-то прибыль.

Особую нехватку финансовых ресурсов имеют те операторы рынка торговых сетей, которые в последнее время агрессивно расширяли свои торговые площади. Они поставили перед собой задачу увеличить количество площадей за счет открытия новых точек и нарастить обороты.

Топ-10 продовольственных р

Однако в погоне за оборотом многие торговые сети не обращали внимания на рентабельность и прибыль своих новых магазинов.

По результатам исследования «Рейтинг: ТОП 75 торговых сетей FMCG Украины по количеству магазинов, 2010», выполненного компанией GT PartnersUkraine в первую пятерку рейтинга продовольственных ритейлеров по количеству магазинов на конец 2010 г., как сообщает AllRetail, попали компании:

1. «АТБ-маркет» - 443 магазина («АТБ»);

2. «Фоззи» - 323 магазина («Сшьпо», «Фора», «ФоззЬ», «Буми-маркет»);

3. «Фуршет» - 105 магазинов («Фуршет», «Народний»);

4. «Украинский ритейл» - 78 магазинов («Брусниця»);

5. «Евротэк» - 70 магазинов («Фреш», «Арсен», «Квартал», «Союз», «Fresh-Market») [2].

Бесспорным лидером по количеству открытых в 2010 году магазинов оказалась компания «АТБ-маркет» (Днепропетровск). За прошлый год эта сеть дискаунтеров пополнилась 71 торговой точкой. Главным конкурентом сети «АТБ» по признаку «количество магазинов» продолжает оставаться компания FozzyGroup (Киев), развивающая сети супермаркетов «Сшьпо», магазинов у дома «Фора» и гипермаркетов «Фоззи». За весь 2010 год этот ритейлер открыл 38 новых торговых площадок.

Первая десятка рейтинга FMCG ритейлеров Украины по количеству магазинов осталась неизменной по сравнению с 2009 годом (Табл. 4).

Скачок совершила лишь компания «Украинский Ритейл» (сеть магазинов «Брусниця»), впервые в своей истории попавшая в Топ-5 рейтинга. Благодаря активной экспансии на востоке Украины, этот ритейлер открыл в 2010 году 23 новых торговых точек. И потеснил с 4-ого места западноукраинского оператора «Пакко Холдинг». В первую десятку рейтинга впервые вошла также сеть «Барвинок» (Львов). Благодаря покупке магазинов компании «Ровекс» (Тернополь), она практически вдвое нарастила количество своих площадок в 2010 (Табл. 3).

Таблица 3

кйлеров Украины в 2010 году

Количество Количество

Место Компания Сети торговых точек, конец 2010 г. открытых в 2010 г. магазинов

1 2 3 4 5

1 ООО «АТБ-маркет» «АТБ» 443 71

«Сшьпо»,

2 ЗАО «Фоззи» «Фора», «ФоззЬ», «Буми-маркет» 323 38

Продолжение табл. 3

1 2 3 4 5

3 ЗАО «Фуршет» «Фуршет», «Народний» 105 8

4 ООО «Украинский Ритейл» «Брусниця» 78 23

5 ЗАО «Евротек» «Фреш», «Арсен», «Квартал», «Союз», «Fresh-Market» 70 0

6 «ПАККО-холдинг» «Вопак», «Пакко» 68 5

7 ООО «ЕКО» «ЕКО-маркет» 68 3

8 «VolwestGroup» «Наш Край», «Наш Край-экспресс» 68 20

9 ОАО «Квиза Трейд» «Велика Кишеня», «Просто маркет», «Велмарт», «№1» 52 6

10 ТзОВ ТВК «Львiвхолод» «Рукавичка» 41 2

11 «AbrisCapital» «Барвшок» 41 18

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Развитие торговых сетей в Украине в послекризисный период происходит в целом с нарастающими темпами.

Появляются новые операторы рынка. Преимущественно украинские.

Для иностранных операторов Украина снова становится привлекательным объектом.

Тенденциями развития торговых сетей Украины можно считать: консолидацию, глобализацию, специализацию.

Направлением дальнейших исследований является выявление инвестиционных особенностей развития торговых сетей Украины.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. http://www.prometr.com.ua/catego [Электронный ресурс] - назв. с экрана.

2. http://www.bagnet.org/news/rating/ [Электронный ресурс] - назв. с экрана.

3. http://promobux.ru/article/1000. htm [Электронный ресурс] - назв. с экрана.

Аннотация. Представлен анализ развития торговых сетей Украины за период с 2008 по 2010 гг. Доказано, что развитие торговых сетей в Украине в послекризисный период происходит в целом с нарастающими темпами. Для иностранных операторов Украина снова становится привлекательным объектом.

Ключевые слова: рынок, торговая сеть, розница.

Summary. The analysis of the development of trade networks in Ukraine for the period from 2008 to 2010. Proved that the development of trade networks in Ukraine after the crisis occurs in general with increasing rate. For foreign operators, Ukraine is once again becoming an attractive target.

Keywords: Retail Market, sales network.

Рецензент д.э.н., профессорХНУ им. Каразина Заборожный Г.В.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Якименко Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.