Научная статья на тему 'Развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста'

Развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузибаева Гульфара Сергалиевна

В статье анализируются проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста. Воспитание терпимости, гуманизма и доброты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кузибаева Г.С.

Кузибаева Гульфара Сергалиевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего

вида № 40, г. Одинцово

Аннотация: в статье анализируются проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста. Воспитание терпимости, гуманизма и доброты. Ключевые слова: толерантность, взаимопонимание, дошкольники.

Формирование толерантного отношения должно начинаться в дошкольном возрасте, поскольку сенситивный период формировании отношений человека к миру, к людям и себе закладывается именно в этот период. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. В современном мире проявление различных форм нетерпимости приобрело устрашающие масштабы и угрожает человечеству. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему - конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Эти и множество других фактов не оставляют сомнений в необходимости развития толерантных отношений уже с дошкольного возраста.

Несмотря на значительное количество исследований по данному вопросу, развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности изучено недостаточно, в связи с чем возникает ряд противоречий:

- между необходимостью развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста и недостаточной работой в этом направлении в процессе познавательной деятельности;

- потенциальными возможностями деятельности в развитии толерантных отношений у детей дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по ее организации.

Данные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: определение педагогических условий формирования толерантных отношений у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Проблема данного исследования актуальна в связи с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия, где особое значение приобретает Интернет - глобальная сеть.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная ее разработанность определили тему исследования: «Развитие толерантных отношений у детей дошкольного возраста».

Развитие толерантности у детей дошкольного возраста на данный момент является одной из приоритетных задач. Связано это с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего свободного развития личности. Формирование этого важного качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

В формировании толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем детстве, детском саду.

Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и родители и воспитатели должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка. По определению академика РАН В.А.Тишкова «Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [1].

На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок впервые - опыт доброты или жестокости (пусть даже пока еще не осознанный им), - не может не сказаться на дальнейшем становлении личности. Также нельзя забывать о том, что дошкольник, обладая огромной потребностью впитывать в себя любовь и внимание тех, кто его окружает, не обладает в той же степени потребностью отвечать на заботу заботой, на внимание вниманием. Между тем это не учитывается и далеко не всегда замечается. Родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности - все то, что мешает формированию таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость и толерантность.

Потребность в постоянном общении с товарищами, потребность в оценке со стороны взрослых, стремление быть лучшим и выполнять общественную работу - все это может стать основой развития толерантных отношений. Однако дети часто жалуются воспитателю, что другие дети им мешают. Это период, когда ребенок озабочен своими личными успехами и толерантность по отношению к другим детям проявляется слабо. И только систематическая работа воспитателя по налаживанию взаимодействия между членами детского коллектива дает положительные результаты.

Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики дошкольника удовлетворяется в первую очередь воспитателем. Он вводит ребенка в новую сферу и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них под влиянием воспитателя в совместной деятельности у дошкольника появляется способность к сопереживанию. Но воспитатель должен помнить, что мало вызвать у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, необходимо, чтобы эти чувства влияли на поступки, поведение ребенка и стали одним из звеньев его нравственного опыта. Очевидно, что при воспитании толерантных отношений необходимо учитывать ограниченность жизненного опыта дошкольников. Для этого важно использовать опыт реальных встреч с определенными жизненными ситуациями, создавать в группе обстановку взаимоуважения, эмоциональной отзывчивости к переживаниям других, требовательности во взаимоотношениях (помощь товарищу, порицание плохого поступка), а также уметь вызывать переживания на основе образов представления и воображения. Так, например, чтобы у дошкольника возникла неприязнь к жестокости, подлости, бездушию, «не обязательно проводить его через соответствующую негативную практику». Следует тщательно подготовить его эмоциональное восприятие, его сопереживание мультфильма, художественного произведения, театральной пьесы. В силу этого при чтении литературных произведений можно использовать косвенное воздействие, которое может дать большой эффект благодаря защитным барьерам, иногда возникающим при прямом воздействии.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом воспитания толерантности: интенсивнее происходит процесс общего развития личности; изменяется соотношение нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования

45

самоконтроля, сознательной регуляции своего поведения. Бурно идет формирование неповторимых черт личности, ее индивидуальности; дети могут разносторонне отражать психические свойства других людей на основе собственного опыта взаимодействия с ними, могут считаться с желанием, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что развитие толерантных отношений не ограничивается усвоением смысла понятия «толерантность». Оно состоит в том, чтобы обучить детей дошкольного возраста способам поведения и реагирования, которые не наносят вред другому, чтобы утвердить эти способы поведения в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в тех общественных механизмах, которые определяют и формируют отношения между людьми.

Подводя итог, приходим к выводу, что толерантные отношения - это интегративное комплексное проявление набора гуманистических качеств: гуманизма, человеколюбия, доброжелательности, приветливости, доброты, благородства, душевности, жалости, чуткости, тактичности, уважения и доверия к людям, причем, особое место среди всех качеств отводится уважению.

Формирование толерантных отношений у детей дошкольного возраста есть целенаправленный, организованный и контролируемый процесс. Толерантные отношения у дошкольников - это интегративное комплексное проявление наборов гуманистических качеств: гуманизм, человеколюбия, доброжелательности, приветливости, доброты, благородства, душевности, жалостливости, чуткости, тактичности, уважения и доверия к людям. Поэтому с детства нужно формировать уважительное отношение к другим людям, терпимость к их взглядам, привычкам, обычаям, поступкам, действиям. Дошкольник очень чуток и восприимчив к воздействию окружающей среды, многое в его поведении определяется подражательностью.

Список литературы

1. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки. М.: Русский мир, 1997.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ Финашина Г.В.

Финашина Галина Владимировна - аспирант, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье предлагается педагогическая модель формирования здорового образа жизни у старшеклассников. Особенностью предлагаемой модели является группировка педагогических условий, способствующих формированию здорового образа жизни, в три блока: организационный, развивающий и содержательный. Также в предлагаемой педагогической модели в качестве основной задачи ставится формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни, которые, становясь частью личностного конструкта, способствуют выбору старшеклассниками деятельности, соответствующей принципам здоровьесбережения. Устойчивые представления формируются в результате реализации программы по здоровьесбережению и обеспечения внешних условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.