Научная статья на тему 'Развитие теории менеджмента'

Развитие теории менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕЙЛОРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЛИДЕРСТВО / MANAGEMENT / TAYLORISM / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS / SELF-ORGANIZATION / LEADERSHIP / INSTITUTIONAL MANAGEMENT / VIRTUAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабынина Лилия Сергеевна

В статье представлено современное состояние теории менеджмента, которая формируется в результате эволюционного развития последовательно сменяющихся принципов, методов и методик. Эмпирические исследования позволили автору сделать вывод о развитии теории менеджмента в нескольких направлениях. Первое основано на сохраняющихся принципах тейлоризма, усиливающих бюрократизацию и административную власть. Второе на институциональных интегрированных принципах, обеспечивающих баланс интересов труда, капитала, социума и окружающей среды. Третье на гибких принципах виртуального менеджмента, способствующих развитию лидерства, командной работы и внутренней мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабынина Лилия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT THEORY

The article presents current of management theory. It had formed as the results of evolutional development of successively are changing the principles, the methods and the techniques. Empirical studies of the subject area of management had allowed to author to draw the conclusion about the development of the management theory in several directions. The first based on the remaining principles of Taylorism, which strengthen bureaucratization and administrative power. The second based on the institutional integrated principles that ensure balanced interests of labor, capital, society and the environment. The third based on the flexible principles of virtual management, promoting leadership development, teamwork and intrinsic motivation.

Текст научной работы на тему «Развитие теории менеджмента»

УДК 005.1

DOI 10.31882/2311-4711.2019.25.4

Бабынина Лилия Сергеевна,

д.э.н., доцент

Главный научный сотрудник Образовательно-научного центра «Менеджмент» Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: Babynina.LS@rea.ru

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В статье представлено современное состояние теории менеджмента, которая формируется в результате эволюционного развития последовательно сменяющихся принципов, методов и методик. Эмпирические исследования позволили автору сделать вывод о развитии теории менеджмента в нескольких направлениях. Первое основано на сохраняющихся принципах тейлоризма, усиливающих бюрократизацию и административную власть. Второе - на институциональных интегрированных принципах, обеспечивающих баланс интересов труда, капитала, социума и окружающей среды. Третье - на гибких принципах виртуального менеджмента, способствующих развитию лидерства, командной работы и внутренней мотивации.

Ключевые слова: менеджмент, тейлоризм, социально-экономические системы, междисциплинарный подход, самоорганизация, лидерство.

Введение. Проблемное поле современного менеджмента и векторы его развития определяется процессами глобализации и регионализации, демографическими сдвигами в мире, локальными мировыми кризисами, развитием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) при переходе к шестому технологическому укладу [1]. Глобализация бизнес-процессов и менеджмента дали толчок к развитию российской теории и практики управления. Были реализованы определенные проекты и методики: TQM, BSC, Six Sigma, бережливое производство и др. Использование различных концепций, принципов и методов менеджмента, применяемых в современной российской практике управления, носит преимущественно заимствованно-неадаптивный характер и имеет в своей первооснове зарубежное происхождение. Технологическая отсталость российской промышленности, финансовые кризисы, экономические санкции со стороны США и Евросоюза не позволяют эффективно копировать принципы и методы западного менеджмента. В тот же время общее признание концепций развития российского менеджмента в настоящее время не сформировалось [2, 3].

Методика. Для оценки современного состоя-

ния теории менеджмента автором использованы результаты эмпирического анализа научных исследований зарубежных и отечественных ученых в предметном поле менеджмента, экономических и управленческих наук, социологии, информационных технологий и систем в экономике.

Основная часть. Основополагающими понятиями менеджмента являются содержательное понимание его как моделирование и управление социально-экономическими системами с целью достижения эффективности производства продукта или услуги. Принципы и методы системы менеджмента позволяют выделить определенные модели, формирование которых происходит в процессе технологического и социального развития.

До 90-х годов XX века российский и западный менеджмент развивались параллельно-последовательно на принципах тейлоризма и административного управления. В России разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда (НОТ). В западном менеджменте со второй половины ХХ века стали использоваться результаты исследований психологии и социологии, послужившие становлению поведенческих подходов в управлении. Это привело к отказу от уни-

версальных принципов административной школы в пользу концепции ситуативного менеджмента.

В российском менеджменте после 40-летнего забвения социологии как науки (в 1922 г. была закрыта кафедра социологии Петроградского университета) с начала 60-х годов возрождаются социологические исследования, результаты которых частично были использованы при внедрении экономических методов управления и расширения хозяйственной самостоятельности предприятий, использовании методов материального стимулирования. Парадигма централизованного управления в России, показав в определенный период времени некоторую эффективность, в 90-е годы ХХ века вошла в явное противоречие с рынком [4, 5].

Перестроечные процессы открыли рынок для западных принципов, методов и методик менеджмента - стали внедряться технологии управления по целям, управления человеческими ресурсами, сбалансированные счетные карты, использоваться принципы ценностно - ориентированного менеджмента с оценкой стоимости компании на основе модели реальных опционов. Доминировавшее функциональное управление на протяжении всего ХХ века постепенно стало с конца 90-х годов заменяться процессным управлением.

Принципиальные изменения в российской экономике, связанные с перестроечными процессами, «на-ложились» на глобальные экономические изменения в мировой экономике. Несмотря на то, что принципы и методы сохраняющегося тейлоризма развиваются в направлении различных подходов к управлению: реинжиниринга, процессного, проектного, по-прежнему, сохраняются вертикальная иерархия менеджмента и командные принципы управления «сверху - вниз», часто в «ручном» режиме, когда вмешательство высшего должностного лица страны позволяет решать оперативные и тактические вопросы регионов и отдельных организаций [7].

Вместе с тем, развитие интернета, ИКТ, облачных технологий, цифровых платформ и других технологических инноваций четвертой промышленной революции, оказывают преобразующее воздействие на производство материальных благ и услуг. Стремительно развиваются социальные сети, блоги, краудсорсинг, методики рейтингов и прочих элементов новой коммуникационной парадигмы. Участники бизнес-процессов вовлекаются в сетевые процессы, самоорганизуются во временные виртуальные команды, используют искусственный интеллект для поддержания и реализации управ-

ленческих решений менеджеров в традиционных функциях (планирование, организация, мотивация, учет, анализ и регулирование). Новая инфраструктура бизнес-среды позволяет объединять и координировать действия участников, удаленных территориально и за пределами национальных границ, в процессе создания добавленной стоимости.

Новые организационные формы взаимодействия обеспечивают гибкость организационных структур и эффективную адаптацию к быстро меняющимся условиям. Сетевые структуры становятся «производственными единицами, обеспечивая интеграцию и координацию совместных действий для снижения уровня неопределенности, эффективного обмена ресурсами, информацией» для создания и реализации продуктово - технологических и организационно - управленческих инноваций. При сетевом взаимодействии минимизируется роль отношений между менеджером и исполнителем, но возрастает значение информационного взаимодействия между машинами (чат-боты, искусственный интеллект, нейронные сети).

Такие изменения оказывают влияние на стиль взаимоотношений между участниками сети и приводят к новому пониманию власти, основанной на знаниях и компетенциях. В сетевом взаимодействии участвуют все формы капитала: физический, финансовый, человеческий, интеллектуальный и социальный. «Финансовый капитал сам по себе не создает никаких ключевых компетенций, необходимо включение новых объектов - интеллектуального и социального капитала, создающих уникальные и невоспроизводимые эффекты в самом процессе производства и продвижения продукта» [8].

Следовательно, чем более неопределенными становятся условия ведения бизнеса, тем чаще компаниям приходится применять в своей деятельности проектный подход, с использованием принципов гибкости (agile) [9].

Вместе с тем многообразие подходов и концепций менеджмента в российской теории и практике свидетельствует о многомерности реальности и оценок этой реальности; разных смыслах управления в зависимости от конкретной ситуации, что позволяет сделать вывод об отсутствии единой концепции развития теории российского менеджмента. В предметной области менеджмента сосуществуют одновременно три направления развития: классический тейлоризм, институциональный интегрированный менеджмент и виртуальный менеджмент (рис. 1).

Рисунок 1. Развитие теории менеджмента

Заключение. Эмпирические исследования предметной области менеджмента с использованием большой базы данных статей и монографий западной и российской научной литературы позволили автору сделать вывод о наличии в предметной области менеджмента трех направлений развития: сохранение классической модели (тейлоризм); интегрированной - с использованием элементов, присущих иерархическому жесткому управлению, а также развитие процессных и институциональных элементов; возникновение инновационных виртуальных моделей. Принципы нового менеджмента по своей сути противоположны классическим принципам управления и основываются на разнообразии; инициативе и адаптации; гибком распределении и делегирова-

нии власти; внутренней мотивации.

Отсутствие парадигмы развития теории менеджмента, по мнению автора, связаны с тем, что не определена национальная идеология развития. Поэтому то, что российский менеджмент берет на Западе, приживается в нашей стране с трудом. В результате заимствования получается некий эклектический сплав: отечественные ценности и европейские либеральные ценности. Принципиально важно обеспечить завершающее обобщение эмпирических исследований в менеджменте с учетом российских историко-цивилизационных аспектов и системой нравственных ценностей с последующей разработкой организационно-экономического механизма.

Список использованных источников

1. Бабынина Л.С. Теоретические подходы к эффективности менеджмента. В сб. Современная экономика: концепции и модели инновационного развития. Том. Книга 1.С. 43-47. Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 книгах. здательство: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. 2016.

2. Мешкова Д.А., Топчи Ю.А. Налоговый механизм поддержки социального предпринимательства // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 2. № 10. С. 51-55.

3. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. Информационное взаимодействие в системе борьбы с отмыванием преступных доходов: риск-ориентированный подход // Правовая информатика. 2018. № 4. С. 4-13.

4. Косов М.Е. Равновесие экономической системы/Монография Российский государственный торгово-экономический университет. РГТЭУ, Москва 2012 год. С. 295.

5. Дюжов А.В. Природа и механизм исчисления страховых взносов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 6. № 3. С. 106-110.

6. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие /А.М. Бабич, Л. В. Павлова -М.: ЮНИТИ, 2008. -375с

7. Сокольникова И.В. Анализ основных факторов неопределенности в деятельности российских компаний в текущих условиях//Актуальные проблемы финансового менеджмента: сб. Межд. научно-практической конференции (Бургас, Болгария, 25-29 июля, 2016 г.). -Болгария: Институт гуманитарных наук, экономики и информационных наук (Бургас), 2016. -С. 303-310

8. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход: монография / И.В. Ивашковская. - Москва: Инфра-М, 2013. - 320 с.

9. Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.

10. Попов Е.В., Симонова В.Л. Культура межфирменного сотрудничества сетевых организаций. Управленец. 2017. №4 (68). С. 75-84.

Babynina Liliya Sergeevna

Doctor of Economics, Professor, Research Fellow of Educational and Scientific Center «Management» Plekhanov Russian University of Economics Russian Federation, 117997, Moscow, Stremyanny lane, 36 E-mail: Babynina.LS@rea.ru

DEVELOPMENT OF MANAGEMENT THEORY

Summary. The article presents current of management theory. It had formed as the results of evolutional development of successively are changing the principles, the methods and the techniques. Empirical studies of the subject area of management had allowed to author to draw the conclusion about the development of the management theory in several directions. The first based on the remaining principles of Taylorism, which strengthen bureaucratization and administrative power. The second based on the institutional integrated principles that ensure balanced interests of labor, capital, society and the environment. The third based on the flexible principles of virtual management, promoting leadership development, teamwork and intrinsic motivation.

Keywords: management, Taylorism, socio-economic systems, self-organization, leadership, institutional management, virtual management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.