РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ НА ПРИРОДУ И СУЩНОСТЬ
ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Л. Х. ТАШАКОВА
Основополагающей целью данной статьи является анализ основных трактовок термина «виртуальная экономика». В соответствии с этим систематизированы различные подходы к определению природы и сущности виртуальной экономики, предложена их авторская классификация.
Ключевые слова: виртуальная экономика, интернет-экономика, виртуализация экономики, электронный бизнес.
В современной экономической науке существует значительное количество определений, в сущность которых разные ученые вкладывают разный смысл. Такая ситуация определяется как теоретическими расхождениями представителей разных школ экономической мысли, так и просто неточностями при переводе разноязычных трудов при международном научном обмене, когда в разных странах одну и ту же категорию обозначают разными терминами или разными словосочетаниями.
Касательно термина «виртуальная экономика», отметим, что исторически содержание данного понятия менялось неоднократно. В данной статье мы проанализируем ряд ключевых значений этого термина. Заметим, что трактовки приведены относительно неранжированно, упор делается на методологических различиях и сходстве, поскольку приведенные трактовки могут быть как поверхностными, так и глубокими, методологически выверенными.
«Классическое» определение виртуальной экономики основано на понимании ее как части финансового сектора (или всего денежного сектора) экономики, той части, которая слабо связана с реальным сектором экономики. Этимологически данное определение восходит к идеям, высказанным К. Марксом в третьем томе «Капитала» и Ф. Энгельсом в Дополнениях к третьему тому «Капитала» [1]. Впоследствии эти идеи были развиты марксистами (Р. Гильфердинг [3] и др.), представителями институционализма и кейнсианства (в духе преодоления классической дихотомии [6]). Такое понимание широко распространилось в конце XIX в. - в первой четверти XX в. Хотя сам термин «виртуальная экономика» и появился позднее, во второй половине XX в., «классическое» его содержание осталось представленным в том же духе.
Производным от «классического» определения стало описание виртуальной экономики как некоей «параллельной экономики», которая функционирует параллельно с официально признаваемой (или признаваемой наукой). При этом виртуальная экономика может быть основана на игре (биржевой или аналогичной) на курсах тех или иных ценностей либо олицетворять происходящие в реальной экономике процессы, признание существования которых экономистами проблематично (однако реально эти процессы имеют место). Такое определение возникло, когда потребовалось описать причины и последствия экономических кризисов, которые начинались в денежном секторе [4]. С течением времени это понятие стало трактоваться несколько шире (90-е гг. XX в. и последующие периоды времени [7]).
Например, известный эстонский ученый, статистик профессор В. Ф. Паульман в 2000-е гг. так классифицировал сферы виртуальной экономики: игровая, сфера торгового обращения, сфера денежного обращения, движение фиктивного финансового капитала. Согласно его взглядам термин «виртуальная экономика» может также использоваться для характеристики неудачной макроэкономической политики: если при формировании этой политики использовался искаженный образ функционирования реального и денежного секторов, то, несмотря, например, на достигнутую макроэкономическую стабилизацию, возникает экономика, ориентирующаяся не на реальные связи, а на виртуальные. Результатом будут негативные составляющие - высокая инфляция и т. п. (В. Ф. Паульман считает, что Е. Т. Гайдар ориентировался именно на «виртуальную экономику») [8].
Похожие идеи, но немного ранее (конец 90-х гг. XX в.) высказывали американские ученые, эксперты
К. Гедди и Б. Икес. Виртуальной экономикой они назвали специфическую модель переходной экономики, сложившуюся в России на тот момент времени [2]. К большому сожалению, при введении этого термина ими не использовались обобщения статистических данных (или хотя бы статистических оценок), а сам анализ проводился на основе небольшого числа бесед с анонимными предпринимателями. Авторы построили ряд схем, основанных на бартерных расчетах, долларизации и несовместимости используемых денежных единиц. Ими был сделан вывод, что в России функционирует нерациональная, с рыночных позиций, экономика, в которой предприятия не добавляют, а отбирают добавленную стоимость, созданную в других отраслях. При этом неэффективная монетаристская политика авторами не замечалась и фактическое разрушение большого числа экономических связей тоже не замечалось.
Наиболее резкие статьи относительно виртуальной экономики были опубликованы Гедди и Икесом в первом квартале 1998 г., когда, будучи фактически экспертами МВФ, они должны были доказать необходимость отказа нашей стране в кредитах; именно поэтому авторами была применена эта методология (в последующих работах основные из этих идей остались в неизменном виде, но некоторые акценты были существенно смягчены). Периодически появляются научные работы, где такая трактовка термина «виртуальная экономика» получает дальнейшее развитие [1].
Социолог Д. В. Иванов ввел в нашей стране в широкий научный оборот термин «виртуализация общества» [5]. Под виртуализацией общества понимался процесс замещения реальных социальных отношений их виртуальными образами.
После этого широко заговорили и о «виртуализации экономики» - по аналогии под этим стало пониматься замещение реальной экономики виртуальной. Предполагается, однако, что возможно выделение «некомпьютерной» виртуализации (она связана с развитием финансового сектора экономики, с паблик рилейшенз и т. п.) и «компьютерной» виртуализации (она связана в первую очередь с развитием коммуникаций и Интернета, усложнением используемого программного обеспечения и т. п.).
В связи с появлением компьютеров и сложных экономико-математических моделей, которые могут в динамике моделировать (симулировать) развитие сложных экономических объектов от микроэкономических до макроэкономических, заговорили о «динамической виртуальной экономике». Например, в РЭА им. Г. В. Плеханова существуют «тренажеры» (компьютеры, оснащенные программным
обеспечением, позволяющим работать подобным моделям), на которых студенты и желающие со стороны могут попробовать свои силы в управлении подобной «виртуальной экономикой» (как утверждается в рекламных проспектах, в тренажерах имитируются реальные экономические отношения -реальная экономика, ускоренная в сотни раз). В этом контексте под «виртуальной экономикой» понимается лишь динамическая модель, приближенная по своему существу к экономике реальной. Такая трактовка имеет скорее прикладное, чем чисто научное значение и может использоваться ограниченно.
О «виртуальной экономике» говорят также как об «экономике», складывающейся в отдельных компьютерных играх (эта трактовка «виртуальной экономики» близка к предыдущей; однако представленная в играх экономика может быть весьма далека от реальности).
Теоретик подобного подхода к определению «виртуальной экономики», американский ученый
Э. Кастронова провел достаточно глубокое исследование миров компьютерных игр и заметил, что эти миры все больше копируют реальную экономику и реальные экономические отношения. Более того, заработанные в играх баллы, найденные виртуальные предметы, коды доступа, читы и тому подобное можно превратить в реальные деньги.
При этом, по мнению Кастроновы, можно говорить о существовании «виртуальной экономики» как складывающейся параллельно реальной экономике. По его мнению, такая экономика стала частью, отраслью современной экономической системы, поскольку население виртуальных миров (и игроков) уже составило десятки миллионов человек, а экономически обслуживает их инфраструктура с оборотами в сотни миллионов долларов [1].
Такие игры - это некая попытка имитации в виртуальном мире некоторых законов реальной экономики. Однако, по нашему мнению, игровая экономика не может быть признана копией экономики реального мира, поскольку в играх действуют не законы экономики, а законы игр. Можно говорить об этой экономике лишь как о части индустрии развлечений. Покупая виртуальные предметы в играх, очки, стратегии ходов и т. п., игрок всего-навсего оплачивает труд программистов или иных игроков (которые могли и лишь просто накапливать информацию). В рамках реальной экономики это всего лишь акты купли-продажи.
Сдача «в аренду» для «виртуальных путешествий» созданных в «мирах» игр транспортных средств, городов, островов и тому подобное просто
позволяет игрокам расширить «игровое поле» и на большее не претендует.
В то же время человек «из реального мира», попав в «мир игровой», может в своем сознании «заместить» один мир другим. Существует множество примеров, когда молодые люди зарабатывают себе на жизнь, пропитание и компьютерные игры тем, что показывают другим игрокам, как преодолеть сложные ловушки в играх, где взять виртуальные предметы и т. п.
Интересную позицию по поводу виртуализации высказывает Д. Б. Бабаев. Компьютерные игры и «компьютерные миры», считает он, выросли из творчества писателей, художников и других представителей мира искусства (и даже из народного творчества) [1]. Первые «Вселенные» (фантастические миры будущего, объединенные общей социальной системой и т. п.), представленные в нескольких романах, создали американские и отечественные писатели (хотя справедливости ради надо сказать, что «сквозные» герои ряда произведений появились еще в эпосе Древнего мира, в сказках и затем перекочевали в произведения средневековых писателей и писателей «просвещенных веков»). Пример такой «Вселенной» из нашей «отечественной» истории - писатели Аркадий и Борис Стругацкие создали в 60-е-80-е гг. прошлого века - «Мир Полдня»; герои, появившиеся в романе «Полдень. XXII век» или перенесенные туда из других произведений этих писателей, появляются потом во многих других романах; жизнь героев и организаций можно проследить на протяжении десятилетий, проходящих в романах.
Иногда писатели одновременно создают несколько «параллельных» миров, никак не связанных и даже взаимоисключающих друг друга. Например, писатель С. В. Лукьяненко еще в 1996 г. написал роман «Лабиринт отражений», где рассказывается о глубоко погруженном в Сеть виртуальном городе «Диптауне» и мире, который герои игры (виртуальной реальности) сами строят в этом городе (кстати, средства Интернета подобных вольностей тогда еще не позволяли). Параллельно писатель разрабатывал тему «альтернативной истории» - что было бы в мире, если бы отдельные события сместились во времени (роман «Холодные берега»), и разрабатывал тему мира, существующего рядом с нашим, но «другого», мира «Иных» (роман «Ночной дозор»). Романы о трех разных мирах имели успех, и позднее писатель написал романы-продолжения для всех трех «миров» [1].
На наш взгляд, данная трактовка термина - это даже более не экономическое, а скорее социальное явление и явление из мира искусства.
Многие исследователи, говоря о виртуальной эконоке, подразумевают интернет-экономику. Интернет-экономика - это экономика, складывающаяся в связи с продажей не только чисто «игрового», но и иного «цифрового» контента, который легко может быть передан и оплачен через сеть (программное обеспечение любого вида, музыкальные произведения и клипы, радиопередачи, телепрограммы и т. п.). В этом случае Интернет выступает лишь как передаточное звено, а выделение такой экономики возможно лишь по признаку контента.
Весьма интересной представляется имеющая хождение в большом числе научных работ трактовка «виртуальной экономики» как экономики, складывающейся в Интернете [9]. При этом под виртуальной экономикой подразумевается проведение экономических операций в электронном пространстве; хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых коммуникаций). Примыкает к этим определениям определение «информационной экономики».
Можно говорить о том, что в Интернете действительно складывается экономика виртуального типа, а экономические отношения, связанные с Интернетом, «виртуализируются». При этом заметны две основные тенденции: с одной стороны, интернет-экономика копирует, замещает часть давно сложившейся экономики (операции с ценными бумагами и иными активами, проведение аукционов и т. п.; эти операции, перемещенные в виртуальную среду, проходят быстрее, обходятся дешевле и т. п.); с другой стороны, в Интернете возникает сектор экономики, который не может существовать в реальной экономике, и проводятся операции, которые в реальной экономике провести невозможно.
Таким образом, можно говорить о существовании восьми «ключевых» трактовок понятия «виртуальная экономика».
Большинство из них не являются чисто экономическими - весьма заметен междисциплинарный подход, сильно влияние социологических моментов. В то же время, несмотря на некоторое единство, общую логику развития и интуитивно понятный смысл термина, некоторые трактовки различаются слишком сильно, другие схожи, третьи являются развитием друг друга. Мы попытались проследить логику их появления и в определенной степени эволюцию. Укрупненно можно выделить среди них три группы взглядов на «виртуальную экономику: это обособившаяся часть реальной экономики, частично потерявшая с ней связь; или это особая модель переходной экономики; или это экономика, связанная с электронным (цифровым) пространством.
Следует привести еще одно важное замечание. Формально все трактовки экономические или экономико-социальные. Однако видно, что разные авторы «подгоняют» содержание трактовок под нужные им концепции или содержание конкретных исследований. Наверное, частично это неизбежно.
Интересное понимание «виртуальной экономики», базирующееся на необходимости исследования глубинных экономических отношений, связанных с виртуальным и цифровым пространствами предлагает Д. Б. Бабаев, который дефинирует виртуальную экономику как экономику, выросшую из «реальной» экономики, экономику, связи и отношения в которой реализуются технически с помощью цифровых коммуникаций, но сущностно несколько отличаются от обычных экономических отношений. К сферам «виртуальной экономики» он относит часть сферы денежного обращения; сферу обращения основных элементов фиктивного капитала (включая электронную торговлю основными фондовыми ценностями, обмен валют, включая электронные и т. п.); сферу электронной торговли реальными товарам (включая госзакупки); отдельно сферу торговли цифровым контентом (включая торговлю программным обеспечением, торговлю медиаресурсами, трансляцию электронных и общедоступных СМИ по электронным каналам связи, торговлю правами доступа к программному обеспечению и иному цифровому контенту и т. п.); отдельно сферу торговли доступом к каналам связи (провайдеры Интернета, операторы мобильной связи и т. п.) [1].
На наш взгляд, из сферы производства к «виртуальной экономике» можно отнести лишь производство цифрового контента и «монтаж» (физический или «виртуальный»), а также обеспечение деятельности каналов связи (хотя возможны варианты, связанные с функционированием отраслей так называемой новой экономики). К первому относятся производство, отладка и тестирование программного обеспечения; производство музыкальных произведений, иных художественных произведений; съемка клипов, фильмов; съемка передач и иная деятельность, имеющая «на выходе» цифровой контент и т. п. Ко второму можно отнести деятельность, связанную с функционированием отраслей, обеспечивающих НТП, «прорывные решения» экономике и т. п.
Таким образом, существует множество противоречивых воззрений на виртуальную экономику как экономическое явление. На наш взгляд, подходы к трактовке термина «виртуальная экономика» можно классифицировать следующим образом: фи-
нансово-глобалистические (виртуальная экономика выступает формой проявления глобализации и находит свое отражение в свободном движением краткосрочных финансовых потоков, а также в глобальном приоритете транснационального финансового капитала над капиталом производственной сферы); абберативные (виртуальная экономика трактуется как система иллюзорных представлений об экономических параметрах); идеалистическо-организационные (виртуальная экономика дефини-руется как совокупность экономических отношений, возникающих между экономическими субъектами в искусственно созданном, с помощью информационно-коммуникационной сети, пространстве).
Литература
1. Бабаев Д. Б. Об особенностях трактовки содержания термина «виртуальная экономика» // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 4.
2. Гедди К., Икес Б. Виртуальная экономика и экономическое возрождение России // Экономические стратегии. 2001. № 5-6.
3. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959.
4. Грызлов Б. Кризис - это переход от виртуальной экономики к реальной // Деловая Пресса. 2009. № 2.
5. Иванов Д. В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 2007.
7. Ковалев Д. А. Постиндустриальное общество и виртуализация экономики в развитых странах и России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4.
8. Паульман В. Ф. Уроки мирового кризиса // Вестник аналитики. 2009. № 1.
9. Сердюк В. А. Сетевые и виртуальные организации: состояние, перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
* * *
DEVELOPMENT OF THEORETICAL VIEWS ON THE NATURE AND ESSENCE OF VIRTUAL ECONOMY
L. Kh. Tashakova
The fundamental purpose of this article is the analysis of the main treatments of the term «virtual economy». According to it, various approaches to definition of the nature and essence of virtual economy are systematized; their author's classification is offered.
Key words: virtual economy, Internet economy, economy virtualization, electronic business.