СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 338.47
Развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в.
Ю. В. Егоров
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Егоров Ю. В. Развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. // Бюллетень результатов научных исследований. - 2021. - Вып. 1. - С. 90-100. DOI: 10.20295/2223-9987-2021-1-90-100
Аннотация
Цель: Исследование генезиса железнодорожных грузовых тарифов и разработка классификационных критериев ценообразования на транспорте. Методы: Применялись сравнительный метод, анализ, синтез и системный подход. Результаты: Разработаны хронологическая классификация теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в., а также классификация теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. по критерию «рынок, формирующий цену». Практическая значимость: Предложенные классификации могут быть использованы для дальнейшего изучения эволюции теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XX - начале XXI вв. Также полученные результаты могут быть применены для последующего уточнения природы и механизмов формирования грузового железнодорожного тарифа.
Ключевые слова: Грузовой железнодорожный тариф, платежеспособность груза, затратное ценообразование, монопольная цена, цена конкурентного рынка.
Введение
Развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте началось лишь чуть позже появления самого грузового железнодорожного транспорта в XIX в., что и не удивительно -к тому времени научный подход к познанию реальности уже достаточно прочно укоренился в общественном сознании. Кроме того, темпы развития
самого железнодорожного транспорта в мире в XIX - начале XX вв. стимулировали появление практики и теории в этой сфере.
Как пишут Д. Богарт, Л. Шау-Тейлор и С. Ю [1], использование вагонов и рельсов для транспортировки грузов не было чем-то новым в XIX в. Вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам, применялись в шахтах Германии еще с XV в., а специальные колеи для колесных экипажей были известны в Древнем мире. Однако только в 1822 г. английский инженер Джорж Стефенсон построил первую в мире 8-мильную железную дорогу в графстве Дурхам, которая не использовала животную тягловую силу. Наконец в 1830 г. была открыта первая в мире публичная железная дорога из Ливерпуля в Манчестер: «Открытие железной дороги Ливерпуль-Манчестер в 1830 г. рассматривается как начало железнодорожной эры, и до сих пор это утверждение кажется верным» [1, c. 4].
После 1830 г. железнодорожная сеть в Великобритании стала быстро развиваться, при этом другие нации не желали отставать от британцев. Как отмечает Е. А. Сотников, «железные дороги, зародившись в Англии, распространились по всему миру. Темп их роста вплоть до первой мировой войны был удивителен. Мировая железнодорожная сеть составляла, тыс. км: 1836 г. - 2,4; 1846 г. - 15,9; 1866 г. - 146,0; 1886 г. - 490,0; 1916 г. -1145,3» [2, c. 16].
В условиях такой быстрой эволюции нового вида транспорта достаточно скоро в XIX в. начала быстро формироваться и его теория, включая и так называемую «railway economics» - экономику железнодорожного транспорта. Одной из ее важнейших частей практически с самого начала являлась «theory of railway rates» - теория железнодорожных тарифов.
Известен ряд работ, анализирующих развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. К ним можно отнести классические труды В. М. Акворта [3], Д. Ф. Локли-на [4], работы второй половины XX в. А. В. Крейнина [5], Р. Б. Эке-лунда [6], С. Винстона [7], а также сравнительно недавно опубликованные работы Б. М. Лапидуса [8], П. Пойнсо [9]. Косвенно данную проблематику затрагивают Н. А. Журавлева [10], Е. М. Волкова [11], Л. М. Чече-нова [12], И. М. Гулый [13].
Признавая глубину и тщательность проведенных исследований, следует отметить некоторые их недостатки, а именно:
- как правило, четко не обозначены хронологические этапы развития теории, отсутствует ясно очерченная привязка этапов развития теоретических подходов к определенным этапам развития железнодорожной отрасли;
- не рассматривается критерий «рынок, формирующий цену» в качестве квалификационного.
Проанализируем развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. на основе наиболее важных работ по рассматриваемой проблематике. На базе этого анализа классифицируем теоретические подходы по различным критериям, выявив предпосылки дальнейшего формирования теории в XX - начале XXI вв.
Методология исследования
Методологически изучение развития теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. основывается на использовании сравнительного метода, анализа, синтеза, а также системного подхода.
Сначала были обобщены основные опубликованные работы XIX в. в данной сфере, выделены и детально проанализированы их основные положения. Далее эти положения были сравнены между собой, принимая во внимание хронологическую последовательность работ разных авторов и наличие преемственности идей, высказанных различными исследователями. После этого был применен синтез для разработки классификаций теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. на основе классификационных критериев «время» и «рынок, формирующий цену». Кроме того, при разработке хронологической классификации (по критерию «время») использовалась привязка этапов развития теоретических подходов к определенным этапам формирования железнодорожной отрасли.
Информационной базой проведенного нами исследования стали работы А. Смита, Ч. Эллета, Ж. Депьюи, Д. Ларднера, Д. Журавского, О. Миха-элиса, А. Чупрова, В. Лаунгардта, А. Шеффле, С. Витте, Н. Гиацинтова, А. Субботина, Д. Пихно, Г. Л. Лансинга, Дж. Л. Рингвальта, Г. Кона, А. Т. Хэдли, Ф. В. Тауссига, В. М. Акворта и других исследователей XIX в.
Анализ начали с классического труда А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» [14] и далее по временной шкале к концу XIX в., минуя сначала работы основоположников теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте Ч. Эллета [15], Ж. Депьюи [16], Д. Ларднера [17], Д. Журавского [18], а затем более поздних авторов второй половины XIX в. Завершили такой анализ работами Ф. В. Тауссига [19] и В. М. Акворта [3].
Системный подход использовался нами для детального рассмотрения отдельных элементов точки зрения каждого исследователя с последующим формированием комплексной картины его видения теоретического подхода к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте.
Результаты исследования
По нашему мнению, в целом развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. можно представить в виде хронологической классификации, показанной на рис. 1, в которой
- этап предпосылок зарождения теоретических подходов (XVII в. -30-е годы XIX в.) совпадает с периодом предистории возникновения железных дорог;
- этап I (30-е-60-е годы XIX в.) совпадает с периодом возникновения железных дорог и началом формирования железнодорожной сети;
- этап II (60-е годы - конец XIX в.) совпадает с периодом быстрого расширения железнодорожной сети, возникновением государственного регулирования железных дорог, созданием экономики железнодорожного транспорта как научной дисциплины.
Развитие теоретических подходов (этап II): 60-е годы XIX в. -конец XIX в.
Зарождение теоретических подходов (этап I): 30-е - 60-е годы XIX в.
Предпосылки зарождения теоретических подходов: XVII в. -30-е годы XIX в.
Ф
Ф
Грузовой ж.-д. тариф в теории конкуренции, «самоконкуренция» железных дорог (Михаэлис, 1863,1873); модель грузового ж.-д. тарифа по Чупрову, грузовой ж.-д. тариф как цена монополиста, необходимость госрегулирования тарифа (Чупров, 1875); модель грузового ж.-д. тарифа на основе платежеспособности грузов и себестоимости перевозок (Лаунгардт, 1872, 1884); стоимость перевозки как основа формирования грузовых ж.-д. тарифов (Шеффле, 1873 и др.); железнодорожные тарифы как разновидность налогов (Кон, 1875; Вагнер, 1877; Сакс, 1878; Лер, 1879; Шрайбер, 1884); действие закона спроса и предложения как основа формирования грузовых ж.-д. тарифов, роль конкуренции в формировании тарифов (Витте, 1883; Гиацинтов, 1887; Субботин, 1887); факторы формирования грузового ж.-д. тарифа (Пихно, 1888; Финк, 1882; Лансинг, 1887, 1893; Рингвальт, 1888); модель грузового ж.-д. тарифа Хэдли (Хэдли, 1886); теория «совместных расходов» железных дорог (Тауссиг, 1891; Акворт, 1891,1897)
Модели грузового ж.-д. тарифа, максимизирующие прибыль железной дороги на 1 милю/общий объем прибыли, грузовой ж.-д. тариф в условиях конкуренции и монополии (Эллет, 1839-1850; Ларднер, 1850); зависимость уровня ж.-д. тарифа от полезности транспортной услуги (Дюпюи, 1844); факторы формирования грузового ж.-д. тарифа, модель оптимального грузового ж.-д. тарифа (Журавский, 1864); дискуссия о зависимости объема перевозок от уровня грузового ж.-д. тарифа (Эллет, 1839;
Журавский, 1864; Фейрберн, 1836; Дегранд, 1840)
Принцип платежеспособности грузов в тарифах водного транспорта XVIII - начала XIX вв.; дифференциация транспортных тарифов по А. Смиту (1776)
Рис. 1. Хронологическая классификация теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. (на основе анализа теоретических источников)
Рисунок 2 иллюстрирует разработанную классификацию теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. по критерию «рынок, формирующий цену».
Цена грузовой железнодорожной перевозки форм и руется/дол жн а формироваться:
1) полностью/преимущественно как цена монополии: Ж. Дюпюи {1844}, А. Чупров {1875}, А. Шеффле {1873}, Н. Гиацинтов {1887), Д. Пихно {1888), А. Т. Хэдли{1886)
2} полностью/преимущественно как цена конкурентного рынка: О. Михаэлис {1863}, С. Витте {1883}, А. Субботин {1887}, Г. Л. Лансинг{1887), Дж. Л. Рингвальт{1888), Ф. В. Тауссиг{1891)
3} одновременно как цена монополии и как цена конкурентного рынка {для разных грузов и участков железных дорог): Ч. Эллет{1839), Д. Ларднер (1850), Д. Журавский {1864}, В. Лаунгардт {1872}, В. М. Акворт{1891,1897)
Рис. 2. Классификация теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. по критерию «рынок, формирующий цену» (на основе анализа теоретических источников)
Обсуждение результатов
Привязка этапов развития теоретических подходов к определенным этапам развития железнодорожной отрасли в предложенной на рис. 1 классификации представляется нам естественной. Мы согласны с мнением американского специалиста по экономике транспорта Л. Дж. Баттона, что «научное исследование редко нейтрально и подвержено влиянию запросов общества. На самом грубом уровне экономисты реагируют на то, где есть рынок для их услуг, будь это частное финансирование или государственные гранты» [20, с. 15].
Исследователи расходятся во мнениях, когда появилась первая из работ, детально рассматривавших вопрос теории железнодорожных тарифов. Так, Б. М. Лапидус [8] начинает исторический обзор развития теории и практики тарифообразования на железнодорожном транспорте с монографии Д. Журавского 1864 г. [18], хотя позже упоминает и «знаменитую диаграмму Эллета начала 1850-х годов» [8, с. 112]. А. Крейнин в числе первых наиболее значимых работ по рассматриваемой проблематике упоминает исследования А. Чупрова, С. Витте, Э. Сакса, В. Лаунгардта [5]. По мнению же Д. Ф. Локлина, первые работы по теории железнодорожных тарифов появились уже в 30-е годы XIX в., т. е. почти сразу после открытия первой в мире публичной железной дороги Ливерпуль-Манчестер [4].
По нашему мнению, самым первым, детально рассматривавшим вопрос теории железнодорожных тарифов, был труд американского инженера Ч. Эллета «Эссе о законах торговли относительно работ по внутреннему улучшению в Соединенных Штатах», изданный в 1839 г. [15]. Первым российским автором, серьезно исследовавшим вопрос теории железнодорожных тарифов, следует, на наш взгляд, считать Д. Журавского [18]. Однако мы полагаем, что предисторию появления и развития теоретических представлений в сфере грузовых железнодорожных тарифов можно проследить еще у А. Смита [14], т. е. более чем за полвека до открытия первой в мире публичной железной дороги в 1830 г., или даже еще раньше - в принципе платежеспособности грузов в тарифах водного транспорта XVIII - начала XIX вв.
Завершающими период XIX в. (и начинающим период XX в.) в развитии теоретических представлений в сфере грузовых железнодорожных тарифов, на наш взгляд, следует считать работы известного английского экономиста-железнодорожника В. М. Акворта [3], обобщившего большую часть исследований своих предшественников.
Касательно же предложенной нами классификации теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. по критерию «рынок, формирующий цену», то, как видно из рис. 2, весь XIX в. - это по сути век споров исследователей о том, на каком рынке формируется/должна формироваться цена грузовой железнодорожной перевозки. Одним из основоположников теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте Ч. Эллетом была высказана еще в самом начале зарождения этих подходов - в 1839 г. следующая точка зрения: грузовой железнодорожный тариф может одновременно формироваться как цена монополии и как цена конкурентного рынка (для разных грузов и различных участков сети железных дорог) [15].
По нашему мнению, такая разница во взглядах исследователей, представленных в классификации на рис. 2, объясняется сложностью природы
цены грузовой железнодорожной перевозки. Отметим, что в XIX в. в основном имели дело с вертикально интегрированными железнодорожными компаниями, т. е. все компоненты грузового железнодорожного тарифа формировались одним субъектом рынка - железнодорожной компанией, предоставляющей услугу по перевозке. Мы считаем, что проблемы практического ценообразования в этой сфере породили все последующие усилия по их решению - создание и усиление государственного регулирования тарифов (вплоть до национализации железных дорог и директивного назначения тарифов государством), отделение перевозочного процесса от железнодорожной инфраструктуры с соответствующим разграничением механизмов формирования отдельных частей грузового железнодорожного тарифа в ряде стран (инфраструктурный регулируемый тариф для естественно-монопольного сегмента, свободный и сравнительно слабо регулируемый тариф для перевозчиков).
Заметим, что предложения по выделению естественно-монопольного сегмента, отделению железнодорожной инфраструктуры от перевозчиков (с соответствующим разделением железнодорожного тарифа) появились еще в железнодорожных концессиях немецких железных дорог в 60-х годах XIX в. Однако они, по свидетельству Д. Пихно, так и не были тогда реализованы по первоначальному замыслу [21]. При этом споры относительно природы и механизма формирования цены грузовой железнодорожной перевозки (и отдельных компонентов такой цены) ведутся по настоящее время.
Заключение
В этой статье было проанализировано развитие теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XIX в. с опорой на основные работы исследователей, работавших в данной сфере. На основе проведенного анализа были разработаны две классификации взглядов ученых XIX в.: хронологическая с привязкой этапов развития теоретических подходов к определенным этапам развития железнодорожной отрасли и по критерию «рынок, формирующий цену».
Выводы по проведенному анализу и предложенные классификации могут быть использованы для дальнейшего изучения эволюции теоретических подходов к ценообразованию на грузовом железнодорожном транспорте в XX - начале XXI вв. В частности, полученные результаты могут применяться для анализа дальнейшего развития различных принципов и основ формирования тарифов на грузовом железнодорожном транспорте (принцип платежеспособности, затратный принцип, монопольная и/или конкурентная основа формирования цены железнодорожной перевозки, полез-
ность железнодорожной перевозки и ее влияние на цену перевозки и др.), а также для дальнейших исследований по уточнению природы и механизмов формирования грузового железнодорожного тарифа.
Библиографический список
1. Bogart D. The development of the railway network in Britain 1825-1911 / D. Bogart, L. Shaw-Taylor, X. You // The Online Historical Atlas of Transport, Urbanization and Economic Development in England and Wales centuries 1680-1911. - 2018. - 28 p. - URL: http://www.geog.cam.ac.uk/research/projects/transport/onlineatlas/railways.pdf (дата обращения: 23.10.2020 г.).
2. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век / Е. А. Сотников. - М.: Транспорт, 1993. - 200 с.
3. Acworth W. M. The railways and the traders - a sketch of the railway rates question in theory and practice / W. M. Acworth. - London: John Murrey Albemarle Street Publ., 1891. - 402 p.
4. Locklin D. P. The literature on railway rate theory / D. P. Locklin // The Quarterly Journal of Economics. - 1933. - Vol. 47. - P. 167-230. - https://doi.org/10.2307/1883686
5. Крейнин А. В. Транспортные тарифы в СССР / А. В. Крейнин. - М.: Транспорт, 1978. - 276 с.
6. Ekelund R. B. Price discrimination and product differentiation in economic theory: an early analysis / R. B. Ekelund // The Quarterly Journal of Economics. - 1970. - Vol. 84. -N 2. - P. 268-278. - https://doi.org/10.2307/1883013
7. Winston C. Conceptual developments in the economics of transportation: an interpretive survey / C. Winston // Journal of Economic Literature. - 1985. - Vol. 23. - N 1. -P. 57-94.
8. Лапидус Б. М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ) / Б. М. Лапидус. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 288 с.
9. Poinsot P. Jules Dupuit and the railroads: what is the role of the state? / P. Poinsot // Journal of the History of Economic Thought. - 2016. - Vol. 38. - N 2. - P. 189-209. -https://doi.org/10.1017/s1053837216000080
10. Zhuravleva N. A. New approach to transportation service pricing based on the stakeholder model of corporate governance / N. A. Zhuravleva, A. Y. Panychev, E. S. Pal-kina // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6. - N 4. - P. 299-308. -https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s4p299
11. Волкова Е. М. Влияние логистических затрат на финансовые показатели работы компании / Е. М. Волкова, А. В. Стримовская // Логистика и управление цепями поставок. - 2018. - № 5. - С. 53-61.
12. Чеченова Л. М. Перспективы развития скоростного железнодорожного транспорта / Л. М. Чеченова, Ю. В. Егоров, Н. В. Волыхина // Транспортные системы и технологии. - 2019. - Т. 5. - № 3. - С. 26-35.
13. Гулый И. М. Оценка влияния цифровых технологий на рост добавленной стоимости транспортных организаций / И. М. Гулый // Бюллетень результатов научных исследований. - 2019. - Вып. 3. - С. 88-100.
14. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. In 2 vol. / A. Smith. - London: Printed for W. Strahan and T. Cadell, 1776. - Vol. II. - 587 p.
15. Ellet C. An essay on the laws of trade in reference to the works of internal improvement in the United States / C. Ellet. - Richmond: P. D. Bernard Publ., 1839. - 284 p.
16. Dupuit J. De la mesure de l'utilité des travaux publics / J. Dupuit // Revue française d'économie. - 1995. - Vol. 10. - N 2. - P. 55-94. - https://doi.org/10.3406/rfeco.1995.978
17. Lardner D. Railway economy: a treatise on the new art of transport, its management, prospects, and relations, commercial, financial, and social: with an exposition of the practical results of the railways in operation in the United Kingdom, on the continent, and in America / D. Lardner. - New York: Harper and Brothers Publ., 1850. - 442 p.
18. Журавский Д. Заметки о тарифе на перевозку пассажиров и товаров и вообще о коммерческой части предприятия железных дорог / Д. Журавский. - СПб.: Журн. Министерства путей сообщения, 1864. - 56 с.
19. Taussig F. W. A Contribution to the theory of railway rates / F. W. Taussig // The Quarterly Journal of Economics. - 1891. - Vol. 5. - N 4. - P. 438-465. - https:// doi.org/10.2307/1879358
20. Button K. Transportation economics: Some developments over the past 30 years / K. Button // Journal of the Transportation Research Forum. - 2010. - Vol. 45. - N 2. - P. 730. - https:// doi.org/10.5399/osu/jtrf.45.2.906
21. Пихно Д. И. Железнодорожные тарифы. Опыт исследования цены железнодорожной перевозки / Д. И. Пихно. - Киев: Типо-литография И. Н. Кушнерева и К, 1888. -405 с.
Дата поступления: 02.11.2020 Решение о публикации: 19.01.2021
Контактная информация:
ЕГОРОВ Юрий Владимирович - канд. экон. наук, доц.; [email protected]
Development of theoretical approaches to railway freight pricing in the XIX century
Yu. V. Egorov
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Egorov Yu. V. Development of theoretical approaches to railway freight pricing in the XIX century. Bulletin of scientific research results, 2021, iss. 1, p. 90-100. (In Russian) DOI: 10.20295/2223-9987-2021-1-90-100
Summary
Objective: To study the origins of railway freight rates and develop the transport pricing classification criteria. Methods: Comparative method, analysis, synthesis, and system approach have been applied.
Results: We have developed a chronological classification of theoretical approaches to railway freight pricing in the XIX century, as well as a classification of theoretical approaches to railway freight pricing in the XIX century based on the "price-shaping market" criterion. Practical importance: The proposed classifications can be used to further study the evolution of theoretical approaches to railway freight pricing in the XX - early XXI centuries. Also, the results obtained can be applied to further clarify the nature and mechanisms of formation of the railway freight rates.
Keywords: Railway freight rate, freight solvency, cost-based pricing, monopoly price, competitive market price.
References
1. Bogart D., Shaw-Taylor L. & You X. The development of the railway network in Britain 1825-1911. The Online Historical Atlas of Transport, Urbanization and Economic Development in England and Wales centuries 1680-1911, 2018, 28 p. Available at: http://www.geog.cam.ac.uk/research/projects/transport/onlineatlas/railways.pdf (accessed: October 23, 2020).
2. Sotnikov E. A. Zheleznyye dorogi mira iz XIXv XXI vekov [Railways of the world from theXIXto theXXIcenturies]. Moscow, Transport Publ.,, 1993, 200 p. (In Russian)
3. Acworth W. M. The railways and the traders - A sketch of the railway rates question in theory and practice. London, John Murrey Albemarle Street Publ., 1891, 402 p.
4. Locklin D. P. The literature on railway rate theory. The Quarterly Journal of Economics, 1933, vol. 47, pp. 167-230. https://doi.org/10.2307/1883686
5. Kreynin A. V. Transportnyye tarify v SSSR [Transport rates in the USSR]. Moscow, Transport Publ., 1978, 276 p. (In Russian)
6. Ekelund R. B. Price discrimination and product differentiation in economic theory: an early analysis. The Quarterly Journal of Economics, 1970, vol. 84, no. 2, pp. 268-278. https://doi.org/10.2307/1883013
7. Winston C. Conceptual developments in the economics of transportation: an interpretive survey. Journal of Economic Literature, 1985, vol. 23, no. 1, pp. 57-94.
8. Lapidus B. M. Ekonomicheskiye problemy upravleniya zheleznodorozhnym transportom Rossii v period stanovleniya rynochnykh otnosheniy (sistemnyy analiz) [Economic issues of railway management in Russia during the formation of market relations (system analysis)]. Moscow, Moscow State University Press, 2000, 288 p. (In Russian)
9. Poinsot P. Jules Dupuit and the railroads: what is the role of the state? Journal of the History of Economic Thought, 2016, vol. 38, no. 2, pp. 189-209. https://doi.org/10.1017/ s1053837216000080
10. Zhuravleva N. A., Panychev A. Y. & Palkina E. S. New approach to transportation service pricing based on the stakeholder model of corporate governance. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 4, pp. 299-308. https://doi.org/10.5901/ mjss.2015.v6n4s4p299
11. Volkova E. M. & Strimovskaya A. V. Vliyaniye logisticheskikh zatrat na finan-sovyye pokazateli raboty kompanii [The influence of logistics costs on the financial performance of the company]. Logistics and Supply Chain Management, 2018, no. 5, pp. 53-61. (In Russian)
12. Chechenova L. M., Egorov Yu. V. & Volykhina N. V. Perspektivy razvitiya skorostnogo zheleznodorozhnogo transporta [Prospects for the development of high-speed
railway transport]. Transportation Systems and Technology, 2019, vol. 5, no. 3, pp. 26-35. (In Russian)
13. Gulyy I. M. Otsenka vliyaniya tsifrovykh tekhnologiy na rost dobavlennoy stoimos-ti transportnykh organizatsiy [Assessment of the digital technology impact on the growth of value added of transport organizations' activity]. Bulletin of scientific research results, 2019, iss. 3, pp. 88-100. (In Russian)
14. Smith A. An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. In 2 vol. London, Printed for W. Strahan and T. Cadell Publ., 1776, vol. II, 587 p.
15. Ellet C. An essay on the laws of trade in reference to the works of internal improvement in the United States. Richmond, P. D. Bernard Publ., 1839, 284 p.
16. Dupuit J. De la mesure de l'utilité des travaux publics. Revue française d'économie, 1995, vol. 10, no. 2, pp. 55-94. https://doi.org/10.3406/rfeco.1995.978
17. Lardner D. Railway economy: a treatise on the new art of transport, its management, prospects, and relations, commercial, financial, and social: with an exposition of the practical results of the railways in operation in the United Kingdom, on the continent, and in America. New York, Harper and Brothers Publ., 1850, 442 p.
18. Zhuravskiy D. Zametki o tarife na perevozku passazhirov i tovarov i voobshche o kommercheskoy chasti predpriyatiya zheleznykh dorog [Notes on the rates for the carriage of passengers and goods and general notes on the commercial activity of a railway enterprise]. Saint Petersburg, Journal of the Ministry of Railways, 1864, 56 p. (In Russian)
19. Taussig F. W. A Contribution to the theory of railway rates. The Quarterly Journal of Economics, 1891, vol. 5, no. 4, pp. 438-465. https:// doi.org/10.2307/1879358
20. Button K. Transportation economics: Some developments over the past 30 years. Journal of the Transportation Research Forum, 2010, vol. 45, no. 2, pp. 7-30. https:// doi.org/10.5399/osu/jtrf.45.2.906
21. Pikhno D. I. Zheleznodorozhnyye tarify. Opyt issledovaniya tseny zheleznodorozh-noy perevozki [Railway rates. Experience in researching the railway transportation price]. Kiev, Tipo-litografiya I. N. Kushnereva i K Publ., 1888, 405 p. (In Russian)
Received: November 02, 2020 Accepted: January 19, 2021
Author's information:
Yuri V. EGOROV - PhD in Economics, Associate Professor; [email protected]