Б. Г. Убушаева
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА
DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL ASPECTS OF REGIONAL INFRASTRUCTURAL PROVISION OF THE NECESSARY FACILITIES FOR
LABOUR MARKET
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов развития региональной инфраструктуры рынка труда. Исследуются взгляды классиков, так и современных ученых экономистов.
Abstract. The article is devoted to consideration of theoretical aspects of the development of labor-market's regional infrastructure. Modern economists' and classics' views have been analyzed.
Ключевые слова. Инфраструктура, регион, рынок труда.
Keywords. Infrastructure, region, labour-market.
Термин «инфраструктура», - как известно, произошел от латинских слов infra - ниже и structura - строение, расположение. Заимствован он из военной терминологии, где обозначал специальную систему, структуру, обслуживающую войска. Понятие «инфраструктура» закрепилось в экономической литературе относительно поздно (в работах американских ученых - в середине 50-х
годов [4, с.109], в советской экономической литературе - в конце 60-х годов 20
века**) [2, с.25].
Вместе с тем нельзя сказать, что проблемы развития инфраструктурных отношений были вне поля зрения экономистов.
Хотя экономическая мысль XX вв. относительно поздно стала использовать вышеуказанную категорию, тем не менее, анализ показал, что эволюционное зарождение инфраструктурных связей уже наблюдалось в период развития товарного производства. По мере совершенствования рынка и границ товарно-денежных отношений формировались потребности, которые стимулировали возникновение новых видов деятельности. Еще в 18 веке А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» подчеркивал: «Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому -либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты других людей» [5, с.59].
Анализ показал, что причиной, которая способствовала обособлению инфраструктуры в самостоятельную сферу, явилось общественное разделение труда. На начальном этапе общественного разделения труда для инфраструктурных связей было характерно только выделение отдельных ее функций по оказанию
© Убушаева Б.Г., 2012
* Принято считать, что в американской экономической литературе данный термин появился в 1953 г. и ввел его П.Н. Розенштейн-Родан.
Первоначально научные изыскания советской экономической мысли связывались с выяснением места, роли и состоянием инфраструктуры в развитых капиталистических странах. Так, в октябре 1969 г. в Московском финансовом институте была проведена первая конференция, положившая начало дискуссии по вопросам инфраструктурного обеспечения. На конференции встал вопрос о правомочности использования данного термина в экономике социалистических стран.
дополнительных или вспомогательных услуг в рамках основного производства. Только в период крупного машинного производства, когда возросла
производительность труда и соответственно увеличились объемы продукции и сроки ее реализации, появилась объективная необходимость в постоянном обеспечении его внешних условий, а именно в инфраструктурных отношениях.
В своем главном труде К. Маркс отмечал, что «... именно революция в способе производства промышленности и земледелия сделала необходимой революцию в общих условиях общественного процесса производства, то есть в средствах связи и транспорта» [3, с.395]. Выделяя в сфере производства общие условия, он раскрывал причину, обуславливающую необходимость наличия общих условий соответствия уровню промышленности и земледелия - общественного разделения труда. Это подчеркивал К. Маркс следующим образом: «средства связи и транспорта такого общества..., стержнем которого было мелкое земледелие с его подсобной промышленностью и городское ремесло, далеко не удовлетворяло потребностей производства в мануфактурный период с его расширенным разделением труда» [3, с.395].
Следовательно, К. Маркс выявил причину и внутреннюю природу инфраструктурных отношений как систему общих условий воспроизводства, определяя общественное разделение труда и органически связанную с ней кооперацию труда. Так или иначе, это отражается в выводах многих ученых, внесших вклад в развитие теории и методологию инфраструктуры.
Анализ научной литературы показал многообразие подходов к данной проблеме. Наиболее распространенным определением инфраструктуры является: «Инфраструктура - совокупность обслуживающих отраслей общего пользования (энергетика, связь, транспорт, научные учреждения, общее и профессиональное образование и другие)» [8, с.85].
Рынки делятся не только по видам товаров и услуг. Следовательно, инфраструктурные отношения классифицируются и по иным признакам. Так, с развитием политико-экономической самостоятельности различных регионов Российской Федерации экономическая мысль ввела такое понятие, как «региональная инфраструктура рынка» или «региональная инфраструктура». Под последней следует понимать организационно-экономическую систему, которая обслуживает территориальные комплексы и способствует их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, и обеспечивает свободное внутри- и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов [7, с.257].
Анализ показывает, что в настоящее время отечественная экономическая наука широко исследует инфраструктуру различных рынков. Но, несмотря на такую широту, исследования проблем формирование инфраструктурных отношений субъектов конкретных рынков происходят разными темпами. Больше внимания уделяется формированию и развитию инфраструктуры предпринимательства, ценных бумаг, фондового рынка, информации, капитала. Но в то же время «наименьшее», во всяком случае, недостаточное внимание уделяется инфраструктурным отношениям на рынке труда. Представляется, что это, прежде всего, связано с тем, что на протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала в России рабочую силу, как товар.
С проведением экономических реформ в стране рынок труда законодательно был реабилитирован в 1990 г. принятым законом «О занятости населения в РФ». Рынок труда стал частью рыночной экономики.
Принципиально важным моментом в исследовании является попытка определиться в правомерности использования таких понятий как, «рынок труда» и «рынок рабочей силы». Речь идет о том, что некоторые авторы утверждают, что на
рынке продается труд, ибо рабочая сила - не товар и не отчуждается при найме на работу от личности.
В данной связи укажем, что труд, как известно, - это процесс сознательной и целенаправленной деятельности человека, направленной на преобразование внешней природы. А под рабочей силой, или способностью к труду, принято понимать
совокупность физических и духовных способностей человека, которые им используются в процессе производства каких-либо потребительных стоимостей.
Общеизвестно также что, встречаясь на рынке, работник и работодатель не могут осуществить акт купли-продажи труда, так как труда, как такового еще нет. Труд - это потребление рабочей силы, которую работодатель может заполучить еще до ее потребления, то есть на рынке труда. Следовательно, на рынке продается не труд как процесс, а рабочая сила, способная трудиться.
Только с помощью рабочей силы в процессе труда соединяются средства и предметы труда, происходит их совместное движение и это превращает их в действительные и действующие потребительные стоимости.
Главными составляющими регионального рынка труда являются спрос, предложение, конъюнктура, цена рабочей силы, конкуренция, работодатели, государство, наемные работники и инфраструктура [1, с.24].
Одним из важнейших элементов рынка труда, на наш взгляд, является его инфраструктурные отношения, так как именно через их вышеуказанные составляющие рынка труда осуществляют свои функции.
Инфраструктура рынка труда - это подсистема рынка труда и даже рыночной экономики, являющаяся необходимым и обязательным элементом их развития. Кроме того, как показывает практика, без нее невозможно не только функционирование отраслей и звеньев основного производства и непроизводственной сферы, но и различных видов рынка (товарного, сырьевого, капитала и других), причем формирование и развитие различных рынков напрямую связано с уровнем развития инфраструктурных отношений субъектов рынка труда.
Впервые понятие «инфраструктура» применительно к рынку труда в отечественной экономической литературе появилось в 1990 году.
В настоящее время можно утверждать, что формирование инфраструктуры рынка труда произошло. Последние призваны обеспечить рациональное распределение рабочей силы по всем региональным отраслям. Именно инфраструктурные отношения на рынке труда через систему своих элементов должны обеспечить конкурентоспособность субъектов рынка труда. Кроме этого, необходимо учитывать, что инфраструктурные связи на рынке труда не могут развиваться по лекалам инфраструктурных отношений других рынков, где превалирующую роль играют спонтанно созданные коммерческие структуры посреднического типа.
Инфраструктурные отношения субъектов рынка труда по своей сущности являются социально-экономической системой. Они поддерживают и обеспечивают процесс становления рыночных отношений в социально-трудовой сфере и являются составляющими обширного рынка нематериального характера. На последнюю воздействуют не только общие законы рыночной экономики, но и ряд таких, как территориальная сегментация и локальный характер, большая чувствительность услуг к рыночной конъюнктуре, индивидуальность и нестандартность многих услуг и технологий.
Исходя из вышеуказанного и принимая во внимание различные взгляды на инфраструктуру рынка труда, считаем, возможным предложить следующее ее определение. Инфраструктура рынка труда - это совокупность отношений субъектов хозяйствования, обслуживающих работодателей, наемных и других работников, реализующих свое воздействие на рыночную экономику через механизмы экономического, демографического, правового, организационного и социального регулирования в процессе формирования, распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям народного хозяйства и регионам страны.
Важной стороной в процессе исследования является определение объектов, включаемых в состав инфраструктурных отношений субъектов рынка труда. В наши дни окончательных критериев отнесения тех или иных элементов к инфраструктурным отношениям на рынке труда еще не выработано. Однако многие исследователи в качестве ее основных элементов рассматривают институты, которые осуществляют трудоустройство, а также такие государственные органы власти как
Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Федеральная государственная служба занятости.
Нам представляется, что такая позиция не до конца раскрывает социально-экономическую сущность инфраструктурных отношений субъектов рынка труда. Кроме того, вышеуказанные органы власти выступают координирующей системой, которая определяет общую политику на рынке труда и в сфере занятости. В связи с этим нами предлагается следующие инфраструктурные отношения субъектов рынка труда (Рис.).
Особым элементом в инфраструктурных отношениях на рынке труда, безусловно, выступают биржи труда. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические услуги на рынке труда, то есть выступают в качестве посредников между нанимателями, нуждающимися в работниках, и нанимающимися, ищущими работу. Одновременно они выполняют регистрационные и регулирующие функции, фиксируя безработных и контролируя право получения безработными пособия и т. д.
Кроме бирж труда, посреднические услуги на рынке труда по вопросам трудоустройства осуществляют негосударственные (коммерческие) агентства занятости. Спектр деятельности последних основывается на трудоустройстве. При этом вышеуказанные агентства работают с конкурентоспособной рабочей силой, то есть когда ее носитель имеет высшее образование и опыт работы.
Государственный фонд занятости в инфраструктурных отношениях на рынке труда выступает институциональной структурой, которая финансирует все мероприятия на рынке труда. Средства фонда направляются на финансирование активных программ (обучение и переобучение незанятого трудоспособного населения, развитие предпринимательства и самозанятости, проведение профориентационных услуг и т.д.) и пассивных операций (выплату пособий по безработице). Общеобразовательные центры. Суть последних заключается в оказании гражданам помощи в выборе сферы деятельности в соответствии с имеющимися у них знаниями и навыками, а также с учетом потребности на рынке труда.
Центры подготовки кадров являются составной частью всей системы непрерывного образования. Основной функцией центров подготовки кадров является повышение конкурентоспособности занятого и незанятого населения с целью дальнейшего трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов их развития.
Профориентационные центры. Создание условий по приобщению молодежи к труду, получению профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.
Под общественными объединениями следует понимать объединения субъектов рынков труда по вопросам, связанными с условиями труда, с частью соблюдения трудового законодательства и т.п.
Региональные фонды поддержки малого предпринимательства выступает в инфраструктурных отношениях субъектов рынка труда подсистемой, которая осуществляет развитие малого бизнеса и самозанятости среди занятого и незанятого населения. Иными словами, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и его региональные представительства совместно со службой занятости разрабатывают различные программы в области малого бизнеса, создают бизнес инкубаторы, обучают основам предпринимательства и т. д.
Рынок труда
Спрос рабочей силы
Цена рабочей силы Предложение рабочей силы
Региональные инфраструктурные
Элементы (звенья)
Биржи труда Фонд занятости Общественные
объединения
Негосударственные (коммерческие) службы занятости Региональные фонды поддержки малого предпринимательства Центры подготовки кадров
Профориентационные центры Общеобразовательные центры
Рис. Элементы (звенья) региональной инфраструктуры рынка труда [6, с.173]
Кроме того, на наш взгляд, по принципу формирования и развития, или социально-экономическому принципу, следует выделять инфраструктурные связи рынка труда высокоразвитых, развивающихся и слабо развитых стран.
По принципу национальной принадлежности инфраструктурные отношения на рынке труда могут быть мировой, международной и национальными (мировая, международная или национальная инфраструктура).
По принципу пространственной принадлежности инфраструктурная сфера рынка труда может быть национальной, региональной и локальной (национальная, региональная или локальная инфраструктура рынка труда).
По принципу отраслевой принадлежности инфраструктурные отношения субъектов рынка труда могут обслуживать работников промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.
По масштабу охвата инфраструктура рынка труда может относиться ко всей экономике или народному хозяйству, региону, району и т.п.
По формам собственности инфраструктурные связи рынка труда и их составные элементы могут быть государственными, частными, смешанными и т.д.
Социально-экономическая сущность инфраструктурных отношений субъектов рынка труда не может быть раскрыта без характеристики их функций. В последние годы в отечественной монографической и периодической литературе уделяется значительное внимание теоретическому осмыслению обозначенного аспекта. Однако его разработка страдает чрезмерным дроблением, множественностью и недостаточной систематизацией. Выделяется немало частных (промежуточных) функций, размывающих их ориентацию на конечные результаты.
Обобщая и систематизируя широкий спектр разнообразных суждений по данному вопросу, считаем возможным представить следующие функции региональной инфраструктуры рынка труда:
- обеспечение взаимодействия работодателей и работников;
- оказание информационных услуг работникам и работодателям;
- сбор и анализ информации о рынке труда, его прогнозирование и развитие;
- расширение занятости и самозанятости населения, включая социально уязвимые слои: одиноких женщин, инвалидов, молодежи, бывших военнослужащих, беженцев и т.п.
- обеспечение социально-материальной поддержки безработного населения, в том числе работников, находящихся под угрозой потери работы;
- разработка и реализация специальных программ как на федеральном, так и региональном уровнях;
- проведение профориентационной работы и организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
- содействие предприятиям в создании новых рабочих мест.
В российской экономике только происходит формирование соответствующих инфраструктурных отношений субъектов рынка труда. Поэтому развитая сеть инфраструктурных отношений субъектов рынка труда и их элементы пока еще не сложились. Это подтверждают статистические сведения. Так, не более 1/3 безработных обращается за помощью в службу занятости. Кроме того, информационные, консультационные, образовательные, профориентационые и т. п. центры пока еще предоставляют низкий уровень услуг.
Таким образом, эффективная реализация социально-экономических функций инфраструктурных отношений на рынке труда предполагает наличие благоприятных условий их функционирования и развития.
Литература
1. Голинев В.И. Экономика и социология труда. - СПб, 2010.
2. Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом хозяйстве // Тезисы докладов и выступлений на научной конференции. - М.: Б.И., 1969.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Соч.2-е изд. - Т.23. - М.: Госполитиздат,
1961.