Научная статья на тему 'Развитие теоретических аспектов формирования эффективного налогового контроля в России'

Развитие теоретических аспектов формирования эффективного налогового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TAX CONTROL / FORMS AND METHODS OF TAX CONTROL / CONTENT OF CONTROL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тотикова Татьяна Евгеньевна

Исследуются виды, формы и методы налогового контроля. Особое внимание уделяется анализу налогового законодательства в части регламентации проведения налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Theoretical Aspects of Forming the Effective Tax Control in Russia

The types, forms and methods of tax control are studied. Special attention is paid to the analysis of tax legislation in the part of tax control process regulation.

Текст научной работы на тему «Развитие теоретических аспектов формирования эффективного налогового контроля в России»

динамика экспортных цен, свойственны волатильность и рискованность. Укрепляющийся рубль на фоне изменяющихся цен на нефть может способствовать деформации платежного баланса и усилению атак глобальных иностранных инвесторов на фондовый рынок и финансовый сектор страны.

В связи с изложенным представляется, что взаимодействие финансового и реального секторов российской экономики необходимо активизировать прежде всего в сфере обслуживания долговых обязательств предприятий и обеспечения их интересов на рынке ценных бумаг; долгосрочного и краткосрочного инвестирования в корпоративные ценные бумаги.

Понимание тенденций развития российского рынка ценных бумаг особенно важно по причине его становления и развития как формирующегося рынка, а также ввиду его влияния на функционирование реального сектора экономики.

Библиографический список

1. Рубцов Б.Б. Современные фондовые риски. М., 2005.

2. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. М., 2002.

3. Фама Ю. На вас нападает Кругман? Значит, вы двигаетесь в правильном направлении. URL: http.//slon.ru/articles/251526

4. Guillermo Calvo. Reserve accumulation and easy money helped cause the subprime crisis: a conjecture in search of theory. URL: attp//www.voxeu.org/index.php?q=Node/4135

5. Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия: нац. доклад. М., 2008.

6. Соколов Д.И. Стратегия развития финансового рынка на десятилетие: от планирования к реализации // Финансы. 2009. № 2.

T.E. Totikova

Development of the Theoretical

Aspects of Forming

the Effective Tax Control in Russia

The types, forms and methods of tax control are studied. Special attention is paid to the analysis of tax legislation in the part of tax control process regulation.

Key words and combinations: tax control, forms and methods of tax control, content of control activity.

Исследуются виды, формы и методы налогового контроля. Особое внимание уделяется анализу налогового законодательства в части регламентации проведения налогового контроля.

Ключевые слова и словосочетания: налоговый контроль, формы и методы налогового контроля, содержание контрольной деятельности.

УДК 336.225.673 ББК 65.261.4

Т.Е. Тотикова

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

^^кторы, предопределяющие эффективность налогового контроля, включают совокупность видов, форм и методов, являющихся составной частью механизма налогового контроля. Для «увеличения эффективности налогового контроля должны быть

максимально отрегулированы все характеристики (элементы) этого механизма: организационно-технические, экономические и правовые», - справедливо отмечает А.Ю. Ильин [1, с. 63].

Расплывчатость и недоговоренность многих понятий, используемых законодателем в нормативных актах налогового контроля и, как следствие этого, недостаточная теоретическая проработка указанных положений создают значительные трудности при осуществлении налогового контроля. Следует согласиться с авторами, указывающими, что недостаточная теоретическая обоснованность налогового контроля отрицательно сказывается на его эффективности [2, с. 30].

Действующий Налоговый кодекс РФ, к сожалению, не раскрывает содержание таких понятий, как виды, формы и методы налогового контроля, что до настоящего времени зачастую вызывает их смешение в теории и на практике. Разработка и внедрение в практику общепринятых и единообразно понимаемых классификаций налогового контроля должны стать первым шагом на пути устранения этого существенного пробела. Классификация видов налогового контроля может быть осуществлена по различным основаниям.

В силу того что налоговый контроль есть категория, проявляющаяся в определенном пространстве и времени, временной фактор осуществления контрольных действий и место их проведения можно рассматривать как основания классификации, то есть виды налогового контроля определяются в зависимости от времени и места проведения контрольных действий.

В зависимости от временного фактора выделяются:

предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде, в основном в виде камеральных налоговых проверок;

последующий налоговый контроль - предполагает проверку исполнения решений, постановлений контролирующих органов; проводится по окончании отчетных периодов; предполагает углубленное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший период, позволяет обнаружить недостатки предварительного и текущего контроля.

Все эти виды налогового контроля взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Аналогично рассматриваются виды контроля в теории управления [3, с. 238]. Правы В.А. Тимошенко и Л.В. Спирина, отмечающие, что «эффективным может быть контроль при сочетании всех его видов - предварительного, текущего и последующего» [4, с. 44].

В ходе предварительного налогового контроля осуществляются следующие мероприятия: государственная регистрация и учет налогоплательщиков, учет налоговых поступлений, совместная с налогоплательщиками сверка расчетов с бюджетом, предварительный анализ налоговых рисков, допущенных налогоплательщиками и на этой основе отбор и включение их в план выездных налоговых проверок, проведение информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками. Предварительный контроль важен как превентивная мера в отношении налоговых правонарушений.

Текущий налоговый контроль реализуется в форме камеральной налоговой проверки, решающей две самостоятельные задачи: она является самостоятельной

формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации, и выступает как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Последующий налоговый контроль, осуществляемый в форме выездных налоговых проверок, направлен на исследование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, выявление искажений и несоответствий в документах, бухгалтерского учета, анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов, сбор доказательственной базы по выявленным правонарушениям и ее документальное закрепление, доначисление налогов, не уплаченных налогоплательщиком, выработку предложений об устранении выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за допущенные нарушения налогового законодательства.

Помимо основной классификации по времени проведения налоговых мероприятий, имеется дополнительная. Так, в зависимости от времени проведения выделяют плановый и внеплановый (внезапный) налоговый контроль, проводимый в установленных законом случаях.

По месту проведения классифицируются камеральный и выездной налоговый контроль.

По такому критерию классификации видов налогового контроля, как характеристика и взаимосвязи элементов налогового контроля, последний подразделяется: в зависимости от субъектов, проводящих контрольную деятельность, в зависимости от статуса подконтрольных объектов, в зависимости от объема контролируемой деятельности, в зависимости от объекта контроля.

Классификация видов налогового контроля по различным критериям позволяет путем использования системно-структурного анализа выработать наиболее эффективный с практической точки зрения подход к достижению конечных целей налогового контроля.

Дискуссия по вопросу определения форм и методов контроля в целом, а также финансового и налогового контроля в частности, развернулась еще во второй половине XX в. и продолжается до настоящего времени. Анализ позиций современных авторов и действующих нормативно-правовых актов не дает однозначного ответа по вопросу о соотношении таких понятий, как «форма», «вид», «метод» [5, с. 5]. Зачастую они применяются как равнозначные. Нередко их содержание понимается различными авторами по-разному, что приводит к сложностям в использовании.

Становится очевидным необходимость выработки конкретных теоретических положений и их законодательное закрепление. Заслуживает внимания замечание А.В. Лобанова, предлагающего «перечислить все практически так или иначе апробированные и оправдавшие себя формы налогового контроля, а также регламентировать порядок их проведения в НК РФ» [2, с. 31].

Форма налогового контроля, как внешнее выражение содержания, проявляется прежде всего в применении тех или иных приемов, способов для установления фактов объективной действительности и фиксации выявленного в документах налогового контроля. Осуществление контрольных мероприятий предполагает организацию и проведение ряда регламентированных законом действий уполномоченных органов, объединенных общей целью и являющихся

конкретным мероприятием налогового контроля. Любая форма налогового контроля может быть инициирована и реализована налоговым органом в любой необходимый для этого момент, согласно установленной в законодательстве процедуре.

Таким образом, форма налогового контроля - это регламентированный нормами налогового законодательства способ организации и проведения мероприятий налогового контроля, представляющий собой совокупность методов, используемых для достижения конкретной задачи налогового контроля.

В ст. 82 НК РФ установлены следующие формы налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), другие формы. Такая регламентация форм налогового контроля вызывает сомнение с точки зрения как внутренней логики, так и теоретической обоснованности. Налицо смешение понятий, имеющих различную природу и сущность. Так, если налоговая проверка безусловно является самостоятельной формой налогового контроля, то получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, а также осмотр и обследование помещений и территорий самостоятельными формами налогового контроля, на наш взгляд, не являются, поскольку они осуществляются в рамках проверки и не используются обособленно от нее. Перечисленные мероприятия правильнее называть методами налогового контроля, существующими в рамках такой формы, как налоговая проверка.

К формам налогового контроля, которые целесообразно закрепить в НК РФ, предлагаем отнести следующие: учет налогоплательщиков, налоговые проверки, контроль налоговых поступлений, под которым подразумеваем оперативно-бухгалтерский учет налоговых платежей путем ведения лицевых счетов по каждому налогоплательщику и по каждому виду налогов.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от правильного выбора предусмотренных законом форм, методов и видов налогового контроля, что позволяет с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля. Рекомендации по эффективному осуществлению налогового контроля облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, методических рекомендаций (указаний), в совокупности составляющих методическую основу налогового контроля. Следует отметить расплывчатость формулировок, смешение понятий, отсутствие логической стройности многих нормативных документов и подзаконных актов по налоговому контролю, что вызывает справедливую критику специалистов [6-8]. Нарушение установленного законом порядка осуществления контрольных действий, то есть использование не указанных в НК РФ форм и методов налогового контроля, влечет негативные правовые последствия (отмену решений, принятых по результатам налогового контроля, признание недействительными ненормативных актов налогового органа).

Содержание контрольной деятельности и форма контроля во многом определяются приемами, используемыми уполномоченными органами, то есть форма существует в единстве с методами контроля. Реализация контрольной деятельности в конечном итоге осуществляется путем использования методов контроля. Тот или иной метод налогового контроля может быть реализован только в

рамках и временных пределах осуществления того или иного способа налогового контроля.

Полагаем, что метод налогового контроля - это способ либо совокупность способов, используемых уполномоченным лицом при проверке законности осуществления хозяйственной операции, правильности и полноты ее отражения в документах налогового учета с целью выявления нарушений налогового законодательства. В целом метод налогового контроля характеризуется использованием общенаучных методических приемов исследования, собственных эмпирических методических приемов (таких, как инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметические проверки, способ обратного счета, сопоставление однородных фактов, логическая проверка, сканирование, письменный и устный опросы) [9, с. 96].

Методы налогового контроля можно классифицировать по различным основаниям: по степени однородности применяемых приемов, их трудоемкости, по требованиям к квалификации проверяющих, по возможности автоматизации. Так, методы налогового контроля подразделяются на методы документального контроля, методы фактического контроля, расчетно-аналитические методы, информативные методы.

Методы документального контроля включают приемы, основанные на изучении документов: формальная проверка, нормативная проверка, арифметическая проверка документов и учетных регистров, сличение документов с учетными записями и изучение бухгалтерских проводок.

Методы фактического контроля подразумевают такие приемы, как инвентаризация имущества налогоплательщика, экспертиза, привлечение специалиста, контрольный запуск сырья и материалов в производство, проверка фактического объема выполненных работ, сверка документов, контрольная закупка.

Расчетно-аналитические методы, применяемые в ходе налоговых проверок, можно разделить на две группы: вспомогательные и косвенные. Вспомогательные методы носят вторичный характер по отношению к документальным и фактическим методам налогового контроля. Они направлены на комплексное исследование финансово-хозяйственной деятельности объекта в целях выявления налоговых правонарушений и преступлений и включают технико-экономические расчеты, контрольное сличение, группировку и обобщение, логическую оценку сведений, содержащихся в документах, экономический анализ плановых, фактических и отчетных данных. К косвенным расчетно-аналитическим методам следует отнести контроль ценообразования налоговыми органами, расчет по аналогии (метод внешнего сопоставительного анализа деятельности предприятия), анализ финансово-хозяйственной деятельности (метод внутреннего сопоставительного анализа); расчет выхода продукции по объему используемого сырья.

Информативные методы налогового контроля направлены на получение информации. Ими являются: истребование письменных справок и объяснений налогоплательщиков, инструктаж налогоплательщиков, разъяснения действующего законодательства.

Таким образом, анализируя категории «форма» и «метод», полагаем, что это разнопорядковые понятия, существующие в тесной взаимосвязи, в неразрывном органичном единстве.

Л.В.Спирина

Осуществление налогового контроля в какой-либо форме предполагает использование сочетания различных методов. В рамках одной формы организации контрольной деятельности могут сочетаться различные методы контроля.

Закрепление форм и методов налоговой контрольной деятельности на законодательном уровне имеет важное значение для защиты прав налогоплательщиков и сохранения баланса интересов государства и налогоплательщиков при осуществлении мероприятий налогового контроля. Корректировка главы 14 НК РФ с учетом предлагаемых изменений позволила бы устранить неясности в налоговом законодательстве, усложняющие отношения налогоплательщиков и налоговых органов, порождающие споры, проблемы, создающие почву для нарушений закона.

Библиографический список

1. Ильин А.Ю. Формы и методы налогового контроля: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

2. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. № 3. 2008.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент. СПб., 2002.

4. Тимошенко В.А., Спирина Л.В. Сущность государственного предварительного налогового контроля // Налоговые известия Саратовской губернии. 2009. № 5.

5. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях. М., 1976.

6. Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. М., 1996.

7. Грачёва Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000.

8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: учебник для студентов вузов. М., 2007.

9. БурцевВ.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2000.

L.V. Spirina The State Preliminary Tax Control: the Essence and Features

The significance of the preliminary tax control in the system of the state tax control is revealed. Its essence and functions are based. The author's definition of the tax control is given.

Key words and word-combinations: public financial control, tax control, preliminary tax control.

Показано место, занимаемое предварительным налоговым контролем в системе государственного налогового контроля. Обоснованы его сущность и функции. Дано авторское определение предварительного налогового контроля.

Ключевые слова и словосочетания: государственный финансовый контроль, налоговый контроль, предварительный налоговый контроль.

УДК 336.225.673 ББК 65.261

Л.В. Спирина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

О зательным условием бесперебойного функционирования как экономики России в целом, так и ее финансовой системы в частности является контроль. На современном этапе развития все возрастающее значение приобретает государственный предварительный налоговый контроль, в связи с чем представляется необходимым исследовать теоретически значимые аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.