Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕРЫ / АУКЦИОН / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / КОНТРАКТНЫЕ ЗАКУПКИ / TENDERS / AUCTION / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS / CONTRACT PURCHASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маменкова Т.А.

Данная статья посвящена обзору развития тендерных закупок в различных отраслях экономики России. Рассматриваются плюсы и минусы данного метода закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маменкова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TENDER PURCHASES IN RUSSIA

This article is devoted to an overview of the development of tender purchases in various sectors of the Russian economy. Pros and cons of this procurement method are considered.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ»

4. Кистаева Н.Н. Государственное регулирование рынка ценных бумаг на современном этапе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. №3. С. 70-78.

5. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право, 2016. №2. С. 78-83.

6. Можарова М.Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита // Журнал российского права. 2008. №10 (142). URL: https://cyberlemnka.m/article/n/k-voprosu-o-pravovom-reguHrovann-gosudarstvennogo-kredita (дата обращения: 22.12.2018).

7. Пастернак А.Ю. Государственные ценные бумаги в гражданском обороте // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №3. С. 125-128.

8. Покачалова Е.В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты финансового права. Дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 385.

9. Сперанский М.М., Тургенев Н.И., Орлов М.Ф. У истоков финансового права. М: Статут. 1998. С. 304.

УДК 334.01

Маменкова Т.А. студент 4 курса специальность «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева филиал в г. Прокопьевске научный руководитель: Казаченко С.И.

старший преподаватель Россия, г. Прокопьевск РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ Аннотация: Данная статья посвящена обзору развития тендерных закупок в различных отраслях экономики России. Рассматриваются плюсы и минусы данного метода закупок.

Ключевые слова: тендеры, аукцион, электронные торговые площадки, контрактные закупки.

Mamenkova T.A.

Student

4 course, specialty "Economic and legal support of economic security" Branch of the Kuzbass State Technical University T.F. Gorbachev in

Prokopevsk Russia, Prokopyevsk Scientific adviser: Kazachenko S.I.

Senior Lecturer DEVELOPMENT OF TENDER PURCHASES IN RUSSIA

Annotation: This article is devoted to an overview of the development of tender purchases in various sectors of the Russian economy. Pros and cons of this procurement method are considered.

Keywords: tenders, auction, electronic trading platforms, contract purchases.

Сегодня существует большое количество различных методов по поиску и выбору поставщиков, уже опробованных и используемых предпринимательскими организациями в течение относительно длительного времени на разных уровнях. С развитием интернет-технологий их становится ещё больше в условиях относительно быстрого роста развития электронного бизнеса, коммерции и торговли. В последнее время профессиональные специалисты в области закупок говорят о том, что эффективность традиционных методов приобрела тенденцию к снижению, что необходимо уделять внимание новым, инновационным методам. Одним из таких являются тендеры.

Тендер - это «обратный» аукцион, когда есть один покупатель товара, работы или услуги и несколько продавцов. Объявление тендера обеспечивает прямую и обратную связь заказчика (покупателя товара, работы или услуги) с конкретными поставщиками. Тендеры проводят на электронных торговых площадках - специальных Интернет-порталах, либо специальные разделы на сайтах предприятий-заказчиков, объединяющих на одном информационном и торговом пространстве заказчиков и поставщиков товаров и услуг.

В соответствии с общепринятым определением, электронная торговая площадка (ЭТП) - программный, интегрированный комплекс информационных, организационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. Информацию о тендерах действующие поставщики могут получить непосредственно от самих сотрудников организации, а новые поставщики - на сайте компании и от региональных менеджеров по закупкам, которые занимаются поиском новых партнеров. Проведение тендеров позволяет компании осуществить и использовать следующие преимущества: - защититься от недобросовестных поставщиков; - выбрать наиболее оптимального поставщика; - обеспечить прозрачность процедуры; -сэкономить средства, заложенные в бюджет организации. Победителем тендера становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит лучшие условия сотрудничества в комплексе: низкая цена, условия поставки, отсрочка по оплате товара или услуги, качество товара, объемы производства.

Тендер проводится в несколько этапов:

1) опубликования сообщения на сайте компании о начале тендера с указанием всех требований, которые предъявляются к участникам: товарный продукт; регион поставки; качество товара; упаковка и фасовка; цена; коммерческие условия поставки; другие;

2) Сбор заявок от компаний, желающих принять участие;

3) Начало тендера. Сотрудники отдела закупок обрабатывают полученные заявки.

4) Запрос недостающей и уточняющей информации от участников тендера;

5) Объявляются промежуточные итоги тендера;

6) Участники предлагают более низкие цены или условия поставки;

7) Повторная обработка всех заявок.

8) Принятие решение о победителе тендера;

9) Опубликование итогов тендера;

10) Заключение контракта с победителем.

Отчетность, предоставляемая компаниями через электронные торговые площадки, максимально доступна, прозрачна, данные объективны, достоверны и размещаются в открытом доступе для заинтересованных поставщиков на сайте организации. Если исследовать и анализировать отрасли, в которых используются тендерные закупки, то, по данным сайта zakupki.gov.ru за 2017 год почти 18% всех тендеров проводятся по заказу предприятий из отрасли здравоохранения: медицины, фармацевтики и фармакологии, 23% тендеров проводит строительная отрасль и 14% -пищевая промышленность, 13% приходится на топливо и энергетику, а также на транспорт - 23%. Доля остальных отраслей в общей структуре закупок в основном составляет менее 5 %, а не вошедших в структуру, представленную на рис.1 [2].

■ Строительство, недвижимость и архитектура

■ Медицина, фармакология Продовольствие, пищевая промышленность

■ Офис, дом ■I1Т, компьютеры, связь

■ Транспорт ■I Электротехника

■ Топливом энергетика

■ Легкая промышленность Ц металпы, металлоизделия

Рисунок 1- Классификация основных участников тендеров

Участие в тендерах дает возможность небольшим компаниям и организациям, которые недавно вышли на рынок, найти клиентов, заключить долгосрочные контракты, тем самым укрепив свое положение на рынке. Использование электронных торговых площадок для проведения тендеров исключает субъективную оценку потенциальных и действующих поставщиков. Компания делает выбор, исходя не только из важного для нее критерия цены, но и оценивая все детали будущего сотрудничества, которые

важны при дальнейшей совместной работе и фокусирует свое внимание на надежных поставщиках, что помогает создать эффективную «систему снабжения».

Существует три бесспорных достоинства системы закупок:

Во-первых, если вашу заявку проигнорировали и выбрали исполнителем абсолютно проигрышную компанию, то вы можете подать жалобу в ФАС и отстоять свои права. Во-вторых, немало важное преимущество тендеров это то, что победив в конкурсе и став исполнителем серьезного заказа, организация обеспечивает себе солидную репутацию в лице потенциальных клиентов. Даже если условия контракта кажутся не самыми выгодными, как правило, затраты в проект будут вложены не напрасно. А статус вашей компании будет говорить как о серьезном игроке на рынке, располагающим надёжной профессиональной базой.

Но в то же время состояние современной системы закупок в России характеризует наличие определенных сложностей, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения, а также нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон. К проблемам законодательства о закупках и практики закупок относятся риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, следствием чего являются риски неисполнения заказа, трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков; рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной; срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков, неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств; размещение замаскированных или «скрытых» контрактов в поисковых системах закупок, что осложняет или делает невозможным найти определенный контракт, совершение специальных ошибок, нарушение буквенных регистров, или написание русских слов английскими буквами, что также делает поиск контракта невозможным; размещение контрактов с ложной географией торгов через ЭТП (Электронно-торговые площадки).

Таким образом, участие в тендерах несет несколько плюсов для любой фирмы. Так, при удачном раскладе конкурса можно заключить рентабельный контракт, но более того - сделать имя организации более узнаваемым на рынке. Поэтому компаниям нужно участвовать в тендерах для повышения доходов и профессиональной базы. При этом возможности компании нужно тратить целенаправленно и разумно, только в этом случае можно говорить о

реальной пользе от участия в тендерах.

В связи со значительным ростом заинтересованности предпринимателей в участии в закупках, стала популярна услуга по тендерному сопровождению участников. Она представляет собой аутсорсинг тендерного отдела и значительно облегчает работу многих организаций.

Использованные источники:

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2015 году: доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2018 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).

2. Сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakupki.gov.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2018 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 /. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.