4. Кистаева Н.Н. Государственное регулирование рынка ценных бумаг на современном этапе // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2016. №3. С. 70-78.
5. Козырин А.Н. Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право, 2016. №2. С. 78-83.
6. Можарова М.Е. К вопросу о правовом регулировании государственного кредита // Журнал российского права. 2008. №10 (142). URL: https://cyberlemnka.m/article/n/k-voprosu-o-pravovom-reguHrovann-gosudarstvennogo-kredita (дата обращения: 22.12.2018).
7. Пастернак А.Ю. Государственные ценные бумаги в гражданском обороте // Пробелы в российском законодательстве. 2011. №3. С. 125-128.
8. Покачалова Е.В. Публичный долг: теоретические и практические аспекты финансового права. Дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 385.
9. Сперанский М.М., Тургенев Н.И., Орлов М.Ф. У истоков финансового права. М: Статут. 1998. С. 304.
УДК 334.01
Маменкова Т.А. студент 4 курса специальность «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности» Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева филиал в г. Прокопьевске научный руководитель: Казаченко С.И.
старший преподаватель Россия, г. Прокопьевск РАЗВИТИЕ ТЕНДЕРНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ Аннотация: Данная статья посвящена обзору развития тендерных закупок в различных отраслях экономики России. Рассматриваются плюсы и минусы данного метода закупок.
Ключевые слова: тендеры, аукцион, электронные торговые площадки, контрактные закупки.
Mamenkova T.A.
Student
4 course, specialty "Economic and legal support of economic security" Branch of the Kuzbass State Technical University T.F. Gorbachev in
Prokopevsk Russia, Prokopyevsk Scientific adviser: Kazachenko S.I.
Senior Lecturer DEVELOPMENT OF TENDER PURCHASES IN RUSSIA
Annotation: This article is devoted to an overview of the development of tender purchases in various sectors of the Russian economy. Pros and cons of this procurement method are considered.
Keywords: tenders, auction, electronic trading platforms, contract purchases.
Сегодня существует большое количество различных методов по поиску и выбору поставщиков, уже опробованных и используемых предпринимательскими организациями в течение относительно длительного времени на разных уровнях. С развитием интернет-технологий их становится ещё больше в условиях относительно быстрого роста развития электронного бизнеса, коммерции и торговли. В последнее время профессиональные специалисты в области закупок говорят о том, что эффективность традиционных методов приобрела тенденцию к снижению, что необходимо уделять внимание новым, инновационным методам. Одним из таких являются тендеры.
Тендер - это «обратный» аукцион, когда есть один покупатель товара, работы или услуги и несколько продавцов. Объявление тендера обеспечивает прямую и обратную связь заказчика (покупателя товара, работы или услуги) с конкретными поставщиками. Тендеры проводят на электронных торговых площадках - специальных Интернет-порталах, либо специальные разделы на сайтах предприятий-заказчиков, объединяющих на одном информационном и торговом пространстве заказчиков и поставщиков товаров и услуг.
В соответствии с общепринятым определением, электронная торговая площадка (ЭТП) - программный, интегрированный комплекс информационных, организационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи. Информацию о тендерах действующие поставщики могут получить непосредственно от самих сотрудников организации, а новые поставщики - на сайте компании и от региональных менеджеров по закупкам, которые занимаются поиском новых партнеров. Проведение тендеров позволяет компании осуществить и использовать следующие преимущества: - защититься от недобросовестных поставщиков; - выбрать наиболее оптимального поставщика; - обеспечить прозрачность процедуры; -сэкономить средства, заложенные в бюджет организации. Победителем тендера становится не тот, кто предложит самую низкую цену, а тот, кто предложит лучшие условия сотрудничества в комплексе: низкая цена, условия поставки, отсрочка по оплате товара или услуги, качество товара, объемы производства.
Тендер проводится в несколько этапов:
1) опубликования сообщения на сайте компании о начале тендера с указанием всех требований, которые предъявляются к участникам: товарный продукт; регион поставки; качество товара; упаковка и фасовка; цена; коммерческие условия поставки; другие;
2) Сбор заявок от компаний, желающих принять участие;
3) Начало тендера. Сотрудники отдела закупок обрабатывают полученные заявки.
4) Запрос недостающей и уточняющей информации от участников тендера;
5) Объявляются промежуточные итоги тендера;
6) Участники предлагают более низкие цены или условия поставки;
7) Повторная обработка всех заявок.
8) Принятие решение о победителе тендера;
9) Опубликование итогов тендера;
10) Заключение контракта с победителем.
Отчетность, предоставляемая компаниями через электронные торговые площадки, максимально доступна, прозрачна, данные объективны, достоверны и размещаются в открытом доступе для заинтересованных поставщиков на сайте организации. Если исследовать и анализировать отрасли, в которых используются тендерные закупки, то, по данным сайта zakupki.gov.ru за 2017 год почти 18% всех тендеров проводятся по заказу предприятий из отрасли здравоохранения: медицины, фармацевтики и фармакологии, 23% тендеров проводит строительная отрасль и 14% -пищевая промышленность, 13% приходится на топливо и энергетику, а также на транспорт - 23%. Доля остальных отраслей в общей структуре закупок в основном составляет менее 5 %, а не вошедших в структуру, представленную на рис.1 [2].
■ Строительство, недвижимость и архитектура
■ Медицина, фармакология Продовольствие, пищевая промышленность
■ Офис, дом ■I1Т, компьютеры, связь
■ Транспорт ■I Электротехника
■ Топливом энергетика
■ Легкая промышленность Ц металпы, металлоизделия
Рисунок 1- Классификация основных участников тендеров
Участие в тендерах дает возможность небольшим компаниям и организациям, которые недавно вышли на рынок, найти клиентов, заключить долгосрочные контракты, тем самым укрепив свое положение на рынке. Использование электронных торговых площадок для проведения тендеров исключает субъективную оценку потенциальных и действующих поставщиков. Компания делает выбор, исходя не только из важного для нее критерия цены, но и оценивая все детали будущего сотрудничества, которые
важны при дальнейшей совместной работе и фокусирует свое внимание на надежных поставщиках, что помогает создать эффективную «систему снабжения».
Существует три бесспорных достоинства системы закупок:
Во-первых, если вашу заявку проигнорировали и выбрали исполнителем абсолютно проигрышную компанию, то вы можете подать жалобу в ФАС и отстоять свои права. Во-вторых, немало важное преимущество тендеров это то, что победив в конкурсе и став исполнителем серьезного заказа, организация обеспечивает себе солидную репутацию в лице потенциальных клиентов. Даже если условия контракта кажутся не самыми выгодными, как правило, затраты в проект будут вложены не напрасно. А статус вашей компании будет говорить как о серьезном игроке на рынке, располагающим надёжной профессиональной базой.
Но в то же время состояние современной системы закупок в России характеризует наличие определенных сложностей, тормозящих ее развитие. Основными недостатками существующей системы закупок являются: отсутствие четкости и унификации технологий, сложность процедур проведения, а также нарушения, использование «серых» схем, сговоры в стремлении обойти «неудобный» закон. К проблемам законодательства о закупках и практики закупок относятся риски недобросовестного поведения и некомпетентности поставщиков, следствием чего являются риски неисполнения заказа, трансформация коррупционных рисков в другие формы: сговор заказчика и поставщика через излишнюю детализацию технического задания под конкретных поставщиков; рост несостоявшихся торгов, по которым остается один участник, с которым и заключается контракт по цене, близкой к стартовой; сговор потенциальных поставщиков, которые регистрируются и допускаются на аукционы, но не принимают непосредственного участия в аукционе и контракт заключается по цене, близкой к начальной; срыв процедур размещения заказов «серыми» участниками путем демпинга в заявках или необоснованных жалоб на действия заказчиков, неформальное урегулирование споров в связи с неисполнением, несвоевременным или недобросовестным исполнением обязательств; размещение замаскированных или «скрытых» контрактов в поисковых системах закупок, что осложняет или делает невозможным найти определенный контракт, совершение специальных ошибок, нарушение буквенных регистров, или написание русских слов английскими буквами, что также делает поиск контракта невозможным; размещение контрактов с ложной географией торгов через ЭТП (Электронно-торговые площадки).
Таким образом, участие в тендерах несет несколько плюсов для любой фирмы. Так, при удачном раскладе конкурса можно заключить рентабельный контракт, но более того - сделать имя организации более узнаваемым на рынке. Поэтому компаниям нужно участвовать в тендерах для повышения доходов и профессиональной базы. При этом возможности компании нужно тратить целенаправленно и разумно, только в этом случае можно говорить о
реальной пользе от участия в тендерах.
В связи со значительным ростом заинтересованности предпринимателей в участии в закупках, стала популярна услуга по тендерному сопровождению участников. Она представляет собой аутсорсинг тендерного отдела и значительно облегчает работу многих организаций.
Использованные источники:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2015 году: доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2018 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).
2. Сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakupki.gov.ru/. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2018 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624 /. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.10.2018).