Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2023. № 51. С. 225-236. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2023. 51. pp. 225-236.
Научная статья УДК 372.878
doi: 10.17223/22220836/51/19
РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧЕНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ ПО МУЗЫКЕ
Красимира Георгиева Филева-Русева
Академия музыкального, танцевального и изобразительного искусств им. профессора Асена Диамандиева, Пловдив, Болгария, krassyfilleva@abv.bg
Аннотация: Тембровое воображение является элементом воображения вообще, а влияние на элемент есть влияние и на целое. Таким образом, благотворное влияние на тембровое воображение оказывает благотворное влияние на воображение в целом. Успешным опытом в этом отношении являются электронные учебники для 5, 6 и 7-го классов болгарской общеобразовательной школы издательства «Просвета плюс». В этих электронных учебниках линия постепенного развертывания тембрового воображения учеников проведена последовательно.
Ключевые слова: электронный учебник, музыка, общеобразовательная школа, тембровое воображение, ученик
Для цитирования: Филева-Русева К.Г. Развитие тембрового воображения учеников общеобразовательной школы с помощью электронных учебников по музыке // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 51. С. 225-236. doi: 10.17223/22220836/51/19
Original article
DEVELOPING THE TIMBRE IMAGINATION OF STUDENTS IN GENERAL EDUCATION SCHOOL THROUGH ELECTRONIC TEXTBOOKS ON MUSIC
Krasimira G. Fileva-Ruseva
Academy of Music, Dance and Fine Arts, Plovdiv, Bulgaria, krassyfilleva@abv.bg
Abstract. The timbre with which a musical work is performed is important for the effect of the work, for the features of the musical image to be perceived by the listeners. This means that developed timbre hearing is necessary for the full perception of sounding music. The timbre imagination is an element of the imagination in general, and the influence on the element is an influence on the whole. Thus the fruitful influence on the timbre imagination (as an element of the imagination) is the fruitful influence in general on the imagination and creative thinking. In order to achieve such a beneficial impact on the creative abilities of adolescents, the development of timbre imagination must not only take place in music lessons at school, but the conditions to be created beforehand in textbooks. Successful experience in this regard is the electronic textbooks for grades 5, 6 and 7 of the Bulgarian general education school of Prosveta Plus publishing house. In these electronic textbooks, the line of gradual deployment of students' timbre imagination has been conducted consecutively and through a variety of tasks. These are:
- To "arrange" the melody of the clavier piece "Rondo" by Dm. Kabalevsky for orchestral musical instruments, each of the sections must be entrusted to one of three predefined instruments;
© К.Г. Филева-Русева, 2023
- To create and perform a "rhythmic rondo" (for percussion instruments) using a predefined rhythm of the theme;
- To select percussion musical instruments for accompaniment of songs in different genres;
- To change a melody rhythmically to make it sound like a popular song, for it to compose accompaniment and, through a computer program for note writing, to reproduce several variants of a performing ensemble for the accompaniment, from which to choose the most successful one, for the sounding of the melody also to try several variants of the soloing instrument;
- In audio editing software, to add a sound effect simulating a percussion instrument to a samba short melody by trying different settings and selecting the most appropriate ones, to synchronize with the composed and recorded audio file and from the competing student teams to distinguish the best work;
- To compose an accompaniment to melodies in different styles and genres (waltz, tango, samba, modern dance of choise, pravo horo - Bulgarian folk dance in regular metrum, Bulgarian folk melody in irregual metrum) by using a virtual ensemble of four sound sources (of 16 predefined timbre options that can be used instead of percussion instruments).
These tasks not only develop the timbre imagination, store musical auditory notions, but also build a connection between the timbre and the character of the tone image, as well as between the timbre and the style of the musical work.
Keywords: electronic textbook, music, general education school, timbre imagination, musical work
For citation: Fileva-Ruseva, K.G. (2023) Developing the timbre imagination of students in general education school through electronic textbooks on music. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 51. pp. 225-236. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/51/19
1. Введение
Тембр - это качество звука, имеющее важное значение для воздействия музыкального произведения, для осознания характера произведения его слушателями. Не случайно в музыке как синоним тембра используется «цвет». В этом смысле чувствительность к тембру важна для богатства и полноты музыкального восприятия, для вникания в эмоциональное содержание и колористическую щедрость тоновой пьесы. С другой стороны, тембровое воображение как способность представить себе определенную мелодию, исполненную на определенном инструменте, и воздействие исполнения как раз с этим тембром, предвидеть эмоциональный эффект определенной тембровой окраски звука или череды логично организованных звуков, колорита инструментального сопровождения песни является элементом воображения вообще. Как влияние на отдельный элемент является влиянием и на целое, точно так же благоприятное воздействие на тембровое воображение (как элемент воображения) есть благоприятное воздействие на воображение и творческое мышление вообще. Творческое мышление необходимо в любой человеческой деятельности - начиная с каждодневных бытовых практик и заканчивая решением сложных проблем. По этой причине большое значение приобретает его развитие у подростков, что является ответственностью в первую очередь школы. В учебниках по музыке для общеобразовательной школы в Болгарии авторского коллектива под руководством проф. Пенки Минчевой и особенно в электронных учебниках к учебным комплектам эта линия проведена последовательно и находчиво, и в них, наряду с множеством других творческих задач, для всего учебного курса составлены и задачи, способствующие развитию тембрового воображения.
2. Предмет, цели, задачи исследования
Предмет настоящего исследования - электронные учебники для 5, 6 и 7-го классов общеобразовательной школы в Болгарии издательства «Просвета плюс» [1-3].
Объект анализа - возможность создать электронные ресурсы, которые будут оказывать благотворное влияние на тембровое воображение учеников.
Целью исследования является представление эффективных подходов по отношению к развитию тембрового воображения учеников, реализованных в электронных учебниках по музыке.
Задачи, решение которых необходимо для осуществления данной цели, следующие:
- анализ педагогических механизмов, посредством которых каждая из рассматриваемых задач способствует развитию тембровой фантазии;
- изучение разнообразия в конструкции и тематике задач, направленных на развитие тембрового воображения;
- исследование преемственности в содействии тембровому воображению в разные годы обучения музыке в общеобразовательной школе.
3. Изучение литературных источников
Поскольку вопрос о тембровом воображении не исследован, в этом разделе представлен обзор музыкально-педагогической литературы, косвенно связанной с исследуемой проблемой.
3.1. О музыкальном слухе, воображении и ассоциациях
Композитор и музыкальный педагог Йордан Колев [4] предлагает разнообразные методы развития музыкально-творческих способностей при обучении в детских садах и начальной школе. Среди описанных задач фигурируют и такие, которые связаны с воображением и тембровым слухом.
Выдающийся болгарский музыкальный педагог Пенка Минчева [5] формулирует идею, что поскольку слух не является ведущим анализатором у человека, на занятиях по музыке музыкальный слух и в частности музыкально-слуховые представления как существенный фактор для успешного восприятия тонового произведения следует обогащать. В других своих исследованиях Минчева [6] выводит как эссенциальные условия для полноценного восприятия музыки способность подбора значимых музыкальных образцов и умение осмысливать впечатления от прослушаннного музыкального произведения. Автор считает, что «активное восприятие, осмысливание и эмоциональное переживание художественного произведения не основывается только на соответствующих художественных способностях (в случае - музыкальный слух) и на объеме художественного опыта (при музыкальном восприятии -музыкально-слуховые представления), но обусловливается и такими специфическими качествами, как подвижность ассоциативного мышления, быстрота фантазийных образов. Помимо того, что являются необходимыми условиями для полноценного восприятия художественного образа, ассоциативность и фантазия при активном участии разворачиваются и развиваются в художественное восприятие» [6. Р. 22]. Далее Минчева указывает как эффективные методы для повышения качества восприятия музыки учениками в общеобразовательной школе предварительное заучивание тематического материала,
коллекции музыкальных произведений и параллели между музыкой и другими искусствами, например, поэзией, прозой, живописью. По мнению исследователя, последний метод напрямую связан с развитием ассоциативного мышления, воображения и эмоциональной культуры, которые повышают качество музыкальных восприятий учеников. То, что оба выдающихся педагога отводят важное место тембру в творческом воспитании и воображению при восприятии музыки, показывает, что они косвенно поддерживают тезу о ценности развитого тембрового воображения.
3.2. О тембре
Сравнивая особенности обучения на электронном и акустическом клавишных музыкальных инструментах, клавирный педагог Р. Жекова-Стойнова [7] затрагивает вопрос о тембровых отличиях и нюансах в эмоциональном воздействии, порожденном ими. Таким образом, она подтверждает, что различный тембр, в котором звучит пьеса, исполненная на электронном и на акустическом инструментах, ведет к разным оттенкам в характеристике тонового персонажа музыкальными средствами.
3.3. Об электронных учебниках
С. Димитрова [8] исследует и сопоставляет электронные учебники по музыке трех издательств на базе 22 показателей, среди которых задачи, связанные с восприятием музыки.
4. Задачи, с помощью которых развивается тембровое воображение учеников
В этом разделе рассматриваются конкретные примеры электронных ресурсов, направленных на развитие тембрового воображения, и оценивается польза, которую они приносят, разнообразие в их конструкции и тематике, а также последовательность в осложнении задач.
В электронном учебнике по музыке для 5-го класса на с. 32 [1] в теме занятия «Рондо» размещена следующая задача - к прозвучавшей пьесе «Рондо» Дм. Кабалевского от учеников требуется мысленно «аранжировать» мелодию пьесы, выбирая, какой раздел на каком из указанных музыкальных инструментов - контрабасе, флейте и трубе - подходяще всего исполнить. Три раздела «Рондо» имеют четко выраженные различия в своем характере. Поскольку запись этой пьесы, которую слушают пятиклассники, сделан специально для учебника по музыке, специфический характер разделов ясно подчеркнут при исполнении. Первый раздел - тема - звучит эфирно, пластично, «воздушно», в записи использована тихая динамика и штрих staccato с грациозной акцентуацией. Второй раздел, чья мелодия удвоена в более плотном низком регистре фортепиано, исполнен с превуалированием удвоенной мелодической линии в басовом регистре, что придает еще большую насыщенность звуку, а преобладающий штрих в этом разделе В - тяжелое, плотное и отрывистое nonlegato для удваивающихся линий, контрастирующее с четко артикулированным staccato при повторяющихся тонах в среднем голосе. Третий раздел - С - звучит в динамике f, используемые штрихи -острое marcato и блистательное staccato, а акцентированные тона обогащены путем применения прямой педали. Эта интерпретация помогает ученикам в выборе инструмента, наиболее точно соответствующего характеру музыки в
конкретном элементе музыкальной структуры. Таким образом тихое и эфирное staccato раздела А наиболее удачно исполнить на флейте, обладающей нежным звуком с меньшей плотностью, чем та, что у трубы. Эпизод В со своей низкой, матовой звучностью подходяще всего доверить контрабасу, причем четко вырисуется его регистровое отличие от темы и от третого раздела. Эпизод С контрастирует с двумя остальными разделами как ладовая организация, звучит более блистательно и торжественно, что делает яркий тембр трубы самым удачным выбором для его звучания. Так, посредством подсказанного исполнением на фортепиано, знаний и накопленного слухового опыта благодаря звучащим примерам, иллюстрирующим тембровые характеристики трех предложенных в задаче музыкальных инструментов, воспринимаемым в предыдущие учебные годы, у пятиклассников формируется ясное представление о «выражении» характера разделов рондо с помощью трех различных тембров, об интригующем контрасте между темой и эпизодами, который получится при исполнении этой аранжировки, но и на базе этого представления - о приглядной конструкции элементарной рондо формы пьесы. Нити, связывающие тембр и эмоции, тембр и характер, формирующиеся посредством задач такого типа, впоследствии будут крепнуть и обогащаться с помощью новых подобных задач.
Еще на следующей странице [1. С. 33] пятиклассникам предложено сочинить и исполнить ритмическое рондо, используя заданную в электронном ресурсе модель темы, которую, согласно условию, нужно исполнить на барабанчике. Барабанчик - один из инструментов в комплекте детских музыкальных инструментов, которыми снабжена каждая школа. В условии задачи предложены ритмические группы, которые могут послужить ориентиром для учеников при сочинении «эпизодов», причем предложено первый эпизод «исполнить» карандашом по парте, второй - ладонью по парте, третий - на тарелках (пример 1).
Тема i. J I ~ J J Л - J II -
1 ешосд | J"] J"] | J"] , . . I иоляв нърху чипа
Тсма i . J J J Л , J II Оараоан
Пример 1. Примерные ритмические группы для темы и эпизодов ритмического рондо Example 1. Sample Rhythmic Groups for Rhythmic Rondo Theme and Episodes
Авторы предлагают, чтобы размер темы и первого эпизода был 2/4, второго эпизода - 5/8, а третьего эпизода - 7/8. Использование заданных ритмиче-
ских групп не обязательно, их можно заменить предложенными классом. Если будут исполняться ритмические группы, схожие с предложенными в электронном ресурсе, и будут соблюдены обозначенные тембры, выяснится, что эпизод с наиболее короткими нотами предусмотрено сыграть в более быстром темпе способом, являющимся наиболее легким для исполнения и обеспечивающим его звучание с наиболее отчетливой «дикцией», - карандашом по парте, у второго эпизода будет более приглушенный тембр - ладонью по парте, а наиболее торжественное звучание - с блистательно-звонким тембром тарелок -предусмотрено для третьего эпизода, у которого самые длинные длительности и который, помимо всего прочего, должен наиболее категорически контрастировать с темой. Учащиеся могут разменять «инструменты», на которых исполняются эпизоды, и тогда выяснится, что размененные тембры не столь подходящи относительно ритмических групп, которые исполняют. Здесь с учетом того, что исключено одно мощное средство выражения и воздействия - мелодия, - внимание при восприятии результата сконцентрировано на метроритме и тембре. Так, ясно осознается вклад метроритма в воссоздание характера звукового образа, а вклад тембра в выяснение характера, когда отсутствует яркость выразительного средства мелодия, становится очень отчетливым и приглядным. Такой опыт полезен для постепенного обогащения и углубления связи между метроритмом, тембром и характером тоновых персонажей.
Электронным ресурсом подобной направленности, поскольку объект оценки - это ударные музыкальные инструменты, большинство из которых включены в учебные комплекты для общеобразовательной школы, является и задача на с. 68 электронного учебника для 5-го класса [1]. В условии предложено связать песенный жанр - предложены народная и популярная песни - с составом ударных музыкальных инструментов - барабан, бубен, тарелки или маракас, треугольник, клавесин. Чтобы решить эту задачу, пятиклассники должны представить себе звучание голоса при народном пении и при исполнении популярных песен. Голоса болгарских народных певцов звучат ярко, насыщенно, со специфической блистательной пронимающей силой, чему больше подходит первая группа инструментов, в то время как общая мягкость голоса у многих из популярных певцов предполагает сопровождение тембров более нежным звуком, т.е. инструментов второй группы. Здесь требуется, чтобы звуковое воображение учащихся было еще более тщательным. Сейчас оно направлено не только на связь тембр - характер, но еще и на другого типа связи - между тембром и стилем музыки.
Задача на связывание на с. 66 электронного учебника для 5-го класса [Там же] дает возможность соотнести тембр определенных музыкальных инструментов к песенным жанрам. В задаче требуется связать такие понятия, как усыпальная песня, маршевая песня, популярная песня, народная песня, с музыкальным инструментом, являющимся наиболее подходящим для исполнения песни конкретного типа. Естественно, при ответах следует принимать во внимание самые типичные характеристики жанров, а также тембров музыкальных инструментов. Учитывая, что:
- кроме блистательного, праздничного тембра трубы, на другом инструменте маршевая песня не звучала бы полноценно торжественно;
- из перечисленных музыкальных инструментов только волынка народный; сильный, острый и пробивной звук волынки подходящ для фольклорной
мелодии, т.е. народная песня прозвучала бы лучше всего в исполнении на волынке;
- усыпальная песня должна звучать тихо, напевно и нежно, вот почему самый подходящий инструмент, на котором может она прозвучать, это скрипка;
- на гитаре стильно исполнить популярную песню, а популярным песням очень часто аккомпанируют как раз гитары; правильная расстановка не только осуществлена, но и активировала представления учащихся о самом характерном в тембре каждого из инструментов, предложенных в задаче, и способствовала постепенному формированию связи тембр - стиль.
Задачи, связанные с развитием звукового воображения учащихся, созданы и в электронных учебниках для следующих классов. На с. 85 электронного учебника для 6-го класса [2] после 4 последовательных ресурсов-указаний и упражнений для работы с бесплатными компьютерными программами для нотной записи и аудиоредактирования (согласно требованию учебной программы по музыке для 6-го класса, изготовленной Министерством образования и науки Болгарии) размещена задача, в условии которой предложена простая мелодия (пример 2).
Пример 2. Мелодия, которую будут аранжировать с помощью софтвера для нотной записи Example 2. A melody, which will be arranged by notation software
Эту мелодию следует переписать с помощью компьютерной программы для нотной записи, а уже после ее ввода изменить ее ритм таким образом, чтобы она стала звучать, как популярная песня; составить и записать сопровождение ударными инструментами, пробуя несколько вариантов исполнительского состава; что касается самой мелодии, также следует испробовать несколько различных инструментов (примерные предложения включают трубу и гитару); потом, если над задачей работают несколько ученических команд, классу надо прослушать результаты всех команд и выбрать лучший, сохраняя его в виде звукового файла. Попытки изменить тембр как мелодии, так и аккомпанемента (которые в зависимости от желания класса и от темпа, с которым он справляется, могут составлять различное число) добавляют музыкально-слуховые представления, притом представления о звучании нескольких различных инструментов, испробованных на одной и той же музыкальной ткани. Таким образом, получаются четкие представления относительно того, как изменение тембра влияет на нюансы в характере мелодии и сопровождения. Поскольку в рамках этой задачи идет речь и о сочетании
тембров мелодии с тембрами аккомпанемента, а также о выборе наиболее подходящего из испробованных вариантов относительно популярной песни, еще во время работы отдельных команд один из критериев - стилевой. С другой стороны, так как один учебный час не может быть достаточным для бесконечного множества попыток (набор инструментов, включенных в компьютерную программу, очень богатый), чтобы не потратить лишнее время, ученикам нужно заранее иметь определенное мнение об инструментах, воссоздание мелодии на которых вообще бессмысленно пробовать. Это требует более сосредоточенной работы с музыкально-слуховыми представлениями, накопленными в настоящий и в предыдущие учебные годы, и более расширенного использования наличного слухового опыта, т.е. обзора всех инструментов, имеющихся в списке определенной группы инструментов в компьютерной программе, и отказа от неподходящих, перед тем как начать испробовать их. При условии, что над задачей работали несколько команд, у решения есть и следующая стадия - прослушивание песен, подготовленных всеми командами, и выбор лучшей песни. На этом этапе, помимо полученного нового набора музыкально-слуховых представлений, стилевой критерий не менее значим при оценке результатов. Это означает, что при выполнении данной и подобных ей задач у учащихся все больше обогащается ощущение связи между тембром и стилем.
Следующий в учебнике электронный ресурс, тоже к теме «Музыка и современные технологии», продолжает эту линию [2. С. 84]. В то время как предыдущая задача была связана с освоением программы для записи нот, конкретная направленность настоящей задачи - это использование софтвера для аудиоредактирования. К заданной фразе мелодии самбы (которая нотиру-ется в программе для создания нотных партитур и открывается с помощью программы для обработки звука - пример 3) осваивается добавление звукового эффекта. Этот звуковой эффект симулирует ударный инструмент, который будет одним из аккомпанирующих самбе.
Пример 3. Фраза из мелодии самбы Example 3. A phrase from a samba melody
Поскольку существует несколько опций для характеристик тембра симулируемого инструмента, шестиклассникам предложено попробовать несколько вариантов и выбрать один из них. При этих попытках, как и в предыдущей задаче, тембр выбирается среди нескольких возможных, в том числе и по критерию, наиболее соответствующему стилю мелодии-самбы. Потом осваивается вставка звукового файла с аккомпанементом, который ученики сочиняют и нотируют, а когда они ознакомятся и с этим, - и синхронизирование звуковых файлов (чтобы не тратить время на попытки и ошибки, подходящие технические настройки для синхронизации предложены в тексте задачи). Работая над аккомпанементом еще в программе для записи нот, ученикам следует учесть не только метр и ритмические группы, но и тембры (исполнительский состав), которые будут стилево подходящими для сопровождения самбы и совместимыми с тембром симулируемого инструмента, т.е. в память шестиклассников опять добавляются музыкально-слуховые образцы, относящиеся к связи тембр - стиль, и выбор тембров осуществляется по стилевому критерию.
Задача, уже на практическое применение накопленных темброво-стилевых представлений, сконструирована в электронном учебнике для 7-го класса [3. С. 31]. Она относится к использованию ритмической шкатулки. Это виртуальный комплект (имеющийся только в электронных ресурсах) из 16 тембров, которые можно комбинировать в группе из 1-4 одновременно звучащих. Небольшая часть тембров - ударных музыкальных инструментов, таких как тарелки и барабан, но большинство представляют различные источники шума, которые можно использовать вместо ударных инструментов, например, плескание руками, топанье ногами, звон стаканов. Можно выбирать темп, размер и «исполнительский состав». В условии задачи семиклассникам предлагается настроить ритмическую шкатулку для сопровождения вальса, танго, самбы, современного танца по выбору, народного танца «право хоро», мелодии в смешанном размере по выбору. Относительно мелодии в смешанном размере нужно учесть, какие смешанные размеры можно было бы сопровождать из ритмической шкатулки, так как размеры, доступные в ней, только простые либо сложные (смешанные размеры 8/8 и 12/8 можно симулировать посредством акцентов. Очень важно для акцентов выбирать источник звука, обладающий подходящим тембром, который, согласно характеру сольной мелодии, выделяется в большей или меньшей мере от тембров, которые будут звучать при неакцентированных метрических временах или группах. Размер 9/8 тоже имеет смешанные разновидности - например 2/8 + 2/8 + 2/8 + 3/8 или 2/8 + 3/8 + 2/8 + 2/8, которые можно симулировать акцентами, но он не фигурирует в списке с размерами ритмической шкатулки). В задаче специально поставлено требование, чтобы при настраивании ученики считались, кроме как с метром, специфическими для каждого из танцев ритмическими группами и темпом, еще и с характером музыки, которую будут аккомпанировать, так как выбор тембров определяется как раз характером тонового образа. Характер танцев в немалой степени зависит от жанра, а жанровые особенности обычно связаны и с национальной спецификой (поскольку сохраняются черты музыки и танцев той страны, в которой конкретный жанр зародился). Все это оформляет более или менее ярко выраженные стилевые черты танцев. Это означает, что, считаясь с тембрами, которые будут сопровождать отдель-
ные танцы, ученикам придется принимать во внимание и эти стилевые черты. Некоторым танцам обычно аккомпанируют определенные инструменты, но совсем небольшая часть этих инструментов включена в комплект ритмической шкатулки, что значительно усложняет задачу. В таком случае чтобы выбрать исполнительский состав, уже недостаточно знать, какие инструменты, как правило, сопровождают танец, а еще необходимо, чтобы эти инструменты были заменены наличными, причем имитирующие тембры выбирают так, чтобы они не нарушили характер и стиль танца. Относительно мелодии в смешанном размере существует и дополнительное осложнение - для тембра, которому будет доверена задача симулировать смешанный метр посредством акцента, следует предвидеть, насколько отчетливо допустимо его выделение среди остальных тембров, что связано в основном со стилевыми характеристиками конкретного танца (мелодии в смешанных метрах чаще всего танцевальные), а также то, будет ли этот тембр использоваться только при трехвременных группах (что является подходящим, если трехвременная группа подчеркивается ясно движениями, присущими танцу) или может маркировать первую долю каждой группы, что способствовало бы довыяснению метрической пульсации. Все эти тщательные решения, которые нужно принять, в свою очередь, углубляют и обогащают создаваемую в предыдущие годы связь тембр - стиль и способствуют развитию тембрового воображения учащихся. Семиклассникам не под силу было бы принимать такие решения успешно, если бы их тембровое воображение не развивалось последовательно в предыдущие годы.
Творческие коллективы авторов учебных комплектов для обеспечения нужд общеобразовательных школ в Болгарии формируются по приглашению издательств, имеющих лицензию на издание учебников. После того как будут уже готовы получить одобрение и включение в список предложенных для использования в общеобразовательных школах, 12 учебных комплектов по музыке этих обладающих лицензиями на издание учебной литературы издательств проходят три этапа оценки, и каждый из этих этапов - элиминацион-ный, т.е. учебный комплект может выпасть из дальнейшей процедуры оценки. Первая из оценок - это оценка рецензента, который представляет свою рецензию в соответствующее издательство, и его имя указывается в поле со знаком охраны авторского права учебника (что представляет его ответственность за качество учебника). Вторая стадия представляет собой проверку и оценку командой экспертов Министерства образования и науки Болгарии. Успешно прошедшие и эту фазу, учебные комплекты предоставляются 1 800 учителям (в том числе и учителям музыки) из различных городов страны, которые тоже проверяют и оценивают их. После этой проверки предстоит «естественный отбор» - учебные комплекты становятся предпочитаемыми или же в меньшей степени используемыми в школах, что сказывается на возможности конкретного авторского коллектива заключить договор с обладающим лицензией на издание учебников издательством и на следующий год. Авторский коллектив рассмотренных учебников музыки работает в данном составе с 2006 г., а координатор коллектива - Пенка Минчева, автор учебников с 1974 г. Это является надежным сертификатом качества и успешности учебников.
5. Выводы
1. Обеспечено достаточное число электронных ресурсов, с помощью которых формируется и развивается тембровое воображение учеников.
2. Подходящим образом составленными задачами в сознании подростков культивируются полезные для богатства музыкального восприятия связи между тембром и характером, тембром и стилем тонового произведения.
3. Созданные с такой целью задачи разнообразны и ориентированы на развитие различных сторон тембрового воображения.
4. Линия развития звукового воображения учеников последовательно проведена в различные годы учебного курса.
5. Задачи осложняются постепенно, причем каждый новый уровень сложности тщательно подготавливается внимательно.
Все задачи, связанные с развитием тембрового воображения учеников, представляют создание чего-то нового. Этот новый продукт создается из звуков, отличающихся своей тембровой окраской, своим цветом. Акт создания новинки, творение, причем из интригующей материи колоритно-тембристых звуков, - это что-то волнующее, запоминающееся, остающееся в сознании надолго после того, как продукт был сотворен. Так, благодаря частому искушению звуковым творчеством посредством электронных ресурсов в учебниках, подростки ищут способы вложить свое видение, свой собственный путь решения, свой творческий подход и личностный колорит и при других дея-тельностях, выполняемых ими.
Список источников
1. Минчева П., Пехливанова П., Филева Кр., Христова Св. Музика 5. клас. София : Просвета плюс, 2016.
2. Минчева П., Филева Кр., Христова Св. Музика 6. клас. София : Просвета плюс, 2017.
3. Минчева П., БояджиеваМ., Филева Кр., Христова Св., Кацарова Д. Музика 7. клас. София: Просвета плюс, 2018.
4. Колев Й. Творческо развитие на децата от предучилищна и начална училищна възраст. София : Университетско издателство „Св. Климент Охридски", 1995.
5. Mincheva P. Teaching Creative Abilities of Children in Music Education in the General School // International Journal of Literature and Arts. Special Issue: Musical Theory, Psychology, Pedagogy and Performing. 2015. Vol. 3, № 5-1, October. P. 31-36.
6. Mincheva P. Perceiving Music - One of Fundamental Activities at Mass School // International Journal of Literature and Arts. Special Issue: Music and Dance. 2017. Vol. 5, № 5-1. P. 21-28.
7. Жекова-Стойнова Р. За клавирното обучение при електронен и акустичен музикален инструмент // Информационни технологии в образованието. Предизвикателства и възможности, Пловдив : УИ „П. Хилендарски", 2019. С. 246-255.
8. Димитрова С. Образованието в света и електронните учебници (1. 4. клас). Варна : Ко-лор Принт - ПАК, 2016.
References
1. Mincheva, P., Pekhlivanova, P., Fileva, Kr. & Khristova, Sv. (2016) Muzika 5. klas. Sofia: Pro-sveta plyus.
2. Mincheva, P., Fileva, Kr. & Khristova, Sv. (2017)Muzika 6. klas. Sofia: Prosveta plyus.
3. Mincheva, P., Boyadzhieva, M., Fileva, Kr., Khristova, Sv. & Katsarova, D. (2018)Muzika 7. klas. Sofia: Prosveta plyus.
4. Kolev, Y. (1995) Tvorchesko razvitie na detsata otpreduchilishchna i nachalna uchilishchna v"zrast. Sofia: Universitetsko izdatelstvo "Sv. Kliment Okhridski."
5. Mincheva, P. (2015) Teaching Creative Abilities of Children in Music Education in the General School. International Journal of Literature and Arts. Special Issue: Musical Theory, Psychology, Pedagogy and Performing. 3(5-1). pp. 31-36.
6. Mincheva, P. (2017) Perceiving Music - One of Fundamental Activities at Mass School. International Journal of Literature and Arts. 5(5-1). pp. 21-28.
7. Zhekova-Stoynova, R. (2019) Za klavirnoto obuchenie pri elektronen i akustichen muzikalen instrument. Plovdiv: P. Khilendarski. pp. 246-255.
8. Dimitrova, S. (2016) Obrazovanieto v sveta i elektronnite uchebnitsi (1. 4. klas). Varna: Kolor Print - PAK.
Сведения об авторе:
Филева-Русева К.Г. - кандидат психологических наук, доцент фортепиано (обязательный инструмент), кафедра фортепиано и аккордеона Академии музыкального, танцевального и изобразительного искусств им. профессора Асена Диамандиева (Пловдив, Болгария). E-mail: krassyfilleva@abv.bg
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
Fileva-Ruseva K.G. - Academy of Music, Dance and Fine Arts (Plovdiv, Bulgaria). E-mail: krassyfilleva@abv.bg
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 03.06.2020; одобрена после рецензирования 06.12.2020; принята к публикации 05.08.2023.
The article was submitted 03.06.2020; approved after reviewing 06.12.2020; accepted for publication 05.08.2023.