Научная статья на тему 'Развитие текстовой деятельности учащихся при обучении рассуждению на уроках русского языка'

Развитие текстовой деятельности учащихся при обучении рассуждению на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ / РАССУЖДЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗ / КОММУНИКАЦИИ. / TEXTUAL ACTIVITY / RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL / REASONING / THINKING / IMAGE / COMMUNICATION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Лариса Владимировна

В статье обсуждается роль развития способностей к рассуждению, как способа мыслительной деятельности, на уроках русского языка у школьников. Показано, что рассуждение тесно связано с образным и творческим мышлением. Текстовые сообщения учат школьников к созданию художественных образов; тексты содержат в себе действительность и индивидуальную неповторимость. Учащиеся в текстовой деятельности раскрывают свои интеллектуально-эмоциональные характеристики, моделируют художественные образы и способы этетического переживания событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of students' textual activity in teaching reasoning in Russian language lessons

The article discusses the role of developing reasoning abilities as a way of thinking activity in Russian language lessons for schoolchildren. It is shown that reasoning is closely related to imaginative and creative thinking. Text messages teach students to create artistic images; texts contain reality and individual uniqueness. In their textual activity, students reveal their intellectual and emotional characteristics, model artistic images and ways of esthetically experiencing events.

Текст научной работы на тему «Развитие текстовой деятельности учащихся при обучении рассуждению на уроках русского языка»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

УДК 372.881.161.1

Л. В. Колесникова

РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАССУЖДЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Реализация процесса рассуждения происходит путем «перевоплощения» личности, обеспечивающей художественный учебный процесс, во время которого изменения претерпевают все составляющие ее сущности: эмоции, сознательные и бессознательные процессы, установки, мотивы и т. д. Специфика осмысления образа и его дальнейшее использование необходимо в первую очередь для духовного воспитания учащихся.

Производительной основой текстовой деятельности является эмоциональная активность сознания школьника, сочетающаяся с оперативностью развитого эстетического ощущения, антиципацией (предвидением). Эмоции влияют на весь процесс рассуждения: выбор объектов, их эстетическое осмысление, поиск истины. Когда разум оказывается недостаточно осведомленным, рассказчик прибегает к эмоционально-интуитивной оценке, полагается на свое эстетическое чутье.

Процесс рассуждения тесно связан с образным мышлением — это сложный эмоционально-интеллектуальный процесс познания и оценки, имеющий синтетический характер и содержащий в себе как аналитические, так и эмоционально экспрессивные элементы. Характерные черты образного мышления — эстетическая избирательность, ассоциативность, метафоричность; основные его функции — интонационная и конструктивно логическая. Важные предпосылки образного мышления в процессе рассуждения: знание материала (фактов, явлений, закономерностей языка и т. д.), что влияет на мыслительные операции и определяет их структуру и внутреннее содержание; эмоциональная реакция на текстовое содержание, проникновение в его отчетливую сущность [1].

Текстовая деятельность учащихся первично связана с элементарным пониманием образов. Успешность формирования уме-

ний рассуждать напрямую зависит от того, насколько учащийся воспринимает образы текста и речи. В зависимости от этапа восприятия образа структурные составляющие процесса рассуждения можно дифференцировать на четыре вида [2]:

1. Эмоционально-образные умения (умение эмоционально воспринять текстовый образ в целом и его компонентах — в отдельных частях, фразах и т. п.).

2. Интеллектуально-образные умения (умение понять текстовый образ, соотнести его с жизненными реалиями, собственным опытом).

3. Практически образные умения (умение передать образ средствами речи).

4. Творческо-образные умения (умение выразить текстовой деятельностью собственное интерпретацию образа, свое отношение к произведению в целом).

Коммуникативные навыки непосредственно связаны с речевой и текстовой деятельностью. Сегодня все больше вызовом общества выступает формирование качественно высокого уровня коммуникативного процесса между людьми в исторической горизонтали и вертикали. Коммуникация как средство существования и передачи ценностей определяет уровень культуры общества и особенности функционирования общественной сферы. Но любой социум не существует в отрыве от культурно-художественного процесса, происходящего в обществе, и выступает определенным носителем основных веяний, чаяний и характерных дефиниций исторического

среза. Необходимым аспектом коммуникации является обратная связь или информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова. Обратная связь предоставляет возможность собеседникам получать информацию о результатах взаимодействия, оценивать их с точки зрения положительного или отрицательного воздействия. Отсутствие обратной связи свидетельствует о незавершенности общения, вводящее субъектов взаимодействия в состояние неопределенности, что порождает дискомфорт и может приводить к стрессовому состоянию [3].

Учитывая структуру текстовой деятельности, необходимо опираться при ее развитии на принципы адресности информации; согласованности действий в контакте; межкультурной толерантности; партнерского взаимодействия. Принцип адресности информации предполагает понимание ее содержания, цели передачи и определение адресата с учетом специфики «другого», того, с кем происходит речевое взаимодействие в процессе рассуждения. Учащийся имеет большое количество сфер общения и коммуникации, соответственно и адресность информации разнится. Среди адресантов могут быть: слушатели, участник или участники речевой деятельности. Соответственно, информация для каждого адресата в процессе рассуждения будет разной [4].

Принцип согласованности действий в контакте имеет основу субъектный подход и содержит

следующие действия: личностное включение субъекта в процессе рассуждения; налаживание обратной связи. Субъект может быть физически в пространстве, где происходит коммуникативный процесс. Принцип согласованности действий предполагает, в первую очередь, личностное присутствие, наличие не только физического, но и ментального и эмоционального. Только при таких условиях возможно проявление эмпатии, «умного слушания» и эмоциональной реакции на другого участника коммуникативного процесса.

Реализация предложенных педагогических принципов предполагает применение специальных методов, которые делятся на следующие основные группы [5]:

— коммуникативной игры — методы и приемы, направленные на формирование интерактивного компонента текстовой деятельности в процессе рассуждения, в частности для улучшения взаимодействия с аудиторией, изучение реакции, моделирование общения («Поиск общего», «Театральное коммуникативное содействие», метод интерактивного моделирования «Дебаты», «Значительный признак», «Интересная история»);

— рефлексии и самоконтроля — группа методов и приемов для развития перцептивного компонента умений рассуждать, в частности, на развитие эмпатии, умений саморефлексии и саморегуляции поведения («Мой уровень толерантности», «Научи друга», «Мои чувства» «Мешок эмоций», «Почувствуй себя»);

— сценическая экспрессия — методы и приемы, направленные на формирование экспрессивного компонента коммуникативных умений, а именно умение владеть собственным эмоциональным состоянием и умением психологически настраиваться на нужную ситуацию; владение выразительной речью («Пантомима», «Аутотренинг», «Пойми эмоцию», «Мое пространство».

Для развития текстовой деятельности учащихся при обучении рассуждению на уроках русского языка также используются следующие методы работы [6]:

1. Комплексный подход при работе с текстом.

2. Анализ текста с точки зрения лингвистической стилистики.

3. Самостоятельные диктанты — непроизвольное запоминание текстов с последующим их воспроизведением.

4. Сочинения-рассуждения.

5. Редактирование готового текста.

6. Диктанты различных видов.

7. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных и лингвистических способностей.

8. Ситуации коммуникативного и игрового характера.

9. Работа с текстом-миниатюрой — помогает в обучении понимать и воспринимать текст.

Таким образом, процесс развития текстовой деятельности учащихся при обучении рассуждению на уроках русского языка связан с психологическими особенностями развития личности школьника — прежде всего, коммуникативной

сферой и образным мышлением. Используются разнообразные формы и методы работы, учитыва-

ющие современные тенденции методики преподавания русского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Розин В. М. Онтологические, направляющие и организационные схе-матизмы мышления [Электронный ресурс] // Кентавр. 1998. № 2 // URL: http://www.circle.ru/kentavr/a4.html (дата обращения: 21.08.2024).

2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Т. И. Зиновьевой. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 468 с.

3. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М.: Высшая школа, 2004. 263 с.

4. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. 364 с.

5. Толстова В. Г. Обогащение словарного запаса младших школьников // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 565-567.

6. Ладыженская Т. А. Методика преподавания русского языка. М.: Академия, 2000. 273 с.

REFERENCES

1. Rozin V. M. Ontological, guiding and organizational schematisms of thinking [Electronic resource] // Centaur. 1998. No. 2 // URL: http://www.drde. ru/kentavr/a4.html (date of application: 21.08.2024).

2. Methods of teaching Russian language and literary reading: textbook and workshop for academic undergraduate / Edited by T. I. Zinovieva. M.: Yurayt Publishing House, 2016. 468 p. (In Russ.).

3. Kolshansky G. V. Communicative function and structure of language. M.: Higher School, 2004. 263 p. (In Russ.).

4. Baranov M. T. Methods of teaching Russian at school / Edited by M. T. Baranov. M.: Academy, 2001. 364 p. (In Russ.).

5. Tolstova V. G. Enriching the vocabulary of younger schoolchildren // Young scientist. 2014. No. 7. P. 565-567. (In Russ.).

6. Ladyzhenskaya T. A. Methods of teaching the Russian language. M.: Academy, 2000. 273 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 15.07.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.