РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В МОСКОВСКОЙ
ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЕ
К.А. Санкович, магистрант
Научный руководитель: О.В. Данилова, д-р экон. наук, профессор Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10330
Аннотация. В статье рассматривается важность внедрения цифровых технологий в процессы образовательной организации для совершенствования эффективности внутренних процессов и повышения качества образования. Основной мыслью является то, что Московская электронная школа на сегодняшний день не закрывает часть потребностей участников образовательного процесса и нуждается в серьезных доработках, которые позволят повысить качество образовательных услуг, а также усовершенствует внутренние организационные и образовательные процессы.
Ключевые слова: технологии, цифровая экономика, образовательная организация, образование, Московская электронная школа.
В понятие технологий цифровой экономики входит много составляющих. В условиях реализации программ по цифровой трансформации в сферах экономики и образование, наиболее актуальным является понятие «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ; Information and Communication Technology - ICT). Понятие «цифровой трансформации» подразумевает повышение производительности через оптимизацию процессов производства, оказания услуг с помощью использования современных технологий (цифровых платформ, мобильных устройств, компьютеров и т.д.) [1]. Подобные изменения, как правило, проходят довольно болезненно, в несколько этапов, и занимают большое количество ресурсов [2]. На текущий момент, благодаря проекту «Московская электронная школа», все школы столицы оснащены высокоскоростным Интернет-соединением, ноутбуками для учителей, интерактивными панелями, обеспечивающим доступ к ресурсам цифровой платформы, объединяющей электронный дневник и журнал, а также библиотеку с образовательными материалами в разных форматах [3]. Однако, регулярность их использования не обеспечивает значимого прорыва с точки зрения образовательного процесса.
В рамках данного исследования мы провели опрос среди учителей и школьников 7-11 классов Москвы относительно их удовлетворенности МЭШ. Результаты опроса показали, что общая удовлетворенность МЭШ по метрике CSI (Customer Satisfaction Index) составил лишь 62,6% среди учителей и 66,72% среди школьников. Причиной такого низкого показателя является, в первую очередь, нестабильность работы платформы. В условиях дистанционного обучения, на который пришлось перейти всем школам в России из-за глобальной пандемии 2020 года, эта проблема особенно обострилась. В начале перехода на онлайн-обучение пользователи МЭШ получили письма с предупреждением о технических сбоях, и предупреждение о возможных неполадках в интерфейсе электронного журнала висит уже на протяжении двух месяцев. Очевидно, что сервис не рассчитан на подобную нагрузку. Это вызывает много вопросов, ведь МЭШ стала первой единой платформой для московской системы образования. Еще одной значимой причиной неудовлетворенности пользователей является низкое качество материалов в библиотеке МЭШ. Участники исследования отдельно отмечали в интервью, что не смотря на сложную систему модерации материалов перед публикацией, в материалах и тестах часто встречаются
ошибки, оформление материалов также оставляет желать лучшего. Удовлетворённость учебными материалами МЭШ составила 61,6% среди учителей и 64,4% среди школьников. Этот аспект работы с инструментами Московской электронной школы получил наиболее низкие оценки.
Чуть лучше обстоят дела с удовлетворенностью работой с электронным журналом и дневником. Школьники отмечают, что отслеживать динамику успеваемости стало гораздо удобнее. Это отражается и на числовых значениях - наиболее высокий процент удовлетворенности именно у этого аспекта работы с МЭШ в роли учащегося (79,6%). Самый высокий процент удовлетворенности среди учителей получил аспект работы с сенсорными досками (77,7%).
Таким образом, мы наблюдаем определенный кризис в современной системе образования: не смотря на большое количество ресурсов, направленных на цифрови-зацию в сфере образования, мы не получаем необходимого эффекта с точки зрения качества, удобства, персонализации и доступности образования для современных школьников. Нестабильность работы платформы скорее снижает операционную эффективность образовательных процессов, чем наоборот. Материалы МЭШ не помогают учителям тратить меньше времени на подготовку к урокам, поскольку довольно часто в них встречаются ошибки, этот ресурс пока не заслужил доверие ответственных педагогов.
Стоит отметить, что не смотря на выявленные проблемы в использовании МЭШ, большинство участников исследования выступают за развитие платформы, отмечают необходимость продолжать двигаться в сторону цифровизации системы образования.
Развитие Московской электронной школы должно начаться с выстраивания необходимой инфраструктурной работы по обеспечиваю стабильности сервиса. Необходимо выделить отдельную команду, которая будет следить за показателями стабильности регулярно, а также будет участвовать в работе с архитектурой сервиса, реализации идей масштабирования
сервиса. Одним из ключевых показателей успеха платформы должны стать метрики стабильности и надежности системы, на которых у команды сервиса должны быть установлены определенные KPI.
Качество учебных материалов библиотеки позволит повысить ряд проектов по упрощению пользовательских сценариев создания новых материалов самим учителями, а также пересмотр текущей системы модерации. На текущий момент, учителя предпочитают создавать учебные материалы с помощью привычных им инструментов: Microsoft PowerPoint, Google Forms, Яндекс.Форм. Набирают популярность он-лайн-доски, адаптированные под образовательные процессы (например, сервис Padlet занял 30 место в списке лучших сервисов для обучения 2019 года). Значимую роль в современном обучении занимают видео: лучшим сервисом для обучения в 2019 году снова стал Youtube [4]. Команде разработке МЭШ стоит обратить внимание на эти сервисы, и попробовать упростить существующий конструктор сценариев уроков. Участники исследования отметили рамках интервью, что интерфейс МЭШ перегружен, а для того, чтобы совершить простое действие (например, загрузить изображение) требуется совершить слишком много действий. Система модерации также вызывает много вопросов: некоторые участники исследования заявили, что попробовали создать свой сценарий урока в МЭШ, однако не смогли пройти модерацию успешно, а причина отказа в публикации осталась им непонятна. При этом, на платформе продолжают встречаться материалы с ошибками, а также материалы, не отвечающие всему списку критериев оценки. Это снижает мотивацию учителей продолжать работать с библиотекой МЭШ и сильно сказывается на ценности этой платформы как единой базы знаний.
Больше внимания должно уделяться также обучению учителей создавать качественные материалы для онлайн-обучения. Существующие методологии не подходят под новый формат обучения [5].
Подводя итог, можно заключить, что Московская электронная школа нуждается
в доработках как технологического плана, наполнения платформы и сфокусироваться так и качественного, с точки зрения поль- на большем вовлечении экспертов сферы зовательских сценариев использования. образования в процессы разработки серви-Для повышения ценности платформы для са. Это позволит комплексно подойди к пользователей необходимо большее вни- решению вопросов о дальнейшем техноло-мание уделять качественному улучшению гическом развитии МЭШ.
Библиографический список
1. Зарсаева Х.И. Использование цифровых технологий в образовании // European science. - 2020. - №1 (50). - С. 60-62.
2. Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. - 2018. - Т. 12. №9. - С. 1345-1358.
3. Официальный сайт мэра Москвы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/ (дата обращения: 28.04.2020).
4. Top Tools for Learning. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toptools4learning.com (дата обращения: 28.04.2020).
5. Нарыкова Г.В. Современные модели организации обучения // Инновационная наука. - 2019. - №10. - С. 94-99.
DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY TECHNOLOGIES IN MES K.A. Sankovich, Graduate Student
Supervisor: O.V. Danilova, Doctor of Economic Sciences, Professor Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article considers the importance of implementing digital technologies in the educational organizations processes to improve the effectiveness of internal processes and improve the quality of education. The main idea is that the Moscow e-school today does not cover part of the needs of participants in the educational process and needs serious improvements that will improve the quality of educational services, as well as improve internal organizational and educational processes.
Keywords: technologies, digital economy, educational organization, education, Moscow e-school.