Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА'

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
искусственный интеллект / цифровизация / it-технологии / цифровое право / стратегическое развитие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьева Е.Ю.

В статье рассмотрены проблемы, связанные с нормативным определением понятия «искусственный интеллект»; на основании стратегических документов, определяющих условия развития технологии искусственного интеллекта в Российской Федерации, охарактеризованы некоторые тенденции применения технологии искусственного интеллекта в системе современного российского права, а также перспективные направления совершенствования законодательства в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА»

gs4 инновации ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-266-269 NIION: 2018-0076-5/22-697 MOSURED: 77/27-023-2022-5-896

ИГНАТЬЕВА Екатерина Юрьевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, e-mail: e.ignatieva90@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, связанные с нормативным определением понятия «искусственный интеллект»; на основании стратегических документов, определяющих условия развития технологии искусственного интеллекта в Российской Федерации, охарактеризованы некоторые тенденции применения технологии искусственного интеллекта в системе современного российского права, а также перспективные направления совершенствования законодательства в данном направлении.

Ключевые слова: искусственный интеллект, цифровизация, it-технологии, цифровое право, стратегическое развитие.

IGNATEVA Ekaterina Yurievna,

PhD in law, senior lecturer of the Department of state and legal disciplines of the North-West Branch of the Russian State University of Justice

THE DEVELOPMENT OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY AND THE TRANSFORMATION OF MODERN RUSSIAN LAW

Annotation. The article deals with the problems associated with the normative definition of the concept of "artificial intelligence"; On the basis of strategic documents that determine the conditions for the development of artificial intelligence technology in the Russian Federation, some trends in the use of artificial intelligence technology in the system of modern Russian law are characterized, as well as promising areas for improving legislation in this direction.

Key words: artificial intelligence, digitalization, it-technologies, digital law, strategic development.

Стремительное развитие инновационных технологий и систем искусственного интеллекта на сегодняшний день является актуальной темой для исследований в юридической области. Как указывают эксперты Научно-исследовательского института «Высшая школа экономки», с 2016 по 2020 г. в России опубликовано порядка 4.8 тыс. работ по проблемам искусственного интеллекта, что в 2.5 раза больше по сравнению с предыдущими годами [10].

Проблемы законодательного регулирования искусственного интеллекта все острее осознаются и практикующими юристами, и научным сообществом. К тому же, значение правового обеспече-

ния данной технологии особенно актуально во времена пандемии COVID-19. Наиболее дискуссионными остаются вопросы о нормативном определении данного понятия в российском праве, правосубъектности роботизированных систем [6, с. 157], возможности сопоставления результатов интеллектуальной деятельности человека и деятельности искусственного интеллекта, и, соответственно, определение качества правовой охраны для условного «объекта интеллектуальной собственности» последнего.

Возникает острая необходимость в анализе категории «искусственный интеллект», выявлении специфики применения данного термина в дей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ствующем российском законодательстве и ключевых стратегических документах.

Исследования искусственного интеллекта осуществляются в самых разнообразных направлениях, таких как обеспечение информационной безопасности Российской Федерации [11], цифро-визация общества, правовое регулирование сети Интернет, гражданско-правовая сфера, вопросы защиты прав на цифровой контент и др. В основном при осуществлении данных исследований под искусственным интеллектом подразумевается аналог интеллектуальной деятельности человека в электронной среде и, вместе с тем, область научного познания. Отметим, что на сегодняшний день, помимо понятия «искусственный интеллект», появляются дополняющие его «квантовый интеллект», «вычислительный интеллект», что в очередной раз свидетельствует о необходимости единообразия в понимании технической терминологии, особенно в правоприменительной практике.

С понятием «искусственный интеллект» связаны такие важнейшие стратегические документы, как Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [1], Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [2]. 14 октября 2019 г. Президент РФ утвердил Указ «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». На основании данного Указа была принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [3], в которой определены цели, задачи искусственного интеллекта и подчеркнуто то, что использование данной технологии способствует созданию условий для улучшения эффективности и формирования принципиально новых направлений деятельности хозяйствующих субъектов. Подчеркнута значимость «сквозных» технологий (понятие, не являющееся общепризнанным в науке), способствующих реализации важнейших задач цифровой экономики. Речь идет о технологиях блокчейн, промышленный Интернет, виртуальная и дополненная реальность, Большие данные и др.

В Национальной стратегии понятие «искусственный интеллект» определяется как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее обдуманного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека» [3]. При этом отметим, что искусственный интеллект приближен более чем другие «сквозные» технологии к понятию интеллектуальной системы, некоему общему направле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

нию, подразумевающему создание и постоянное обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры.

В дальнейшем указанное определение было закреплено в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.04.2020 г. № 123-ФЗ [4]. Данным Законом с 01.07.2020 г. предусмотрено проведение пятилетнего экспериментального правового режима в целях организации условий для внедрения технологий искусственного интеллекта в г. Москве.

Так же 28.01.2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» [5], который представляет собой системный механизм тестирования в реальных правоотношениях. Такие экспериментальные правовые режимы позволяют осуществлять гибкий подход к регулированию деятельности в сфере искусственного интеллекта.

Одной из приоритетных задач государства в условия развития технологии искусственного интеллекта является проведение социально ориентированной политики, предусматривающей регулирование права на труд, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь посредством технологических решений искусственного интеллекта и др. Инновационные технологии все чаще применяются работодателями, даже теми, кому не свойственно было прибегать к ним ранее [7, с. 114]. Это требует решения последовательности задач: формирование особенных требований к хранению больших данных, получение согласия на обработку данных; определение правосубъектности лиц; анализ персональных данных и иной информации при применении искусственного интеллекта; наступление юридической ответственности за недобросовестное использование данных и др. Отдельно необходимо обратить внимание на проблему защиты персональных данных, когда киберпрограммы становятся «объектами критической информационной инфраструктуры» и нуждаются в «своевременном» правовом регулировании [8, с. 33].

Существенное значение в решении данной группы вопросов играет проблема стандартизации в области искусственного интеллекта и создания нормативно-технической базы для продвижения российских стандартов на международный уровень. Перспективными остаются следующие направления стандартизации: терминология, анализ Больших данных, обзор практики использования технологии. В совокупности все эти меры способствовали бы юридическому оформлению процесса цифровизации.

Отдельный вопрос, требующий рассмотрения, связан с установлением правового регулиро-

вания в вопросах возникновения прав собственности в связи с применением искусственного интеллекта. По мнению ряда исследователей, здесь необходимо учитывать несколько положений:

1. Могут ли результаты быть квалифицированы как объекты интеллектуальной собственности?

2. Кому будут принадлежать права на результат в случае квалификации данного результата как объекта интеллектуальной собственности? [9, с. 66].

В Конституции РФ не содержится упоминания об искусственном интеллекте, однако согласно ч. 1 ст. 44 интеллектуальная собственность охраняется законом, а ее правовое регулирование относится к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71). В свою очередь, в силу ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, способов его выражения. А в соответствии с п. 6 ст. 1259 Кодекса не относятся к объектам авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер. Но юридическое закрепление понятия «творчества» в ГК РФ отсутствует. При понимании способов охраны результатов деятельности искусственного интеллекта и осмыслении его «творческого» начала необходимо, в первую очередь, учитывать правовые позиции судов. Тем более, технологии искусственного интеллекта эффективно применяются в целях модернизации и оптимизации судопроизводства [12]. Следует выделить два основных направления применения искусственного интеллекта в судебном процессе: обеспечения доступа граждан к правосудию (система информирования и поддержки заявителей); автоматизация стадий процесса и принятия решений.

Таким образом, в настоящее время осуществляется процесс формирования понятийного аппарата, определение статуса участвующих в правоотношениях субъектов, системы правовых принципов, нацеленных на регулирование искусственного интеллекта, в т.ч. в судебной системе. Возможно постепенное формирование комплексного правового института, связанного с искусственным интеллектом, в системе информационного права.

Нерешенным остается вопрос правового статуса созданных с помощью технологий искусственного интеллекта объектов. Следовательно, не защищены интересы разработчиков, инвесторов, лиц, заинтересованных в реализации «продукта» и его продвижении на рынке.

Список литературы:

[1] Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. - 05.12.2016. - № 49. - Ст. 6887.

[2] Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // СЗ РФ. - 15.05.2017.

- № 20. - Ст. 2901.

[3] Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // СЗ РФ. - 14.10.2019. - № 41. - Ст. 5700.

[4] Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» // СЗ РФ. - 27.04.2020. - № 17. -Ст. 2701.

[5] Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» // Росс. газ. - 2020. - 6 авг.

[6] Архипов В.В., Наумов В.Б. О некоторых вопросах теоретических оснований развития законодательства о робототехнике: аспекты воли и правосубъектности // Закон. - 2017. - № 5. - С. 157-170.

[7] Лескина Э.И. Искусственный интеллект в сфере труда // Российское право: образование, практика, наука. - 2020. - № 4. - С. 111-117.

[8] Михалева Е.С., Шубина Е.А. Проблемы и перспективы правового регулирования робототехники // Актуальные проблемы российского права.

- 2019. - № 12. - С. 26-35.

[9] Ролинсон П., Ариевич Е.А., Ермолина Д.Е. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом // Закон. - 2018. - № 5. - С. 63-71.

[10] Россия и Москва в гонке за искусственный интеллект [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://issek.hse.ru/ news/478710159.html (дата обращения: 23.12.2021).

[11] Полякова Т.А., Минбалеев А.В., Кроткова Н.В. Обзор Международной научно-практической

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

конференции «Информационное пространство: обеспечение информационной безопасности и право» - Первые Бачиловские чтения // Государство и право. - 2018. - № 9. - С. 138-148. DOI: 10.31857/S013207690001525-9

[12] Малько А.В., Афанасьев С.Ф.,Борисова В.Ф., Кроткова Н.В. Проблемы цифровизации в сфере осуществления правосудия // Государство и право. - 2020. - № 10. - С. 151-159. DOI: 10.31857/ S102694520012242-7

Spisokliteratury:

[1] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot

01.12.2016 № 642 (red. ot 15.03.2021) «O Strategii nauchno-tekhnicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 05.12.2016. - № 49. - St. 6887.

[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot

09.05.2017 № 203 «O strategii razvitiya informacion-nogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 20172030 gody» // SZ RF. - 15.05.2017. - № 20. - St. 2901.

[3] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.10.2019 № 490 «O razvitii iskusstvennogo intelle-kta v Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Nacional'noj strategiej razvitiya iskusstvennogo intellekta na period do 2030 goda») // SZ RF. - 14.10.2019. - № 41. - St. 5700.

[4] Federal'nyj zakon ot 24.04.2020 № 123-FZ «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu spe-cial'nogo regulirovaniya v celyah sozdaniya neob-hodimyh uslovij dlya razrabotki i vnedreniya tekh-nologij iskusstvennogo intellekta v sub"ekte Rossijskoj Federacii - gorode federal'nogo znacheniya Moskve i vnesenii izmenenij v stat'i 6 i 10 Federal'nogo zakona «O personal'nyh dannyh» // SZ RF. -27.04.2020. - № 17. - St. 2701.

[5] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 258-FZ «Ob eksperimental'nyh pravovyh rezhimah v sfere

cifrovyh innovacij v Rossijskoj Federacii» // Ross. gaz. - 2020. - 6 avg.

[6] Arhipov V.V., Naumov V.B. O nekotoryh voprosah teoreticheskih osnovanij razvitiya zakonod-atel'stva o robototekhnike: aspekty voli i pravosub"ek-tnosti // Zakon. - 2017. - № 5. - S. 157-170.

[7] Leskina E.I. Iskusstvennyj intellekt v sfere truda // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. - 2020. - № 4. - S. 111-117.

[8] Mihaleva E.S., SHubina E.A. Problemy i per-spektivy pravovogo regulirovaniya robototekhniki // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2019. - № 12. - S. 26-35.

[9] Rolinson P., Arievich E.A., Ermolina D.E. Ob"ekty intellektual'noj sobstvennosti, sozdavaemye s pomoshch'yu iskusstvennogo intellekta: osoben-nosti pravovogo rezhima v Rossii i za rubezhom // Zakon. - 2018. - № 5. - S. 63-71.

[10] Rossiya i Moskva v gonke za iskusstvennyj intellekt [Elektronnyj resurs] / Nacional'nyj issledova-tel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki». URL: https://issek.hse.ru/news/478710159.html (data obrashcheniya: 23.12.2021).

[11] Polyakova T.A., Minbaleev A.V., Krotkova N.V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Informacionnoe prostranstvo: obespe-chenie informacionnoj bezopasnosti i pravo» - Per-vye Bachilovskie chteniya // Gosudarstvo i pravo. -2018. - № 9. - S. 138-148. DOI: 10.31857/ S013207690001525-9

[12] Mal'ko A.V., Afanas'ev S.F., Borisova V.F., Krotkova N.V. Problemy cifrovizacii v sfere osush-chestvleniya pravosudiya // Gosudarstvo i pravo. -2020. - № 10. - S. 151-159. DOI: 10.31857/ S102694520012242-7

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.