УДК 622.648.24
А.Н. Заостровский
РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУСПЕНЗИОННОГО ТОПЛИВА
Суспензионное топливо на основе угля (угольных шламов) - это механическая смесь горючих, а в ряде случаев и негорючих веществ, обладающих новыми технологическими свойствами. К суспензионному топливу относятся композиции, в которых взвешены в жидкой среде тонкоизмельчённые (менее 0,1 мм) частицы твёрдого вещества.
В монографии [1], которая является первой в мировой литературе, собран материал, опубликованный в иностранной и советской печати по вопросу топливных суспензий. История применения топливных суспензий за рубежом берёт своё начало с 1867-1870 гг. когда проводились опыты по изготовлению угольных суспензий, где в качестве жидкой фазы использовалось креозотовое масло.
В России первая попытка приготовления угольной суспензии относится к 1913 г. когда изобретатель «коллоидной мельницы» инж. Плаусон, работавший в Петербурге, использовал мельницу для приготовления угольной суспензии. Учитывая, что угольные частицы были получены диаметром 5-20 мкм, то осадок не образовывался в течение продолжительного времени, так как размеры частиц угля приближались к коллоидным. Но для приготовления топливных суспензий «коллоидные мельницы» не нашли применения из-за большого расхода энергии, затрачиваемой на их работу.
К концу первой мировой войны возник интерес к изготовлению суспензий в связи с нефтяным дефицитом, однако применение суспензии не получило развития, так как тонкоизмельчённое топливо из-за низкой калорийности занимало на судах значительный объём, а измельчение топлива на самих судах представляло большие неудобства.
В Энергетическом институте Академии Наук СССР под руководством доктора технических наук, профессора В.Ф. Кустова с 1934 г. проводятся систематические исследования свойств углемазутных смесей и технико-экономические обоснования использования их в промышленности и на транспорте. В 1937 г. проведены опыты приготовления и сжигания таких смесей в мартеновской печи завода «Серп и молот» (Москва). В 1940 г. -опытное сжигание суспензий на судне «Марат».
В СССР первые работы в области гидротранспорта кускового угля относятся к 40-м годам двадцатого столетия [2], однако, систематические исследования по созданию водоугольных суспензий (ВУС) проводились в 50-е годы [3-5]. Промышленное применение технология ВУС получила в начале 60-х годов. Процесс развития техноло-
гии ВУС можно условно разбить на три этапа:
I этап - начало 60-х - начало 70-х годов;
II этап - середина 70-х - начало 80-х годов;
III этап - середина 80-х - конец ХХ столетия.
Первый этап развития технологии ВУС характеризуется обострением проблемы утилизации тонких угольных шламов, возникающих в больших количествах при гидравлической добычи и гидротранспорта угля, а также, при широком распространении обогащения углей мокрым способом. Введены в строй крупные обогатительные фабрики и гидрошахты с гидротранспортными системами и обезвоживающими комплексами. В Кузбассе в это время были построены Беловская, Березово-Бирюлинская и Кузнецкая ЦОФ, гидрошахты «Инская», «Заречная», «Красногорская» с обезвоживающими комплексами и др.
При механическом обезвоживании углей, а также при гидродобыче и гидротранспорте угля образуются высокообводненные мелкие классы углей - шламы, наиболее крупные из которых (более 0,05 (0,5) мм) улавливаются и выдаются вместе с крупными классами углей. Тонко дисперсные частицы (менее 0,05 (0,5) мм) улавливаются менее эффективно, а часто практически не улавливаются при сгущении и обезвоживании и сбрасываются в наружные шламовые отстойники, в которых происходит накопление шламов. Количество сбросов составляет в зависимости от производительности фабрики от 130 до 350 тыс. тонн в год при средней зольности угля в них от 26 до 60 %. В результате за период эксплуатации фабрик и гидрошахт в Кузбассе общее количество накопленных шламов составило более 25 млн. т. Из них 12,7 млн. т имеют зольность менее 35% и могут быть использованы как дополнительные ресурсы для получения угля [6].
В этот период научно-исследовательские институты: ИГИ, ВНИИгидроуголь, КузНИИУглео-богащение (в настоящее время: ОАО «СибНИИ-Углеобогащение»), УкрНИИгидроуголь, производственные предприятия комбината Кузбасс-уголь и другие организации проводят исследования по проблеме утилизации обводненных шла-мов путём их сжигания в виде ВУС. Одновременно получают развитие работы, в которых исследуется теория горения, изучаются свойства и влияние на эффективность горения, появляются первые экспериментальные и полупромышленные установки по приготовлению и сжиганию ВУС.
Наиболее существенный вклад в развитие теории горения ВУС и исследование их свойств в этот период внесли фундаментальные работы Де-
лягина Г.Н., Иванова В.М. и Канторович Б.В. [4, 7-13], которые получили дальнейшее развитие в трудах их учеников: Давыдовой И.В. [14, 15], Онищенко А.Г. [16, 17], Исаева В.В. [18-21], Бу-тыльковой Т.Н. [22, 23] и др.
Однако широкого промышленного внедрения технология ВУС в нашей стране в то время не получила, и работы в этой области были практически прекращены. Это можно связать со следующими обстоятельствами:
- разведанные в то время большие запасы нефти, а затем и природного газа придавали уверенность в их неисчерпаемости, и роль угля в энергетике стала снижаться;
- недостаточная изученность многих технических проблем, таких как: получение стабильных суспензий с высокой массовой долей твердой фазы, отсутствие эффективных топочных процессов сжигания ВУС без подсветки другим высокореакционным топливом, отсутствие надёжных горе-лочных устройств с форсунками эффективного тонкого распыления ВУС, недостаточная надежность и неудовлетворительные технические характеристики насосного оборудования, отсутствие надежной запорной арматуры, специальных приборов КИП и А и др.
За рубежом наиболее значительные результаты работ по приготовлению, гидротранспорту и сжиганию ВУС в этот период нашли отражение в работах ученых Шварц О. и Мертен Г. [24], Тайд-зон И. и Сутиэро С. [25] и др.
В США исследовательские работы по созданию методов использования высокообводнённого топлива для энергетических целей также были начаты в середине 50-х годов. В 1957 г. был введен в действие первый в мире магистральный углепровод протяженностью 173 км для гидротранспорта 1,25 млн. т угля в год из Кадис на электростанцию «Ист Лэйк»[26].
Эксплуатация углепровода подтвердила возможность надежного и экономически выгодного гидротранспорта угля. Ввод его в эксплуатацию вызвал обострение конкуренции со стороны железнодорожных компаний, которые снизили железнодорожные тарифы на перевозку угля с 1958 по 1964 гг. в 1,75 раза. В результате углепровод не выдержал конкуренции и был законсервирован. Однако накопленный опыт позволил спроектировать и в 1971 г. ввести в эксплуатацию новый магистральный углепровод «Блэк Меса» протяженностью 420 км и производительностью 3,3 млн. т в год от шахт «Блэк Меса» до электростанции «Мо-хейв» в штате Невада [26].
Особенностью технологии, примененной в этих гидротранспортных топливно-
энергетических комплексах (ГТТЭК), является гидротранспортирование угля по трубопроводу в турбулентном режиме. Крупность угля в гидросмеси составляет 0-1(3) мм, а содержание твёрдой фазы 45-50 % по массе. В результате на электро-
станции полученная нестабильная гидросмесь обезвоживается механическим способом, обезвоженный уголь подвергается помолу с одновременной подсушкой и сжигается в пылевидном состоянии в обычных котлах. Вода очищается от оставшихся тонких частиц угля и используется на ТЭЦ, а выделенные частицы в составе с массовой долей твердой фазы 20 % подаются на сжигание в котел через форсунки.
Значительные работы по созданию в этот период были проведены в ФРГ [24, 27, 28]. Отделом по использованию угля Общества каменноугольной промышленности были созданы опытные установки большой производительности, получена стабильная ВУС с содержанием твёрдой фазы до 60 % без применения реагентов-пластификаторов и проведено успешное опытное сжигание созданного топлива в промышленном котле паропроиз-водительностью 6 т/ч и энергетическом котле ТЭЦ «Келерман» (г. Люнен) паропроизводитель-ностью 100 т/ч. При этом была показана высокая эффективность и большие возможности использования нового вида топлива. Однако работы в ФРГ были прекращены в 1967 г. в связи с началом перевода энергетики ФРГ на жидкое и газообразное топливо в соответствии с новой энергетической концепцией (использование нефти и газа).
Исследовательские и опытно-промышленные работы в этот период проводились и в других странах. В Японии был разработан проект ГТТЭК с гидрошахтами на о.Хоккайдо, гидротранспортом угля по трубопроводу протяженностью 140 км от шахт до порта Тамакомат и далее морским транспортом на о. Хонсю. В Англии был построен углепровод длиной 2,2 км от угольной шахты «Вал-тон» до электростанции «Вейкфилд». В Польше было создано несколько установок для гидротранспорта угля и одна опытно-промышленная установка по прямому сжиганию ВУС с котлом паропроизводительностью 50 т/ч [5].
На втором этапе во многих странах развитие работ по водоугольным и частично нефтеугольным суспензиям было обусловлено разразившимся в середине 70-х годов нефтяным кризисом. Повышение цен на нефть обусловило появление нового интереса к исследованиям ВУС с точки зрения снижения зависимости крупных потребителей энергетического топлива от поставщиков нефти.
Были развернуты работы по приготовлению, транспортированию и сжиганию ВУС с целью изучения возможности замены ими дорогостоящей и дефицитной нефти и нефтепродуктов [29, 30]. Максимальное привлечение фирм, корпораций, университетов и промышленных предприятий к работам в области ВУС относится к 197984 гг., когда вопросами приготовления, хранения, транспорта и сжигания ВУС занималось более ста организаций в США, Швеции, Великобритании, Китае, Японии, Канаде, Италии и др. странах. В этот период были созданы такие известные меж-
дународные корпорации, как Carbogel и Р1ш&аг-Ьоп (Швеция). В результате за рубежом были созданы и проверены в промышленных условиях разнообразные технологии приготовления высококонцентрированных ВУС, в т. ч. из низкозольных углей: СО-ЛЬ (США), Бешесоа1 (ФРГ), Яео-сагЬ (Италия), Carboge1 и БШ^агЬоп (Швеция) [31-35]. Указанные технологии предназначены для получения высококонцентрированных ВУС (с массовой долей твердой фазы 65-75 %) из углей с зольностью 2-5 %.
В нашей стране возобновление работ по технологии ВУС в этот период было вызвано решением правительства развивать магистральный гидравлический транспорт угля. В соответствии с этим решением была разработана программа работ по созданию крупного ГТТЭК - опытнопромышленного трубопровода для гидротранспорта угля из Беловского угольного района Кузбасса на одну из ТЭЦ г. Новосибирска, как первого этапа магистрального гидротранспорта угля из Кузбасса на Урал и в Европейскую часть страны. При разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического проекта был обоснован и выбран вариант строительства опытнопромышленного трубопровода для гидротранспорта угля от шахты «Инская» в г. Белово до ТЭЦ-5 в г.Новосибирске [36].
В качестве прототипа технологии была принята технологическая схема ГТТЭК «Блэк Меса». В соответствии с принятой схемой предполагалось осуществлять гидротранспорт угля кл.0-1(3) мм с массовой долей твердой фазы 50 %. Протяженность трубопровода 262 км, диаметр трубы - 400 мм. На ТЭЦ-5 предусматривалось строительство обезвоживающей фабрики для обезвоживания угля, осветления и очистки технологической воды. Сжигание угля в котлах ТЭЦ предполагалось в пылевидном состоянии. Утилизация фугата обезвоживающих центрифуг предусматривалось производить в виде ВУС с массовой долей твердой фазы 33 %.
Однако строительство опытно-
промышленного трубопровода с технологий гидротранспорта угля кл. 0-1(3) мм, предусматривающей на конечном терминале операции обезвоживания угля и осветления технологической воды, не было осуществлено в связи с тем, что в 1983 г. Правительством СССР было принято решение вместо разработанной в техническом проекте технологии предусмотреть применение новой технологии гидротранспортирования угля в виде высококонцентрированной ВУС - готового водоугольного топлива, позволяющего на ТЭЦ производить прямое его сжигание в топках котлов, исключая при этом операции обезвоживания и осветления технологи-ческой воды.
Такое решение правительства было вызвано в первую очередь тем, что к этому времени во многих странах мира возник наибольший интерес к
ВУС, тем более что развитие технологий их приготовления и гидротранспорта достигло уровня промышленного применения.
Начался следующий этап развития технологии приготовления и применения нового топлива из угля - водоугольного топлива в нашей стране. Для реализации принятого постановления была разработана программа научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. В соответствии с этой программой к работе было привлечено большое количество академических, отраслевых научно-исследовательских и учебных институтов, промышленных и других предприятий и организаций СССР: ВНИИПИгидротрубопровод (в настоящее время: НПО «Гидротрубопровод»),
ВНИИгидроуголь, ИГИ, ИФХ АН СССР, ИКХ и ХВ АН УССР, ВНИИПАВ, УралВТИ, ПО «Гидроуголь» и др. Исследовательские работы по созданию и применению ВУТ были включены в Государственную научно-техническую программу Миннауки России «Экологически чистая энергетика» [37].
Продолжающийся современный этап развития техники получения и использования суспензионного угольного топлива (СУТ) характеризуется повышенным интересом к этой теме, признаком которого является большое число опубликованных работ.
Значительный вклад в решение проблемы создания перспективного вида топлива внесён ЗАО НПП «Сибэкотехника». Фундаментальные работы
В.И. Мурко [38], а также, учеников: Б.В. Юдина [39], Ю.А. Сенчуровой [40] и др. находят практическое применение.
В настоящее время экологически чистая технология комплексной утилизации угольных шла-мов и отходов флотации углеобогатительных фабрик наиболее реальна методом сжигания суспензионного топлива.
Существующие технологии добычи и переработки угля характеризуются большим выходом тонкодисперсных (<0,5(3,0) мм) угольных шламов (например, при гидравлической добыче угля до 30,0 % от рядового угля, а при мокром обогащении до 10,0 % от перерабатываемого угля), что предопределяет значительные объёмы гидроотвалов, а, следовательно, потерь добытого угля и экологическое загрязнение природной среды.
Известные технологии утилизации углеотхо-дов имеют ограниченное применение в виду того, что тепловые установки, на которых сжигаются (утилизируются углеотходы), требуют значительных средств для их переоборудования, обусловленных высоким содержанием золы в отходах и необходимостью установки громоздкого оборудования для её улавливания. Следовательно, возникает задача снижения зольности угольного шлама с дальнейшим получением из него высококачественного суспензионного топлива.
Рациональная технология утилизации шламов
Таблица . Характеристика работы установки и содержание вредных веществ в отходящих газах при сжигании образцов СУТ из различных углей и шламов
Наименование показателя Результаты сжигания партий СУТ, мг/м3, приготовленного на основе:
Уголь марки Д (Кузбасс) Шламы марки ССШ (Кузбасс) Шлам ш. «Заречная» (Кузбасс) Шлам ЦОФ «Абашевская» (Кузбасс)
Массовая доля твердой фазы, % 64 64,5 60 62,5
Низшая теплота сгорания, ккал/кг 4580 3865 3150 2916
Вязкость (при скорости сдвига 81 с-1), мПа*с 320 355 520 380
Расход СУТ, л/ч 50 60 65 100
Давление ВУТ, атм 1,8 1,7 1,9 1,5
Температура в топке, оС 1050 1100 950 950
СО*, мг/м3 219 210 164 165
МОх*, мг/м3 80 280 503 245
8О2*, мг/м3 - - - -
*Нормативные значения: СО - не более 375 мг/м3’, М0х - не более 750 мг/м3, 802 - не более 750 мг/м3 (ГОСТ 28193-89).
с последующим переводом их в транспортабельное и технологически приемлемое суспензионное топливо (конкурентоспособное на современном рынке топлив) позволит не только улучшить экологическую обстановку в регионе, но и получить существенный экономический эффект, в том числе и ресурсосберегающий.
В связи с этим является актуальным разработка комплексной технологии переработки угольных шламов на базе научно обоснованных физических и физико-хими-ческих процессах воздействия на исходное сырьё с целью получения экологически чистого суспензионного угольного топлива (СУТ) с низкой зольностью, как альтернативу дорогостоящим и дефицитным жидким и газообразным видам топлива в малой и большой энергетике [41-43].
Процесс глубокого обогащения угольных шламов наиболее эффективно осуществляется методом масляной грануляции [44, 45]. Выход угольной составляющей в концентрат 80-85 %. Зольность отходов составляла Ла=75-80 %. При этом создаются условия для утилизации минеральной части отходов в качестве компонента строительного материала.
Следует отметить, что в значения выхода и зольности агломерированного концентрата вклю-
чено содержание связующего, так как основная часть связующего остаётся в гранулированном продукте и повышает его калорийность. Полученные концентраты использовались для приготовления суспензионного топлива (таблица), которое прошло испытание на стендовой демонстрационной установке, оснащённой специальным оборудованием для приготовления, хранения, транспортировке суспензии и её сжигания [46].
Заключение. Круг работ по обогащению углей методом масляной агломерации достаточно узок. Между тем, использование метода масляной агломерации в практике имеет большие перспективы. Именно потребности современной технологии подготовки СУТ диктуют необходимость дальнейшего развития теоретических и экспериментальных работ по определению закономерностей различных технологических марок углей подвергаться глубокой деминерализации, знание которых необходимо для оптимизации процесса получения СУТ.
Полученный и испытанный новый вид суспензионного топлива из угольных шламов, обогащённых методом масляной агломерацией, должен рассматриваться как наиболее перспективный с точки зрения экономики и защиты окружающей природной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кустов, В.Ф. Топливные суспензии. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1942. - 185 с.
2. Кустов, В.Ф. Получение технологических газов из водотопливных суспензий / В.Ф. Кустов, А.Д. Кокурин, Н.И. Фисенко // Сб. «Работы в области химии и технологии топлива». Тр. ЛТИ им. Ленсовета, вып. 51. - ЛТИ, 1959. - С. 14-18.
3. Делягин, Г.Н. Метод рационального использования высокообводнённых углей путем их сжигания в виде водоугольных суспензий в топочных устройствах (Инф. письмо № 1). - М.: ИГИ, 1962. - С.11.
4. Делягин, Г.Н.Обводненное твердое топливно-энергетическое топливо / Г.Н. Делягин, Б.В. Канто-
рович // Сб. “Сжигание высокообводнённого топлива в виде водоугольных суспензий”. - М., 1967. - С. 513.
5. Делягин, Г.Н. Угольные суспензии - новое экологически чистое топливо и технологическое сырьё / Делягин Г.Н., Ельчанинов Е.А., Еремеев В.М. и др. // Сб. «Проблемы окружающей среды и природных ресурсов». - М.: № 9, 1991. - С.105.
6. Антипенко, Л.А. Перспектива внедрения новой технологии выемки и обогащения шламов отстойников углеобогатительных фабрик / Тр. межд. конф. «Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности». Кемерово, 1999. - С. 82-83.
7. Делягин, Г.Н. Сжигание водоугольных суспензий - метод использования обводнённых твердых топлив: Автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М.: ИГИ, 1970. 32 с.
8. Делягин, Г.Н. Вопросы теории горения водоугольной суспензии в потоке воздуха / Сб. «Сжигание высокообводнённого топлива в виде водоугольных суспензий». - М., «Наука», 1967. - С. 45-55.
9. Делягин, Г.Н. Сжигание водоугольных суспензий на опытно-промышленной установке / Г.Н. Делягин, Б.В. Канторович, В.И. Караченцев и др. // Уголь, 1964. - № 9. - С.86-87.
10. Канторович, Б.В. Состояние и основные задачи горения твердого топлива // Сб. «Теория и технология процессов переработки топлив». - М.: Недра, 1966.
11. Делягин, Г.Н. Пути эффективного сжигания обводненного топлива в виде диспергированных топливных систем и перспективы создания топливно-энергетичес-кого комплекса (гидрошахта - гидротранспорт ГРЭС) / Г.Н. Делягин, В.М. Иванов, Б.В. Канторович и др. // Вопросы гидравлической добычи угля. Тр. ВНИИгидроугля. Вып. XIII, Новокузнецк, 1968.
12. Делягин, Г.Н. / Г.Н. Делягин, В.М. Иванов, Б.В. Канторович // Тр. ИГИ АН СССР, 1962. т. 19. -
С.59-65.
13. Делягин, Г.Н. Использование обводненных твердых топлив в виде ВУС / Г.Н. Делягин, Б.В. Канторович // Сб. «Теория и технология процессов переработки топлив». - М.: Недра, 1966. - С. 124-151.
14. Давыдова, И.В. Экспериментальное исследование процесса горения водоугольной суспензии / И.В. Давыдова, Г.Н. Делягин, Б.В. Канторович и др. // Сб. «Тепло- и массоперенос». Т. 4. - Минск: «Наука и техника», 1966.
15. Давыдова, И. В. Реологические свойства высокообводнённого топлива в виде водоугольных суспензий / И.В. Давыдова, В. А. Кликун, И.А. Коц // «Наука», 1967. - С. 78-83.
16. Онищенко, А.Г. Промышленное сжигание водоугольных суспензий / А.Г. Онищенко, Г.Н. Делягин // «Обогащение и брикетирование углей». - М., 1968, № 2.
17. Онищенко, А.Г. Исследование горения и теплообмена при сжигании водо-угольных суспензий в топке парового котла для промэнергетики: Автореф. дис. .канд. техн. наук. М., 1969. 25 с.
18. Исаев, В.В. Влияние зольности на основные теплотехнические характе-ристики при сжигании отходов углеобогащения в виде водоугольной суспензии / Сб. «Горение дисперсных топливных систем». -М., «Наука». 1969.
19. Исаев, В.В. Энергетическое использование отходов углеобогащения путем их сжигания в виде водоугольных суспензий на углеобогатительных фабриках / В.В. Исаев, Г.Н. Делягин, В.М. Иванов // Сб. “Вопросы гидравлической добычи угля”. Тр. ВНИИгидроугля, вып. XIII, Новокузнецк, 1968. - С. 148156.
20. Исаев, В.В. Исследование процесса сжигания отходов углеобогащения в виде водоугольных суспензий над слоем топлива // Сб. «Новые методы сжигания топлива и вопросы теории горения». - М.: «Наука», 1969. - С. 93.
21. Исаев, В.В. Разработка и исследование процесса термической переработки обводненных отходов обогащения: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1972. 32 с.
22. Бутылькова, Т.И. Сжигание обводненных каменных углей с малым содержанием летучих в виде водоугольных суспензий в опытной топке парового котла / Т.И. Бутылькова, Е.И. Вулканов, Г.Н. Делягин и др. // Сб.: «Сжигание высокообводнённого топлива в виде водоугольных суспензий». - М.: «Наука», 1967. - С.135-145.
23. Бутылькова, Т.Н. Зола и шлак при сжигании водоугольных суспензий и характеристика отложений на поверхностях нагрева. РЖ «Химия», 15, П 118, 1986.
24. Шварц, О. Непосредственное сжигание водоугольных суспензий на электростанциях / О. Шварц, Г. Мертен // Глюкауф, 5, 1967. - С.27-35.
25. Тайдзо, И. Сжигание угольной пульпы в циклонной топке / И. Тайдзо, С. Сутиэро // СЭНТАН: Коал Препарат. 1965, № 3. - С.15-21.
26. Делягин, Г. Н. Совершенствование водоугольного топлива и перспективы его применения / Г. Н. Делягин, В.В. Корнилов, Ю.Д. Кузнецов, Ю.А. Чернегов // М.: ВНИИОЭНГ, 1993. - С.32.
27. Schwarz, O. Verbrennung von Staubkohle und Kohle - Wasser - Suspension in Wasserrohrkesseln //
Brennst. - Warme - Kraft. - 1964. - 16. - S. 273-277.
28. Schwarz, O. Das Entwicklugsvorhaben «Directe Verbrennung von Kohle - Wasser - Suspension in Kraftwerken // Electrizi - tatwirtschaft. - 1966. - S. 719-723.
29. Klose Reinhard B. DENSECOAL - an alternative to gas and oil. “6-th Jnt. Symp. On Coal Sluy Combust and Technol., Orlando, Fl, USA, June 25-27, 1984. Proc.” Pittsburg, Pa. S. A., 791-805.
30. Hammond, T.K. Manufacture and commercial use of carbogel coal/water fuel in Canada / Т.К. Hammond, М.М. Mathiesen // ‘6th Jnt. Symp. Coal Slurry Combust and Technol., Orlando, Fla, June 25-27, 1984. Proc.’ Pittsburg, Pa, s. A., 982-989.
31. Landry G. e.a. The Cape Breton Development Corporation’s Carbogel Coal Water Fuel Project. // Proc. 7-th Int. Symp. on Coal Slurry Fuel Preparation and Utilization: New Orleans, Louis, USA, May 21-24, 1985. -P. 1001-1013.
32. Linder G., Rogren L. Start-up and operating experience of three commercial CWM contractis in Sweden // Proc. 8-th Int. Symp. on Coal Slurry Fuel Preparation and Utilization: Orlando, FL, USA, May 27-30, 1986. -P. 933-946.
33. Grinzi F., Romani G., Ercolani D. Snamprogetti reocarb: from the production plants into the boilers. // Proc. 8-th Int. Symp. on Coal Slurry Fuels Preparation and Utilization: Orlando, FL, USA, May 27-30, 1986. -P. 947-951.
34. Atkins E.G. Status report on. CO-AL Fuel // Proc. 6-th Int. Symp. on Coal Slurry Fuel Combustion on: Orlando, FL, USA, June 25-27, 1984. -P. 557-568.
35. Brandis U. e.a. CWS (DENSECOAL) from North America for the foreign market // Proc. 8-th Int. Conf. On Coal and Slurry Technologies: Clearwater, FL, USA, April 22-25, 1991. -P. 229-237.
36. Технико-экономическое обоснование строительства опытно-промышленного трубопровода для гидротранспорта угля от шахты «Инская» до ТЭЦ-5 г. Новосибирска. Том I. Пояснительная записка, ВНИИгидроуголь, Новокузнецк, 1978. - С. 497.
37. Трубецкой, К.Н. Развитие работ по использованию суспензии в энергетике России / К.Н. Трубецкой, И.Х. Нехороший // «Теплоэнергетика», 1994. № 11. - С.26-29.
38. Мурко, В.И. Научные основы процессов получения и эффективного применения водоугольных суспензий: Дис. ... д-ра техн. наук. М.: ИГИ, 1999. 237 с.
39. Юдин, Б.В. Разработка геомеханической модели высококонцентрированных водоугольных дисперсных систем: Дис. ... канд. техн. наук. Кемерово, 2001. 177 с.
40. Сенчурова, Ю.А. Совершенствование технологии сжигания водоугольного топлива в вихревых топках: Дис. ... канд. техн. наук. Красноярск, 2008. 123 с.
41. Зайденварг, В.Е. Производство и использование водоугольного топлива / В.Е. Зайденварг, К.Н. Трубецкой, В.И. Мурко, И.Х. Нехороший. - М.: Издательство Академии горных наук, 2001. - 176 с.
42. Мурко, В.И. Влияние реагентов-пластификаторов на реологические свойства водоугольного топлива // Химия твёрдого топлива. 2001. № 2. С. 62-72.
43. Мурко, В.И. Выбор углей для приготовления водоугольных суспензий и закономерности формирования их структурно-реологических характеристик / В.И. Мурко, А.Н. Заостровский А.Н // Вестн. Куз-ГТУ. 2001. № 5. С. 49-54.
44. Патент № 2268289 РФ, МПК C10L 1/32. «Способ получения композиционного водоугольного топлива» / ЗАО «НИИ «Сибэкотехника»; В.И. Мурко, В.И. Федяев, Д.А. Дзюба, А.Н. Заостровский, Т.А. Папина, М.С. Клейн; опубл. 20.01.2006. Бюл. № 02.
45. Патент № 2277120 РФ, МПК C10L 1/32. «Способ получения водоугольного топлива и его состав» / ГОУ ВПО Томский политехнический университет; В.П. Потапов, Г.А. Солодов, А.Н. Заостровский, А.В. Папин, С.А. Бабенко, О.К. Семакина; опубл. 27.05.2006. Бюл. № 15.
46. Журавлёва, Н.В. Вихревая технология сжигания суспензионного водоугольного топлива. Экологические аспекты / Н.В. Журавлёва, В.И. Мурко, В.И. Федяев, Д.А. Дзюба, Ю.А. Сенчурова, А.Н. Заост-ровский // Экология и промышленность России, январь 2009. С. 6-9.
□Автор статьи:
Заостровский Анатолий Николаевич
- канд. техн. наук, ст. науч. сотр.
Института угля и углехимии СО РАН, доц. кафедры химической технологии твёрдого топлива и экологии КузГТУ Email: catalys01@rambler.ru