Научная статья на тему 'Развитие технического сервиса на базе машинно-технологических станций'

Развитие технического сервиса на базе машинно-технологических станций Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
229
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / СЕЛЬСКИЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ВОССАНОВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ / СУБСИДИИИ СУБВЕНЦИИ / PRODUCING STRUCTURES / RURAL PRODUCER / RECONSTRUCTION OF TECHNICAL POTENTIAL / CAR-TECHNOLOGICAL STATION / THE GRANT / AND SUBVENTIONS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Гладцын Александр Юрьевич

Рассматривается путь преодоления последствий кризиса путём возрождения машинно-технологических станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRESS OF TECHNICAL SERVICE ON THE BASIS OF CAR-TECHNOLOGICAL STATIONS

The way of overcoming of consequences of crisis by revival of car-technological stations is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие технического сервиса на базе машинно-технологических станций»

УДК 629.08

А. Ю. ГЛАДЦЫН

РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА НА БАЗЕ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

Ключевые слова: производственные структуры, сельский товаропроизводитель, восстановление технического потенциала, машинно-технологические станции, субсидии и субвенции.

Аннотация. Рассматривается путь преодоления последствий кризиса путём возрождения машиннотехнологических станций.

Необходимость принятия экстренных мер для повышения эффективности сельскохозяйственного производства обычно объясняют экономическим кризисом, последствия которого хорошо известны. Ошибки приватизации и разрушение сложившихся производственных структур, большая налоговая нагрузка, диспаритет цен на ресурсы и сельхозпродукцию, развал инфраструктуры и системы ремонтно-технического обслуживания, а также многое другое в совокупности с почти полным прекращением государственной помощи привели к обнищанию сельских товаропроизводителей и многократному снижению их платежеспособности.

В поисках выхода из сложившегося положения специалисты считают, что при общем остром дефиците финансовых средств и крайне ограниченных инвестиционных возможностях государства восстановление утраченного во

© Гладцын А. Ю.

время кризиса технического потенциала возможно только на основе концентрации капитала и производства путем организации в системе АПК машинно-технологических станций (новых МТС). В этом, в частности, их убедил опыт старых МТС, на протяжении более 25 лет доказывавших целесообразность своего существования.

Нынешняя ситуация совершенно иная. Г оворя о машинно-технологических станциях как о «тягачах», предназначенных для вывода сельского хозяйства из кризиса, только подразумевалось, что этот «инструмент» находится в руках государства. На самом же деле современные МТС представляют собой коммерческие предприятия, существенно отличающиеся от старых по общему числу (даже с учетом территориальных различий СССР и России), численности персонала, парку тракторов и комбайнов.

Еще большее отличие заключается в том, что субсидии и субвенции, выдаваемые из бюджета машинно-технологическим станциям, не превышают 15 % от дохода, в то время, как деятельность старых МТС поддерживалась государством в объеме, обеспечивающем их успешное функционирование. К строительству и развитию машинно-технологических станций можно подходить с двух позиций: первая - МТС как активный участник АПК, деятельность которого направлена на подъем сельского хозяйства, в том числе с целью вывода его из кризиса; вторая - МТС как обслуживающее предприятие, выполняющее заказы сельских товаропроизводителей и других жителей села на обычных коммерческих условиях.

Необходимость создания МТС в последние годы вызывается резким сокращением численности МТП в коллективных хозяйствах, экономическим спадом их производственной деятельности (не позволяющим обновлять технику и осваивать прогрессивные технологии производства продукции), организацией большого числа крестьян-

ских хозяйств (как правило, не имеющих необходимого состава МТП и средств для его приобретения). Такие станции должны способствовать удовлетворению запросов сельских товаропроизводителей в разнообразных услугах по выполнению полевых механизированных работ и освоению ими прогрессивных технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур. При соответствующем техническом и кадровом обеспечении МТС могут выполнять механизированные работы более эффективно, с соблюдением агротехнических сроков и требований благодаря высокопроизводительной технике (которая отсутствует в небольших коллективных и крестьянских хозяйствах), профессионализму механизаторов и лучшей организации труда. МТС должны оказывать все виды услуг на фьючерсной основе, т. е. обслуживать сельских товаропроизводителей с расчетом в будущем (после проведения уборочной кампании) за счет полученного хозяйствами урожая по рыночным ценам, добиваясь при этом не только своевременного и качественного выполнения работ, но и получения максимальной прибыли в своей деятельности и в деятельности обслуживаемых хозяйств. Оплата услуг подобных МТС может осуществляться как в денежной форме, так и натуральной продукцией (что для товаропроизводителей очень удобно).

Одной из основных услуг МТС может стать ремонт сельскохозяйственной техники. Для этого она должна иметь оборотный фонд заранее отремонтированной и выдаваемой взамен поступающей и требующей ремонта техники, что позволит резко сократить время простоя техники в ремонте. При этом запчасти должны поступать в МТС по прямым договорам с заводов - изготовителей техники, что будет способствовать снижению затрат на ремонт.

МТС, как правило, создаются на базе районных структур (ремонтно-технические предприятия, агроснаб,

сельхозхимия, ПМК и др.) доукомплектованием новой техникой. Приобретение, содержание, хранение, поддержание в работоспособном состоянии, обеспечение механизаторскими кадрами, ремонтниками и административноуправленческим персоналом значительно повышают цены на оказываемые услуги и снижают интерес сельхозтоваропроизводителей к привлечению машинно-технологических станций.

Более того, техника оторвана от земли: сельскохозяйственные товаропроизводители имея второе, не располагают первым. В то же время на местах есть повседневные и даже непредвиденные работы, такие как очистка дорог от снега, подвозка кормов и др. В этих условиях требуется незамедлительная помощь техникой МТС, находящейся на значительном расстоянии. Такая помощь может быть оказана с большим опозданием.

Увеличиваются транспортные расходы по доставке техники к местам работы и обратно. Дополнительно необходимо решать бытовое обеспечение работающих механизаторов и специалистов, командированных для оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям. Кроме того, потребуются расходы на охрану техники. Наиболее приемлемым вариантом совершенствования агроинже-нерного сервиса в современных условиях являются МТС, которые предлагается организовывать в крупных и развивающихся коллективных хозяйствах на базе центральных ремонтных мастерских, машинных дворов, других объектов, техники и механизаторов хозяйства в виде производственно-обслуживающих кооперативов с выполнением работ своего и близлежащих хозяйств.

Для выполнения стоящих перед МТС задач в ее структуре предусмотрены три службы: ремонтно-техническая, техническая по производству растениеводческой и техническая по производству животноводческой продук-

ции. Однако не исключаются и другие варианты - дополнительно могут входить автотранспортная и энергетическая службы.

При формировании МТС и комплектовании их техникой и кадрами нами предлагается предусмотреть применение группового использования машинно-тракторных агрегатов и часового графика работы машин, выполнение несложного технического обслуживания и устранения простых неисправностей агрегатов непосредственно в поле, использование средств диспетчерской связи, что было положительным в работе МТС 30...50 годов; увеличение годовой наработки машинно-тракторного парка в 1,5...2,0 раза за счет более правильного использования машин, рационального их агрегатирования, более полной занятости времени смены и года, своевременного проведения технического обслуживания и качественного ремонта. Это обеспечит: уменьшение числа необходимых машин и снижение себестоимости выполняемых работ; оказание услуг сторонним организациям и отдельным клиентам в специализированной ремонтной мастерской, а также механизмами и транспортными средствами в период спада полевых работ; организацию максимально возможной переработки растениеводческой и животноводческой продукции.

МТС призваны приостановить разрушительный характер варварского отношения к сельхозтехнике, тем самым укрепить и функционально объединить коллективные и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Следует отметить, что при существующем в стране положении машинно-технологические станции могут стать эффективно способствующими подъему сельского хозяйства только в случае их государственной поддержки, необходимость в которой обусловлена неблагоприятными природно-климатическими условиями (постоянно дейст-

вующий фактор) и последствиями экономического кризиса (временный фактор).

Сейчас, когда в России начал действовать национальный проект по сельскому хозяйству, реализация проекта по организации предлагаемых МТС стала реальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин А. И. Кооперация в использовании и ре-монтообслуживании техники на основе межхозяйственных машинно-тракторных станций (МТС). // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2007. № 3. С. 2...4.

2. Стопалов С. Г. МТС - путь выхода из кризиса или коммерческое предприятие // Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2007. №12. С. 4.6.

THE PROGRESS OF TECHNICAL SERVICE

ON THE BASIS OF CAR-TECHNOLOGICAL STATIONS

Keywords: producing structures, rural producer, reconstruction of technical potential, car-technological station, the grant, and subventions.

Annotation. The way of overcoming of consequences of crisis by revival of car-technological stations is considered.

ГЛАДЦЫН АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ — доцент кафедры механики и сельскохозяйственных машин, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (marina_w@inbox.ru).

GLADCYN ALEKSANDR YUR'EVICH — the senior lecturer of chair of mechanics and agricultural cars, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (marina_w@inbox.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.