Научная статья на тему 'Развитие связной устной речи у детей с тяжёлой умственной отсталостью при составлении предложений, связных рассказов с помощью приёмов мнемотехники'

Развитие связной устной речи у детей с тяжёлой умственной отсталостью при составлении предложений, связных рассказов с помощью приёмов мнемотехники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМОТЕХНИКА / МНЕМОКВАДРАТ / МНЕМОДОРОЖКА / МНЕМОТАБЛИЦА / MNEMONICS / NAMOCATCAT / NEMATOLOGICA / MEMORABLIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черыкова Елена Евгеньевна

Целью статьи является рассмотрение способов оказания содействия детям, имеющим тяжёлую умственную отсталость, в составлении простых предложений, коротких связных рассказов. Для этого на занятиях применяются приёмы мнемотехники, которые решают следующие задачи: развитие связной устной речи, развитие памяти, внимания. Постоянное использование приёмов мнемотехники в процессе обучения дает положительные результаты: дети активнее работают на уроках, охотнее повторяют за учителем, некоторые самостоятельно составляют предложения и короткие рассказы, учащиеся становятся более усидчивыми и внимательными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черыкова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COHERENT ORAL SPEECH AT CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION IN THE PREPARATION OF PROPOSALS, COHERENT STORIES USING THE TECHNIQUES OF MNEMONICS

The purpose of this article is to consider ways to assist children with severe mental retardation in the drafting of simple sentences, and short cohesive narratives. To do this in the classroom apply techniques of mnemonics that solve the following tasks: development of coherent speech, memory, attention. The constant use of the techniques of mnemonics in the learning process brings positive results: children actively engage in the classroom, more willing to repeat after the teacher, some make up their own sentences and short stories, students become more diligent and attentive

Текст научной работы на тему «Развитие связной устной речи у детей с тяжёлой умственной отсталостью при составлении предложений, связных рассказов с помощью приёмов мнемотехники»

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57). 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗНЫХ РАССКАЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Черыкова Елена Евгеньевна

учитель

КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат № 8»,

РФ, г. Минусинск E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF COHERENT ORAL SPEECH AT CHILDREN WITH SEVERE MENTAL RETARDATION IN THE PREPARATION OF PROPOSALS, COHERENT STORIES USING THE TECHNIQUES OF MNEMONICS

Elena Churikova

teacher

KHBO "Minusinsk comprehensive school-a boarding school № 8".

Russia, Minusinsk

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является рассмотрение способов оказания содействия детям, имеющим тяжёлую умственную отсталость, в составлении простых предложений, коротких связных рассказов. Для этого на занятиях применяются приёмы мнемотехники, которые решают следующие задачи: развитие связной устной речи, развитие памяти, внимания. Постоянное использование приёмов мнемотехники в процессе обучения дает положительные результаты: дети активнее работают на уроках, охотнее повторяют за учителем, некоторые самостоятельно составляют предложения и короткие рассказы, учащиеся становятся более усидчивыми и внимательными.

ABSTRACT

The purpose of this article is to consider ways to assist children with severe mental retardation in the drafting of simple sentences, and short cohesive narratives. To do this in the classroom apply techniques of mnemonics that solve the following tasks: development of coherent speech, memory,

111

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57). 2015 г

СибАК

www. sibac info

attention. The constant use of the techniques of mnemonics in the learning process brings positive results: children actively engage in the classroom, more willing to repeat after the teacher, some make up their own sentences and short stories, students become more diligent and attentive

Ключевые слова: мнемотехника; мнемоквадрат; мнемодорожка; мнемотаблица.

Keywords: mnemonics; namocatcat; nematologica; memorablia.

У детей, имеющих тяжёлую умственную отсталость, наблюдается односложная, скудная, состоящая из отдельных фраз речь. Пассивный словарный запас ограничен предметами бытовой лексики. Наличие у учащихся несформированности связной устной речи оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение, и социализацию ребёнка в целом. Основной целью работы по развитию связной устной речи у детей, имеющих тяжёлую умственную отсталость, является способствование возникновению интереса у детей к говорению. Для решения данной проблемы педагоги постоянно апробируют различные методы и приёмы. Одним из таких методов является мнемотехника.

«Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие связной устной речи» [1, с. 104].

Задачи мнемотехники:

1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

2. Расширение представлений об окружающем мире.

3. Развитие связной устной речи.

4. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5. Развитие внимания.

Работа по формированию связной устной речи у детей, имеющих тяжёлую умственную отсталость начинается от простого к сложному. Вниманию учащихся предлагается сюжетная картина. Дети рассматривают картину, и рассказывают всё, что видят на ней, с помощью наводящих вопросов либо на основе упражнения «перечисли все объекты». Далее учащиеся совместно с учителем перекодируют каждое слово-предмет, слово-действие, слово-признак в подходящий символ. Символы изображены на отдельных печатных карточках - мнемоквадратах. Эти мнемоквадраты раздаются каждому ученику, и в течение нескольких занятий дети запоминают символы. Для лучшего запоминания символов проводится следующая работа: задаётся вопрос по предложенной сюжетной картине, учащиеся отвечают, поднимая нужный мнемоквадрат и т. д.

112

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии № 12 (57). 2015 г.__________________________________________

СибАК

www.sibac.info

В последующем педагог составляет предложения по сюжетной картине, а дети в это время последовательно выкладывают мнемоквадраты в мнемодорожку. Далее учащиеся совместно с учителем проговаривают предложения с опорой на мнемодорожку. Наиболее сохранные дети проговаривают предложения самостоятельно.

Самым сложным для детей, имеющих тяжёлую умственную отсталость, является воспроизвести рассказ по мнемотаблице.

«Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа» [2, с. 17]. Работа по воспроизведению рассказа по мнемотаблице проводится по следующему алгоритму:

1. Рассказывается текст.

2. Проводится словарная работа с незнакомыми, малознакомыми словами.

3. Учащиеся совместно с учителем подбирают либо зарисовывают условную схему (мнемотаблица) к данному рассказу. Главное, чтобы подобранные либо зарисованные символы были понятны детям.

4. Учитель рассказывает текст уже с опорой на мнемотаблицу.

5. Сопряжённо с педагогом, отражённо и самостоятельно учащиеся проговаривают данный текст с опорой на мнемотаблицу.

Например, детям было предложено составить рассказ о зиме по сюжетной картине. Учащиеся по наводящим вопросам учителя выделили все предметы, изображённые на картине. С направляющей помощью педагога слова-предметы связали со словами действиями, словами-признаками. Совместно с учителем подобрали символы, заменив слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. По ходу воспроизведения текста учителем, дети вставляли мнемоквадраты в пустые клеточки таблицы. Т аким образом, учащиеся самостоятельно составили мнемотаблицу. Далее сопряженно с педагогом, отражённо и самостоятельно учащиеся проговаривают данный текст с опорой на мнемотаблицу. На следующих занятиях можно усложнить задание, например, убрать из таблицы два любых мнемоквадрата. Часть учащихся называют, какое слово было пропущено, а потом вставляют нужный мнемоквадрат в таблицу. В завершении дети по очереди сопряженно с педагогом, отражённо и самостоятельно проговаривают данный текст с опорой на мнемотаблицу.

В результате проведённой работы по развитию связной устной речи у детей, имеющих тяжёлую умственную отсталость, наблюдается следующее: дети активнее работают на уроках, охотнее пытаются повторить за учителем предложения, некоторые самостоятельно

113

Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии _____________________________________________№ 12 (57). 2015 г

СибАК

www. sibac info

составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно учащимся нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У учащихся повысилась концентрация внимания, усидчивость.

Таким образом, систематическое использование в процессе обучения приёмов мнемотехники способствует развитию связной устной речи у детей, имеющих тяжелую умственную отсталость. И, что самое главное, дети быстрее усваивают смысл заданного слова, если к нему предъявляется картинка.

Рисунок 1.

Таблица 1.

Зима

Зима наступила. Зимой идёт снег. Зимой птицы улетают. Зимой холодно, поэтому люди надевают шубу, шапку, сапоги

Список литературы:

1. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 102-115.

2. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16-21.

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.