Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСТНАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

К началу школьного обучения у большинства детей уже сформированы первоначальные навыки владения связной устной речью. Младший школьный возраст именно тот период, в котором происходит дальнейшее развития связной устной речи. Речевые навыки, приобретенные младшими школьниками на начальном этапе обучения, являются основой формирования языковой грамотности. К сожалению, в последнее время, как отмечают практикующие педагоги, наблюдается достаточно большое количество детей, имеющих речевые нарушения. Это, в свою очередь, сказывается не только на процессе обучения, но и в жизнедеятельности ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому, развитие связной устной речи младших школьников является одной из актуальных проблем, которая стоит перед школой на современном этапе. Авторам статьи предлагается один из путей решения данной проблемы, а в частности использования на уроках развития речи, обучения грамоте, литературного чтения - сюжетные картинки. По мнению автора, они играют значительную роль в овладении связной устной речью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CONNECTED ORAL SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN LEARNING ACTIVITIES THROUGH PLOT PICTURES

By the beginning of schooling, most children have already formed the initial skills of coherent oral speech. The younger school age is precisely the period in which the further development of coherent oral speech takes place. Speech skills acquired by younger students at the initial stage of education are the basis for the formation of language literacy. Unfortunately, in recent years, as practicing teachers note, there has been a fairly large number of children with speech disorders. This, in turn, affects not only the learning process, but also in the life of the child, in his communication with peers and adults. Therefore, the development of coherent oral speech of younger students is one of the urgent problems that the school faces at the present stage. The authors of the article are offered one of the ways to solve this problem, and in particular, the use of plot pictures in the lessons of speech development, literacy, literary reading. According to the author, they play a significant role in mastering coherent oral speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Колесникова Татьяна Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ

Аннотация. К началу школьного обучения у большинства детей уже сформированы первоначальные навыки владения связной устной речью. Младший школьный возраст именно тот период, в котором происходит дальнейшее развития связной устной речи. Речевые навыки, приобретенные младшими школьниками на начальном этапе обучения, являются основой формирования языковой грамотности. К сожалению, в последнее время, как отмечают практикующие педагоги, наблюдается достаточно большое количество детей, имеющих речевые нарушения. Это, в свою очередь, сказывается не только на процессе обучения, но и в жизнедеятельности ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому, развитие связной устной речи младших школьников является одной из актуальных проблем, которая стоит перед школой на современном этапе. Авторам статьи предлагается один из путей решения данной проблемы, а в частности использования на уроках развития речи, обучения грамоте, литературного чтения - сюжетные картинки. По мнению автора, они играют значительную роль в овладении связной устной речью.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, устная связная речь, младший школьный возраст, учебная деятельность, сюжетные картинки.

Annоtation. By the beginning of schooling, most children have already formed the initial skills of coherent oral speech. The younger school age is precisely the period in which the further development of coherent oral speech takes place. Speech skills acquired by younger students at the initial stage of education are the basis for the formation of language literacy. Unfortunately, in recent years, as practicing teachers note, there has been a fairly large number of children with speech disorders. This, in turn, affects not only the learning process, but also in the life of the child, in his communication with peers and adults. Therefore, the development of coherent oral speech of younger students is one of the urgent problems that the school faces at the present stage. The authors of the article are offered one of the ways to solve this problem, and in particular, the use of plot pictures in the lessons of speech development, literacy, literary reading. According to the author, they play a significant role in mastering coherent oral speech.

Key words: federal state educational standard of primary general education, oral connected speech, primary school age, educational activities, plot pictures.

Введение. Речь входит в один из видов общения, которая необходима людям в совместной деятельности, в обмене информации между ними, в образовании. С помощью нее формируется личность человека, развиваются коммуникативные функции языка. Говоря, люди совершают множество различных языковых (речевых) действий, таких, как просьба, информирование, убеждение и многое другое [21.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) [131 и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [141 отмечено, что у младших школьников должны быть достаточно развиты речевые навыки, построена речь с точки зрения сознательности, при этом они должны опираться на соответствующие ситуации. Также в ФГОС НОО прописаны предметные результаты освоения основной образовательной программы, которые в свою очередь связаны с развитием связной устной речи:

- cфopмиpoвaннocть позитивного отношения к правильной устной речи;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка;

- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач [13].

Изложение основного материала статьи. Речевые навыки, приобретенные младшими школьниками на начальном этапе обучения, являются основой формирования языковой личности, так как именно в этот период развития младшие школьники сталкиваются с литературным языком, с необходимостью улучшить свою речь. Формирование умения составлять устные рассказы по серии сюжетных картинок - изначально сложный процесс, который требует постоянной практики.

Актуальность исследования проблем развития связной устной речи младших школьников через сюжетные картинки отражена в работах Е.С. Антоновой [3], Н.В. Apзaмacцeвoй [4], О.В. Колесовой [11], В.В. Ольшанской [12], Т.Н. Кизиловой [10], О.П. Чepeмкинoй [15]и др.

В методике изучения процесса развития связной устной речи были изучены такие аспекты восприятия речи, как: восприятие различных звуков; речевые ошибки в словах, предложениях; способность младшего школьника к разбору на звуки услышанного или увиденного слова. Все эти аспекты играют ключевую роль не только в расширении словарного запаса младших школьников, но и в развитии тех участков мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Анализ понятия «устная связная речь» показал, что существует многообразие подходов к данному понятию и его содержанию. Вследствие чего нами было определено, что «устная связная речь, во-первых, это раздел, который в методике русского языка выделяется как особая область работы по развитию речи, во-вторых, это результат речевой деятельности учащегося и т.д. Единство мнений заключается в том, что основная функция речевой связной речи - коммуникативная.

Связная устная речь может быть внутренней и внешней, а последняя в свою очередь разделяется на диалог и монолог. Внутренняя речь - это речь, которая была произнесена и обращена, так скажем, к самому себе. П.П. Блoнcкий называл такую речь «мысленной» [5]. На ее уровне протекают такие процессы, как усвоение новых знаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и т.д. Учащийся мысленно составляет предложение, а потом произносит его. Внутренняя, мысленная подготовка совершенствует умения и навыки [6]. Внешней называют такую речь, которая воспроизведена в звуки и обращена к слушателям.

Совершенствование речевой деятельности младших школьников предполагает умения, которое наиболее точно выделены П.Я. Гальпериным:

1) умение осознать, воспринять и достаточно полно раскрыть тему рассказа, при этом высказывая свое собственное мнение;

2) умение, верно, собрать нужный речевой материал, отбирая важное;

3) умение спланировать работу;

4) умение составить текст;

5) умение воспроизвести готовый текст, усовершенствовать, дополнить его, исправить ошибки и т.д. [7].

Г.Б. Голуб в своих работах говорит, что переход к связной устной речи возможно только при самостоятельном составлении детьми подробных фраз. Если младший школьник может правильно выражать свои мысли, то у него присутствует фундамент для формирования полноценной связной устной речи [8].

Младший школьник достигает определенного уровня овладения языком тогда, когда язык становится предметом сознательного изучения. Д.Б. Эльконин назвал данный период грамматическим строением речи. И.В. Запорожец считает, что речь младшего школьника формируется поэтапно, а все ее функции развиваются именно в процессе учебной деятельности [9].

Для того чтобы успешно развивалась письменная речь, у младшего школьника должна быть сформирована связная устная речь, так как она является базой. Именно на основе связной устной речи происходит усвоение лексического богатства языка. Она словарно более богата, более конкретна.

Связная устная речь выполняет коммуникативную функцию языка и обладает относительной самостоятельностью и законченностью. Можно выделить следующие особенности развития связной устной речи младших школьников: во-первых, в школе дети начинают понимать структуру речи; во-вторых, развитие речи младшего школьника идет за счет лингвистических способностей; в-третьих, младшие школьники могут говорить только для того, чтобы привлечь, или удержать внимание собеседника, а не для того, чтобы выразить свои мысли; в-четвертых, у первоклассника активно формируется внутренняя речь; в-пятых, отвечая на вопрос учителя, ребенок говорит первое, что пришло ему в голову.

Следуя поставленной нами цели, нами был разработан план мероприятий, направленный на ее достижение. В рамках данных мероприятий было проведение опытно-экспериментальной работы, цель которой включала в себя выявление уровня развития связной устной речи младших школьников.

В соответствии с данной целью были поставлены задачи исследования:

1. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития связной устной речи младших школьников в учебной деятельности.

2. Проведения первичной диагностики с младшими школьниками, обработка результатов исследования.

3. Разработка комплекса упражнений с опорой на сюжетные картинки, направленный на развитие связной устной речи младших школьников.

4. Проведение повторной диагностики. Обработка результатов исследования. Описание выводов.

Базой опытно-экспериментальной работы стала Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 4» г. Лесосибирска. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 30 учащихся младшего школьного возраста (первоклассники).

Для проведения диагностики была использована методика Т.А. Фотековой «Диагностика речевого развития младших школьников». За основу были взяты задания из третьей серии «Исследование сформированности грамматического строя языка» и четверной серии «Исследование связной речи».

После проведенной диагностики, было выявлено, что высокий уровень развития связной устной речи имеется у 5 детей (16,7%), средний уровень выявлен у 15 учащихся (50%), остальные 10 первоклассников (33,3%) находятся на низком уровне. У большинства учащихся выявлены общие ошибки: при составлении предложений из слов нужна помощь в виде одного вопроса; видят ошибку, но не могут самостоятельно исправить ее; могут самостоятельно закончить одно-два предложения из четырех; могут самостоятельно составить предложения по картинкам, но имеются грамматические ошибки; раскладывают картинки из одной серии только при помощи взрослого, но составляют хороший рассказ самостоятельно; после прослушивания текста описывают ситуацию «поверхностно», но сам текст пересказывают без помощи наводящих вопросов; в тексте имеются нарушения порядка слов.

Исходя из данных первичной диагностики мы видим необходимость в разработке и реализации комплекса упражнений, направленного на развитие связной устной речи младших школьников с опорой на сюжетные картинки.

Серии сюжетных картинок выступают как наглядная модель структуры повествовательного высказывания. Рассказывание по ним способствует овладению структурой формой рассказа, развитию верного понимания соотношения формы и содержания; формирует у младших школьников придумывать название рассказу в соответствии с его содержанием, соединять отдельные предложения в один связный текст и т.д. Дети могут научиться составлять связные рассказы, верно, понимать смысл прослушанного текста, а также пересказывать, не нарушая последовательность, используя серии сюжетных картинок.

В разработанный нами комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки вошли 30 заданий, некоторые из которых мы представим ниже:

1) Упражнение «Перескажи лето».

Инструкция. Учащиеся прослушивают текст, читаемый педагогом. Затем им предлагается пересказать данный текст, используя серию сюжетных картинок.

Текст для пересказа. «Машино лето очень быстро пролетело. Как же хорошо было у бабушки и дедушке в деревне. У Маши появилось много новых друзей. Теперь, автобус везет Машу обратно в город. Папа и мама уже ждут Машу на автовокзале. После того, как Маша приехала, она обняла их, поцеловала и рассказала, как ходила с бабушкой в лес за грибами. Она рассказала, как помогала варить варенье».

Упражнение можно адаптировать под урок литературного чтения при работе с любым произведением, тем самым пересказывая его. Данное упражнение развивает умение пересказывать текст, при этом, не упуская главных и дополнительных элементов.

2) Упражнение «Ошибка».

Инструкция. Перед младшими школьниками разложена серия сюжетных картинок, но одна из них относится к другой серии. Первоклассникам предлагается найти лишнюю картинку, затем разложить серию сюжетных картинок в нужной последовательности и составить рассказ. Данное упражнение развивает умение находить ошибки и исправлять их.

3) Упражнение «Что-то не хватает».

Инструкция. Перед младшими школьниками разложена неполная серия сюжетных картинок. Первоклассникам предлагается найти из других предложенных картинок подходящую к данной серии и расположить ее в нужном месте. Затем необходимо составить рассказ по законченной серии сюжетных картинок. Данное упражнение развивает умение закончить/дополнить текст.

4) Упражнение «Восстановление».

Инструкция. Учащимся предлагается прочитать деформированный текст с нарушенным порядком предложений, найти к нему сюжетные картинки и расположить их в правильной последовательности. Затем по данной серии сюжетных картинок необходимо восстановить текст.

Пример деформированного текста: «Бабушка поставила пироги в духовку. Затем она начала класть начинку в тесто. Бабушка замесила тесто для пирогов. Потом она позвала внука их есть».

Данное упражнение развивает умение восстанавливать деформированный текст с нарушенным порядком предложений.

5) Упражнение Как мы красили забор».

Инструкция. Младшим школьникам предлагается посмотреть на серию сюжетных картинок и ответить на вопросы, тем самым составляя рассказ по данной серии.

Вопросы для детей по серии сюжетных картинок:

1. Что Ваня решил сделать?

2. Где был котенок, пока Ваня красил забор?

3. Что потом сделал котенок?

4. Как поступил Ваня с котенком?

Данное упражнение развивает умение составлять рассказ с помощью наводящих вопросов.

Упражнения из комплекса были реализованы на уроках русского языка и литературного чтения в течение года. Разработанный комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки можно адаптировать на любые уроки, используя различные картинки.

После проведения уроков на формирующем этапе нами была проведена повторная диагностика выявления уровня развития устной связной речи у младших школьников. Результаты представлены ниже.

С высоким уровнем развития связной устной речи выявлено 7 человек (23,3%), на среднем уровне находятся 20 учащихся (66,7%) и низкий уровень у 3 первоклассников (10%). Заметим, что как и при первичной диагностики, так и при проведении повторной большинство учащихся находятся на среднем уровне. Также увеличилось количество детей с высоким уровнем и понижения числа учащихся с низким уровнем. Следовательно, разработанный и реализованный нами комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки способен повысить уровень развития связной устной речи младших школьников в учебной деятельности.

Выводы. Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что:

- во-первых, в развитие устной связной речи имеет огромное значение как в учебной деятельности как в повседневной жизни младших школьников, обладая коммуникативными возможностями;

- во-вторых, в ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены уровни развития связной устной речи младших школьников, которые показали необходимость в ее усовершенствовании. В результате чего был разработан и реализован комплекс упражнений с опорой на сюжетные картинки, который в результате повторной диагностики изменил показания уровни развития связной устной речи у младших школьников в положительную сторону. Однако остаются еще учащиеся с низким уровнем развития связной устной речи Поэтому данная работа требует продолжения.

Литература:

1. Агафонова, В.А. Формирование культуры речи у младших школьников / В.А. Агафонова, Л.А. Сатарова // Вестник МГОУ. - 2019. - № 2. - С. 6-11.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - Москва: Пресс, 2019. - 157 с.

3. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва: Академия, 2015. - 400 с.

4. Арзамасцева, Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности / Н.В. Арзамасцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-1. - С. 112-115.

5. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Москва: ЛКИ, 2007. - 176 с.

6. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - Москва: Издательство: В. Секачев, 2010. - 51 с.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва: Фокус, 2003. - 210 с.

8. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно -ориентированного образования / Г.Б. Голуб. - Самара: Учебная литература, 2016. - 176 с.

9. Запорожец, И.В. Культура речи / И. В. Запорожец // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С. 38-39.

10. Кизилова, Т.Н. Система работы по развитию связной речи младших школьников / Т.Н. Кизилова // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 9 (56). - С. 33-34.

11. Колесова, О.В. Современные аспекты развития культуры речи у младших школьников // О.В. Колесова, С.К. Тивикова, С.С. Клюева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71-2. - С. 200-203.

12. Ольшанская, В.В. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников / В.В. Ольшанская // Скиф. -2020. - №4 (44). - С. 668-671.

13. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Федеральный закон № 373 [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06 окт. 2009 (ред. от 11.12.2020)]. - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

14. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: [Принят Государственной Думой 21 декаб. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декаб. 2012 г.]. - Москва: Кремль, 2012. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 25.04.2022).

15. Черемкина, О.П. Развитие связной речи младших школьников посредством сочинения / О.П. Черемкина // Вестник науки и образования. - 2021. - № 10-1 (113). - С. 72-76

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье охарактеризован процесс формирования социальной активности младшего школьника через вовлечение в волонтерскую деятельность. Выделены основные этапы вовлечения младшего школьника в волонтерскую деятельность. Показан диагностический инструментарий социальной активности младшего школьника. Приведены данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Описан формирующий этап. Выделена специфика волонтерской деятельности младшего школьника и ее виды. Уделено внимание организационным аспектам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.