Научная статья на тему 'Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС'

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4017
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС»

5. Игнатьева С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности / С. А. Игнатьева. - М.: Просвещение, 2010. - 385 с.

6. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

7. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2009. -№ 3. - С. 34.

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

9. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. - М.: Экономика, 1997.

10. Психология. Учебник. / под ред. А. А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. -

584.

11. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -1996. - №1. - С. 62-67.

Е. Ю. Серова, Н. И. Сидорова

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС

«Учитеребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) поставил перед педагогами определенные задачи и поставил пути их решений: решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников с тяжелым нарушением речи.

При тяжёлом нарушении речи (ТНР) у детей наблюдается расстройство формирования всех компонентов речевой системы, фонетики, лексики и грамматики. Это в наибольшей степени проявляется в нарушении формирования различных форм монологической речи - пересказа, рассказа [5].

Связная речь - это результат общего развития речи, показатель как речевого, так и умственного развития ребенка. Связная речь является сложной формой речевой деятельности, т.к. представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка, а именно, умственного, речевого, эмоционального. Благодаря связному высказыванию, можно оценить насколько ребенок владеет словарным составом языка, грамматическими средствами, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть

умеет употреблять слова, словосочетания и предложения, которые бы точно, полно, выразительно и грамотно отражали замысел высказывания [1, 3, 5].

Главная задача логопедической помощи детям с ТНР состоит в том, чтобы научить детей правильно (в языковом и содержательном отношении) оформлять свои мысли.

Формирование связной речи у детей с ТНР осуществляется логопедом в процессе разносторонней практической деятельности, при проведении различных игр, на коррекционных занятиях, в режимных моментах, при наблюдении за окружающим [4]. Основными принципами работы по формированию связной речи у детей с ТНР является учет общих закономерностей ее развития в онтогенезе, формирование всех компонентов речевой системы и, особенно, лексико-грамматических средств речи. Значительное внимание уделяется при этом развернутым ответам детей, пересказам текста, составлению рассказа на основе наглядной опоры, высказываниям по аналогии. Работа по формированию связной речи строится в соответствии с дидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности) [4].

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни [1, 3]. У детей с тяжелым нарушением речи снижено внимание, они плохо удерживают задания в памяти, имеют затруднения в доведении работы до конца, т.к. быстро утомляются. Это все оказывает влияние на ход развития речи. В логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ТНР основное внимание уделяется формированию диалогической и монологической речи, чему предшествует обучению детей использованию в речи предложений.

Образовательные и коррекционные задачи по развитию связной речи включают в себя:

- развитие у детей с ТНР познавательной активности, когнитивных процессов, в частности, обогащение зрительных представлений детей;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка и т. д.);

- формирование мотивации к учебной деятельности, посредством активизации познавательных интересов;

- закрепление у детей навыков формулирования развернутых ответов на вопросы;

- уметь соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;

- обучение умению высказывать простые умозаключения; обосновать свои суждения;

- формирование умения строить связные монологические высказывания;

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации [4, 6].

Основными приемами развития связной речи у дошкольников с ТНР являются:

- рассказ по демонстрируемым действиям (этот прием учит ребенка внимательно наблюдать и сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории);

- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа (в этом виде пересказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками);

- пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин (это умение формируется на основе вышеперечисленного, при этом, учитель-логопед должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения);

- составление рассказа по одной сюжетной картине - один из сложных видов рассказывания (обучение составлению рассказа по сюжетной картине предусматривает: постепенное усложнение заданий и форм работы в соответствии с возрастными особенностями детей; отведение важной роли речевому образцу педагога; широкое использование игровых форм занятий).

Методика обучения детей с ТНР рассказыванию по картинам - одно из важнейших направлений работы над связной речью [2]. Ему предшествует проведение подготовительной работы, которая включает: отбор картинного материала, подготовку детей к восприятию содержания картины (беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме), разбор содержания картины и обучение детей составлению рассказа, анализ детских рассказов.

Обобщая, отметим, что несформированность связной речи дошкольников с ТНР отрицательно влияет на развитии всей речемыслительной деятельности детей, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, накладывает вторичные психические наслоения, а иногда приводит к агрессивному и замкнутому поведению ребенка. Поэтому для всего процесса обучения и воспитания детей с ТНР важнейшим является поиск и применение специальных методических путей и средств формирования связной речи.

Список литературы

1. Ванюхина Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями // Логопед. - 2005. - № 5. - C. 18-25.

2. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: обучение рассказыванию по картине. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой. - 175 с.

3. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 560 с.

4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Детство-пресс, 1999. - 215 с.

5. Тютюева И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 2. - С. 91-95. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm. (дата обращения: 29.03.2017)

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд. Института Психотерапии, 2001. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.