Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
связная речь / рассказ / младшие классы / методы / coherent speech / short story / junior classes / methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулейко Я.И.

Поскольку дети в XXI веке нуждаются в связной речи, мы решили провести научное исследование на развитие связной речи младших школьников при работе с рассказами. Особое внимание уделим методам развития связной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF WORKING ON A STORY

Since children in the 21st century need coherent speech, we decided to conduct a scientific study on the development of coherent speech of younger schoolchildren when working with stories. We will pay special attention to the methods of developing coherent speech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ»

УДК 37

Шулейко Я.И.

ЕЕ Крымский инженерно-педагогический университет

им. Ф. Якубова ЕЕ (г. Симферополь, Россия)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ

Аннотация: поскольку дети в XXI веке нуждаются в связной речи, мы решили провести научное исследование на развитие связной речи младших школьников при работе с рассказами. Особое внимание уделим методам развития связной речи.

Ключевые слова: связная речь, рассказ, младшие классы, методы.

Проблеме развития связной речи у детей младшего школьного возраста и в процессе непосредственного взаимодействия с рассказом уделяется достаточное внимание психологами, педагогами и учеными:

Б.Г. Ананьев, В.В. Богословский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.В. Юртаев и др. [2].

Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь -важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью

развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

С. Л. Рубинштейн, развивая учение о связной речи, и первую очередь отмечает, что строится она на умении раскрыть мысль в связном речевом построении. Сложность монологической речи, он объясняет потребностью «передать в речевом плане более или менее обширное речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное» [7].

Согласно теории, развитой проф. П. Гальпериным, существует некоторый алгоритм оптимального перехода от внешних действий к внутренним, умственным: это позволяет сформулировать новые принципы методики обучения, соответствующие такому алгоритму [13, с. 57]. Наконец, понятию действия подчинено понятие операций. «Операции - это те способы, какими осуществляется действие. Их особенность состоит в том, что они отвечают не мотиву и не цели действия, а тем условиям, в которых дана эта цель» [5].

Цель статьи. Теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем проверить эффективность системы методических приемов и упражнений по развитию связной речи младших школьников в процессе работы с текстом.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения. Задача развития связной речи успешно решается, если правильно донести цель и способы (приемы), где указывается их последовательность в виде конкретных задач и формы фиксирования результатов.

Наблюдательность традиционно выделяет некоторые процессы, с помощью которых мы можем развить у ребенка данный навык это: ощущение, восприятие, память.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер систематического последовательного развёрнутого изложения. От неё зависит и полнота познания мира, и становление сознания, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Характеристика связной речи и её особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развёрнутых высказываний связную речь определяют, как совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить - экспрессивная речь, понимать речь других людей - импрессивная речь.

Таким образом, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое [3].

Формирование навыков связной речи зачастую не имеет систематического подхода, системы необходимых упражнений, нужных для этой работы пособий. Это приводит к тому, что в настоящее время школа сталкивается с огромной проблемой безграмотности, несвязности, бедности не только устной, но и письменной речи большинства учащихся.

В школьном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Однако А. Р. Лурия и ряд других авторов наряду с существующими различиями отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу [5].

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. А. А. Леонтьев определяет термин «высказывание» как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой [4]. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

Упражнение 1.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее. Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый, шёлковый. Молодой, гигантский, огромный, большой, громадный. Грубый, ласковый, нежный, тонкий. Утренний, морозный, вечерний, ночной. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой. Холодный, морозный, жаркий, жуткий. Упражнение 2.

Выполняется коллективно со всей группой учащихся. Замени сочетание прилагательными. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

Известие, принёсшее радость. Дождь, после которого начинают расти грибы. Горка, покрытая льдом. Лес, в котором растут только сосны. Дно, покрытое песком. Цветок, который растёт в комнате. Песня, навеявшая грусть. Поезд, который перевозит пассажиров. Вагон, в котором перевозят багаж. Кисель, приготовленный из клюквы. Упражнение 3.

Образовать прилагательные от данных существительных: Осень, дождь. Утро, туман. Вечер, прохлада. Лето, зной. Составить словосочетания, состоящие из данных существительных и образованных от них прилагательных: Осенний дождь. Дождливая осень.

Составить предложения с полученными словосочетаниями: На дворе моросит мелкий осенний дождь. В этом году выдалась дождливая осень. Усвоение слов обобщающего характера. Упражнение 4. Продолжи список слов.

Одушевлённые имена существительные: (кто?) кошка, волк, воробей, ... Неодушевлённые имена существительные: (что?) солнце, дерево, мяч, ... Упражнение 5.

Подбери конкретные имена существительные. Поставь к ним вопросы. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, ...

Птицы: ( ...?) ... Деревья: ( ...?) ... Дни недели: ( ...?) ... Города: ( ...?) ... людей: ( ...?) ... Цветы: ( ...?) ... Домашние животные: ( ...?) ...

Было показано 5 упражнении на связной речи. Следовательно, после проведения таких занятий значительно повлияли на положительное развитие связной речи у младших школьников. Данный навык теперь применяется на всех предметах и положительно сказывается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зиновьева Т.И. Методика совершенствования речевой деятельности учащихся / Методика обучения русскому языку и литературному чтению / Развитие наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе непосредственного взаимодействия с природой.//Е.В. Двадненко. -Екатеринбург, 2018. - 81 с;

2. Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения// Кн. для учителя. 2-е изд. - М. //Линка-Пресс, 1994.- 113 с;

3. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. -М., 1991. - С. 22;

4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. (Пособие для учителей). 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005. - 100с;

5. Ушакова О.С. Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста. Пособие для педагогов. -Владос, 2010. - С. 67;

6. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. - М.: Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 23;

7. Сакута Е. А. Игровой тренинг для развития восприятия и наблюдательности у учащихся младших классов / Е. А. Сакута // Методическое пособие для учителя начальных классов. - 2019. - С. 10;

8. Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 50-55;

9. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. / И.Е. Соловьева

/ - 2013. - Т. Методическое пособие учителю начальных классов. - С. 19

Shuleyko Ya.I.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF WORKING ON A STORY

Abstract: since children in the 21st century need coherent speech, we decided to conduct a scientific study on the development of coherent speech of younger schoolchildren when working with stories. We will pay special attention to the methods of developing coherent speech.

Keywords: coherent speech, short story, junior classes, methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.