РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Н.В. Арзамасцева, старший преподаватель
Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOL10.244W2500-Ж0-2021-4-1-Ш-U5
Аннотация. Развитие речи учащихся в свете современных требований школьного образования - это одна из актуальных ее задач, и в первую очередь уроков русского языка и литературного чтения. Речь помогает ребенку не только общаться, но и является основным способ познания окружающего мира. Для ребенка грамотная речь является ключом к всестороннему обучению и развитию. В статье проанализированы характерные особенности устной и письменной речи. Показаны основные направления развития речи на уроках, дана краткая характеристика главным видам работы устной и письменной речи, по формированию коммуникативной компетентности в целом. Для достижения высоких результатов в данной области необходимо использовать большой спектр методов и форм урочной и внеурочной работы, так как процесс развития коммуникативной компетентности длительный, требует системности и больших усилий. Главное достоинство такой работы - возможность в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Ключевые слова: речь, связная речь, развитие речи.
Речь - одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество необходимой для человека информации. В связи с этим, воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития такого важного инструмента мышления и познания, как речь.
Развитие связной речи - одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на современном этапе. К сожалению, и устная, и письменная речь у большинства школьников довольно часто находится на низком уровне, а это вызывает тревогу по следующим причинам: невозможность чётко и правильно выразить мысль, бедный словарный запас, жаргонизация, сло-ва-«паразиты», излишне негативная эмоциональная окраска детской речи. Поэтому работа над правильностью речи является основным и важным направлением учебно-методической деятельности по совершенствованию речевой культуры детей, обучающихся в начальной школе. Систематическое и регулярное обучение русскому языку с использованием на уроках специальных упражнений, предупреждающих ошибки, изучения литературных норм речи подготовит выпускника, и по-
может ему в процессе общения говорить, слушать и оценивать не только чужую, но и свою речь.
Сегодня актуальность определена, прежде всего, задачами и требованиями образования ФГОС, в которых обращено внимание на формирование духовной личности, развития творческого потенциала и повышения речевой культуры обучающихся. В связи с этим в школе, и особенно в начальной, необходимо уделить внимание развитию устной и письменной речи.
О значимости развития речи у детей и воспитания у них любви к родному языку говорили многие педагоги и методисты XIX века: Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский - так как «дар слова» влияет на формирование мыслительной деятельности и на дальнейшее обучение.
В современной методической литературе вопрос о развитии речи обучающихся в начальных классах рассматривается Р.С. Львовым. Он считает, что ребенок, овладевая множеством речевых умений, познает действительность, устанавливает связи в природе и обществе. По мнению Т.Г. Рамзаевой, обучающиеся, овладевая множеством речевых умений, смогут вы-
разить свои мысли и чувства как в устной, так и письменной форме [6]. М.С. Соловейчик убеждена, что каждого ребенка в начальной школе необходимо не только вооружить определенными знаниями о речи, но и научить сознательно относиться к ней, направлять свои усилия на ее совершенствование. Так, Е.М. Катонова в статье «Развитие речи: старые и новые взгляды на проблему» подчеркивает, что невозможно добиться хороших результатов, по отдельности развивая речевые, языковые, мыслительные способности человека [1].
Речь - это самый главный и важный вид деятельности человека, с помощью которого реализуется мышление. В течение всей жизни человек овладевает богатствами родного языка и совершенствует свою речь, именно в дошкольный и школьный возраст становится «фундаментом» в овладении речью.
Связная речь - логическое сочетание предложений, которые обеспечивают взаимопонимание и общность. Речь будет считаться связной, если она организована по законам грамматики и логики, имеет собственную тематику, содержит в себе единое целое, обладает полнотой, автономностью и делится на значимые части, связанные друг с другом [6].
В современной методике существует различные приемы, направленные на развитие речи. В русском языке начальной школы за основу взят системно-деятельностный подход. В связи с тем, что речь является целенаправленной, творческой деятельностью человека, признание данного факта и научный анализ этого понятия положили начало новому подходу к работе по развитию связной речи - с позиций теории речевой деятельности. Дети с хорошо развитой речью всегда учатся успешнее по всем предметам. Существует ряд условий, без соблюдения которых невозможна речевая деятельность, а, значит, и успешное развитие речи детей. Первое условие - это потребность в коммуникации. Речь - это, прежде всего, средство общения, которое возникает как социальное явление и становится средством познания окружающего мира, планирования
действий. Ребёнок, подрастая, постепенно изучает сложные языковые единицы и синтаксические конструкции, обогащает словарь, овладевает закономерностями словоизменения и словообразования. Все языковые средства в процессе деятельности он использует, прежде всего, для общения с окружающими людьми. Исходя из этого, в методике развития речи необходимо предусматривать ситуации, мотивирующие речь и ставящие ученика перед необходимостью речевых высказываний, которые побуждают у него желание и интерес поделиться информацией [3].
Второе условие речевого развития ребенка - создание речевой среды. Именно от нее во многом зависит разнообразие, богатство и правильность его собственной речи. Действительно, вступать в общение возможно только с помощью общепонятных знаков: слов, их сочетаний, различных фигур речи. А это значит, что детям необходимо создавать речевую среду и давать образцы речи. Таким образом, речевая среда - это речь учителей, которая звучит на уроках, язык учебников и художественной литературы, речь родителей и друзей, радио и телевидения. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир, окружающую действительности. Еще одно условие - речевая активность самого ребенка, именно от жизненного опыта, от динамичности и объёма его знаний, от обогащения сознания школьника различными понятиями и представлениями, зависит точность, богатство и содержательность речи. Материал для усвоения должен быть личностно и общественно значимым - это одно из важных условий развития речи. Чем лучше будут усваиваться богатства родного языка, чем свободнее ребенок будет использовать их в речи, тем легче будет проходить процесс познания сложных связей в природе и в обществе. Таким образом, логически четкая и образная устная и письменная речь ученика является показателем его умственного развития [2]. Основное содержание работы по развитию связной речи в начальной школе складывается из обучения нормам литературного языка, из работы по обогащению словарного запаса и
грамматического строя речи школьников. Все виды речевых упражнений эффективны лишь в том случае, когда школа создает здоровую речевую атмосферу постоянного внимания к языку и речи, расширяет классное, внеклассное чтение, а также изучает разделы русского языка: грамматику, орфографию, лексику, морфологию и т.д. Письмо и чтение - это речевые навыки и умения, которые опираются не только на знание основных разделов русского языка, но и на знание типов речи, что помогает совершенствовать речь, повышать уровень её культуры. Методика развития речи помогает выбрать методы и приемы, способствующие развитию речи обучающихся. В учебной и методической литературе, термин «развитие речи» имеет несколько значений [4]. Прежде всего, развитие речи - это главная стратегическая цель обучения языку: без навыков говорения, слушания, чтения и письма невозможно осуществлять интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие школьников.
Развитие речи - это ведущий принцип обучения языку, методы и приёмы, которые использует педагог во время работы, способствуют развитию и формированию речевых навыков школьников и тем самым помогают достижению главной цели обучения. Должна быть разработана действенная система формирования у школьников языковых знаний и умений, без которой трудно развивать речевые навыки. Необходимо организовать эффективное обучение, учитывая возрастные особенности, в результате которого учащиеся смогут осмыслить изучаемые явления языка и будут сознательно использовать, и совершенствовать полученные знания в речевой практике [7]. Изучение языка должно быть организовано на основе анализа речи, это создает условия для правильного осмысления школьниками самой речи и языковых элементов, содержащихся в ней. Какую речь можно считать правильной и связной? К чему должен стремиться учитель и ученик? Содержательность речи -это первое и главное требование. Если ученик строит свой рассказ с опорой на
свои личные наблюдения, обдумывая и выбирая точные слова, чтобы передать свои мысли и чувства, то такое повествование привлечет внимание слушателей. Второе требование - требование логичности, последовательности. Оно помогает школьнику чётко построить свою речь, не пропускать существенные факты и не повторять несколько раз одну и ту же мысль. Любое высказывание, устное или письменное, предполагает умение правильно начать рассказ, обосновать свои выводы и завершить высказывание. Третье требование - точность речи. Школьник, рассуждая о чем-либо или рассказывая какую-либо историю должен в своей речи использовать яркие и точные изобразительно-выразительные средства, которые помогут передать все свойства, признаки и характеристики изображаемого. Четвёртое требование - богатство языковых средств. Чтобы наилучшим образом передать содержание, обучающиеся должны научиться умело выбирать и использовать точные эпитеты, сравнения, правильно строить предложения. Пятое требование - речь должна быть понятной и доступной слушателю. В зависимости от цели высказывания и ситуации, говорящий должен учитывать не только интересы аудитории, но и возможности восприятия адресата речи.
Кроме перечисленных требований, огромное значение имеет выразительность речи, так как она воздействует на слушателя с нужной силой, помогает убедительно, ярко передавать мысль. Для этого необходима хорошая дикция, интонация, фонетическая культура. Таким образом, речь может быть хорошей только при соблюдении всех перечисленных требований.
Из выше сказанного можно сделать вывод: что развитие и формирование речи школьников является обязательными и значимым компонентом каждого урока русского языка и литературного чтения, так как взаимно связанное обучение языку и речи является основой формирования не только речевой, но и мыслительной деятельности обучающихся, их основных учебных умений и навыков.
Библиографический список
1. Зиновьева Т.И. Методика совершенствования речевой деятельности учащихся // Методика обучения русскому языку и литературному чтению / Под ред. Т.И. Зиновьевой. -М.: Юрайт, 2016
2. Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. для учителя. 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994.
3. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991.
4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. (Пособие для учителей). 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2005.
5. Ушакова О.С. Методика развития связной речи детей младшего школьного возраста. Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2010. - 67 с.
6. Рамзаева Т.Г. Структура и содержание современного начального языкового образования. - М.: Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 14-23.
7. Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2014. - № 8. - С. 50-55.
DEVELOPMENT OF THE CONNECTED SPEECH OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN AS A TOPICAL PROBLEM OF MODERNITY
N.V. Arzamastseva, Senior Lecturer
Stavropol State Pedagogical Institute, a branch in Essentuki (Russia, Essentuki)
Abstract. The development of students' speech in the light of the modern requirements of school education is one of its urgent tasks, and first of all, the lessons of the Russian language and literary reading. Speech helps the child not only communicate, but is also the main way of knowing the world around him. For a child, literate speech is the key to all-round learning and development. The article analyzes the characteristic features of oral and written speech. The main directions of the development of speech in the classroom are shown, a brief description is given to the main types of work in oral and written speech, in the formation of communicative competence in general. To achieve high results in this area, it is necessary to use a wide range of methods and forms of lesson and extracurricular work, since the process of developing communicative competence is long, requires consistency and great efforts. The main advantage of such work is the ability to comprehensively solve educational, upbringing and health-improving tasks.
Keywords: speech, coherent speech, speech development.