Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
310
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Строгая Оксана Эдуардовна, Дербенева Марина Андреевна

Конструирование включает в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивает пространственные представления о предмете, обогащает словарь ребенка и сенсорное восприятие, что является неоспоримым средством развития связной речи дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Строгая Оксана Эдуардовна, Дербенева Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ»

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

КОНСТРУИРОВАНИЕ

1 2 Строгая О.Э. , Дербенева М.А.

1Строгая Оксана Эдуардовна - старший воспитатель;

2Дербенева Марина Андреевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Улыбка», г. Черногорск, Республика Хакасия

Аннотация: конструирование включает в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивает пространственные представления о предмете, обогащает словарь ребенка и сенсорное восприятие, что является неоспоримым средством развития связной речи дошкольника.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, связная речь, пространственное восприятие, мелкая моторика.

Связная речь представляет собой высшую форму речемыслительной деятельности, определяющей уровень умственного и речевого развития детей. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

Конструктивная деятельность способствует развитию связной речи детей, потому что через нее дети на практике познают свойства геометрических тел и пространственных отношений, речь обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. Дошкольники учатся составлять рассказы о своих поделках через дидактические игры, такие как:

«Назови причину»

Цель: учить дополнять начатое взрослым предложение или рассказ [1, с. 18].

«Дед Мороз»

Цель игры: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?» [1, с. 81].

«Устроим зоопарк»

Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на схему. Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку, на кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное [2, с. 108].

Основная задача логопедической работы - коррекция речи, всех её компонентов: звукопроизношения, лексики, грамматического строя. Конструирование, может быть использовано в самых различных направления коррекционной работы: в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей.

Можно использовать элементы конструирования для решения логопедических задач. Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций, выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора по инструкции: воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения. Для развития пространственных представлений используются и другие виды конструирования: оригами, аппликация. При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный - короткий, узкий - широкий, низкий - высокий с использованием элементов описания, например, сравнение разных животных (Д/И «Сравни животных», «Создай картинку с помощью оригами»).

Занятия по конструированию способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей, совершенствовать восприятие пространственных отношений.

Список литературы

1. Агапова И.А. Мир родного языка. М.: Аркти, 2008. 144 с.

2. Максаков А.И, ТумаковаГ.А. Учите играя. М.:Просвещение, 1983. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.