Научная статья на тему 'Развитие субъектности личности школьника в условиях инновационного образования'

Развитие субъектности личности школьника в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2694
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности личности школьника в условиях инновационного образования»

© 2007 г. Д.В. Тырсиков

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние общества предполагает развитие школы как открытой образовательной системы, которая отвергает единообразие в программном и идейном отношении. Гуманизация и гуманитаризация в образовании являются наиболее мощными тенденциями как основополагающие принципы, определяющие его обновление и модернизацию. Сегодня школа перестраивается на основе личностно ориентированного подхода, субъектно личностной и личностно -средовой парадигмы.

Образовательная практика меняется постоянно, иначе она не будет соответствовать требованиям, которые предъявляет школе общество. Эти изменения осуществляются за счет создания, освоения и внедрения различного вида новшеств [1, 2], которые определяются как инновационный процесс. В системе российского образования появилась новая категория учреждений -инновационные школы.

Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем, способствуют решению принципиально новых задач и непрерывному обновлению образовательного процесса. Инновационные школы - такие образовательные учреждения, сущность которых заключается в поиске, эксперименте, движении, они -лидеры в развитии и реализации нововведений в образовательном процессе.

Инновационное образование сегодня - это процесс и результат такой учебной и воспитательной деятельности, которые стимулируют и проектируют новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом [3]. В инновационных образовательных учреждениях учебная и развивающая деятельность имеет свою специфику (по целеполаганию, содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам). Реализация новых педагогических технологий немыслима без привлечения в школу новейших психолого-педагогических знаний, базирующихся на специальных экспериментальных исследованиях, а также новых психолого-педагогических технологиях.

Личностно-развивающее образование строится на осознании ценности саморазвития ребенка и предполагает использование новых подходов, позволяющих обеспечить освоение учащимися целостной культуры, в том числе психологической, формирование у них приемов и способов самоорганизации индивидуальности.

В основе инновационной образовательной деятельности лежат идеи о субъектной позиции личности и активной роли среды в ее развитии. Под личностно ориентированным подходом понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, учитываются его ценностные ориентации и структура убеждений,

на основе которых формируется «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель - ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Проблема субъектности личности школьника и технологий ее развития сформулирована в соответствии с современной образовательной и социокультурной ситуацией [4]. По содержанию данная проблема включает разработку научно обоснованных способов развития у всех субъектов образовательного процесса ценностного самоотношения к себе как к личности, культуры достоинства, способов развития их субъ-ектности и формирования гуманитарной позиции, ответственности и самоорганизации.

Разработка принципиально новых образовательных технологий, основанных на учете особенностей субъектного опыта ученика и закономерностях внутренних механизмов усвоения, считается одной из наиболее важных теоретических и практических задач психологии и педагогики.

Ключевыми понятиями личностного или субъект-но-личностно ориентированного подхода являются субъектный опыт учащихся, траектория развития личности, познавательные способности и стратегии, субъектный стиль мышления, личностно ориентированные образовательные технологии, способы работы с субъектным опытом учащихся.

Личностно ориентированное образование рассматривает механизмы личностного существования человека - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность - как самоцель образования, достижению которой в конечном счете подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что содержание обретает теперь качественно новый личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида.

В качестве содержания личностного развития рассматривается генезис личностных способов бытия -избирательности, рефлексии, смыслоопределения, построение образа «Я», принятие ответственности, творческая самореализация в избираемой деятельностной сфере, обеспечение автономности и индивидуальности существования субъекта.

Взгляд на человека с точки зрения личностно ориентированного подхода, индивидуализации концентрирует внимание не столько на том, кем является человек в данный момент времени, сколько на том, кем он может стать. Идея индивидуализации задает новый масштаб для психологического осмысления человека, ребенка, ученика, без которого невозможно построить индивидуализированную педагогическую

практику. Однако если в обычной общеобразовательной школе все эти процессы еще не приобрели характер массовых, то в инновационных учреждениях - лицеях, гимназиях, образовательно-воспитательных комплексах - это становится повседневной нормой.

Развитие субъектности личности школьника предполагает создание развивающих условий в совместной деятельности педагогов, школьных психологов, родителей. Для решения этой задачи необходима прежде всего развернутая, детальная характеристика всех факторов образовательной развивающей среды. Все педагогические и психологические воздействия, направленные на ученика, условия учебной деятельности, обстановка в семье, а также все сферы его общения представляют собой единое психологическое пространство существования и развития ребенка. Ученик рассматривается как активный субъект всех отношений, складывающихся в образовательной среде, и таким образом его личность является важнейшим, центральным компонентом образовательной среды.

Развивающая среда может меняться под влиянием активности субъекта. По аналогии с термином «живое знание», используемым В.П. Зинченко [5], её можно определить как «живую среду», способную активно откликаться на действия субъекта, соучаствовать в его переживаниях. Очевидно, что такое представление отвергает понимание среды как набора так называемых «средовых факторов», воздействующих на человека лишь за счет своих физических характеристик. Развивающая, «живая среда» является совокупностью «смысловых факторов», ситуаций и обстоятельств, обладающих для человека личностным смыслом, и не может быть создана без участия самого субъекта, следовательно, не может быть описана как некие внешние для субъекта условия его существования. Происходящие в развивающей среде события, особенно те, в которых сам человек активно участвует, в сумме своей и представляют его жизненный опыт, являющийся основой и источником его психологического развития.

Среда становится развивающей, когда она сама развивается вместе с находящимся в её центре субъектом, т.е. критерием, показателем этого выступает способность совершенствоваться за счет активности субъекта.

Главный вектор обеспечения субъектного самоопределения и саморазвития личности можно сформулировать следующим образом: формирование у учащегося готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширяющим свои возможности и максимально их реализующим.

Иными словами, развивающая образовательная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [6]. А это значит, что учебное пространство должно предстать перед учащимся не как отчужденное от него информационное поле, а как пространство реализации и развития его субъектно-личностных возможностей, предназначенное не только для освоения, но и для обогащения за счет личного вклада каждого учащегося, и для постоянного наращивания вследствие

этого своего развивающего потенциала.

Определяя способы формирования и развития субъ-ектности учащихся, можно обозначить два основные направления:

1. Развитие ценностного отношения к действительности, предполагающее не отстраненное созерцание, а живое, активное участие личности в любой ситуации. Во-первых, это - формирование и развитие ценностного самоотношения личности, распространяющегося не только на ее актуальное состояние, но и ориентированное на будущее, тем самым включающее в свой состав ценности развития и саморазвития; во-вторых, это - развитие осмысленности и мотивации деятельности, основанной на культурных ценностях. Результат такого направления развития можно определить как обретение и освоение духовности, понимаемой как погруженность личности в мир высших ценностей, как «человеческое в человеке», как специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию поведения личности, а также потребности в познании мира, самопознании, в поиске смысла жизни и своего предназначения.

2. Развитие субъектного мышления, являющегося, по нашему представлению, основой рефлексивности, творчества, собственной жизненной позиции личности. Субъектное мышление - это интеллектуальный процесс, обеспечивающий, например, такие параметры субъ-ектности, как самостоятельность, саморегуляция, самодетерминация, и определяющий возможности человека понимать других людей, анализируя их отношения, предпочтения, ценности.

Динамика субъектно-развивающей среды достаточно сложна, поскольку она проявляет и обеспечивает развитие различных и разнообразных субъектных характеристик. Феномен субъектности включает в себя как минимум три аспекта:

- во-первых, активность. Развитие её выражается в совершенствовании способностей субъекта, повышении уровня целенаправленности, организованности и рефлексивности деятельности субъекта, его самостоятельности и креативности;

- во-вторых, субъективность, пристрастность. Развитие такого аспекта проявляется как построение и усложнение субъективной картины мира, дифференцирование и усложнение эмоциональных отношений, чувств и переживаний, расширение мотивационной и ценностной сферы;

- в-третьих, субъективность, индивидуальность. Развитие происходит за счет формирования адекватной самооценки, ценностного самоотношения, устойчивой индивидуальной позиции в межличностных отношениях.

Перечисленные аспекты необходимо понимать как возможные точки зрения, способы описания и понимания субъектности и ее развития. Реально же субъект реализуется в своих жизненных отношениях как целостное психологическое образование. В исследованиях, посвященных анализу субъектности, неизменно подчеркивается именно целостность субъекта, неразложимость его на составляющие подструктуры или

компоненты.

В самом общем плане субъектность - это готовность человека к активным, спонтанным действиям в конкретных жизненных ситуациях, а также готовность осознавать (рефлексировать) эту спонтанность. В психологии субъектность определяют как внутреннюю активность. Она позволяет человеку не быть игрушкой в руках судьбы, а самостоятельно планировать и реализовывать свои жизненные замыслы, быть самим собой.

Субъектность предстает как незаданность внешними условиями отношений и действий человека, возможность разнообразия, уникального вклада в организацию собственной жизни и в совместную, коллективную, социальную, профессиональную деятельность. Таким образом, субъектность выступает источником, ресурсом не только индивидуального развития, но и ресурсом развития группы, социума.

Превращение ученика в субъекта составляет основное содержание его развития в школе и происходит параллельно с развитием его учебной деятельности. Если ребенок - субъект саморазвития, то роль взрослого сводится к созданию условий для саморазворачивания. Основной педагогической целью становится целостное развитие личности в образовательном процессе. Человек является ценностным ориентиром для всего, что призван делать педагог, т.е. смыслом, целью, субъектом, предметом, результатом, критерием оценки.

Субъект - человек проявляющий избирательную, активную, гуманитарную позицию, начиная от самоосознанного целеполагания, способный самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность и отношения с окружающими, инициативно и креативно создавать и интегрировать способы и условия решения поставленных перед ним задач, инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений, творец собственной жизни, распорядитель своих душевных и телесных способностей.

Активность является ведущим фактором бытия человека, поскольку выступает в качестве одного из основных условий, определяющих внутреннюю потребность в эффективном освоении внешней действительности и саморазвитии субъекта.

Субъектная активность реализуется в личностном самоопределении, в сознательных актах выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях; личностное самоопределение неразрывно связано с процессами самоорганизации, определения целесообразности различных форм самопроявления, самоактуализации и самореализации в ситуациях деятельности, за счет чего обеспечивается самодетерминация деятельности, личностного развития в целом.

Субъектность - интегральная характеристика человека, она может быть описана через ряд субъектных параметров личности - активность, самостоятельность, автономность, независимость, осознанность, творчество, ответственность, рефлексивность, саморегуляцию, самодетерминацию, организованность, инициативность, самопринятие и самоуважение.

Активность, присущая субъекту, реализуется им не только в результатах его деятельности, но и в нем самом, преобразующем себя в деятельности. Таким образом, субъектная активность - это творение человеком самого себя, она может быть определена как сложное многокомпонентное психологическое образование, характеризующее присущий личности способ самоактуализации, при котором достигается (или нет) её качество как целостного, автономного, саморазвивающегося субъекта.

Реальную возможность и психологическую готовность к проявлению себя в качестве действенного субъекта обеспечивает только определенный уровень развития сознания и самосознания индивида. Субъект-ность формируется как важное новообразование развития личности, определяя ее способность к самостоятельному жизнетворчеству, самодвижению и саморазвитию.

Рефлексия, рассматриваемая как процесс критического осмысления текущей деятельности и создания оснований для перехода к новому уровню ее организации, является важнейшим моментом развития [7], психологическим основанием, источником творчества, без которого невозможно совершенствование образовательного процесса, внедрение перспективных образовательных технологий. Рефлексия должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс.

Важность понятия рефлексии для психологического обеспечения современной образовательной практики заключается в том, что оно позволяет дать характеристику ученика как субъекта мышления и учебной деятельности, учитывать влияние субъективной, внутренней активности на развертывание психологических процессов и на их прогрессивное развитие в онтогенезе.

Психолого-педагогическая практика настоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на развитие рефлексии, повышение уровня самосознания как основного условия становления субъектности.

Практическая психология, создавая эффективные формы и методы работы психологической службы образования, разрабатывая психологические основы современных инновационных педагогических технологий, научно обоснованные психотехники развития, целенаправленно ориентируется на инициирование и развитие фундаментальной человеческой способности -самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

Новая структура и организация учебно-воспитательной деятельности закономерно предполагают и изменение позиций субъектов этой деятельности, а по существу - порождение новых позиций. Так, при организации, скажем, гимназии школьник должен приложить какие-то усилия, чтобы стать гимназистом, а не просто быть объявленным таковым. Одновременно должны произойти изменения и в профессиональном сознании учителей, администраторов и т.д. Иначе говоря, использование современных методов обучения

предполагает постоянное, непрерывное развитие педагогической деятельности ее и субъектов, профессионального самосознания учителей, формирование и развитие не только познавательных процессов учащихся, но также и их личностных качеств, самосознания, формирование ученического коллектива. Интеграция этих направлений осуществляется на основе позиции, занимаемой учеником в учебно-развивающей среде. Процесс развития учеников можно разделить на этапы в соответствии с уровнем учебной позиции (или нескольких взаимосвязанных позиций), сформированной у учащихся.

Система учебных позиций, адекватных учебно -развивающей среде включает в себя:

а) позицию ученика (адаптация ребенка в школе, формирование у него базовой системы общих учебных действий, а также действий контроля и оценки собственной учебной деятельности, высокого уровня самостоятельности при выполнении отдельных видов учебной деятельности);

б) позицию участника совместной учебной деятельности (формирование коммуникативных качеств личности - эмпатии, дружелюбия, уважения к товарищам; развитие умения эффективно работать в коллективе, формирование адекватной самооценки личности в группе, усвоение норм и традиций лицейской микрокультуры; формирование лицейской общности

- включение учащихся в существующую лицейскую общность);

г) позицию субъекта активной, творческой деятельности (формирование мотивов и развитие у учащихся компонентов творческой мыслительной деятельности, нешаблонного мышления; умений выявлять проблемную ситуацию, самостоятельно формулировать задачу).

Важный компонент инновационного образования

- индивидуализация обучения, основой которой является, с одной стороны, признание неповторимости личности, а с другой - необходимость максимального развития личностного и умственного потенциала каждого человека. Осуществление индивидуализации обучения требует не только особого подхода и специфических методов обучения, но и единственного в своем роде содержания образования для каждого.

Поэтому при организации инновационного образования опыту эмоционально-ценностных отношений учащихся придается преимущественное внимание. Поскольку же такой опыт не может быть передан в

Пятигорский государственный лингвистический универси

готовом виде, закономерно, что современное образование предполагает использование развивающих методов обучения с тем, чтобы внутренние, психологические качества учащихся, уровень их развития соответствовал содержанию предлагаемого для усвоения материала. Существенная особенность состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие, даже точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.

Разработка и практическая реализация концепции развития гуманитарной позиции и субъектности школьника, рассмотрение его личности как центра, вокруг которого организуется, выстраивается система воздействий и условий, субъектно-ориентированный анализ развивающей среды позволят, с нашей точки зрения, обеспечить концентрацию всех форм и видов педагогической и психологической работы на решении задач формирования гуманитарной позиции учащихся, их интеллектуального и личностного развития.

Литература

1. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А.П. Тря-пициной. СПб., 1995.

2. Хомерики О.Г., Поташник ММ, Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.

3. Семенов П.П. Инновационное образовательное учреждение как открытый социально-воспитательный институт: Метод. пособие. М., 1999.

4. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара, 1988.

6. Юсупов В.З. Управление проектной деятельностью в образовании с позиции психологии и педагогики саморазвития // Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к ее решению: Сб. науч. ст. по итогам работы НМС за 2000 - 2002 гг. Санкт-Петербург; Челябинск, 2002.

7. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

10 августа 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.