Научная статья на тему 'Развитие стратегий запоминания иноязычной лексики'

Развитие стратегий запоминания иноязычной лексики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иноязычная лексика / языковые навыки / тактика / учебная стратегия / стратегия работы с лексикой. / foreign language vocabulary / language skills / tactics / training strategy / strategy working with vocabulary.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. И. Попова, А. Н. Иконникова, А. Е. Петров

В данной статье предпринимается попытка установить базовую терминологию и перейти к обсуждению определения и классификации стратегий изучения языка. Рассмотрено развитие теории языковых стратегий обучения и то, как она вписывается в рамки современного языкового обучения и обучения студентов, владеющих другими языками, а также рассмотрены исследования по языковым стратегиям обучения, актуальные на сегодняшний день. Для активизации языковой компетенции, а также с целью повышения эффективности усвоения лексического материала авторы рассматривают индивидуальные стратегии обучения, считая, что выбор стратегии изучения иностранного языка является одним из определяющих факторов, влияющих на скорость и качество процесса обучения. Овладение новой иноязычной лексикой является для студентов одним из самых трудоемких процессов. Обучающиеся, владеющие широким лексическим запасом, значительно быстрее развивают навыки владения иноязычной устной и письменной речью. Именно поэтому необходимо вовлечь студентов в активное изучение нового лексического материала, повысить мотивацию, т.к. это напрямую влияет не только на качество усвоения материала и самих знаний, но и на развитие языковой компетенции в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. И. Попова, А. Н. Иконникова, А. Е. Петров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STRATEGIES FOR LEARNING AND MEMORIZING ENGLISH VOCABULARY

The article discusses a basic terminology, the definition and classification of language learning strategies. The article considers the development of the theory of language learning strategies and how it fits into the framework of modern language learning and teaching students who speak other languages, as well as studies on language learning strategies relevant to date. To activate the language competence, in order to increase the efficiency of learning lexical material, the authors discuss individual learning strategies, considering that the choice of strategy for learning a foreign language is one of the determining factors affecting the pace and quality of the learning process. Mastering a new foreign language vocabulary is one of the most time-consuming processes for students. Students, who possess a wide range of vocabulary, much faster develop skills of foreign language oral and written speech. That is why it is necessary to involve students in the active study of new lexical material, increase motivation, because this directly affects not only the quality of acquisition of the material and the quality of knowledge itself, but also the development of language competence in general.

Текст научной работы на тему «Развитие стратегий запоминания иноязычной лексики»

же утверждения, анализируя рациональность каждого из них, совершенствуют построение дедуктивных схем. На четвертом, заключительном этапе происходит подготовка учащихся к следующему ещё более сложному разделу геометрии (стереометрии).

Итак, обучение доказательствам в основной школе на уроках геометрии представлено в виде четырёх основных этапов. Каждый этап характеризуется конкретными принципами, а именно: намеренное и системное усиление логической составляющей обучения доказательству; последовательность изложения логического материала геометрического курса; логическая лаконичность и строгость в рассуждениях; многообразие и соответствие средств наглядности в обучении доказательству и т.д. Но самое главное - учитель должен быть готов к данному виду педагогической деятельности, где существенную роль играет формирование готовности будущих учителей математики к обучению доказательствам на уроках геометрии.

Проблемы формирования готовности к педагогической деятельности представлены в исследования К.М. Дурай-Новаковой, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и др. При этом готовность рассматривается как [4]:

• совокупность интегрированных качеств личности обучаемого, а также его знаний и собственного опыта;

• совокупность качеств личности для успешной реализации профессионально-педагогической деятельности;

• активное состояние личности для выполнения профессиональных действий;

• сформированное устойчивое свойство личности для выполнения педагогической деятельности;

• следствие целенаправленной профессионально-педагогической деятельности;

• качество, определяющее установки на решение профессиональных ситуаций и задач;

• форму деятельности субъекта, которая включается в общий поток его действий и т.д.

Анализ различных точек зрения вышеобозначенной проблемы позволил выделить три основных направления её изучения [5]:

• как сложного личностного образования, многоплановой и многоуровневой совокупности качеств, свойств и состояний, позволяющих субъекту реализовать некоторую деятельность (К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дъяченко, Л.А. Канды-бович, В.А. Сластенин и др.);

• как функционального состояния, психологического условия успешного выполнения деятельности; как избирательной активности субъекта; психоло-

Библиографический список

гической установки, проявляющейся в процессе общей активности человека (П.П. Горностай, Я.Л. Коломенский, Л.В. Кондрашова, В.А. Ядов и др.);

• как профессиональное качество личности и психологическое новообразование, в составе которого - различные составляющие, в зависимости от определенного вида готовности (Л.М. Гура, А.С. Манукова, Л.В. Левашова, ГА. Само-дова и др.).

В процессе анализа исследований по проблеме формирования готовности к педагогической деятельности, используя положения теории формирования личности современного учителя (В.А. Сластенин), мы определили готовность к обучению доказательствам на уроках геометрии: это интегральное, профессионально значимое новообразование, представленное тремя компонентами: мотивационно-ориентационным, содержательно-операциональным и контрольно-оценочным.

Основную, первостепенную роль в структуре данной готовности играет мо-тивационно-ориентационный компонент, так как мотивация в структуре субъекта пронизывает все ее основные образования: направленность, свойства характера, эмоции, способности.

Второй компонент исследуемой готовности отвечает за формирование целостной системы общепедагогических, а также и специальных знаний, умений и навыков при обучении учащихся доказательствам. Его действия направляются на создание системы знаний о сущности и структуре педагогической деятельности вообще и о теории доказательства в геометрии в частности, на формирование и развитие умений и навыков оперировать данной информацией в процессе профессиональной деятельности при обучении учащихся доказательствам.

Контрольно-оценочный компонент отвечает за выработку навыков самоконтроля и самооценки. Будущий учитель математики должен самостоятельно уметь определять уровень развития личностных качеств, обеспечивающих готовность к обучению доказательств на уроках геометрии.

Готовность будущих учителей к обучению учащихся доказательствам на уроках геометрии представлена как интегральное профессионально значимое новообразование будущего учителя с четким взаимодействием описанных выше трех компонентов (мотивационно-ориентационного, содержательно-операционального и контрольно-оценочного). Сформировать, а затем достичь более высокого уровня развития данных компонентов готовности будущих учителей к обучению учащихся доказательствам на уроках геометрии возможно при систематической, целенаправленно организованной учебной деятельности, которую можно органично включить в учебно-воспитательный процесс педагогического университета.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2002. Available at: http://www.standart.edu.ru

2. Оболдина Т.А. Пропедевтика обучения доказательствам учащихся 5-6 классов в рамках реализации ФГОС ОО. Современное образование: Методология, Теория и практика: материалы Международной конференции. Шадринск, 2018: 105 - 110.

3. Саранцев ГИ. Обучения математическим доказательствам и опровержениям в школе. ВЛАДОС, 2005.

4. Оболдина Т. А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1999.

5. Оболдина Т.А. Формирование у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования на примере курса линейная алгебра: коллективная монография. Уфа. 2017: 117 - 146.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2002. Available at: http://www.standart.edu.ru

2. Oboldina T.A. Propedevtika obucheniya dokazatel'stvam uchaschihsya 5-6 klassov v ramkah realizacii FGOS OO. Sovremennoe obrazovanie: Metodologiya, Teoriya i prakíika: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Shadrinsk, 2018: 105 - 110.

3. Sarancev G.I. Obucheniya matematicheskim dokazatel'stvam i oproverzheniyam v shkole. VLADOS, 2005.

4. Oboldina T.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya u buduschih uchitelejgotovnostikgumanizaciimatematicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1999.

5. Oboldina T.A. Formirovanie u buduschih uchitelej gotovnosti k gumanizacii matematicheskogo obrazovaniya na primere kursa linejnaya algebra: kollektivnaya monografiya. Ufa. 2017: 117 - 146.

Статья поступила в редакцию 19.11.19

УДК 371.322.043.2:792 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10062

Popova M.I., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: marina_popova777@mail.ru

Ikonnikova A.N., senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru

PetrovA.E., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: petrovae@stud.s-vfu.ru

DEVELOPING STRATEGIES FOR LEARNING AND MEMORIZING ENGLISH VOCABULARY. The article discusses a basic terminology, the definition and classification of language learning strategies. The article considers the development of the theory of language learning strategies and how it fits into the framework of modern language learning and teaching students who speak other languages, as well as studies on language learning strategies relevant to date. To activate the language competence, in order to increase the efficiency of learning lexical material, the authors discuss individual learning strategies, considering that the choice of strategy for learning a foreign language is one of the determining factors affecting the pace and quality of the learning process. Mastering a new foreign language vocabulary is one of the most time-consuming processes for students. Students, who possess a wide range of vocabulary, much faster develop skills of foreign language oral and written speech. That is why it is necessary to involve students in the active study of new lexical material, increase motivation, because this directly affects not only the quality of acquisition of the material and the quality of knowledge itself, but also the development of language competence in general.

Key words: foreign language vocabulary, language skills, tactics, training strategy, strategy working with vocabulary.

М.И. Попова, ст. преп, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: marina_popova777@mail.ru А.Н. Иконникова, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: an.ikonnikova@s-vfu.ru А.Е. Петров, студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,, E-mail: petrovae@stud.s-vfu.ru

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЙ ЗАПОМИНАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКИ

В данной статье предпринимается попытка установить базовую терминологию и перейти к обсуждению определения и классификации стратегий изучения языка. Рассмотрено развитие теории языковых стратегий обучения и то, как она вписывается в рамки современного языкового обучения и обучения студентов, владеющих другими языками, а также рассмотрены исследования по языковым стратегиям обучения, актуальные на сегодняшний день. Для активизации языковой компетенции, а также с целью повышения эффективности усвоения лексического материала авторы рассматривают индивидуальные стратегии обучения, считая, что выбор стратегии изучения иностранного языка является одним из определяющих факторов, влияющих на скорость и качество процесса обучения. Овладение новой иноязычной лексикой является для студентов одним из самых трудоемких процессов. Обучающиеся, владеющие широким лексическим запасом, значительно быстрее развивают навыки владения иноязычной устной и письменной речью. Именно поэтому необходимо вовлечь студентов в активное изучение нового лексического материала, повысить мотивацию, т.к. это напрямую влияет не только на качество усвоения материала и самих знаний, но и на развитие языковой компетенции в целом.

Ключевые слова: иноязычная лексика; языковые навыки; тактика; учебная стратегия; стратегия работы с лексикой.

Глобализация и мультикультурализм усилили роль коммуникации как особой формы процесса передачи и получения информации, которая может быть значительно затруднена при недостаточной сформированности языковой компетенции. Для активизации языковой компетенции, с целью повышения эффективности усвоения лексического материала необходимо искать и использовать новые методы, одним из которых является построение индивидуальных стратегий обучения. Выбор стратегии изучения иностранного языка является одним из определяющих факторов, влияющих на скорость и качество процесса обучения. В данной статье предпринимается попытка установить базовую терминологию и перейти к обсуждению определения и классификации стратегий изучения языка. Рассмотрено развитие теории языковых стратегий обучения и то, как она вписывается в рамки современного языкового обучения и обучения студентов, владеющих другими языками, а также изучены исследования по языковым стратегиям обучения, актуальные на сегодняшний день.

Стратегии запоминания иноязычной лексики - это конкретные действия, поведение, шаги или методы, которые студенты используют с целью улучшения прогресса в запоминании, усвоении и использовании иноязычной лексики [1]. Овладение новой иноязычной лексикой является для них одним из самых трудоемких процессов. Обучающиеся, владеющие широким лексическим запасом, значительно быстрее развивают навыки владения иноязычной устной и письменной речью. Именно поэтому необходимо вовлечь студентов в активное изучение нового лексического материала, повысить мотивацию, т.к. это напрямую влияет не только на качество усвоения материала и качество самих знаний, но и на развитие языковой компетенции в целом.

Мотивация играет немаловажную роль в процессе обучения, именно она влияет на скорость усвоения и успешность запоминания лексики. В настоящее время все большую популярность набирают разнообразные индивидуальные подходы, основанные на психологических особенностях обучающихся, позволяющие найти индивидуальный подход к каждому изучающему иностранный язык или помочь обучающемуся выработать индивидуальный стиль деятельности, состоящий из различных компонентов, в основе которых лежит когнитивный компонент [2]. В свою очередь когнитивный компонент индивидуального стиля деятельности складывается из когнитивных стратегий обучения [3].

Обучающиеся с теоретическим типом мышления создают концептуальный стиль учебной деятельности, для них в первую очередь это знакомство с самой языковой системой. Они, как правило, не отдают предпочтения аутентичным материалам, охотно используют учебники, признают, что общение для них является конечной целью учебного процесса. Черенкова Б.В. считает, что когнитивный компонент разграничивает учебные стили и основывается на таких факторах, как восприятие, внимание, память и мышление. Эти факторы представлены теоретическим, практическим и творческим мышлением [4].

Для обучающихся с практическим типом мышления, в отличие от теоретического типа, ассимиляция языка проходит через восприятие окружающей их реальности, у них хорошо развито визуально-эффективное мышление. Для таких обучающихся общение и практика имеют первостепенную важность. Они чувствительны к контексту, у них преобладает сенсорное и целостное восприятие, ассоциативная память.

Исследования, посвященные проблеме расширения иноязычной лексики на основе индивидуальных стратегий обучения, различны: одни раскрывают особенности обучения второму иностранному языку, а другие - особенности некоторых видов языковой деятельности на втором иностранном языке (Н.В. Баграмова, Н.В. Барышников, А.Я. Тихонова, Н.И. Зличенко, Х.Х. Чичерина, А.Б. Щепилова, О.А. Ямщикова и др.).

Среди исследований на эту тему на данный момент нет единого определения термина «стратегия». Авторы считают, что стратегия - это поведение или система, которые обучающиеся используют для осмысления, изучения и запоминания новой информации; действия, которые обучающиеся предпринимают для запоминания и развития второго иностранного языка, для восприятия, хранения и воспроизведения иноязычной речи, а также «попытка развить лингвистическую

и социолингвистическую компетенции в изучаемом языке с целью включения их в межъязыковую компетенцию» [4].

Индивидуальные стратегии были разработаны за рубежом так же, как и стратегии развития, такие как мнемонические, коммуникативные, когнитивные, метакогнитивные, компенсаторные, аффективные и другие, уже давно используются западными методологами. С их помощью преподаватели иностранного языка решают различные социальные, психологические и воспитательные проблемы обучающихся. В отечественной науке индивидуальным стратегиям изучения иностранных языков посвящены работы А.В Карпова, А.А. Карпова, А.А. Пли-гина, М.А. Холодной. Основная задача индивидуальной стратегии развития - не овладеть определенным объемом программных знаний, а развить психическое мышление обучающегося, его творческое мышление и формирование личности.

Основная цель освоения, расширения и углубления иноязычной лексики -это структурирование студентами с достаточно сильной мотивацией словарного запаса с целью осознания лексической направленности их познавательной деятельности. Чтобы овладевать иностранным языком наиболее эффективно, нужна комплексная методическая поддержка. Это актуализирует проблему исследования: как повысить уровень языковой подготовки студентов языкового вуза, изучающих второй иностранный язык (китайский), используя индивидуальные стратегии обучения.

Среди обучающихся нами выделены 4 группы с разными типами мышления: аналитический, синтетический (глобальный), компараторный и творческий. Обучающиеся с аналитическим типом мышления перед работой с новым лексическим материалом всегда включают детали, из которых они затем образуют единое целое. Они могут легко различать первичное и вторичное, находя основную идею. Такие обучающиеся предпочитают традиционные подходы к обучению иностранному языку. Обучающиеся с синтетическим типом мышления сначала принимают общую картину, а затем все понимают по отношению к целому. Они не сразу раскрывают важные детали. Студенты этого типа предпочитают коммуникативный подход к обучению иностранному языку. Обучающиеся со сравнительным мышлением предпочитают сознательно-сопоставительный метод обучения иностранному языку. Обычно у обучающихся с таким типом мышления развивается определенный индивидуальный стиль, в котором основной техникой является установление идентичности и различия формальных и функциональных единиц. Они часто сравнивают иностранный язык с родным языком. У обучающихся с творческим типом мышления наблюдается оригинальность, жажда интеллектуальной новизны, семантическая гибкость, творческая адаптивная гибкость и спонтанная семантическая гибкость. Данные обучающиеся активны, инициативны, предлагают несколько вариантов ответа на предложенный вопрос. Для них такие стратегии, как имитация, механическое запоминание являются неэффективными.

Вслед за Черенковой Б.В. [4] мы можем выделить пять стилей познавательной учебной деятельности: аналитический стиль (характеризующийся дедуктивным усвоением и анализом слов, выражений, структур и т.д.; сознательным применением правил; явным усвоением материала; рационализацией и классификацией материала), синтетический (предполагающий синтез языковых и коммуникативных систем; имитацию вокальной модели; неявное усвоение материала; интуитивно понятный охват всего содержания текста; игнорирование деталей; широкое использование компенсационных стратегий), сравнительный (поиск сходств и различий в грамматических системах родного и иностранного языков; использование мнемонических технологий; использование родного языка для понимания и производства иностранного языка), творческий (исследование и использование незапланированного лингвистического материала; использование сложных материальных структур; активный подход к задаче; исследование и решение проблемы; импровизация) и стиль репродуктивной деятельности (использование стандартных языковых ситуаций; драматизация; предварительная разработка и запоминание учебного материала; постановка задач общения; использование наглядных пособий).

Распределение обучающихся по приоритетным стратегиям приведено на рис. 1.

ф Мнемоническими, Ф Коммуникативными ф Когнитивными ф Метакогнитивными 9 Компенсаторными Щ Аффективными

Рис. 1. Распределение группы обучающихся по видам учебных стратегий

Участниками исследования были 25 студентов, обучающихся на кафедре английской филологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Якутске (Республика Саха (Якутия). Для определения наиболее распространенных стратегий запоминания новой иноязычной лексики было использовано онлайн-анкетирование, беседы и наблюдениязастудентамуиз-учающими китайский язык в качестве второго иностранного языка. Результаты показывают, что обучающиеся предпочитают коммуникативные стратегии изу-сесия языкс.[Зданномиосбеаивинтикаммуникдтввная стритагия опрлдилсен-ся как план когнитивной коммуникации, посредством которого осуществляется оюоумальное рвшенилмонеуникатияныязадач [5, с.10б]. В настоящеевремя в практике обучения иностранным языкам используется множество способов нпндяоуввк обтимизыяунаулсчюеяиюуновня иканеатба обрезювання.Эф-фективно используются мультимедийные инструменты, преподаватели активно внедряют интерактивные технологии, студенты имеют доступ к полнотекстовым базам-иазлубнынассоянукем унформ[нВ[ н также наделенюямзножннсвыю участвовать в обменных программах, конкурсах и стажировках в странах изучаемого нзыыва.Допслнинеяьиосоубснвы cтауаюнcтyлтчшети (^^с^ипмтююа только посредством учебы, но и при помощи просмотра иностранных сериалов и фуяьмов не увуннемомязыке, чаемяу—нтучныхаекстов, усполья-ют вне ввз-

Библиографический список

можности изучения культуры и истории страны изучаемого языка. Но самое главное то, что современные студенты имеют возможности непосредственного общения с носителями языка в режиме онлайн-коммуникации в социальных сетях, на платформе Web 2.0. В условиях интернационализации российского образования социокультурная среда вузов активно развивается, привлекая иностранных преподавателей и студентов. В присутствии носителя языка студенты становятся более продуктивными и заинтересованными в изучаемом предмете. На данный момент в нашем университете существует несколько студенческих международных клубов, ассоциация NEFU International, куда по желанию могут вступить все студенты, активизирована деятельность научных студенческих кружков с привлечением иностранных студентов. Именно это живое общение студентов из разных стран является показателем заинтересованности обеих сторон, ведь и те, и другие студенты мотивированы на изучение иностранного языка или русского языка как иностранного. Таким образом, активно используется тандем-метод как способ овладения иностранным языком, основанный на партнерстве участников.

Наличие возможности реального общения, решения практических задач мотивирует студентов к выбору коммуникативной стратегии в качестве приоритетной.

Коммуникативная среда предоставляет возможность для обмена мнениями, в ходе которого каждый выступает, отстаивая собственные интересы. Это баланс интересов и правильное сочетание результатов обучения. Все это позволяет развивать коммуникативные навыки, активизировать личность, развивать характеристикикоммуникативногоидеала (речь, слух, толерантность, эмпатию).

Проведенное исследование показывает, что использование различных стратегий в процессе изучения языка позволяет студентам выработать большую степень ответственности за собственный прогресс в учебной деятельности. Вышеизложенное подтверждает, что помимо развития иноязычных знаний, умений, навыков необходимо развивать коммуникативную компетенцию и понимание коммуникативного поведения носителей изучаемого языка, что приводит к развитию успешности непроизвольного запоминания иноязычной лексики.

1. Karatas H., Balyer A., Alci B. An Investigation of Undergraduates' Language Learning Strategie. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015: 1348 - 1354. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281504389X

2. Griffiths C. Language Learning Strategies: Theory and Research. Available at: https://www.researchgate.net/publication/268413776_Language_Learning_Strategies_Theory_ and_Research

3. Rebecca L. Oxford, Neil J. A cross-cultural view of learning styles. Language Teaching. 1995; Vol. 28, № 4: 201 - 215.

4. Черенкова Б.В. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ individualnyy-stil-deyatelnosti-i-kognitivnye-strategii-izucheniya-inostrannogo-yazyka

5. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: ЛКИ, 2008.

References

1. Karatas H., Balyer A., Alci B. An Investigation of Undergraduates' Language Learning Strategie. -Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015: 1348 - 1354. Available at: https:// www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281504389X

2. Griffiths C. Language Learning Strategies: Theory and Research. Available at: https://www.researchgate.net/publication/268413776_Language_Learning_Strategies_Theory_ and_Research

3. Rebecca L. Oxford, Neil J. A cross-cultural view of learning styles. Language Teaching. 1995; Vol. 28, № 4: 201 - 215.

4. Cherenkova B.V. Individual'nyj stil'deyatel'nosti i kognitivnye strategii izucheniya inostrannogo yazyka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/individualnyy-stil-deyatelnosti-i-kognitivnye-strategii-izucheniya-inostrannogo-yazyka

5. Issers O.S. Kommunikativnye strategiiitaktikirusskojrechi. Moskva: LKI, 2008.

Статья поступила в редакцию 23.11.19

УДК 378.811.161.1 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10063

Tskha N.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: nadezda_kim@mail.ru

TEACHING RUSSIAN VERBAL ASPECT TO A KOREAN AUDIENCE. The article examines the teaching of Russian verbal aspect to a Korean audience at all stages of language instruction. Aspect is by far the hardest element of Russian grammar for the Korean learner, as evidenced by frequent and persistent errors in the oral and written work of Korean students and instructors. Difficulties in mastering Russian verbal aspect in a Korean audience are, as expected, caused by the significant structural differences between Korean and Russian. Up to this point, linguists have not reached a consensus on the number of meanings of imperfective and perfective verbal forms in Russian, or on a classification of methods and instructional approaches to explaining verbal aspect in the Russian language classroom. The article discusses approaches to resolving this question. Particular attention is given to the methodological principles and methods for teaching the primary meanings of imperfective and perfective Russian verbal forms to Korean learners, therefore enabling them to develop the skills of producing and correctly employing aspectual pairs in writing and speech. It is well-known that without mastery of the Russian aspectual-temporal verbal system, practical proficiency in the language is impossible.

Key words: verb, aspect, aspectual pair, imperfective aspect, perfective aspect.

Н.Е. Цха, канд. пед. наук, доц., Московский педагогический государственный университет, г. Москва, E-mail: nadezda_kim@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕВИДОВРУССКОГОГЛАГОЛАВКОРЕЙСКОЙАУДИТОРИИ (МЕТОДИЧЕСКИЙАСПЕКТ)

В статье раскрывается проблема изучения видов глагола в корейской аудитории на всех этапах обучения русскому языку Вид глагола является наиболее трудным разделом русской грамматики для корейских учащихся, о чём свидетельствуют многочисленные и устойчивые ошибки в устной и письменной речи как студентов, так и преподавателей-русистов. Трудности усвоения видов русского глагола в корейской аудитории вызваны существенными отличиями корейского языка от русского. До сих пор среди лингвистов не существует единой точки зрения на количество частновидовых значений несовершенного и совершенного вида, также нет единой классификации методов и приёмов обучения виду русского глагола. В данной статье рассматриваются возможные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.