-Economy and Business-
13
РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИСТОРИЧЕСКОЙ
РЕТРОСПЕКТИВЕ
Д.В. Бобров, магистрант
Новосибирский государственный университет экономики и управления Ю.А. Грибанова, магистрант
Новосибирский государственный аграрный университет (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. Стратегический менеджмент - перспективное направление в бизнесе, активно используемое в странах Запада и России, исполняя роль базы ведения управленческих процессов организации в условиях рынка. Разработка стратегии помогает правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для организации шаги. Однако для того чтобы точно и грамотно обозначить основные проблемы стратегического менеджмента и выявить приоритетные направления развития, автором была изучена динамика его развития.
Ключевые слова: стратегия, модели стратегического менеджмента, система стратегического управления и контроля, определение позиции компании, конкуренция, концепции школ развития менеджмента.
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления. Развитие дисциплины обусловлено ускоряющимися темпами изменения внешней среды организации. Возрастающая частота событий, происходящих вокруг организации, значительно превосходит скорость ответных реакций.
В этих условиях разработка стратегии становится необходимым условием устойчивого роста. Концепции и модели стратегического менеджмента позволяют ускорить процесс рассмотрения стратегических альтернатив, сформировать долгосрочные цели организации и создать систему стратегического управления и контроля.
Стратегический подход в управлении организации начали использовать еще в начале 20 века. Сам же термин «стратегия» вошел в менеджмент только в середине 1950-х годов.
Однозначное определение стратегии сформулировать очень сложно. Авторы, рассматривая стратегию с разных сторон, порой дают весьма различные определения.
А. Чандлер определяет стратегию как определение долгосрочных целей и задач предприятия и утверждения курса действий [1]. Согласно его определения, разра-
ботанные цели подлежат пересмотру только при изменении условий среды функционирования организации.
По мнению Игоря Ансоффа, стратегия представляет собой набор правил, которыми организация руководствуется для принятия решений [1]. При разработке стратегии выделяют корпоративные, деловые и функциональные цели.
М. Портер описывает стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны [2]. Задача стратегии сводиться к достижению конкурентных преимуществ в каждой сфере бизнеса.
Г. Минцберг утверждает, что рассмотрение термина «стратегия» необходимо проводить с нескольких сторон и предлагает комбинацию пяти взглядов на стратегию (пять «П» стратегий). Стратегия - как план - заранее намеченные действия. Стратегия - как приём - «маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента». Стратегия - как поведение - следование определенной модели поведения. Стратегия - как позиция -положение компании по отношению к внешней среде. Стратегия - как перспектива - видение того состояния, к которому стремится компания.
Journal of Economy and Business, vol. 3
14
-Economy and Business-
Таблица 1. Сравнительные характеристики систем управления
Бюджетирование 1900г. Долгосрочное планирование 1950-е гг. Стратегическое планирование 1970-е гг. Стратегический менеджмент 1990-е гг.
Основное положение Прошлое повторяется Тенденции сохраняются -экстраполяция Новые явления/тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Динамики изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Реальное время
Основные сферы внимания Контроль над отклонениями и управление сложностью Прогнозирование роста и борьба со сложностями Изменение стратегического направления и способностей Преодоление проблем, связанных с неожиданными угрозами и возможностями
Рассмотрим работу Г. Минцберга, Б. Альстрэнда., Дж. Лэмпела - «Школы стратегий». Проведя анализ почти 1500 статей, авторы выделили 10 основных школ, каждая из которых обладает своей оригинальной концепцией формирования стратегии.
Школа дизайна
(Ф. Селзник, У. Ньюман, К. Эндрюс) [4]
Модель построения стратегии в школе дизайна основывается на 2-х принципах: стратегия формируется как достижение соответствия внутренних и внешних возможностей компании; разработанная стратегия является уникальной для каждой организации. Наряду с тем, что концепция школы предлагает методику для оценки внешних возможностей и угроз, а так же сильных и слабых сторон организации, она имеет ряд недостатков:
1. Оценка сильных и слабых сторон организации проводится на основе обсуждений и сознательных размышлений, но каждое стратегическое решение связано с неопределенностью и риском, поэтому заранее предугадать, чем обернутся сильные и слабые стороны организации не возможно.
2. Из модели школы дизайна следует, что вновь выработанная стратегия должна определять структуру компании. Но это вызывает противоречие относительно
оценки внутренних возможностей, т.к. структура является важной частью компании.
3. Требование четкого определения стратегии ограничивает гибкость разрабатываемых стратегий.
4. Центральным положением школы дизайна является разделение процессов формирования и реализации стратегии. Здесь стоит отметить существование небольшого допущения о том, что передача информации на верхние уровни управления проходит без потерь. Но это не всегда так.
Школа планирования (И. Ансофф) [4]
Модель школы стратегического планирования по своим исходным положениям во многом пересекается со школой дизайна. Основой модели служит анализ внутренних и внешних возможностей организации. Отличием школы планирования от школы дизайна является наличие строго определенных шагов, четкое выполнение которых, обеспечивает формирование стратегии компании.
Не смотря на свою формализованность и четкую структуру процесса разработки стратегии, в модели школы планирования имеется ряд ошибок:
1. Полагается на предположение о том, что компания может предвидеть измене-
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
15
ния окружающей среды, либо контролировать их [4].
2. Как и в модели школы дизайна, модель школы планирования предполагает разделение процессов формирования и реализации стратегии.
3. В процессе разработки стратегии не все показатели могут быть формализованы и учтены.
Школа позиционирования (Л. Шендаль, К. Хаттена, М. Портер) [4]
Основным положением школы является то, что для каждой отрасли существует свой определенный набор стратегий, следование которым обеспечивает компании выгодные рыночные позиции. Поэтому основной задачей в процессе разработки стратегии становится правильное определение позиции компании в отрасли, на основе аналитических расчётов конкурентного положения с использованием модели «5 сил конкуренции» М. Портера и матрицы BCG.
Большая степень зависимости от формального анализа «снизу» и формулировка стратегии «на верху», наделяет модель школы позиционирования недостатками, схожими со школами дизайна и планирования.
Школа предпринимательства (Й. Шумпетер, А. Коул) [4]
Центральное понятие школы предпринимательства - видение: мысленное представление стратегии. Процесс формирования стратегии полностью возлагается на руководителя компании. Стратегия формируется согласно представлениям руководителя, всецело контролируется и продвигается им. Отсутствие формализован-ности и глубоких аналитических расчётов в модели школы предпринимательства, делает выбранную стратегию очень гибкой.
Однако такая ориентация в формировании стратегии компании на одного человека связана с высокой степенью риска и зависимостью от его профессиональных и личных качеств.
Когнитивнаяшкола (Г. Саймон, Дж. Марч) [4].
Рассматривает процесс разработки и реализации стратегии как процесс мышления, протекающий в сознании стратега. Представители данной школы, опираясь на когнитивную психологию, анализируют стратегический процесс с точки зрения познавательных способностей человека.
В рамках данной школы можно достаточно четко выделить два вполне самостоятельных направления. Первое направление трактует формирование стратегии как попытку создания некоей объективной картины мира. Второе направление, основываясь на субъективности процесса познания, рассматривает стратегию как интерпретацию мира.
Школа обучения (Ч. Линдблом, Г. Хамел) [4]
Концепция школы обучения рассматривает процесс разработки и реализации стратегии как способ приспособиться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Стратегии возникают в самых неожиданных местах, и основная роль руководства заключается в создании организационной структуры, которая могла бы обеспечить процесс стратегического обучения и позволила развивать новые стратегические инициативы.
Стоит отметить то обстоятельство, что, следуя концепции данной школы, организация может оказаться в ситуации, когда либо не будет определена основная стратегия, либо имеющаяся стратегия «затеряется» среди всех остальных, либо успешная и перспективная стратегия останется незамеченной.
Школа власти (Г. Аллисон, Г. Эстли) [4]
С точки зрения школы власти, формирование стратегии представляет собой процесс ведения переговоров. Стратегия рассматривается как результат взаимодействия людей, преследующих свой сугубо корыстные интересы. С этой целью создаются формальные и не формальные альянсы, группы стремящиеся получить контроль как можно над большим количеством ресурсов. Стратегии, формирующиеся в рамках данной модели, носят спонтан-
Journal of Economy and Business, vol. 3
16
-Economy and Business-
ный характер и принимают форму уловок, а не перспектив.
Недостатком школы является то, что она может отражать реальную ситуацию в организации, но не даёт надёжного способа формирования стратегии.
Школа культуры (Э. Ренман, Р. Норманн) [4]
Формирование стратегии представляется как процесс социального взаимодействия и основывается на общих принципах и убеждениях для членов организации. На первое место выдвигается не столько эффективность стратегии, а убеждения сотрудников компании в правильности своих действий. Вследствие этого стратегия носит форму перспективы в первую очередь и уже потом, отражается в моделях и способствует образованию конкурентных преимуществ.
На руководство, школа культуры возлагает обязанность создания климата, который способствует поддержанию существующий стратегий.
Недостатки школы:
1. Модель школы культуры, отрицая необходимость изменений, может привести к застою в компании.
2. Не редко, в рамках модели, стратегические преимущества начинают рассматривать как уникальные особенности компании.
Библиографический список
1. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А.Н. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с.: ил. - (Серия «учебник для вузов»).
2. Чернышев М.А., Солдатова И.Ю, Бортник Е.М. и др. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Под ред. М.А. Чернышева. Ростов, 2009. - 265.
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. 7-е изд. / Пер с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПБ.: Питер, 2011. - 496 с.: ил. - (серия «Теория менеджмента).
4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегии: Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2000. - 336 с.
5. Дунаев О. Стратегия - это искусство, без которого не удержать бизнес // Логинфо. -2006. - №7-8. Режим доступа: http://www.loginfo.ru/arhiv/2006/log07806s2.php.
Школа внешней среды (Дж. Фриман, Д. Пью) [4]
В отличие от рассмотренных выше школ, данная модель выдвигает на роль «стратега» внешнюю среду организации. Организации приходится адекватно реагировать на изменение внешней среды. Руководство занимается лишь определением сил внешней среды и обеспечением адаптации организации. Согласно концепции школы, организации существуют в определенных нишах, относительно стабильных, но ограниченных в ресурсах. Когда ресурсы заканчиваются организации, прекращают свое существование.
Главным недостатком модели является то, что измерения внешней среды, предлагаемые ею, являются очень абстрактными.
Школа конфигурации (А. Чандлер, Г. Минцберг) [4]
Школа концептуально отличается от всех представленных выше. Формирование стратегии воспринимается как процесс трансформации, определяемый временем и обстоятельствами. Концепция школы состоит в отсутствие метода формирования стратегии и предполагает выбор метода, основываясь на размере компании, этапе её развития и конкурентным положением на данный момент.
Journal of Economy and Business, vol.3
-Economy and Business-
17
THE DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT IN A HISTORICAL RETROSPECTIVE
DV Bobrov, graduate student
Novosibirsk state university of economics and management YA Gribanova, graduate student Novosibirsk state agrarian university (Russia, Novosibirsk)
Abstract. Strategic management is a perspective direction of development in business, which is used in West countries and in Russia actively, acting as a base of management processes of an or-ganization on a marketplace. Strategy development helps to assess a situation correctly and to choose specific necessary steps for an organization. However, in order to accurately and correctly identify the main problems of strategic management and identify development priorities, the author studied the dynamics of its development.
Keywords: a strategy, models of strategic management, system of strategic management and control, definition of a company position, competition, concepts of schools of management development.
Journal of Economy and Business, vol. 3