Научная статья на тему 'Развитие стоматологического образования в России'

Развитие стоматологического образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
709
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗУБНОЙ ВРАЧ / ДАНТИСТ / ЗУБОВРАЧЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ермолаева Е. В., Павлова Л. А., Дорфман С. В.

В работе рассматривается исстория развития стоматологического образования в России, начиная с XVII века и до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие стоматологического образования в России»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 1

ID: 2016-01-35-A-6012 Обзор

Ермолаева Е.В., Павлова Л.А., Дорфман С.В.

Развитие стоматологического образования в России

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

В работе рассматривается исстория развития стоматологического образования в России, начиная с XVII века и до настоящего времени.

Ключевые слова: стоматология, медицинское образование, зубной врач, дантист, зубоврачевание

На Руси долгое время считали, что причиной зубной боли является простуда, наличие червя или нечистая сила. Поэтому лечение обычно сопровождали заговорами, заклинаниями и молитвами, дополняя их травяными настоями и отварами. Самым распространенным методом лечения больного зуба было удаление, которое обычно выполняли знахари, цирюльники, банщики, граверы и даже кузнецы. Зачастую это происходило на площадях и ярмарках, чтобы привлечь как можно больше внимания.

Открытие в 1620 году Аптекарского приказа способствовало развитию медицинской науки и, в частности, стоматологии. Среди сохранившихся документов Приказа есть перечень используемых в то время хирургических инструментов: «клещи», «буравы», «пилы, что зубы трут» и так далее. Тем самым постепенно из ремесла стоматология превращается в одну из медицинских специальностей [6].

Первые в России стоматологи - иностранные дантисты, приглашенные для лечения императорской семьи, появляются в эпоху царствования Петра I. Они привезли с собой новые инструменты и материалы, а также способствовали распространению европейских методик лечения зубов.

Понятие «зубной врач» появилось в России лишь в 1710 году. Для того чтобы получить этот чин, лекари и цирюльники должны были сдать экзамен в Медицинской канцелярии, ставшей преемницей Аптекарского приказа, и доказать свое умение удалять зубы. Однако в этот период обучение было возможно только у дантистов-иностранцев, а отечественных учебных заведений или кафедр в университетах не существовало. Этому способствовал тот факт, что стоматология считалась частным делам и никак не контролировалась государством. Результатом этого стало множество практикующих зубоврачевание «врачей», при этом не имеющих никаких специальных медицинских знаний.

Указ Петр I, изданный в 1721 году, запрещал заниматься лечебной практикой без разрешения Медицинской коллегии. По новым требованиям только трое иностранных дантистов из всех, работающих в Петербурге, имели законную практику [7].

В дальнейшем большую роль в подготовке отечественных зубных врачей сыграли госпитальные школы, основанные в 1733 г. Их выпускники имели умели оказывать стоматологическую помощь. Позднее госпитальные школы были реорганизованы в медицинские училища и академии благодаря все возрастающей потребности в подготовленных врачебных кадрах.

Подтверждением квалификации выпускников этих школ служат учебные пособия этого периода. Например, в 1761 году Мартын Ильич Шеин, главный хирург Санкт-Петербургского адмиралтейского госпиталя, перевел с латыни труд под названием «Основательные наставления хирургические медицинские и рукопроизводные в пользу учащимся» Иоганна Захария Платнера. Этот труд был первым руководством по хирургии на русском языке, в котором несколько разделов были посвящены анатомии челюстей, болезням зубов и причинам их вызывающих, способам пломбирования и лечения кариеса [7].

В XIX веке произошли значительные изменения в системе подготовки зубных врачей. Согласно императорскому указу 1810 г. звание «зубной врач» было переименовано в «зубной лекарь». Теперь только выпускники медицинских учебных заведений могли получить этот чин и разрешение на практику. За 50 лет в Санкт-Петербурге экзамен на чин «зубного лекаря» смогли сдать лишь 54 лекаря, среди которых была первая женщина-дантист Мария Назон.

Первая зубоврачебная школа, открытая в 1881 г. под руководством Ф.И. Важинского, получила название «Первой русской школы для изучения зубоврачебного искусства». Первоначально срок обучения составлял 3 года, но затем был сокращен до 2,5 лет. В школе преподавали анатомию зубов и челюстей, а также основы физики, химии и фармакологии. Специальные дисциплины преподавались по учебнику «Полный зубоврачебный курс», в котором были собраны теоретические и практические знания в области стоматологии. Во время обучения учащиеся получали сведения о материалах и инструментах, используемых для лечения зубов, а также общие представления о диагностике болезней зубов, десен, языка.

Таким образом, к концу XIX века в России сформировались два вида подготовки специалистов: дантистов, прошедшие подготовку на основе ученичества, и зубных врачей, закончивших зубоврачебные школы. Согласно специальному указу эти школы могли открываться в университетских городах и содержаться за счет предпринимателей. Деятельность школ контролировалась местным врачебным инспектором. Преподавать в школах имела права только лица, обладающие ученой степенью, а все поступающие обязаны были иметь свидетельство об окончании шести классов среднего учебного заведения. Постепенно общемедицинская подготовка в зубоврачебных школах расширялась, но продолжительность обучения осталась прежней - 2,5 года. Подобные школы были открыты в Москве, Петербурге, Одессе, Казани и других городах. Но к 1898 г., подготовка дантистов на основе ученичества была прекращена. К этому времени зубоврачебных школ существовало уже 20. Зубоврачебные школы, оставшись единственным способом подготовки специалистов, кроме того предоставляли возможность получить среднее образование.

В дальнейшее развитие стоматологии в XIX в. значительный вклад внесла Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия, выпускники которой - И.Ф. Буш, П.А. Загорский, И.В. Буяльский и другие проводили различные операции, в том числе и стоматологические, успешно применяли наркоз и антисептики, а также смогли усовершенствовать зубоврачебные инструменты [6].

Н.И. Пирогов, являясь управляющим Санкт-Петербургским заводом военно-врачебных заготовлений, разработал различные хирургические наборы, которые включали стоматологические инструменты - ключ зубной с винтами и рукояткой, щипцы зубные

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 1

кривые, «козью ножку», аппарат для перевязки переломов челюсти и т.п. Сам Н.И. Пирогов за время своей врачебной деятельности провел более 130 челюстно-лицевых операций, не считая удаления зубов, и опубликовал множество актуальных до настоящего времени научных работ о зубоврачебном деле.

В 1885 г. по инициативе Н.В. Склифосовского при медицинском факультете Московского университета была создана приват-доцентура по одонтологии под руководством H.H. Знаменского. А в 1892 г. при Клиническом институте в Петербурге была основана кафедра одонтологии, которую возглавил А.К. Лимберг, единственный имевший к тому времени степень доктора медицины в России. Первоначально кафедра не имела собственного помещения, поэтому занятия носили по большей части теоретический характер. Лишь к 1898 г. кафедре были отданы две комнаты, в которые поставили 12 деревянных кресел и бормашины и стали проводить практические занятия. Прием больных проходил 2 раза в неделю по 2 часа. В январе 1899 г. А.К. Лимбергу первому было присвоено ученое звание профессора по зубным болезням.

Хотя многие ученые не одобряли существовавшую систему подготовки зубных врачей, но правительству было выгодно наличие частных зубоврачебных школ, поскольку для их организации от государства не требовалось никаких затрат, а содержавшие их частные предприниматели получали большой доход [2].

В конце XIX в. в России было создано первое общество дантистов, а также стал издаваться «Зубоврачебный вестник», объединивший зубных врачей и дантистов различных городов России. Но в целом существенных изменений в системе подготовки зубных врачей не произошло, и потребность населения в стоматологической помощи была по-прежнему велика.

По результатам исследований к началу XX века на 140 миллионов жителей России практиковал только 221 стоматолог, т.е. приходилось по одному зубному врачу на 60 тысяч человек. При этом зубные врачи оказывали платную помощь по большей части в частных кабинетах или лечебницах, поэтому ею могли воспользоваться лишь обеспеченные люди.

После октября 1917 г. встал вопрос об организации стоматологической помощи населению. Поскольку создание государственных зубоврачебных клиник требовало много времени и финансов, то в 1918 году Наркомздрав РСФСР принял решение передать все частные кабинеты вместе с оборудованием в собственность государства, а практикующих зубных врачей обязать оказывать бесплатную зубоврачебную помощь населению. Через 4 года частная зубоврачебная практика окончательно прекратила свое существование [1].

Тем не менее, для реализации государственной программы имеющихся кадров не хватало, поэтому развитие стоматологии в России в ХХ в. было направлено на увеличение количества учебных и лечебных заведений. В марте 1920 г. постановлением Народного комиссариата здравоохранения на медицинских факультетах государственных университетов были созданы кафедры стоматологии, а в крупных городах открыты самостоятельные институты: в Санкт-Петербурге - Институт общественного зубоврачевания, в Киеве - Одонтологический институт, в Москве - Государственный институт зубоврачевания.

Создание в 1922 г. Государственного института зубоврачевания (ГИЗ) стало стимулом для развития научных исследований, а также для подготовки высококвалифицированных кадров. В Положении об этом учреждении, опубликованном в «Бюллетене Народного комиссариата здравоохранения» 20 марта 1922 г., отмечено, что ГИЗ является научно-практическим учреждением, в котором будет осуществляться подготовка квалифицированных специалистов. В 1925 г. структура Института включала в себя хирургическое, терапевтическое, протезное и детское отделения, стационар, химико-бактериологический, патолого-гистологический и рентгеновский кабинеты, музей-библиотеку и хозрасчетная поликлинику [3].

Таким образом, к концу 1920-х годов окончательно сформировались четыре типа зубоврачебных учреждений:

• самостоятельные зубоврачебные амбулатории, в том числе: а) общего пользования, б) фабрично-заводские, в) школьно-профилактические;

• зубоврачебные кабинеты при больницах и общих амбулаториях;

• частные зубоврачебные кабинеты;

• зубопротезные учреждения.[4]

Специальные зубоврачебные амбулатории находились в крупных городах, а Наркомздрав постепенно увеличивал их количество и расширял зону действия, поскольку высококвалифицированная стоматологическая помощь по всем ее направлениям оказывалась преимущественно в крупных стоматологических поликлиниках. Широко распространены в этот период зубоврачебные кабинеты на промышленных предприятиях и в школах, а также при больницах, диспансерах, на курортах, в сельских участковых больницах.

19 июня 1930 г. правительство издало постановление «О реорганизации системы подготовки врачебных кадров», главной целью которого было расширение объема подготовки специалистов по всем профилям, увеличение срок обучения в медицинских вузах для лечебно-профилактических специальностей, охраны материнства и детства и общесанитарной подготовки до 4 лет, санитарно-профилактических для специальностей, а также для стоматологии до 3,5 лет. Но в дальнейшем срок обучения врачей-стоматологов был увеличен до 4 дет, а затем и до 5 лет.

Действия правительства, направленные на совершенствование подготовки врачебных кадров, позволили за последующие 10 лет увеличить число врачей-стоматологов в 3 раза. Этому способствовало создание стоматологических институтов в Ленинграде, Горьком, Минске, Перми, Томске, Казани, Иркутске и других городах. Таким образом, к 1935 году в СССР были открыты уже 11 стоматологических институтов. Общий прием студентов во всех институтах составил к 1937 г. 900 человек. На вновь созданные институты расходовались значительные средства, несмотря на то, что для них строились лишь стоматологические клиники, а все общие медицинские предметы студенты изучали в клиниках медицинских институтов.

В 1961—1963 гг. было открыто еще 6 очных и очно-заочных стоматологических факультетов, однако деятельность очно-заочных факультетов вскоре была прекращена из-за малой эффективности в переподготовке зубных врачей. В начале 60-х годов была улучшена организации обслуживания больных. Особое внимание уделялось реорганизации ортопедической стоматологии за счет создания крупных зуботехнических лабораторий, централизации обслуживания всех ортопедических учреждений крупного города, внедрения новых технологий и методов организации труда.

К началу 1980 г. в СССР действовало два медицинских стоматологических института в Москве и Полтаве и два научно-исследовательских института - ЦНИИС в Москве и НИИ стоматологии в Одессе. В 1980-х гг. в СССР существовало 38

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 1

стоматологических факультетов в медицинских вузах. Но к 1991 г. на территории России сохранилось лишь 42 стоматологических факультета и 6 факультетов при классических университетах, все остальные были закрыты.

По данным исследований к 2000 г. в России действовало 64330 специалистов стоматологического профиля, из них 43330 стоматологов и 21 000 зубных врачей. Среди всех специалистов стоматологического профиля более 44000 терапевтов и детских врачей, 11579 — врачей-ортопедов, 5982 — челюстно-лицевых — хирургов, ортодонтов — 2256 человек [13].

Литература

1. Аржанов Н.П. Стоматология в борьбе за независимость свою от медицины // Стоматолог. - 2003. - №12. - С. 52-56.

2. Вернадский Ю.И. Советская стоматологическая литература (1917-1967) // Стоматология. 1967. - № 4. - С. 16-18.

3. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. М.: Медицина. - 1978. - 184с.

4. Дауге П.Г. К вопросу о трудовой единице // Труды II Всесоюзного Одонтологического съезда. М. - 1926. - С. 128-130.

5. Ефарова Ю.В., Тонкачева Т.А., Ермолаева Е.В. Первые медицинские университеты в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. http://medconfer.com/node/5944

6. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., ЦИУ врачей. - 1960.-398 с.

7. Коварский М.О. Очерки истории зубоврачевания в России XVIII и начала XIX вв. // Одонтология. - 1929. - № 2-3. - С. 63-71.

8. Магомедова С.И., Рожкова В.П., Ермолаева Е.В. Медицинское образование в России: история и современность // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. http://medconfer.com/node/5947

9. Сеченева О.Ю., Ермолаева Е.В. Земская медицина в России // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1.

10. Сильченко А.А., Эйвазова Н.А., Ермолаева Е.В. Медицинское образование в Советском Союзе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. http://medconfer.com/node/5865

11. Терешонков А.А., Парфёнов В.О., Ермолаева Е.В. Аптекарский приказ: история создания и развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. http://medconfer.com/node/5982

12. Толстова Е., Руфина Ю., Ермолаева Е.В. Особенности взаимодействия врача и пациента в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. №1. http://medconfer.com/node/6002

13. Электронный ресурс. URL: http://medlec.org/lek3-110784.html (дата обращения 25.12.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.