Научная статья на тему 'Развитие стилистического мышления у студентов-будущих журналистов'

Развитие стилистического мышления у студентов-будущих журналистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
392
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилистическое мышление / технология развития стилистического мышления / медиастиль / стилистическая оценка / факты речетворчества / речевое портретирование / stylistic thinking / the technology of stylistic thinking development / mediastyle / stylistic evaluation / facts of recreation / speech portraying

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О. И. Колесникова

В статье раскрывается технология развития стилистического мышления обучающихся в вузе журналистов при работе с текстами СМИ. В связи с особой значимостью способности выявлять, оценивать и совершенствовать факты языкового выражения смысла в текстах СМИ предлагается ряд конкретных направлений организации учебной деятельности: осмысление понятийного аппарата медиастилистики, поисково-оценивающая деятельность, разноуровневый анализ текстов СМИ, проектная деятельность. Предлагаются дидактические средства реализации каждого из направлений (составление глоссария, типы заданий, речевое портретирование). Называются критерии стилистической оценки фактов речи. Приводятся примеры тестовых заданий для контроля учебной деятельности. Описываются особенности формирования у обучающихся умений применять стилистическое мышление в процессе поиска, оценки, анализа и проектирования стилистически значимых объектов. Разработка технологии развития стилистического мышления осуществляется на основе учета современных особенностей медиакоммуниции, в которой проявляются речетворческие возможности авторов текстов. Большое внимание предлагается уделить стилистической оценке проявления речевой небрежности, фактам иностилевых элементов в текстах, в частности, сниженной лексики и разговорного синтаксиса. Подчеркивается важность воспитания уважительного отношения к русскому языку в медиакоммуникации, к литературным нормам, а также стилистического вкуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Student-Future Journalists’ Stylistic Thinking

The article reveals the technology of the stylistic development of students’ thinking in higher school journalists when working with text media. In connection with the special significance of the ability to identify, assess, and improve the facts of linguistic expression of meaning in media texts here is offered a number of specific aspects of educational activity organization: understanding the conceptual apparatus of mediastylistics, search and evaluating activities of a multi-level analysis of media texts, project activities. Available didactic means of realization of each direction (creating a Glossary, types of tasks, verbal portrait) are offered. Here are named the stylistic criteria of assessing the facts of the speech. Examples of tests to control the learning activities are given. Are described the features of formation of students ' abilities to apply stylistic thinking in the process of finding, evaluating, analyzing and designing stylistically significant objects. Working out of technology for stylistic thinking development is done on the basis of the most modern features of mediacommunity, where the speech making abilities of the authors’ texts are. Great attention should be given to the stylistic evaluation of the speech manifestations of negligence, facts of foreign elements in the texts, in particular, reduced vocabulary, and spoken syntax. Is stressed the importance of bringing up respect to the Russian language in media communication, to the literary norms and stylistic taste.

Текст научной работы на тему «Развитие стилистического мышления у студентов-будущих журналистов»

УДК 371.3

О. И. Колесникова

Развитие стилистического мышления у студентов-будущих журналистов

В статье раскрывается технология развития стилистического мышления обучающихся в вузе журналистов при работе с текстами СМИ. В связи с особой значимостью способности выявлять, оценивать и совершенствовать факты языкового выражения смысла в текстах СМИ предлагается ряд конкретных направлений организации учебной деятельности: осмысление понятийного аппарата медиастилистики, поисково-оценивающая деятельность, разноуровневый анализ текстов СМИ, проектная деятельность. Предлагаются дидактические средства реализации каждого из направлений (составление глоссария, типы заданий, речевое портретирование). Называются критерии стилистической оценки фактов речи. Приводятся примеры тестовых заданий для контроля учебной деятельности. Описываются особенности формирования у обучающихся умений применять стилистическое мышление в процессе поиска, оценки, анализа и проектирования стилистически значимых объектов.

Разработка технологии развития стилистического мышления осуществляется на основе учета современных особенностей медиакоммуниции, в которой проявляются речетворческие возможности авторов текстов. Большое внимание предлагается уделить стилистической оценке проявления речевой небрежности, фактам иностилевых элементов в текстах, в частности, сниженной лексики и разговорного синтаксиса. Подчеркивается важность воспитания уважительного отношения к русскому языку в медиакоммуникации, к литературным нормам, а также стилистического вкуса.

Ключевые слова: стилистическое мышление, технология развития стилистического мышления, медиастиль, стилистическая оценка, факты речетворчества, речевое портретирование.

O. I. Kolesnikova

Development of Student-Future Journalists' Stylistic Thinking

The article reveals the technology of the stylistic development of students' thinking in higher school journalists when working with text media. In connection with the special significance of the ability to identify, assess, and improve the facts of linguistic expression of meaning in media texts here is offered a number of specific aspects of educational activity organization: understanding the conceptual apparatus of mediastylistics, search and evaluating activities of a multi-level analysis of media texts, project activities. Available didactic means of realization of each direction (creating a Glossary, types of tasks, verbal portrait) are offered. Here are named the stylistic criteria of assessing the facts of the speech. Examples of tests to control the learning activities are given. Are described the features of formation of students ' abilities to apply stylistic thinking in the process of finding, evaluating, analyzing and designing stylistically significant objects.

Working out of technology for stylistic thinking development is done on the basis of the most modern features of mediacommunity, where the speech making abilities of the authors' texts are. Great attention should be given to the stylistic evaluation of the speech manifestations of negligence, facts of foreign elements in the texts, in particular, reduced vocabulary, and spoken syntax. Is stressed the importance of bringing up respect to the Russian language in media communication, to the literary norms and stylistic taste.

Keywords: stylistic thinking, the technology of stylistic thinking development, mediastyle, stylistic evaluation, facts of recreation, speech portraying.

Целью статьи является обоснование технологии развития стилистического мышления студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки «Журналистика». Задачу формирования такого рода мышления сформулировал Б. С. Мучник, предложив систему обучения школьников культуре письменной речи: «воспитание оценочного подхода к тексту (приемлемо -неприемлемо, лучше - хуже), вооружение методами, приемами стилистического анализа и стилистического конструирования текста» [6, с. 5].

Актуальность поиска и осмысления форм и методов работы со студентами над стилистиче-

ской оценкой фактов современной медиаречи обусловлена, на наш взгляд, сложившейся реальностью языковых изменений в сфере СМИ, активными процессами в современном языке, ведущей ролью медиатекста в трансляции языковых норм потребителю информации и отражении их динамики. Сегодня лицо прессы как в цифровом, так и в печатном форматах определяют нестандартные формы креативного мыслеформулирования (факты языковой игры), признаки речевой агрессии, некодифицированная лексика, разнообразные проявления «установки на завлекательность» [2, с. 182] и различные инновации в языке СМИ, в

© Колесникова О. И., 2017

том числе отступления от нормы, приобретающие статус «узаконенных языковых вольностей» [7, с. 1].

Современный читатель стал субъектом мощного речевого воздействия, осуществляемого с помощью разнообразных коммуникативных стратегий, управляющих восприятием текста. Не случайно в развитие речи и мышления обучающихся предлагается включить работу по «стилистике манипуляций» [8], предполагающую определение целей использования стилистических приемов, служащих уловками недобросовестным авторам -для нейтрализации негативного воздействия.

Важнейшей профессиональной компетенцией подготовки журналистов в вузе является способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов. Необходимым фактором становления данной способности можно считать, на наш взгляд, достаточно высокий уровень лингвистического, и в частности - стилистического, мышления. Такое мышление мы понимаем как свойство когнитивной природы, реализуемое при стилистической оценке фактов речи и выборе вариантов выражения мысли, позволяющее наиболее правильно и эффективно использовать стилистические ресурсы языка в устной и письменной речи. Содержанием технологии развития стилистического мышления являются способы активизации речемыслительных операций обучающихся по переработке информации, актуализированной прежде всего в креативных фактах речи. Данную способность определяют 1) умения разграничивать трафаретность, клишированность и нестандартность, оригинальность мыслеформулирова-ния в тексте СМИ; 2) умение вырабатывать адекватную оценку инновационных преобразований речевой формы выражения мысли и разрушения стереотипов.

Рассмотрим основные направления развития стилистического мышления.

Первое направление - осмысление понятийного аппарата медиастилистики - реализуется на теоретическом уровне; оно обусловлено необходимостью постижения глубинных механизмов стилистического выбора языковых средств для решения поставленных автором медиатекста задач. Дидактические средства реализации данного направления нацелены на усвоение сущности ключевых категорий стилистики СМИ и особенностей их реализации в современном медиатексте.

После ознакомления с категориями и понятиями стилистики составляется глоссарий. Важно подчеркнуть, что в него включаются, наряду с классическими, новые термины формируемого в настоящее время в стилистической науке направления - медиастилистики (медиатекст, медиа-стиль и др.), а также термины, отражающее современное состояние языка и стиля текстов массовой коммуникации (например, стилевое взаимодействие, демократизация языка, стилевой разнобой, диалогизация общения и др.).

Вторым направлением развития стилистического мышления будущих журналистов является поисково-оценивающая деятельность, связанная с анализом текстов СМИ и выявлением конкретных фактов того или иного изучаемого лингвистического явления, характерного для медиа-дискурса. Найденные факты студенты оценивают с позиций основных стилистических принципов, и прежде всего - принципа коммуникативной целесообразности выбора журналистом языкового средства. Студенты исходят из положения, что стиль должен быть таким, чтобы использованные в тексте языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху. В медиасфе-ре результат коммуникации определяется согласием потребителей информации с позицией автора. Названный принцип предполагает оценку уместности / неуместности языкового средства в данной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д.

В выборе объектов поисково-оценивающей деятельности студентов, а также подборе языковых иллюстраций необходимо исходить из тех современных тенденций в развитии и функционировании медиадискурса, которые отмечены его исследователями (например, в работах [1, 3, 4]). По данным исследований языка СМИ в XXI в., демократизация общества, открытость границ, следование речевой моде, изменившаяся шкала ценностей привели к демократизации и «американизации» языка [5]. Воспитать уважительное отношение к русскому языку, его стилистическому богатству, стремление сохранить его словарный фонд, показать его жизнеспособность, мощный синонимический фонд, вариативность - главная задача данного направления учебной деятельности.

Поскольку стилистика - лингвистическая наука о выразительных возможностях и ресурсах языка, центральное место в работе с обучающимися занимает оценка фактов речевого творчества авторов медиасообщений. Такая работа требует сфор-

мированного стилистического вкуса, который является индивидуальным качеством человека и складывается на основе усвоенных норм, знании культурно-языковых традиций и ценностей.

Критериями оценки выступают следующие свойства креативных единиц: новизна, неожиданность, оригинальность, полезность, целесообразность, выразительность, запоминаемость, благозвучие, легкость для воспроизведения.

Для формирования способности применять данные критерии используются задания следующего характера:

— стилистическая оценка языковой игры с интертекстуальными знаками в медиатекстах;

— аргументированная оценка фактов употребления слов с экспрессивно-эмоциональной окраской;

— обоснование уместности неологизации (фактов словопроизводства в текстах СМИ, в том числе слово- и основосложения, а также фактов переосмысления значения существующего слова);

— оценочная интерпретация отклонений от логико-речевых и любых литературных норм.

Например, в материале «Вятской особой газеты» студенты обнаруживают и обосновывают свою оценку различных интертекстуальных средств, иногда не отвечающих тем или иным стилистическим требованиям (например: «Много будешь знать - скоро сознаешься», «Фигура высшего трикотажа», «Даже муха не без уха», «Амбулатория раздора», «Обходи автобус сзади, а честь смолоду», «С перевыполнением внеплана»).

Нарушения литературных норм, как правило, подвергаются отрицательной оценке, но иности-левые элементы (сниженная, в том числе жаргонная, лексика, разговорный синтаксис и др.) часто не вызывают неодобрительного отношения у юного поколения и даже признаются средствами экс-прессивизации речи. В дискуссиях с обучающимися важно поговорить о повышенной речевой ответственности журналиста, показать, какой опасности подвергается язык как достояние общества и человека, как деструктивно влияет на личность любое проявление речевой небрежности.

Следующим направлением развития лингвистического мышления студентов - будущих журналистов является их вовлечение в аналитическую деятельность. Для этой цели применяется прием разноуровневого стилистического анализа текста СМИ, который предлагается выполнять, следуя схеме. В основу используемой нами технологии анализа текста положен дедуктивно-

индуктивный принцип: сначала текст СМИ прочитывается и осмысливается в содержательном ключе, определяется тема сообщения, его цели и задачи. Затем выявляются те языковые средства, которые представляются типичными для медиа-текста. Поуровневому анализу должны подвергаться найденные факты, репрезентирующие его стилистическую специфику. Поиск языковых фактов активно осуществлялся студентами в рамках предыдущего направления, поэтому главное здесь - не столько выявление языковых средств, имеющих стилистическую значимость, сколько их детальный анализ и интерпретация на уровне авторского отбора, решающего профессиональные задачи воздействия и убеждения читателей.

На лексическом уровне анализу подвергаются высокая лексика; исконная лексика; иностранная лексика - с выводом о ее уместности; оценочная лексика; общественно-политические / экономические термины; слова, обозначающие названия; речевые стереотипы; сниженная лексика.

На словообразовательном уровне стилистический анализ нацелен на авторские неологизмы; слова с интернациональными элементами; слова с типичными для данного стиля суффиксами и приставками.

На морфологическом уровне - существительные с собирательным значением; сложные прилагательные; формы превосходной степени прилагательных; формы страдательных причастий; императивные формы глаголов; настоящее репортажа и др.

Синтаксический уровень языка и стиля СМИ представляют количественно-именные сочетания; устойчивые словосочетания; именные словосочетания с родительным падежом; простые конструкции; сложные предложения с прозрачной структурой; предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, обращениями, вводными словами и конструкциями; предложения с прямой и косвенной речью; неполные предложения; инфинитивные предложения; сегментация; эмоционально обусловленное членение на абзацы. Каждое из них обучающиеся не только извлекают из текстов СМИ, но и оценивают, подставляя варианты, проверяя их необходимость и целесообразность.

Отдельную часть стилистического анализа ме-диатекстов составляют выразительные средства, в том числе стилистические фигуры. Студентам предлагается назвать их вид (например, парцелляция, синтаксический параллелизм, инверсия и т. д.). Предлагается также определить функцию

выразительных средств речи в тексте, ориентируясь на следующие разновидности функций: креативная (функция творческого использования ресурсов языка); декоративная (функция украшения речи); экспрессивно-патетическая (функция придания выразительности тексту); изобразительная (создание наглядного представления о предмете речи); игровая (функция создания комического либо сатирического эффекта); текстооб-разующая (нарочитое нагнетание фразеологизмов, создание афоризмов); имиджевая (создание

положительного либо отрицательного образа объекта речи).

На заключительном этапе анализа делается вывод о стиле и подстиле анализируемого текста; называется группа жанров, а также определяется место в системе внутрижанровых разновидностей медиатекста, то есть конкретный речевой жанр, к которым относится данный текст.

С целью контроля степени усвоения и определения уровня развития стилистического мышления можно предложить следующие задания тестового характера.

Задание 1. Установите соотношение оп

)еделения, названия тропа и примера из текста СМИ

А называние предмета, явления словом, обычно обозначающим другой предмет, на основе сближения по сходству А перифраза А Государство решило сначала все взвесить. (Заголовок аналитической статьи; под ним -изображение весов)

Б замена слова описательным выражением, раскрывающим свойство предмета, которое автор стремится выделить Б оксюморон Б интеллектуальное противоядие от подобных рецидивов

В соединение слов с противоположным значением в словосочетание, которое принимает новое значение В каламбур В в костюме Евы

Г игра разных значений одного многозначного слова или разных по значению слов со сходным звучанием Г метафора Г блистательная тьма

Задание 2. Определите, на чем основана языковая игра в предложении «Сочей разочарованье.^_

А на интертекстуальных связях

Б на намеренном создании двусмысленности

В на алогизме

Г на тавтологии

Задание 3. Определите характер стилистического недочета в предложениях

А Бизнес-партнеры высоко отзывались о ней А Неудачное использование многозначного слова

Б Он - основоположник новой гитарной волны в российской музыке Б Нарушение лексической сочетаемости

В На экране творится полная беспардонщина В Стилевой разнобой

Г Популярность певицы позволила ее дистрибьютору заломить за билеты в первые ряды по 100 долл. Г Неоправданное образование нового слова

Задание 4. Определите логико-речевую ошибку в предложениях

А И все-таки предпринятые меры не смогли помочь беде А Неоправданное расширение значения слова

Б Едва освоив родительный падеж, шестиклассница из молдавского села родила девочку Б Нарушение закона непротиворечия

В Требуется секретарь с навыками компьютера В Неправильное сопоставление

Г Мой брат отличался пуританскими взглядами на семью и считал, что регистрация брака - это пережиток прошлого Г Абсурдность речи

После формирования у студентов умений выполнять работу по стилистическому анализу ме-диатекстов целесообразно перейти к проектной деятельности. Центральное место в ней занимает речевое портретирование - составление речевого портрета журналиста. Данный вид деятельности, являясь своеобразным проектированием мо-

дели языковой личности известного в СМИ автора или ведущего, позволяет студентам использовать навыки, выработанные на предыдущих этапах: навыки поисково-оценочной и аналитической работы над языковым материалом. В качестве опорной модели для описания особенностей речи выбранного студентом журналиста предлагается следующая последовательность.

Фонетический уровень

— голос, высота голоса, звуковысотный диапазон, сила голоса, интенсивность (громкость), тембр;

— скорость речи (выбор определенного темпа);

— паузация (характер, длительность и распределение пауз);

— дикция (четкая или нечеткая), артикуляция (ослабленная, вялая или напряженная, тщательная);

— степень фонетической редукции (сокращения) гласных (ослабленная или усиленная);

— особенности интонационного оформления речи, мелодика, особенности ритмомелодической стороны речи;

— стиль произношения (полный, книжный / неполный, разговорный);

— соответствие речи орфоэпическим нормам - «мера правильности» (количество акцентных неправильностей в единицу времени или на единицу текста).

Лексический уровень

— преобладание книжной / разговорной лексики;

— наличие слов с переносным значением;

— владение синонимикой языка;

— владение пассивным запасом;

— окрашенность лексики (эмоциональная / безэмоциональная);

— употребление иностранных слов.

Морфологический уровень

— частотность употребления слов той или иной части речи (самостоятельных или служебных частей речи, среди самостоятельных - каких именно);

— наличие ошибок в употреблении грамматических форм разных частей речи.

Синтаксический уровень

— частотный тип оформления синтаксических конструкций (полный / неполный, с прямым порядком слов / всегда инверсированный);

— оценка длины высказываний;

— оценка структуры (по частотности: простые / сложные, среди сложных - частотность выбора того или иного типа предложения);

— оценка сложности состава высказывания (по наличию осложняющих элементов, повторов и т. д.).

Стилистический уровень

— владение всеми четырьмя стилями / владение языковыми средствами одного книжного и разговорного / владение языковыми средствами

только разговорного стиля или приоритетность каждого из них;

— отсутствие / наличие иностилевых средств;

— использование экспрессивов (слов и конструкций);

— образность языка, элементы поэтики;

— использование языковой игры (в том числе шуток, каламбуров, остроумных высказываний и т. д.);

— наличие стилистических фигур в речи, цель их использования.

Уровень культуры речи

— тип речевой культуры (элитарный, средне-литературный, разговорный: литературно-разговорный, вульгарно-разговорный);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— владение нормами языка;

— точность речи, выбора слова, адекватность замыслу.

Риторический уровень

— особенности установления контакта с собеседником (интервьюируемым / читателями / зрителями / слушателями);

— способность создавать убедительный и ясный для понимания авторский текст;

— способность свободно воспроизводить текст в эфире в соответствии с целью и ситуацией;

— степень владения собой, сдержанность;

— способность к речевой импровизации.

Лингвокреативный уровень

— способность к речевому творчеству (использование афоризмов, аллюзий и других креативных средств);

— наличие окказионализмов.

Вывод о ведущих характеристиках речевого портрета, рекомендации по совершенствованию речевой деятельности журналиста.

Применение технологии развития стилистического мышления обучающихся требует такой организации системы учебных занятий, при которой каждое направление последовательно сменяет другое. Высший уровень его развития предполагает прежде всего бережное отношение к языку и его носителям, стилистический вкус и чувство ответственности за необдуманное речевое поведение в массовой коммуникации.

Библиографический список

1. Басовская, Е. Н. Информационный шум как воздействующий компонент медиатекста [Текст] / Е. Н. Басовская // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 7 (336). - С. 611.

2. Дускаева, Л. Р. Речевая структура новостных

текстов сетевых изданий [Текст] / Л. Р. Дускаева // Вестник Пермского университета. - 2014. - Вып. 1(25). - С. 179-183.

3. Клушина, Н. И. Медиастилистика: как устроен современный медиастиль [Текст] / Н. И. Клушина // Русская речь. - 2015. - № 3. - С. 55-60.

4. Кормилицына, М. А. Насколько современные медиатексты соответствуют критериям хорошей речи? [Текст] / М. А. Кормилицына // Научное наследие Б. Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания : сб. статей по материалам Между-нар. науч. конф. - Нижний Новгород, 2016. - С. 572577.

5. Костикова, О. Ф. Лингвостилистическая специфика русской публицистики начала XXI века [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. н. / О. Ф. Костикова. -М., 2008. - 23 с.

6. Мучник, Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления [Текст] : пособие для учащихся 10-11-х классов средн. школ, гимназий [Текст] / Б. С. Мучник. - М. : Аспект Пресс, 1996. - 175 с.

7. Роль СМИ в демократизации и креативизации современного русского языка (круглый стол) [Текст] / Е. М. Маркова, Л. В. Рацибурская, О. С. Иссерс, Ю. А. Мельник, И. П. Зайцева, Й. Сипко, М. В. Радченко // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). - 2017. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения 5.09.2017).

8. Цупикова, Е. В. Анализ признаков лингвистических манипуляций и формирование умений их нейтрализации в работе по развитию речи и мышления обучающихся [Текст] / Е. В. Цупикова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 2 (36). - С. 164-169.

Bibliograficheskij spisok

1. Basovskaja, E. N. Informacionnyj shum kak vozdejstvujushhij komponent mediateksta [Tekst] / E. N. Basovskaja // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 7 (336). -S. 6-11.

2. Duskaeva, L. R. Rechevaja struktura novostnyh tekstov setevyh izdanij [Tekst] / L. R. Duskaeva // Vestnik Permskogo universiteta. - 2014. - Vyp. 1(25). - S. 179183.

3. Klushina, N. I. Mediastilistika: kak ustroen sov-remennyj mediastil' [Tekst] / N. I. Klushina // Russkaja rech'. - 2015. - № 3. - S. 55-60.

4. Kormilicyna, M. A. Naskol'ko sovremennye medi-ateksty sootvetstvujut kriterijam horoshej rechi? [Tekst] / M. A. Kormilicyna // Nauchnoe nasledie B. N. Golovina v svete aktual'nyh problem sovremennogo jazykoznanija : sb. statej po materialam Mezhdunar. nauch. konf. - Nizh-nij Novgorod, 2016. - S. 572-577.

5. Kostikova, O. F. Lingvostilisticheskaja specifika russkoj publicistiki nachala XXI veka [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. filol. n. / O. F. Kostikova. - M., 2008. -23 s.

6. Muchnik, B. S. Kul'tura pis'mennoj rechi: Formiro-vanie stilisticheskogo myshlenija [Tekst] : posobie dlja uchashhihsja 10—11-h klassov sredn. shkol, gimnazij [Tekst] / B. S. Muchnik. - M. : Aspekt Press, 1996. -175 s.

7. Rol' SMI v demokratizacii i kreativizacii sovremennogo russkogo jazyka (kruglyj stol) [Tekst] / E. M. Markova, L. V. Raciburskaja, O. S. Issers, Ju. A. Mel'nik, I. P. Zajceva, J. Sipko, M. V. Radchenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (jelektronnyj zhurnal). - 2017. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru (data obrashhenija 5.09.2017).

8. Cupikova, E. V. Analiz priznakov lingvisticheskih manipuljacij i formirovanie umenij ih nejtralizacii v rabote po razvitiju rechi i myshlenija obuchajushhihsja [Tekst] / E. V. Cupikova // Vestnik Sibirskoj gosudar-stvennoj avtomobil'no-dorozhnoj akademii. - 2014. - № 2 (36). - S. 164-169.

Reference List

1. Basovskaya E. N. Information noise as the influencing component of the media text // the Bulletin of Chelyabinsk state university. - 2014. - № 7 (336). - P. 6 -11.

2. Duskayeva L. R. Speech structure of news texts of online medias // the Bulletin of Perm university. - 2014. -Issue 1(25). - P. 179-183.

3. Klushino N. I. Mediastylistics: the modern media style structure // Russian speech. - 2015. - № 3. - P. 55-60.

4. Kormilitsina M. A. How modern media texts correspond to criteria of the good speech? // Scientific heritage of B. N. Golovin in the light of current problems of modern linguistics: collection of articles on the materials of the international scientific conference. - Nizhny Novgorod, 2016. - P. 572-577.

5. Kostikova O. F. Linguostylistic specifics of the Russian journalism in the beginning of the 21st century: athor's thesis. ... Candidate of Philological Sciences. -M., 2008. - 23 p.

6. Muchnik B. S. Culture of a written language: Forming of stylistic thinking: workbook for pupils of the 1011th classes of secondary school, gymnasium. - M. : Aspect Press, 1996. - 175 p.

7. A role of media in democratization and creativiza-tion of modern Russian (a round table) // the Bulletin of Moscow state regional university (online magazine). -2017. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru (date of the address 5.09.2017).

8. Tsupikova E. V. The analysis of signs of linguistic manipulations and forming of abilities of their neutralization in work on development of the speech and thinking of students // the Bulletin of Siberian state automobile and road academy. - 2014. - № 2 (36). - P. 164-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.