УДК 796 ББК 75
РАЗВИТИЕ СТАТИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ У СТРЕЛКОВ ИЗ ПИСТОЛЕТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
С. В. Орехов, Г. И. Дерябин^, В. Л. Лернер2
1 Детско-юношеская спортивная школа № 1, Тамбов, Россия 2Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Тамбов, Россия
Представлены методические рекомендации по развитию статического равновесия у стрелков из пистолета с нарушением слуха. Предложено и обосновано содержание методики развития данной способности у спортсменов с нарушением слуха.
Ключевые слова: статическое равновесие, стрелки из пистолета, карате, стрелки с нарушением слуха.
Актуальность. По мнению Всемирной организации здравоохранения в последние годы отмечается тенденция к росту численности лиц со слуховой патологией. Согласно статистическим данным по России, на 2000 г. в коррекции последствий, вызванных нарушениями слуха, нуждалось около 12 млн человек. В настоящее время это количество по-прежнему имеет тенденцию к росту и составляет более 14 млн человек [7].
Вовлечение в занятия адаптивным спортом определяет дальнейшие пути социализации человека с нарушением слуха, возможности его самоактуализации, самореализации своих возможностей и сопоставление их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы. Соревновательная деятельность, подготовка с ней, помимо физического совершенствования, обладает ещё и высоким коммуникативным потенциалом, создаёт условия преодоления отчуждённости, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры. По мнению С. П. Евсеева, для самих занимающихся «основная цель участия в адаптивно-спортивной (учебно-тренировочной и соревновательной) деятельности состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры, формировании собственной спортивной культуры» [3].
В настоящее время в адаптивном спорте лица с нарушением слуха охвачены сурдлимпийским движением, представляющим большое разнообразие видов: бадминтон, волейбол, гандбол, плавание, пулевая стрельба и т. д. Тренировочный процесс в данном случае регламентирован Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих № 70 от 3 февраля 2014 г. [4]. Одним
их популярнейших видов сурдлимпийского спорта, прежде всего по причине своей доступности, является пулевая стрельба.
В приложении 4 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих отмечено, что высокая результативность в данном виде спорта коррелирует с такими видами физических способностей, как координационные, вестибулярная устойчивость, выносливость и скоростные способности. Мышечная сила, гибкость и тип телосложения в меньшей степени влияют на проявление спортивных результатов [4].
На данный момент содержание тренировочного процесса по пулевой стрельбе в спорте глухих имеет недостаточную степень разработанности и зачастую практически не отличается от тренировки здоровых спортсменов. По этой причине при построении тренировочного процесса следует учитывать следующие особенности:
- процесс спортивной подготовки должен иметь направленность на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека;
- создавать условия коррекции основного дефекта (сенсорных систем, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и других), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и других немедикаментозных средств и методов;
- включать в себя мероприятия по профилактике сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;
- обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам, развитие и со-
вершенствование физических и психологических качеств и способностей.
Следует отметить, что нарушения слуха различной степени тяжести обусловливают появление следующих двигательных дефектов: недостаточно точная координация и неуверенность в движениях; относительная замедленность овладения двигательными навыками; затруднённость в поддержании статического и динамического равновесия; низкий уровень развития пространственной ориентации; смещённые сенситивные периоды развития силовых качеств, невысокая быстрота реакции, невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга. Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих [5].
При всех этих осложняющих обстоятельствах стрелкам длительное время приходится сохранять неподвижную позу с удержанием оружия.
Данный тезис обусловил актуальность нашего исследования, а именно разработка методических рекомендаций по развитию статического равновесия у спортсменов с нарушением слуха, занимающихся пулевой стрельбой.
Целью нашего исследования является разработка методических рекомендаций для развития равновесия у стрелков-пулевиков из пистолета с нарушениями слуха для повышения результатов стрельбы.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент), результаты контрольных стрельб.
Некоторые специалисты в области подготовки стрелков (А. А. Юрьев, Л. М. Ванштейн и др.) относят стрельбу к сложно-координационным видам спортивной деятельности [1; 6]. Стрелковый спорт — это сложно-координационный вид спортивной деятельности, в котором достижение успеха зависит не только от мастерства спортсмена, но и в значительной степени от того, насколько он психологически подготовил себя к выступлению [1]. Способность к осуществлению меткой спортивной стрельбы является сложно-координационной. Овладеть ею доступно каждому, но со значительными временными затратами, свя-
занными с изучением теоретических основ стрельбы, овладением техникой меткого выстрела, систематическим совершенствованием её элементов, закреплением и совершенствованием приобретённых навыков [4].
В ряде работ (Сергеев Б. В., 1976; Лебедева Н. Т., 1993; Дзержинская Л. Б., 1997) отмечено, что у детей с нарушением слуха выявлено задержанное развитие локомоторных статических функций, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование межанализаторных связей, наблюдается задержка в развитии жизненно важных двигательных функций, в частности «прямостояния» (овладение сидением, ходьбой и т. д.), также приводит к нарушению пространственной ориентации. В целом наблюдается отставание уровней развития показателей координационных способностей у глухих и слабослышащих подростков от показателей их слышащих сверстников [6].
Исследование проводилось в группе начальной подготовки с 1 октября по 14 декабря 2018 г., на базе тира ДЮСШ № 1 г. Тамбова. В исследовании принимало участие две группы (экспериментальная и контрольная) по 6 человек каждая, все из группы начальной подготовки первого года обучения. Тренировочный процесс проходил 3 раза в неделю по 2 часа.
Исследователи в данной сфере, а также тренеры-практики [1], считают, что совершенствование вестибулярной устойчивости и связанного с ней статического равновесия у стрелков из пистолета является сложной задачей не только у стрелков с нарушением слуха, но и у слышащих спортсменов. Для достижения нашей цели была разработана методика, эффективность которой проверялась в экспериментальной группе.
Помимо стандартных упражнений для стрелков из пистолета в экспериментальной группе, в подготовительную часть тренировки были включены дополнительные упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата:
1) вращения вокруг своей оси;
2) кувырки вперёд и назад;
3) наклоны вперёд стоя на одной ноге;
4) удержание оружия в позе изготовки, стоя на одной ноге.
Четвёртое упражнение выполнялось на каждой тренировке, остальные один раз в неделю с постепенным увеличением количества повторений, а с пятой недели тренировок-серий повторений.
После двух недель регулярных тренировок начиная с третьей недели обучаемые, после выполнения упражнений 1 и 2, должны были зафиксировать положение основной стойки (ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища).
Для контрольной группы в тренировочном процессе применялись только стандартные упражне-
ния, отражённые в типовых программах спортивной подготовки по пулевой стрельбе.
В табл. 1 представлено распределение и дозировка применяемых упражнений по недельным тренировочным циклам.
В ходе исследования с помощью пробы Ромберга оценивалось состояние статической координации
Таблица 1
Номер недели Упражнения, количество повторений
1 2 3 4
1 5 оборотов в каждую сторону 3 вперёд, 3 назад 6 наклонов 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 20 с — удержание, 40 с — отдых
2 5 оборотов в каждую сторону 3 вперёд, 3 назад 7 наклонов 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 25 с — удержание, 40 с — отдых
3 7 оборотов в каждую сторону 4 вперёд, 4 назад 8 наклонов 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 40 с — отдых
4 10 оборотов в каждую сторону 4 вперёд, 4 назад 10 наклонов 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 35 с — отдых
5 10 оборотов в каждую сторону 5 вперёд, 5 назад 2 серии по 6 наклонов (2^6), отдых между сериями 1 мин 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 35 с — отдых
6 12 оборотов в каждую сторону 5 вперёд, 5 назад 2^7, отдых межд у сериями 1 мин 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 30 с — отдых
7 12 оборотов в каждую сторону 2 серии по 3 вперёд, 3 назад, отдых между сериями 1 мин 2^8, отдых между сериями 1 мин 5 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 30 с — отдых
8 14 оборотов в каждую сторону 2 серии по 3 вперёд, 3 назад, отдых между сериями 1 мин 2^10, отдых между сериями 1 мин 7 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 30 с — отдых
9 14 оборотов в каждую сторону 2 серии по 4 вперёд, 4 назад, отдых между сериями 1 мин 2x12, отдых между сериями 1 мин 7 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 25 с — отдых
10 15 оборотов в каждую сторону 2 серии по 4 вперёд, 4 назад, отдых между сериями 1 мин 2x12, отдых между сериями 1 мин 7 подъёмов оружия для каждой ноги, 30 с — удержание, 25 с — отдых
Распределение содержания упражнений, направленных на развитие статической устойчивости в недельных тренировочных циклах
у стрелков из пистолета с нарушением слуха, а также оценивались стрельбы.
Пробой Ромберга оценивалось состояние статической координации в обеих группах 2 раза: на первой неделе и на десятой неделе. Содержание нагрузки было обусловлено направленностью на развитие статического равновесия.
Оценка качества стрельбы осуществлялась в ходе выполнения зачётных стрельб из 10 выстрелов в недельных тренировочных циклах исследования: 1-я — текущий контроль, с 4-й по 9-ю неделю — промежуточный контроль, 10-я неделя — итоговый контроль.
Проведённое исследование координационных способностей с применением пробы Ромберга исходного состояния спортсменов в каждой группе показало неудовлетворительные результаты (ЭГ — 8,3 с, КГ — 8,5 с). На 10-й неделе при проведении контрольной пробы выявлен рост статической координации в ЭГ: ЭГ — средний показатель — 11,8 с (увеличение на 3 с), в КГ — средний результат составил 9,7 с (улучшилось на 1,2 с) (рис. 1). 3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
Прирост результатов, с
Рис. 1. Прирост результатов пробы Ромберга в контрольной и экспериментальной группах
Исследование с проведением пробы Ромберга показало, что в экспериментальной группе рост показателей статического равновесия интенсивнее, чем в контрольной группе.
Результаты контрольных стрельб за 10 недельных тренировочных циклов представлены в табл. 2.
Динамика результатов стрельбы в недельных тренировочных циклах представлена на рис. 2.
Результаты исследования, представленные на рис. 2, демонстрируют, что рост результатов произошёл в обеих группах, однако в ЭГ он проходил более интенсивно, следовательно, выполнение дополнительных упражнений, направленных на развитие вестибулярной устойчивости, повышает уровень статического равновесия и, значит, результаты стрельбы.
КГ
Ряд 2
Таблица 2
Средние значения результатов контрольных стрельб из 10 выстрелов по итогам недельных тренировочных циклов
Номер недельного тренировочного цикла ЭГ КГ
1 57,1±2,3 58,2±2,1
4 58,3±3,1 58,4±3,9
5 60,4±4,2 61,3±4,5
6 62,8±5,9 62,8±5,3
7 63,3±3,8 61,5±5,8
8 66,2±5,7 64,4±6,1
9 70,7±6,3 66,5±6,7
10 74,5±6,9 70,5±6,9
80 70 60 50 40 30 20 10 0
ЭГ ■ КГ
к к к к ? ? ? ?
к к
к к 5 5
I
I I
1Л ш
I I
оо in
Рис. 2. Динамика результатов стрельбы в недельных тренировочных циклах
Таким образом, проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Нарушение функции вестибулярного аппарата у глухих и слабослышащих спортсменов и соответственно вестибулярной устойчивости негативно влияет на сохранение ими статического равновесия.
2. Включение в тренировочный процесс дополнительных упражнений, направленных на развитие вестибулярного аппарата и координационных способностей, ведёт к улучшению устойчивости и, как следствие, росту результатов стрельбы.
3. Результаты тестирования статического равновесия в ЭГ за 10 недельных тренировочных циклов превышают данные показатели КГ. Рост показателей стрельбы также выше в ЭГ.
Список литературы
1. Ванштейн, Л. М. Психология в пулевой стрельбе / Л. М. Вайнштейн. — М. : Изд-во ДОСААФ, 1981. — 142 с.
2. Удалова, А. А. Дифференцированный подход в развитии равновесия у стрелков-пулевиков / А. А. Удалова // Учёные зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгаф-та. — 2015. — № 1. — С. 176-182.
3. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / С. П. Евсеев. — М. : Спорт, 2016. — 616 с.
Поступила в редакцию 12 февраля 2019 г.
4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спорт глухих : утв. приказом Министерства спорта РФ от 3 февр. 2014 г. .№ 70) // Система ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/70620534/
5. Частные методики адаптивной физической культуры / под ред. Л. В. Шапковой. — М. : Совет. спорт, 2007.
6. Юрьев, А. А. Пулевая спортивная стрельба / А. А. Юрьев. — М. : Физкультура и спорт, 1973. — 432 с.
7. Глухих нет. Новостной портал // Глухих.пе! — URL: https://www.gluxix.net/
Для цитирования: Орехов, С. В. Развитие статического равновесия у стрелков из пистолета с нарушением слуха / С. В. Орехов, Г. И. Дерябина, В. Л. Лернер // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 75-80.
Сведения об авторах
Орехов Сергей Викторович — тренер-преподаватель отделения адаптивного спорта детско-юношеской спортивной школы № 1, магистрант первого года обучения по направлению подготовки 49.04.02 — физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, Россия. oreh-sv@yandex.ru
Дерябина Галина Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания
и адаптивной физической культуры, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, Россия. dergal@yandex.ru
Лернер Виктория Леонидовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, Россия. vikun69@yandex.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 75-80.
The Development of Static Balance of Shooters with a Pistol with Hearing Impairment 1Orekhov S.V., 2Deryabina G.I., 3Lerner V.L.
1Children and youth sports school № 1, Tambov, Russia. oreh-sv@yandex.ru
2Tambov State University named after G. R. Derzhavina, Tambov, Russia. dergal@yandex.ru
3Tambov State University named after G. R. Derzhavina, Tambov, Russia. vikun69@yandex.ru
The article presents guidelines for the development of static balance in shooters with a pistol with hearing impairment. Proposed and substantiated the content of the methodology for the development of this ability in athletes with hearing impairment.
Keywords: static balance, shooters with a pistol, karate, shooters with hearing impairment.
References
1. Vanshteyn L.M. Psikhologiya v pulevoy strel'be [Psychology in bullet shooting]. Moscow, 1981. 142 p. (In Russ.).
2. Udalova A.A. Differentsirovannyy podkhod v raz-vitii ravnovesiya u strelkov-pulevikov [Differentiated
approach to the development of equilibrium at shooters puleviki]. Uchyonye zapiski Universiteta imeni P.F. Les-gafta [Scientific Notes University of P.F. Lesgaft], 2015, no. 1, pp. 176-182. (In Russ.).
3. Yevseyev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Theory and organization of adaptive physical culture]. Moscow, 2016. 616 p. (In Russ.).
4. Federal'nyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta sport glukhikh. Utverzhdyon prikazom Ministerstva sporta RF ot 03.02.2014 № 70) [Federal standard of sports training in the sport of deaf sports (app. By order of the Ministry of sport of the Russian Federation from 03.02.2014 of № 70)]. Sistema GARANT [System GARANT]. Available at: http://base.garant. ru/70620534/(In Russ.).
5. Chastnyye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul'tury [Private methods of adaptive physical culture. Edited by L.V. Shapkova]. Moscow, 2007. (In Russ.).
6. Yur'yev A.A. Pulevaya sportivnaya strel'ba [Bullet shooting]. Moscow, 1973. 432 p. 42. (In Russ.).
7. Glukhikh net. Novostnoy portal [No deaf. News portal]. Gluhih.net. Available at: https://www.gluxix.net/ (In Russ.).