Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее предпринимательство / меры государственной поддержки / налоговые льготы / кредитование бизнеса.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Мукашева

В статье анализируется текущее состояние среднего бизнеса в Казахстане. Исследуются причины снижения предпринимательской активности среднего бизнеса страны, изучена степень влияния различных факторов, таких, как ориентация налоговых льгот на малый и микробизнес, приоритетная государственная поддержка малого и микробизнеса, отсутствие дешевых долгосрочных кредитов на развитие среднего предпринимательства и др. Выделены факторы, способствующие риску развития теневой экономики и препятствующие консолидации бизнеса. Рассмотрены пути совершенствования мер государственной поддержки и налоговых льгот для стимулирования развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

А.М. Мукашева

РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В статье анализируется текущее состояние среднего бизнеса в Казахстане. Исследуются причины снижения предпринимательской активности среднего бизнеса страны, изучена степень влияния различных факторов, таких, как ориентация налоговых льгот на малый и микробизнес, приоритетная государственная поддержка малого и микробизнеса, отсутствие дешевых долгосрочных кредитов на развитие среднего предпринимательства и др. Выделены факторы, способствующие риску развития теневой экономики и препятствующие консолидации бизнеса. Рассмотрены пути совершенствования мер государственной поддержки и налоговых льгот для стимулирования развития бизнеса.

Ключевые слова: среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, налоговые льготы, кредитование бизнеса.

Как показывает международный опыт, сектор малого и среднего предпринимательства обеспечивает занятостью наибольшую часть населения, а также формирует фундамент «среднего класса», обеспечивая политическую и социальную стабильность государства. Развитие и укрупнение предпринимательства с учетом перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрению механизмов инновационного, эффективного производства, является одним из условий успешного развития экономики.

© А.М. Мукашева, 2022.

Научный руководитель: Орунханов Мурат Кадесович - доктор физико-математических наук, профессор Кабинета Разработки и реализации образовательных программ, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Кроме того, крупные развивающиеся страны стремятся продвигать и защищать крупные государственные компании в стратегических секторах. В этом направлении открываются новые возможности средним компаниям, которые научатся предоставлять товары и услуги крупным предприятиям.

В рамках работы проведен обзор отечественных и зарубежных работ по теме исследования. Так, в работе Роберта Шера «Сильный средний бизнес» отмечается, что, несмотря на важность экономики, рынок средних компаний — это зона, о которой мы знаем значительно меньше, чем о малых и крупных компаниях. В статье представлены основные цифры по развитию среднего бизнеса в США, согласно которым средний бизнес не только приносит больший доход, чем малый бизнес, но и обеспечивает практически такой же уровень занятости несмотря на то, что его численность в 30 раз меньше, чем численность малых компаний (34% рынка труда по сравнению с 35% в случае малых компаний). Продолжительность жизни компании в среднем бизнесе такая же, как и в крупном - 70% удается выжить в течение 20 и более лет, по сравнению только с 16% в случае малого бизнеса. Компании среднего размера достаточно стабильны и обеспечивают долгосрочную занятость. [1]

В своей книге «Развитие бизнеса. Инструменты прибыльного роста» Харниш В. отмечает, что при открытии бизнеса 96% остаются малыми и только 4% переходят на следующий уровень из тех предприятий, которые выживают. Для развития и роста бизнеса, в книге отмечается необходимость привлечения и удержания нужных людей, наличие стратегии, ее четкое исполнение, наличие денег, чтобы успешно пережить кризисы и трудности. [2]

В статье «Создание нации новаторов» говорится, что, несмотря на высокие показатели Канады в области открытия бизнеса, относительно немногие компании превращаются в конкурентоспособные на мировом уровне компании, экспортирующие и работающие на переднем крае инноваций. Также отмечается, что такие фирмы делают большие инвестиции в исследования и разработки; они более производительны; платят более высокую заработную плату; более кибербезопасны; у них более разнообразная рабочая сила; они больше экспортируют; и они обеспечивают сотрудникам большую безопасность работы и льготы. [3]

В статье «Правда о казахстанском бизнесе» Ехс1шгуе.кг представлены наиболее острые комментарии представителей бизнеса и независимых экспертов. Жанар Султанбекова отметила накопление денег у малого бизнеса при отсутствии инвестиций в себя. В то же время она отмечает, что консолидация бизнеса является очень важным фактором для развития экономики и, по сути, главным показателем развития бизнеса. Яна Исакова отметила необходимость системы, стимулирующей бизнес расти и переходить на новые этапы развития и др. [4]

Наряду с этим, согласно данным Бюро национальной статистики в Казахстане средние предприятия обеспечивают значительное количество рабочих мест (на основе данных 2020 года Бюро национальной статистики количество рабочих мест в среднем бизнесе составляет 143,2 человека на 1 среднее предприятие, в малом бизнесе составляет 5,2 человека) и являются производительнее (производительность одного среднего предприятия составляет 2599,5 млн тенге на человека, на малом предприятии - 83,5 млн тенге на человека) относительно малого бизнеса.

Таким, образом, является важным обеспечение повышения активности среднего бизнеса.

Целью работы является определение барьеров и стимулов для развития среднего бизнеса и выработка конкретных предложений и подходов по улучшению позиций бизнеса в экономике для обеспечения достижения показателя по доведению доли среднего бизнеса до 15% от ВВП.

При написании работы использовались статистически методы исследования, анализ контента, метод интервью, анализ действующих документов системы государственного планирования и нормативных правовых актов страны. Также в качестве источников были использованы данные статистики, статьи, отчеты, публикации, электронные ресурсы, находящиеся в свободном доступе.

По данным бюро национальной статистики Республики Казахстан наблюдается значительный рост доли валовой добавленной стоимости малого и среднего бизнеса в ВВП с 25,9% до 32,8% за счет роста малого бизнеса с 16,1% до 26,3%. При этом, доля валовой добавленной стоимости средних предприятий в ВВП Казахстана составила 6,6%, что на 3,2 процентных пункта ниже, чем в 2014 году. [5] Стоит отметить, что в развитых странах этот показатель превышает 15%.

31,7

32,8

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

■ Доля ВДС среднего предпринимательства в ВВП з

■ Доля ВДС малого предпринимательства в ВВП з Доля ВДС МСБ в ВВП

Рис. 1. Доля ВДС МСБ в ВВП за 2014-2020 годы

Составлено автором на основе данных Бюро национальной статистики Республики Казахстан. Как видно на рисунке 2, наблюдается снижение доли среднего бизнеса с 3% до 2% в общем количестве действующих юридических лиц. Так, преобладающая часть представлена малым бизнесом - 97%, на долю крупного и среднего бизнеса приходится 1 % и 2 %, соответственно.

96% 2014

97% 2020

средние

■ крупные

■ малые

Рис. 2. Доля действующих юридических лиц по размерности

средние крупные малые

Составлено автором на основе данных Бюро национальной статистики Республики Казахстан.

Данные таблицы 1, показывают, что наблюдается снижение количества субъектов среднего бизнеса. Так, количество действующих средних предприятий сократилось с 2897 единиц в 2015 году до 2486 единиц в 2020 году [5]. Несмотря на отрицательную динамику по количеству средних предприятий наблюдается незначительный рост численности занятых с 351 779 до 355 934 человек и увеличение более чем в два раза выпуска продукции и валовой добавленной стоимости субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таблица 1

Показатели среднего бизнеса в Республике Казахстан за 2015-2020 годы.

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Количество активных субъектов малого и среднего предпринимательства 2 897 2 711 2 618 2 620 2 502 2 486

Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве 351 779 352 954 361 393 364 888 364 865 355 934

Выпуск продукции субъектами малого и среднего предпринимательства 3 076 564 3 484 992 4 045 875 5 118377 5 929 183 6 462 457

Валовая добавленная стоимость среднего предпринимательства (млрд тенге) 2 009, 8 2 225,2 2 465, 5 3 603,8 4 284,5 4 639,8

Дальнейшее сокращение среднего бизнеса может привести к сокращению занятости и снижению производительности экономики, в результате чего может возникнуть социальная напряженность населения, замедление экономического роста и усугубиться технологическое отставание страны от развитых стран.

Причинами снижения количества средних предприятий являются следующее: Первое. Ориентированность налоговых льгот на малый и микро бизнес. Налоговые ставки для субъектов малого и микро бизнеса могут быть значительно ниже общеустановленных для всех, при применении специального налогового режима. При переходе бизнеса на средний бизнес, налоговая нагрузка возрастет. С целью снижения налогообложения имеется риск дробления среднего бизнеса на малый бизнес, предоставления серых зарплат «в конвертах».

Второе. В центре внимания мер государственной поддержки малый и микробизнес в рамках программных документов (Дорожная карта бизнеса-2020, Программа развития массового предпринимательства и продуктивной занятости Ецбек, развития регионов, инфраструктурного развития «Нурлы-жол», развития туристской отрасли, развития Агропромышленного комплекса, «Цифровой Казахстан», индустриально-инновационного развития и др.). К примеру, в рамках субсидирования процентной ставки по программе «Дорожная карта бизнеса», количество проектов по средним предприятиям составляет 14% от общего, малым - 85%. [6]

Третье. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками недоступны и непривлекательны из-за высоких процентных ставок, сложности процедур, небольших сроков кредитования и т.д. [7] В сравнении с развитыми странами в Казахстане довольно большой процент базовой ставки: 9,75% против 0-0,25% в США и 0-1,88% в Германии. [8]

Четвёртый. Сильное участие государства в экономике, которое ограничивает рост производительности частного сектора. Квазигосударственный сектор оказывает значительное влияние не только своим присутствием, но и способностью влиять на государственную политику с точки зрения получения льгот [9]. В Республике Казахстан, согласно официальной статистике, в 2021 году среди общего числа действующих предприятий среднего и крупного бизнеса около половины были государственными, так, для субъектов среднего и крупного бизнеса этот показатель составил 50,8% (государственных) и 49,2% (частных) соответственно.

Следует отметить, что согласно Национальному плану развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденному Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 у Казахстана стоит цель по доведению доли среднего бизнеса в экономике до 15 % ВДС в ВВП. [10]

Для достижения этого показателя в рамках проекта Концепции развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан до 2030 года основное внимание будет направлено на укрепление и развитие предпринимательства для преобразования малого бизнеса в средний и среднего в крупный путем построения открытой и инклюзивной системы, поощряющей личную инициативу, экономическую активность и готовность к предпринимательскому риску. Планируется сократить количество существующих нормативных актов за счет устранения дублирования и отмены невостребованных инструментов, использования цифровых решений. Будут созданы когорты независимых и конкурентоспособных малых и средних предприятий в качестве основы для продвижения реформ и укрепления среднего класса страны. [11]

Заключение (выводы). На основе проведенного статистического анализа, интервью с представителями бизнеса, государственных структур и институтов поддержки и изученного зарубежного опыта можно сделать следующие выводы и рекомендации.

Меры государственной поддержки и налоговые льготы не должны препятствовать конкуренции между предприятиями. Для этого необходимо провести детальный анализ с дальнейшим сокращением как неэффективных налоговых льгот, из-за которых предприятия уходят в тень, так и мер государственной поддержки, создающих неравные условия между конкурентами. При необходимости возможно введение адресных мер государственной поддержки, например, экспортоориентированных или уникальных (инновационных) товаров.

Кроме того, средний и крупный бизнес приоритетно нуждается в нефинансовых мерах государственной поддержки, чем в прямом финансировании. В этом направлении необходимо оптимизировать налоговую документацию, создать центр, куда можно обратиться за консультационной поддержкой при НПП «Атамекен», то есть «Атамекен» должен выступать своеобразной информационной базой, предоставляющей информацию о нишах на мировом рынке, перечень товаров и поставщиков, инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

Такая система государственной поддержки, учитывающая новую модель экономического развития страны и новую повестку дня в сфере предпринимательства, позволит бизнес-сообществу посылать более

четкие сигналы о приоритетах в развитии малого и среднего бизнеса и стимулировать рост конкурентоспособности и производительности, устранять барьеры на пути консолидации бизнеса. В конечном счете, это создаст необходимые условия для диверсификации и повышения устойчивости экономики страны.

Библиографический список:

1.Шер Р. Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста. Изд. Альпина Диджитал, 2016.

2.Харниш В. Развитие бизнеса. Инструменты прибыльного роста. Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2016.

3.Статья «Создание нации новаторов» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ic.gc.ca/eic/site/062.nsf/eng/h_00105.html

4.Статья «Правда о казахстанском бизнесе» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.exclusive.kz/expertiza/biznes/14340/

5. Официальный сайт Бюро национальной статистики сайт Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, раздел «Официальная статистика - Малое и среднее предпринимательство» https://stat.gov.kz/official/industry/13 9/statistic/6

6.Официальный сайт акционерного общества "Фонд развития предпринимательства «Даму» [электронный ресурс]. - URL: www.damu.kz.

7.Статья «Почему в Казахстане возникла проблема с кредитованием» [Электронный ресурс]. - URL: https://forbes.kz/process/expertise/pochemu v Kazahstane voznikla s kreditovaniem?

8.КунязоваС.К., Кунязов Е.К., PhD, Кадырова А.С., Жетпысбаев С.К. Основные предпосылки активизации развития малого и среднего предпринимательства Казахстана в современных условиях - ^азак; экономика каржыжэнеха-льщаральщсаудауншерситетшщжаршысы. ^аржыжэнеесепсериясы. - Нур-Султан,2021. - №3(44) - С. 106-112.

9.Всемирный Банк «Казахстан: преодоление стагнации производительности», страновой экономический меморандум, 2018 г.

10.Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года: утв. Указом Президента Республики Казахстан от15 февраля 2018 года № 636. // https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636.

11.Статья «Как малый и средний бизнес будут трансформировать в крупный, рассказали в Миннацэкономики» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.inform.kz/ru/kak-malyy-i-sredniy-biznes-budut-transformirovat-v-krupnyy-rasskazali-v-minnacekonomiki a3879277.

МУКАШЕВА АСЕММАРАТБЕКОВНА - магистрант, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.