Научная статья на тему 'Развитие справочно-поисковых систем в России'

Развитие справочно-поисковых систем в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1165
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СПС «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» / «ГАРАНТ-СЕРВИС» / СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / LEGAL SYSTEM «CONSULTANT» / «GARANT» / LEGAL INFORMATION / FINANCIAL INFORMATION / LEGAL SYSTEM / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмичева Ирина Александровна, Флик Евгения Глебовна

Информация всегда рассматривалась как ресурс, который имеет определенное значение. При этом преимущества обычно были на стороне того, кто владеет информацией. Сфера создания, обращения и уничтожения информационных ресурсов является сферой применения правовых регуляторов в глобальном, мировом масштабе. Одновременно с установлением правовой характеристики, правового режима объекта отношений (информационных ресурсов в разных формах) потребовалось урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав. Возникла необходимость в создании законодательной базы в области информации и информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of reference-search engines in Russia

Information has always been recognized as a resource, which has a certain value. The advantages were always on the side of the person who owns the information. Scope of the creation, circulation and destruction of information resources is the scope of the legal controls on a global, worldwide. Simultaneously with the establishment of the legal characteristics of the legal regime of object relations information resources in various forms, and the settlement required the legal status of the subjects, the normative definition of their rights in relations over the information. There was a need for legislation in the field of information and information society.

Текст научной работы на тему «Развитие справочно-поисковых систем в России»

УДК 34.09

Кузьмичева Ирина Александровна, Флик Евгения Глебовна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Развитие справочно-поисковых систем в России

Информация всегда рассматривалась как ресурс, который имеет определенное значение. При этом преимущества обычно были на стороне того, кто владеет информацией. Сфера создания, обращения и уничтожения информационных ресурсов является сферой применения правовых регуляторов в глобальном, мировом масштабе. Одновременно с установлением правовой характеристики, правового режима объекта отношений (информационных ресурсов в разных формах) потребовалось урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав. Возникла необходимость в создании законодательной базы в области информации и информатизации общества.

Ключевые слова и словосочетания: правовая информация, финансовая информация, СПС «КонсультантПлюс», «Гарант-Сервис», справочноправовые системы, информационные ресурсы.

Человек с рождения и до конца своей жизни окружен информацией. Он ею пользуется, обогащает или портит. Это касается не только отдельной личности, но и целых групп, которые формируются в рамках цивилизации, в определенных временных и геополитических условиях.

Информация всегда рассматривалась как ресурс, который имеет определенное значение. При этом преимущества всегда были на стороне того, кто владеет информацией. Метки на охоте, наскальная живопись, документы на пергаменте и бересте - все это сообщает нам информацию, на сегодняшний день уже исторического характера. В доисторические времена были предприняты первые попытки ее сбора и аккумуляции. Библейское значение «слова» - это уже легитимация через обычай и христианскую нравственность. Первые библиотеки и архивы появились задолго до нашей эры.

Существующие исторические и литературные источники пронизаны информацией, способами ее добычи и использования. Со времени начала развития капитализма и конкуренции, раздела сфер влияния в геополитической системе информация не только включается в ресурс отдельных политических, экономических структур, но и становится в ряд с ресурсами массового образования и развития материального и интеллектуального характера. В наши дни появляется конкуренция в системе ресурсов, где

информация вытесняет материальные, природные ресурсы. Сфера создания, обращения и уничтожения информационных ресурсов является сферой применения правовых регуляторов в глобальном, мировом масштабе.

Одновременно с установлением правовой характеристики, правового режима объекта отношений (информационных ресурсов в разных формах) потребовалось и урегулирование правового статуса субъектов, нормативное определение их прав. Возникла необходимость в создании законодательной базы в области информации и информатизации общества.

Право на информацию у человека возникло с момента формирования цивилизации, однако правовая платформа для этого права появилась не так давно.

Сначала появилось признание за человеком и гражданином права на получение информации посредством международных и национальных актов. Легитимация этого права была осуществлена в момент принятия Всеобщей Декларации прав человека Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах, который был принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. Невзирая на дату подписания, он был принят и вступил в силу, благодаря резолюции Генеральной Ассамблеи ООН только в 1976 г.

В ноябре 1950 г. была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу в сентябре 1953 г. В этих документах проблема права на информацию находилась в системе других прав человека. Однако постепенно проблема права на информацию приобретала самостоятельное значение. Это было связано с осознанием значения средств массовой информации и реализацией права на информацию.

В 1970 г. была принята и подписана европейская Декларация о средствах массовой информации и правах человека, принятая Консультативной Ассамблеей Совета Европы. В 1967 г. на Стокгольмской конференции принята Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая вступила в силу в 1979 г.

Совет Европы и Комитет министров Европы приняли ряд актов по обеспечению прозрачности деятельности публичной администрации и свободы мнений в СМИ.

1970 - 1980 гг. - период формирования национального законодательства США в области регулирования массовой и официальной информации, обеспечения доступа к информационным системам открытого режима, а также оформления режима ограничений доступа к государственной тайне и другим видам информации ограниченного доступа: законы США «О свободе информации» (1966 г.) и «Об открытости правительства» (1976 г.). В них речь идет об упорядочении документированной информа-

ции в системе публичной администрации и обязанностях правительства реализовать право граждан на доступ к ней.

Законодательство Франции по этой проблеме развивается примерно в том же ключе. Принимаются законы об опубликовании и распространении некоторых видов опроса общественного мнения, о мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, об административных, социальных и финансовых положениях; закон о финансовой гласности политической жизни.

Одновременно с развитием законодательства о средствах массовой информации принимаются законы по авторскому и патентному праву к таким объектам творчества, как программы для персональных компьютеров, базы данных, микросхемы, используемые в процессе информатизации, совершенствуется национальное законотворчество о механизмах предоставления информации, в особенности правительственной официальной, гражданам по каналам библиотек и архивов.

Развивается и совершенствуется законодательство по защите разных категорий информации: персональных данных, государственных секретов, других видов конфиденциальной информации. Появляется открытость и прозрачность государственных структур и поднимается вопрос защиты тех категорий, которые не подлежат открытому доступу.

Например, акт «Принципы информирования общества», принятый Национальной комиссией США по библиотекам и информатике в середине 1990 г., характеризуется тем, что из всей информации правительственных структур выделил категорию общественно-значимой информации, относимой к национальному достоянию, и ориентировал ведомства иметь Правительственный указатель такой информации, а библиотеки - представлять такую информацию пользователям в обязательном порядке.

Декларация о праве доступа к информации, принятая в комплексе Маастрихтских документов по Европейскому союзу в феврале 1992 г., содержит важнейшие европейские нормативы в области регулирования права на информацию и включает такие акты, как Конвенция (108) Совета Европы от 28 января 1981 г. «О защите личности и отношении автоматической обработки персональных данных»; Директива 95/46/СЕ «О защите физических лиц в условиях автоматической обработки данных и о свободном обращении этих данных» (24 сентября 1995 г.). Они предусматривают, что к 1998 г. на основе существующей договоренности стран Европейского союза должны быть приняты «необходимые для выполнения данной директивы юридические, регламентные и административные меры».

Наиболее остро обозначается на этом фоне конфликт между правительственными структурами и средствами массовой информации, которые требуют все больших гарантий по части открытости государственной

политики и практики перед обществом. На решение этой проблемы направлены документы, принимаемые группами экспертов, они не имеют нормативного значения, но отражают суть дела. Это Тулуарская декларация, принятая руководителями независимых информационных структур в мае 1981 г. в рамках Международной конференции «Голос свободы», и Йоханнесбургские принципы «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации» (1 октября 1995 г.).

Не меньшее значение, чем первые законы США и других стран о свободе информации, имеют такие, как доклад Клинтона-Гора, распространяемый с 1993 г., о национальной информационной инфраструктуре и Белая книга Европейской комиссии «Рост конкуренции, занятость, цели и пути в XXI веке», на основе которой создан доклад «Европа и мировое информационное сообщество. Рекомендация Совету Европы, представленная в Брюсселе 26 мая 1994 г., благодаря которой в оборот введен термин «информационное сообщество».

В 2010 г. исполнилось 35 лет с начала правовой информатизации в России, поскольку в 1975 г. руководство СССР приняло решение о создании первой информационной базы нормативных документов. 25 июня 1975 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства», в котором признавалось необходимым «ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах».

Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи были включены: государственный учет нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем на базе НЦПИ создается первая справочно-правовая система «Эталон», предназначенная для внедрения и использования в государственных структурах.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многим специалистам (юристам, бухгалтерам, аудиторам, руководителям организаций) понадобилась полная и актуальная правовая информация. Ключевую роль в обеспечении широкого доступа к законодательству и создании рынка СПС в России, как и в развитых зарубежных странах, сыграли негосударственные компании.

Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство ЮТКЛЬЕХ, которое в 1989 г. разработало программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).

Одновременно разрабатываются справочно-правовые системы Научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). Первая разработка НПО «ВМИ» появилась

в 1990 г. Это была легендарная ныне справочно-правовая система «Гарант». Впоследствии из-за возникших разногласий по распространению системы от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», продолжившая разрабатывать, внедрять и распространять систему «Гарант».

В 1992 г. НПО «ВМИ» пошло другим путем и выпустило в свет правовую систему нового поколения СПС «КонсультантПлюс». Эта разработка учитывала опыт предыдущих десятилетий и в то же время содержала новые решения. При этом в основу СПС «КонсультантПлюс» легли передовые технологии и уникальные принципы организации сервиса, заключающиеся в построении системы доступа к правовой информации на всей территории России.

Был создан не только новый уникальный продукт, но и организована широчайшая всероссийская сервисная сеть по распространению правовой информации. Разработчики «КонсультантПлюс» заложили основы развития новой отечественной отрасли - отрасли распространения правовой информации.

Таким образом, современный этап развития общества сопровождается «информационным бумом», когда объемы информации быстро увеличиваются за более короткие промежутки времени. Состояние правовой и финансовой информации, безусловно, в полной мере соответствует этой тенденции. Работа финансистов и налоговиков, постоянно ссылающихся на правовые документы, кроме этих проблем осложняется еще высокой степенью ответственности за принятые решения. Преимущество в такой ситуации будет иметь специалист, который владеет более качественным и надежным инструментом поиска и обработки правовой и финансовой информации. Такой инструмент представляют собой компьютерные справочные правовые системы (СПС), в частности, система «КонсультантПлюс». Система предоставляет специалистам в финансовой и налоговой сферах широкие возможности для получения подборок документов и последующей работы с ними.

1. Камынин В.Л. Правовая информатика с изучением систем «Кон-сультантПлюс» / В. Л. Камынин. - М.: НПО «Вычислительная математика и информатика», 2002.

2. «Норматив» - справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kontur-normativ.ru.

3. Сайт компании «Базис». Режим доступа: www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.